Форум » Гитарные усилители » Двухканальная голова плюс кабинет 2Х12 » Ответить

Двухканальная голова плюс кабинет 2Х12

major: Добрый день! На стапеле - затяжной проект. Затяжной, т.к. работы много, а свободного времени - мало. Кроме того, параллельно строю дом и осваиваю гитару. Короче, накрыло, на старости лет. Уже начинал на Форуме обсуждение вопросов изготовления силового трансформатора к этому проекту, и поэтому прошу Леонида перенести сюда сообщения из темы "Ещё о силовом трансформаторе", чтобы инфа не была разбросана по темам. Исходник для головы взят из схемы Ерасов Детонатор 50. Не кидайте в меня тухлыми яйцами, мне так захотелось. Всё равно там всё взято (мягко говоря) у фендеров да маршаллов. Для себя я считаю данный проект - самым сложным. Основная сложность в том, что там просто много всего, плюс релейное управление переключением режимов. Сложности в наладке, думаю, всё равно возникнут, а помощи кроме Вас - мне спросить особо не у кого. На данный момент есть корпус усилителя, который я уже начал наполнять кишками. Собрал и установил блок питания, вчера пробовал включать на эквиваленте нагрузки. Разница анодного на диодах и на кенотронах составила 28 В (478 и 450) (при одной и той же нагрузке. Попробовал поставить гасящие сопротивления перед диодами - в оба плеча выпрямления по 130 Ом - анодное стало практически одинаковое.

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

major: [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img]

major: Да, забыл написать что я решил добавить от себя: 1. Это, собственно, схема двойного выпрямления (хотя она вроде и была изначально в Детонаторе, пока не засудили, не знаю). 2. Ламповое тремоло. Взято у тех же фендеров, принцип работы - BIAS modulating tremolo - т.е. теребонька напряжения смещения выходных ламп. С этой схемой тоже пока не всё понятно, обсудим по мере сборки конструкции. За безграмотные надписи на панельке прошу не ругать , так получилось, т.к. надписи вырезались на фрезере моими знакомыми по принципу испорченного телефона.

SergeL: Серьёзно взялись. Удачи. Строил как-то комбик, потом голову. Кое-какое понимание в теме есть. В кабинете планируете разные динамики?


major: Из непонятого. Так и не нашел пока информации: заложено ли в конструкции Рект уменьшение анодного напряжения в точке А при переключении с диодов на кенотроны? [img][/img] Или анженера заморские так мастерски рассчитали параметры трансформатора, так тщательно подобрали диоды и кенотроны, что такое переключение не приводит к изменению анодного? И нужно ли вообще к этому стремиться? По предварительной прикидке разница в моём случае составит около 30 вольт в точке А. Что приведет к пропорциональному уменьшению анодного тока ВСЕХ ламп, т.к. источник - общий. На задней панели таких усилителей тумблер переключения выпрямителей недвусмысленно указывает на то, что должно произойти падение мощности. [img][/img] Какие мнения? Бороться с этой разницей или забить?

Сергеев Сергей: С ПП-диодами напряжение, конечно, больше, т.к. их внутреннее сопротивление намного меньше, чем у кенотронов. Думаю так: настроить с ПП-диодами на максимальную мощность. С кенотроном будет меньше. но надёжнее.

major: Сергей, я с вами согласен. Тут нужно немного понимать специфику использования такого оборудования. А гитарист я - начинающий, мягко говоря... Я думаю, что режим на диодах подойдет больше для жёсткого "металла". А кенотронный режим, надо полагать, подойдёт больше для блюзо-джазового стиля. Вообще, цель такая, собственно, и была. Получить без использования примочек и педалей чисто ламповый старый блюзовый звук. Хотя в схеме предусмотрена активная петля эффектов, кто знает, может меня на экзотику потянет? Сейчас играю через тюб скример на самом маленьком драйве через однотактный микрокомбик - и мне вполне хватает. Надеюсь, что с этой головой педаль вообще не понадобится. Повторюсь, анодное с диодов под нагрузкой будет примерно +478 В, с кенотронов +450 В. Возможно, я перестарался с силовым трансформатором, и он получился слишком жестким. Транс выходной ерасовский (ТВ-40) рассчитан на анодное +420В , так что я в обоих вариантах слегка выхожу за рамки и сдвигаю рабочую точку... Хоть гасящие кипятильники ставь.

Сергеев Сергей: Не думаю, что разница в 30 вольт как-то скажется на трансе. И всё же расчеты не всегда совпадают с практикой. Посмотрите, что будет в реале. Я гитарист вообще никакой Но часто приходится ремонтировать гитарные усилители.

SergeL: У схемотехники гитарных усилителей своя философия. Здесь про догматы хайэнда надо заставить себя забыть. Гитарники работают в классе Б или около. Моща превыше всего. Эти 30В им как слону дробина. А ёмкости фильтра ставят по минимуму. Лишь бы фон не очень докучал. Соответственно при высоком входном сигнале идёт просадка анодного, что в том числе участвует в создании гитарного звучания. Т.е. анодное намеренно модулируется сигналом.

major: Да, я про эти нюансы знаю, спасибо, конечно. Малые емкости в фильтрах, да ещё силовой транс рассчитанный впритык по мощности, чтобы тоже просадку давал... Компрессия, тудыть её в качель... Ладно, попробую собрать как есть, потом отпишусь, обсудим.

major: Доброго дня! Сборка идет своим чередом, но очень медленно. По пути возник непонятный момент. Не сталкивался раньше с таким решением. Перед катодным повторителем на выходе из петли эффектов стоит делитель 50/50. Зачем он? И как настроить этот каскад? При идеально подобранных элементах напряжение на сетке должно быть -1...-1,5 В относительно катода, как я понимаю. Ну так оно и будет в этих пределах. Зачем делитель? Лампа 6Н2П. [img][/img Вроде сам нашел ответ. Получается, здесь совместили две классические схемы включения катодного повторителя... Т.е. такое решение применено для того, чтобы схема работала одинаково хорошо вне зависимости от того, какую нагрузку я включу в петлю эффектов. Но ведь она и без делителя будет работать

r9о-11: Непонятно... "Делитель 50/50" - это цепь R41R42?

major: Да! С - это питание каскада - около +400В. Не могу понять, какое напряжение должно быть на сетке в такой схеме и за счет чего? За счёт катодного резистора, или цепочки R41-R42. В идеале должно быть +199,5 относительно земли, как я понимаю. Вообще, этот кусок уже спаял, нужно включить на выходных , да измерить, что получилось.

r9о-11: Резисторы R41R42 делят 400 В пополам и эти 200 В подаются на сетку. На катоде напряжение будет выше - написано, что там 201 В. Если 201 В поделить на сопротивление нагрузки, равное 82 кОм + 22 кОм, то получим ток в цепи около 1,9 мА. Напряжение на катоде не может быть ниже напряжения на сетке. Ну, в смысле, сделать то "ниже", наверное, можно, но, скорее всего, это будет неправильно. Настраивать там ничего не требуется - собрал, включил, само всё выставится.

major: Выставится то оно выставится... Причём я резисторы подобрал с минимальной разбежкой. А, скажем, если резисторы 41 и 42 будут процентов на 10-20 отличаться? R42>R41

r9о-11: Навроде, некритично.

major: Да, всё выровнялось. На сетке около -1,5В. Тут возник другой вопрос. У 6Н2П напряжение катод-подогреватель по справочнику 100В. У 12АХ7 - 180В. Не угробит ли лампу 200В на катоде ? Подавать дополнительный потенциал в 100В на подогреватель? Ещё момент. Есть устойчивое мнение музыкантов, что лампы EL34 вносят свой непередаваемый оттенок в звучание. Очень хотелось бы попробовать. При нынешних ценах покупать пару ламп я, конечно , не готов. Чем чёрт не шутит. Может у кого валяются без дела... ? Могу на обмен.

Сергеев Сергей: major пишет:Подавать дополнительный потенциал в 100В на подогреватель? Именно так.

major: Мдааа.... Там есть ещё один катодный повторитель перед темброблоком канала перегруза, и на катоде тоже 200В.... Все мелкие лампы питаются от одной обмотки накала, причем две лампы в предварительном каскаде - выпрямленным (с той же обмотки). Концы обмотки через резисторы 100 Ом посажены на землю. Как туда подать 100В? Эту засаду я не предусмотрел. Напрашивается три варианта: 1. Убрать выпрямитель из цепи накала и запитать все лампы 6Н2П переменкой с потенциалом +100В на подогревателях. 2. Купить лампы 12АХ7 и ничего не переделывать. 3. Поставить дополнительный ТН для этих двух ламп и подать +100В на подогреватель. Ну или вообще не париться, авось 6Н2П-ЕВ с ромбиком выдержат. Какие будут мнения? Вообще, эту петлю эффектов я уже спаял и включал, правда на аноде было не 400В а чуть поменьше. Пока не шарахнуло...

r9о-11: Я бы, наверное, поставил дополнительный трансформатор.

major: А если взять питание накала от обмотки накала, питающей выходной каскад и ФИ? Как-то это всё не правильно... Получается, +100В будет и где надо и где не надо. Одна половинка лампы - катодный повторитель - другая обычный каскад с общим катодом, и ей 100В на подогревателе тоже нафиг не нужно...

r9о-11: Так, если можно взять питание накала от обмотки накала, питающей выходной каскад и ФИ, то надо попробовать. Ну, а про наличие напряжения на подогреватель - так, вроде, это же совсем не страшно для ламп. А часто даже приветствуется, так уменьшает реакцию ламп на наводку 50 Гц. А нельзя сделать?

major: Можно, и делитель такой уже есть, но после выпрямителя стоят ещё два резистора на землю. Их просто выкинуть? Или в среднюю точку тоже 100В впендюрить? Хотя, эти 100В там и так уже будут через диоды. [img]картинка ссылка html[/img]

r9о-11: Думаю, что их соединение с землёй можно разорвать. Ну, а если появится фон - то попробовать подключить к +100 В (работа выпрямителя, вроде, никак не нарушается).

major: Если убрать R100 и R101 накал +6В повиснет в воздухе, что даст фон очень даже вероятно, и постоянка не поможет. Тут, как я понимаю, либо средняя точка должна быть на землю, либо пробовать +100В подавать туда же. Но такого цирка я нигде раньше не видел. Получится, что питаем лампу выпрямленным напряжением, и ещё подаём положительный потенциал на подогреватель.

r9о-11: Э-э-э... Я схему не помню. Почему если накал +6В повиснет в воздухе, то это даст фон? Если накалы ламп без среднего вывода, то их можно "отвязать" от прямого соединения с общим проводом.

major: Не помню. Я в корректоре делал 6В постоянки на накал, вроде, пока на землю минус не кинул - фонило.

r9о-11: Тогда, наверное, только "вживую" пробовать. В принципе - да, там получается, что "непривязанный" выпрямленный накал "подключается" к земле 100 раз в секунду. И при этом на короткие промежутки времени. А всё остальное время он по отношению к общему проводу "висит" в воздухе и между подогревателем и катодом образуется емкостная связь/конденсатор. Не знаю, насколько это критично, но думается, что если R100 и R101 не убирать, а соединить их общую точку через резистор 100 кОм с +100 В, мы "привяжем" подогреватель к земле и фона не будет. P.S. Может, всё же, проще будет с трансформатором накальным?

major: major пишет:P.S. Может, всё же, проще будет с трансформатором накальным? Андрей, эту бандуру уже вдвоём нужно ворочить, и это она ещё в корпус не установлена... Попробую через 100К подключить +100В после выпрямителя.

major: Почитал Моргана нашего Джонса... Всё разжевано про катодный повторитель. И накал нужно поднимать обязательно . И ещё много чего про катодный резистор и его влияние на компрессию сигнала в гитарных усилителях.

Сергеев Сергей: r9о-11 пишет:А нельзя сделать? именно так и надо сделать. И через выпрямитель пойдет 100 вольт. Только ставьте конденсатор не 1 мкф, а несколько десятков мкф. И резисторы заземления нужно убрать. Возможно для снижения фона подать 100вольт только на эти резисторы. Заземление будет через конденсатор. Эти 100 вольт ничем не нагружены- висят в воздухе. Поэтому соединять можно через одну точку. В принципе все равно куда на накал.

major: Вот ей богу, всю голову себе уже свернул с этой проблемой. В схеме лампового вибрато на выходе тоже стоит катодный повторитель с +200В на катоде. Итого - в трех разных лампах есть половинка - где нужно поднимать накал. При более внимательном изучении схемы "внезапно" обнаружилось, что эти же +- 6В питают обмотки реле, переключающих режимы усилителя через фут-свитч. Всего 5 релюшек. Т.е. эти же +100В попадут на транзисторы и оптроны схемы управления реле . Есть вторая накальная обмотка - питает ФИ и выходные лампы. Наверно, придется перепаять накальные провода и завести 100В на эту обмотку. На Истоке самая дешевая 12АХ7LPS A - 1250р. Но люди пишут, что не все 12ХАХА одинаково хорошо держат 200В на катоде...

Сергеев Сергей: Всё зависит от того, как включены эти реле. Если у них отдельное питание, не связанное с корпусом , то это 100 вольт будут висеть в воздухе и ничего страшного не случится. Это не про гитары. Просто пример. Вот схема корректора и пред усилителя. на выпрямленный накал подается около 100 вольт. этим же напряжением переключаются реле. Транзистор как фильтр питания накала. стабилизатор 7805 работает на реле. И везде 100 вольт. НО! эта цепь с общим проводом соединяется только по переменке через конденсатор 10мкф.

major: Включение реле сделано вот так: [img][/img] Таких переключателей 3 штуки с разными функциями. Р4 (Р3,Р5) - идет на ножку питания реле, на другую ножку реле приходит -3В. Вроде всё в воздухе висит. Конденсатор в делителе по моему 47мкФ у меня стоит. На Истоке происходит нервная движуха. 12АХ7ЕН в пятницу стоила 1700р, сейчас 1230р. Может подождать ещё недельку...? И ...

NICK1976: major пишет: несколько моментов по этому усю...(можно за основу взять месу дуал ректифайер, что по сути более правильно) 1-на выходе 6л6 и ел34 дают 2 принципиально разных звука ел34 грузятся раньше, и середина у них более окрашенная с 6л6 звучит круглее и стерильнее конкретно эта схема сильно интереснее с ел34 2-предвак на 6н2п-ев имеет право на существование только с пересчетом номиналов в сторону уменьшения, и коррекцией порядка 30-50 пикофарад в параллель с анодными резисторами иначе получается избыточно много зуда простые 6н2п вообще тухло звучат в данной конструкции 3-в петлю и фазик можно ставить 6н2п-ев без пересчета номиналов и коррекции, будет вменяемо жужжать, но возникает неудобство с потребностью наличия 2 типов ламп 4-подъем накала в этой схеме лучше сделать сразу, делителем с анодки, и подать на среднюю точку из пары резисторов 100 Ом, которые сейчас висят об землю никаких отдельных обмоток не нужно, выходным лампам этот потенциал на накале никак не мешает бонусом избавитесь от потенциального фона 5-разница при питании через кенотрон и диоды присутствует, никто эти напряжения не уравнивает, смещение строится под диодное питание, с кенами просто имеем более холодный режим для оконечника 6-реле в некоторых режимах довольно сильно хлопают в сигнал, в оригинале есть цепь мьюта оконечника, которая при любом переключении затыкает усь на доли секунды с реле более правильно по звуку, но геморройнее со щелчками, многие собирают на VTL5C, в принципе и исходники сейчас на них (имею в виду месу ректифайер) 7-при напряжении менее 400 В под нагрузкой на анодах, и соответственном снижении питания на предваке усилитель звучит крайне тухло, особенность режимов ламп в предваке и формировании перегруза 8-регуляторы гейна у Ерасова стоят меньшего номинала, ставить нужно то, что в оригинале (1мОм по памяти) 9-Вам непосредственно звук этого уся вкатил? или собираете по наитию? у месы очень специфичный перегруз, с мылом и пердежом, некоторым гитаристам очень вкатывает, некоторые терпеть не могут очень вкусно звучит в каб 4х12 с электровойсами евм12л, менее вкусно в 4х12 с силэйшенами винтаж 30 каб закрытый, и увеличенного объема именно тогда формируется тот самый месовский ууууух на палм мьюте в режиме модерн, с отключенной ООС оконечника

major: Ваууу!!! Вот это комментарий! NICK1976 - душевно благодарю Вас за то, что уделили мне столько времени!!! Слава богу - нашелся гитарист со знанием схемотехники гитарного усиления. Сейчас осмыслю всё и отвечу по пунктам

major: Для общего понимания: гитарист я начинающий, так, тренькал там что-то аккордами на акустике, а электрогитара появилась чуть больше года назад. Учусь сам (Ютюбный диванный гитарист), да плюс на работе есть почти профессионал, подсказывает иногда кое что. За это время собрал два комбика, один на 3 вата однотакт, другой на 40 - двухтакт на 6П3С Е. Исходя из вышеизложенного разговаривать со мной о предпочтениях пока рано. Для меня пока все лампы звучат одинаково. Схему выбрал скорее наобум, почитал отзывы - вроде люди хвалят... За основу взял Детонатор , блок питания анодки - у Месы дуал ректифаера, и ещё планирую вставить туда ламповое вибрато (модуляция смещения выходных ламп как у Фендеров). 1. EL34, конечно хочется попробовать, самая гитарная лампа, но пока жаба давит купить. В наличии есть 6П3С и 6П3С Е. 2. В предусилитель есть 6Н2П-ЕВ. Сейчас стою на распутье - поднять накал и оставить все лампы отечественные, или купить 3 штуки 12АХ7 в каскады с +200 на катоде. На Исток закинул запрос на 12АХ7ЕН - 1шт (выход перегруза) и 12АХ7LPS A - 2шт (петля эффектов и вибрато). Цена вопроса с пресылом - около 3 тр. Пока не решил. 3-4. - уже написал выше. 5. Спасибо, что обратили внимание на мой вопрос. Однако я уже сам додумался, да и Сергей С. подсказал, что ничего уравнивать не нужно. Сначала поставил на диоды гасящие резисторы, но сейчас я их убрал. Теперь на включенных диодах на анодах 6П3СЕ +460В при токе 35мА, на кенотронах +440В, ток чуть поменьше соответственно. 6. Реле у меня РЭС47, и щёлкают они даже сами по себе достаточно весело. Как на Месе мьют организован, что-то пока не нашел, не разобрался. Нужно посмотреть повнимательнее. 7. Очень ценная информация. Если честно я планировал снизить анодку в предусилителе. Запас по напряжению есть - буду его использовать по полной. 8. В этой схеме у Ерасова стоит 1М на гейне в чистом канале и 500К - в прегрузе, что даст потенциально замена на 1М? 9. Кабинет пока на стапеле. По доспециальнооперационным ценам успел купить пару CELESTION T5279AWD TF1218. Сейчас цена на них подскочила в 2 раза. Плюс две штуки 35ГДН-1-8 - из Веги, которая так и сгниёт в гараже, пусть лучше ещё послужит людям. Отключенная ООС оконечника - это когда выключен Дэмпинг, как я понимаю? NICK1976, хотелось бы иметь возможность оперативного общения при возникновении вопросов, если Вы не против. Можете скинуть в ЛС почту или Ватцап, телеграмм?

major: Принял решение использовать лампы 12АХ7 в катодных повторителях. Лампы уже едут. Удалось купить на отскоке курса валют по более-менее приемлемой для меня цене. По паспорту напряжение катод-подогреватель 200В. Думаю, что я точно не проиграю после такого выбора. Во-первых: сама по себе лампа гитарная, что нельзя сказать с уверенностью о 6Н2П, да и схема заточена под 12АХ7; во-вторых: не нужно городить поднятие накала, на котором завязано ещё управление реле. При этом остается надеяться, что фон без поднятия накала входных ламп будет минимален, для этого входные каскады канала перегруза питаются выпрямленным напряжением. Короче, лень- двигатель прогресса.

major: Потихоньку, помаленьку продвигаюсь... [img][/img] Футсвитч. Добавил одну кнопку для вибрато. Купил три штуки 12АХ7, перепаял панельки. Сначала думал - бракованные - они почти не светятся и не греются! Ещё едет пара EL34. Интересно, услышит моё тугое ухо разницу... ?

major: Сборка продолжается... Собрал блок питания, петлю эффектов ,ФИ , ламповую модуляцию биаса и оконечник. Ламповое вибрато , кстати, звучит очень прикольно. Только вот не знаю пока как его применение сказывается на жизни выходных ламп. Тестировал, подавая сигнал от генератора и гитары на Return петли эффектов. Всё работает, но вот при выкручивании в максимум регуляторов Мастер громкости и Презенс появляется самовозбуд на 15кГц. Переключатель Дэмпинга при этом находится в положении ON. Танцы с бубном пока не помогли. В петле стоит 12АХ7, в ФИ -6Н2П-ЕВ, в оконечнике - 6П3С-Е. Схема: https://www.yerasov.ru/sites/default/files/schemas/detonator_50_0.pdf Про Дэмпинг: В инструкции написано: Переключатель DAMPING служит для включения обратной связи. В положении OFF в миксе преобладает середина и DETONATOR 50 приобретает модерновое звучание. При переключении тумблера в положение ON происходит демпфирование динамиков, и звучание перегруза становится менее динамичным. В миксе будут преобладать низкие частоты, характер перегруза более традиционный. Я так понимаю, что провала по громкости при этом переключении не должно происходить. На деле же происходит следующее: Отсоединяю провод ОС от выходного разъёма, подключаю генератор, измеряю сигнал на выходе. Включаю Дэмпинг в положение ON , подсоединяю провод ОС - выходной сигнал падает на 6 дБ - вроде всё логично. Переключаю демпинг в положение OFF - сигнал на выходе падает ещё на 6 дБ . При этом Презенсем можно поднять середину до прежнего уровня, но разве так и должно быть? Переключатель Дэмпинга там сдвоенный, он переключает не только цепь ОС от выходника, но также изменяет сопротивление в цепи сигнала от анодной нагрузки выходной лампы петли до верхнего контакта потенциометра Мастер громкости. Я думал, что это сделано для компенсации уровня выходногого сигнала при переключении Демпинга. Но, наверно не угадал... Попутно подготовил корпуса. Может открою америку, но использовал такую технологию: Обклеил корпуса грубым брезентом (было несколько кусков) на ПВА, покрыл грунтовкой на 2 слоя и покрасил черной краской. Получилась довольно брутальная структура: [img][/img] Импортозамещение плюс жаба покупать заморский дермантин сделали своё дело .

major: С Дэмпингом вроде разобрался. Цепочка резисторов R48 и R49 почему то не обеспечивала выравнивание выходного сигнала при включении - выключении ООС. Подобрал резистор R48 таким образом, что всё стало ровно. При его номинале 400кОм сигнал на выходе практически не меняется. Возможно, такая вольность внесет какой-то вклад в формирование АЧХ, но не думаю, что я это услышу. Какие мнения? Провод с Р6 идет через конденсатор 0,022 мкФ на фазоинвертор. Общее сопротивление резисторов при параллельном включении стало 141кОм против 180кОм, как было в оригинале. [img][/img]

major: Сборка продолжается. Самовозбуд на предельной громкости удалось победить путем полной переделки схемы петли эффектов. Слишком она была размазанная, теперь всё практически смонтировано в пределах ламповой панельки. Погонял на всех режимах тракт Петля-ФИ-оконечник, всё ОК. Есть лёгкий фон на максимуме громкости, но это нормально. Узнал из одного уважаемого источника, что лампа 12АХ7 (в отличие от ECC83S) плохо держит большой потенциал катод-подогреватель. И при заявленных 200В - легко пробивается при таком напряжении. Пришлось в итоге приподнять накал на +80В, как мне и советовали раньше. +80В теперь везде - на всех подогревателях мелких ламп, на релюшках, схеме управления реле. Всё работает. Собрано всё, кроме самых главных частей - чистого и перегруженного каналов. На выходных начну с чистого... П.С. Короновирус скосил. Четыре дня пролежал с температурой. У нас пришла вторая (или какая там уже?) волна. Симптомы по словам врача - как в самую первую. Берегите себя!

major: Вышел на финишную прямую. Спаял усилитель полностью, всё работает. Сравнить мне особо не с чем, но по звуку я , конечно, был в легком шоке. Ни в какое сравнение не идет с моим комбиком-предшественником. На чистом канале - кранч божественный, на перегруженном - гэйн убойный, крутить ручку нужно очень аккуратно. Всё-таки 5 каскадов усиления делают своё дело. Осталось довести до ума. А именно: 1. На перегруженном канале пока не удалось добиться отсутствия фона. Когда усиления -до чёрта, а руки кривые - наверно трудно без этого обойтись . Буду пробовать играть с точкой соединения земли, экранированием проводов и со всем остальным, что ещё может помочь. 2. На полной громкости или около того через кабинет с 4 динами стало слышно то, что не было слышно через один динамик в комбике. А именно - модуляцию напряжения смещения на выходном каскаде при включении схемы Вибрато. Выглядит это как очень низкочастотное ухание (с частотой в соответствие с углом поворота рукоятки VEBRATO SPEED). Что с этим буду делать - пока не понятно. Возможно, я слышу просто усиливаемый с плавающей амплитудой ФОН, который я пока не устранил?

major: Добрый день. Гитарноусилителястроители, Ау...! Не получается победить фон в перегруженном канале. Выходные посвятил поиску и устранению источника фона в lead канале. В чистом - всё хорошо, когда все ручки на максимум - слышен легкий фон, но это, как мне кажется, нормально. А вот хайгейновом канале пока порадоваться нечему. Перепробовал всё, что только смог придумать. Менял точки подключения к шасси, менял полностью конфигурацию проводов земли (шина, звезда), перепаял панельку, где провода отдельных каскадов пересекались, укоротил максимально и заэкранировал все сигнальные провода, где позволяло и т.д и т.п.. Входное гнездо сейчас изолировано от шасси, точка контакта шасси с землей - около БП, каскады соединены звездой, коденсаторы фильтров питания - у своих ламп (первоначально сделал все фильтры на отдельной плате - наверное верну всё взад). Если двигаться от входного гнезда (которое в штекере закорочено, и закорачивать сигнальный провод на земляную шину, то картина меняется так: В точке А из фона уходит шум и появляется гудеж на 100 Гц. В точке В первоначальный фон существенно снижается до приемлемого значения, (так бы и оставил, но тогда гитару не слышно ). В точе С фон и шум полностью исчезают. ( и так же дальше по всем каскадам, если коротить сигнальный провод). В точке D - Фон становится ещё сильнее с явным преобладанием 100 Гц. Вот тут я не понял - я же корочу сетку входной лампы на землю? Все эти эксперименты с ручками LEAD GAIN и LEAD VOLUME на максимум. [img][/img] Если я что-то понимаю, то фон появляется где-то на участке от входного гнезда и до сетки второй лампы. Усиление на первом каскаде я насчитал около 52. Т.е. здесь будет усилен малейшая наводка, и если есть антенна, то она эту наводку будет ловить. Единственное, что я не попробовал - это разные варианты провода от входного гнезда, сейчас там стоит экранированный провод длинной около 30 см (сейчас бы я всю раскладку схемы сделал по другому).. Может я нагоняю сам себе проблем, потому что на приемлемой комнатной громкости, этого фона за звуком гитары практически не слышно. А вот когда гейн и вольюм на максимум и начинаешь приоткрывать потенциометром выход петли - вот тогда лезет хороший плотный фон в перегруженном канале.. Можно было бы , наверное на этом успокоиться, т.к. на рок фестиваль меня вряд ли пригласят, но в душе останется осадок, из-за того что не всё работает так, как хотелось бы. А как с фоном в серийных гейновых головах, кто имел дело? Корпус шасси снизу сейчас открыт, и когда подносишь руку к первому каскаду - фон усиливается. Не знаю - в гитарниках принято закрывать подвал шасси металлом или нет? Это может как-то повлиять на уровень фона? Здесь есть тема старая, я её давно когда-то читал, и забыл совсем про этот метод, который некоторые называют - "костыли". https://hiend.borda.ru/?1-0-20-00000590-000-0-0 Там majordom22 (вечная ему память), начинает тему про разделение сигнальной и силовой земель. Разрывной резистор я не пробовал, как думаете - может решить проблему?

SergeL: Все пассивные компоненты, располагающиеся между первым и вторым каскадами смонтируйте компактно и заключите в металлическую коробочку. Из неё необходимые выводы сделайте экранированным проводом. Это проверено на практике. У меня сработало.

major: Мдя...Легко сказать, да не легко сделать. Там на пути сигнала регулятор гейна , переключатель брайт и переключатель винтаж-модерн. И к каждому идут по три провода. Борода получится ещё та....

r9о-11: Если фон именно 100 Гц, то первое, что приходит в голову - пульсации по питанию. Наверное, надо попробовать больше конденсаторов. Также можно попробовать параллельно выпрямительным полупроводниковым диодам в блоке питания поставить конденсаторы ёмкостью от 47 нФ до 1 мкФ (это метод борьбы с мультипликативным фоном (вроде бы), который может возникнуть из-за емкостной связи обмоток). Ну и я согласен с Сергеем, что всё надо экранировать. Всё, что можно - экранировать белой жестью. Будет ещё и красиво. P.S. А сами баллоны ламп уже в экране?

major: В фоне не слышно явного гудежа 100Гц. Это скорее похоже на чуть более низкочастотный белый шум. Как будто настраиваешь приемник и ловишь радио Коминтерна. Не очень понятно - зачем экранировать всё после каскада? Там же размах уже конский. А ловится этот шум , наверно, из входной цепи...? На лампы колпачок одевал - толку-то. Да он, вроде, только на ВЧ цепях эффективен.

r9о-11: Не, я так про шумы не понимаю. Тут или запись нужна или картинка. А не может быть это фликер-шумом из-за малого тока в лампе? Нет там таких каскадов?

major: Вроде всё как обычно - схему глянь вверху. Рабочие точки смещены, конечно, как я понимаю для ввода перегруза в тракт, а так всё в пределах.

r9о-11: На мой вкус по схеме везде токи маловаты - в первом каскаде ток в катоде 0.77 mA... Но это ничего не значит - я не знаю как звучит ECC83. :-)

major: r9о-11 пишет:в первом каскаде ток в катоде 0.77 mA...Это сдвиг рабочей точки в область "горячего" смещения для формирования перегруза, всё нормально. Там и анодный резистор 180кОм.

r9о-11: Наверное, да, нормально. Сходил посмотрел даташит - лампа слаботочная.

SergeL: major пишет:И к каждому идут по три провода. Можно все три в едином экране. А металлические крышки потенциометров не забыли соединить с шасси?

major: Отдельно не делал лепестки для соединения потенциометров с шасси. Шасси стальное и потенциометры прикручены гайками. Нашел видео с реальными кишками этого усилителя. Провод от входного гнезда - сантиметров 5 (у меня около 30см) От первой лампы гейнового каскада до второй - сантиметров 15-20 (у меня - 6 сантиметров) и ни каких экранов нет!

SergeL: major пишет:Шасси стальное и потенциометры прикручены гайками.Обычно крышки не имеют электрического контакта с узлом крепления потенциометра. Любая металлическая деталь с неопределённым потенциалом сильно усугубляет проблему фона.

major: SergeL пишет:Любая металлическая деталь с неопределённым потенциалом сильно усугубляет проблему фона. SergeL, Вы не первый мне про это говорите, сделаю... А вот с фоном, думаю. нужно все-таки попробовать разделить силовую и сигнальную земли резистором 5-10 Ом, как предлагается в той теме выше. Иначе откуда фон берется, когда я сетку входной лампы закорачиваю на землю? r9о-11 пишет:Если фон именно 100 Гц, то первое, что приходит в голову - пульсации по питанию. Наверное, надо попробовать больше конденсаторов. Если выключаешь анодное (отдельный тумблер) - то фон (шум, там больше именно шума, а не 100Гц) не исчезает мгновенно, а затухает по мере разряда... В это время центральная точка силового транса остается подключенной к земле. Получается, хотя тока через конденсаторы фильтра уже нет, но он продолжает давать наводку. Входная лампа питается в самом конце после пятизвенного RC-фильтра. Там пульсации должны быть минимальные. Накал у первых двух ламп - постоянкой. Вспомнил ещё один косяк с моей стороны. При намотке силовика я забыл (забил) намотать экранную обмотку... Её нет

r9о-11: А, понял - т.е., это не пульсации из питания. Возможно, что здесь и большой суммарный коэффициент усиление играет роль. Указанные на схеме значения КУ - это расчётные каждого каскада или померянные в работающей схеме?

major: r9о-11 пишет:Указанные на схеме значения КУ - это - промерил В-38

SergeL: Возьмите конденсатор на 1мк или больше. Лучше в металлическом корпусе, соединённом с шасси. Один вывод на общий. Вторым выводом пройдитесь по всей пассивке между первым и вторым каскадами. Так можно уточнить на какой крнкретно компонент идёт наводка. И ещё. Если имеется ВЧ самовозбуд (косвенный признак реакция схемы на поднесённую руку), это так же может приводить к повышенному уровню фона.

major: Спасибо, попробую!

major: Всё-таки придется в стопятидесятый раз вернуться к теме разводки земли. Друзья, если кто читал тему https://hiend.borda.ru/?1-0-20-00000590-000-0-0, или просто глубоко проникся данным вопросом, гляньте пожалуйста схему, когда не лень. Я объединил три схемки в одну, а то у меня глаза разбегались: [img][/img] Правильно ли я понял топикстартера? Есть стремление и надежда, что напряжение помех (фон, шум) - высадится на резисторе Rразд и будет мне счастие. SergeL пишет:Если имеется ВЧ самовозбуд ....Да, вроде, нету. Осциллограф не показывает такого. Просто корявая мохнатая "синусоида" (извивающаяся ниточка).

SergeL: major пишет: напряжение помех (фон, шум) - высадится на резисторе Rразд и будет мне счастие. Если этот ход сработает, я буду крайне удивлён.

r9о-11: Оно понятно, что трудно сказать что-то конкретное - всё это будет гаданием. Проще и быстрее проверить, перепаяв соединения между "звёздами". Там ещё бывает, что у электролитического конденсатора есть утечка и он сам "шумит", прибавляя этот шум к сигналу...

омельян: Я бы всё таки "минус" С4 соединил с "минусом" С7. А "минус" С2 с "минусом" С9.

Shef: омельян пишет: Я бы всё таки "минус" С4 соединил с "минусом" С7. А "минус" С2 с "минусом" С9. +100500

Сергеев Сергей: Так логичнее!

major: Ну, типа, это была классическая Звезда, но только с добавочным резистором... А теперь - полузвезда-полушина. Shef, и где тут разделение силовой и сигнальной земель? Да и заземляющего контакта у меня нет (пока). Нужно, конечно , заставить себя выкопать яму и вбить штыри... Получается, выводы, сделанные в теме Трассировка общего провода в усилителях - ошибочны? омельян пишет:Я бы всё таки "минус" С4 соединил с "минусом" С7. А "минус" С2 с "минусом" С9. - у меня сейчас так и сделано.

major: ...перечертил полностью монтажную схему входного каскада. Придется сверлить новое отверстие под ламповую панельку. Входной разъём - впритык к входной лампе. Все соединения в пределах выводов элементов. Точка соединения звезды с шасси - пока под вопросом, но логичнее, наверное теперь - у входного гнезда.

омельян: Совершенно верно.

grat: Нельзя соединять минусы С1 и С2. На С1 большие пульсации, на землю своим проводом. Проходил это. Ещё, хайгейновые аппараты надо заземлять.

Rex: Я лет 11 назад собирал комбик Каспий.. Для первоначального знакомства с электрушкой. Ой, там тоже что только небыло по неопытности.. Я даже шваркнул его об пол в гараже при попытке отладить строптивую конструкцию! Побил все лампы. Жена увидела и заревела.. Мол столько труда.. Не поверите, но на след день, только ради этих слез пошел в гараж, выпрямил погнутое шасси, все осмотрел, заменил все лампы.. Но один хрен бред в режимах выходной лампы! (г-807). Эти лампы лично мной были вынуты квартетом из школьных трансляционных усилителей.. И вот кто-бы тогда подумал, что только одна из них исправна и три - мертвы почти.. Она, исправная, до сих пор трудится, к стати. Сослуживец играет на этом комбике.. Сам я гитару давно забросил. Только он после всего этого называется Каспер, а не Каспий. И фона нет напрочь. Динамики - пара 5гдш-4. Есть и термоло на 6н8с и канал перегруза. Товарищ доволен. И слезы жены не напрасны.. Вот уже и дочери 20 лет.. Тоже заинтересовалась. Придется товарища огорчить, забрать..

Rex: Есть тема, к стати, "лохматая", здесь должна быть, на форуме, в гитарном разделе. Комбик Каспий, или Каспер, типа того. Не ищу ее специально. Стыдно свои-же опусы читать. Но, аппарат живее всех живых до сих пор! И востребован.. Вот, как бывает-с)))

Rex: К стати. Если вы попробовали подключить другую гитару и все равно фон есть, это ни о чем не говорит. Экранируйте гитару! Для каменных преампов и голов это еще и прокатывает в некоторых случаях, а вот с лампами.. Входное сопротивление сотни килоом! Я просто нашел тогда статью по разводке земли.. Сделал.. Нашел статью по экранировке гитары.. Спаял из листовой латуни экран для внутренностей гитары, регуляторов и переключателей. Провода вводные и к датчикам заключил в трубки из нержавейки. Сами Хамбакеры тоже заключил в латунную "броню" оставив только отверстия под магнитопровод над каждой струной. Все. Фон исчез! Только ухом в динамики слегка слышно. Даже на максимальном гейне, при перегрузе.. Примечательно, если к аппарату подключить настоящее заземление, то пропадает воще все что связано с фоном. На максимальном усилении все регуляторы, ухом в динамики и слышно только х-сс, ш-ссс, то есть собственные шумы ламп и элементов. Так что, только в комплексе. Землю разводить правильно и гитару экранировать для ламповых комбиков обязательно!

major: Rex пишет:Если вы попробовали подключить другую гитару и все равно фон есть, это ни о чем не говорит. Экранируйте гитару! Все вышеизложенные проблемы наблюдаются с отключенной гитарой. Т.е. вход закорочен во входном разъёме. Для наладки на даче использую специально самую фонящую гитару, потом привезу нормальную. Насчет реального заземления. Может, конечно, глупость сотворил... Заземления как такового в доме пока нет. Прикрутил толстый провод к винтовой свае, подключил к корпусу - ноль эмоций. Убрал всё на фиг пока. Составил себе на выходные планчик. 1. Для начала перенесу входную лампу к разъёму и для этого участка сделаю локальный экран от всей остальной схемы. 2. Земляной провод проложу шиной от входа до БП через все каскады.

r9о-11: А замена первых ламп на другие экземпляры никак не влияет на шум?

major: Андрей, такой момент присутствует. Мне выбрать пока не из чего. У меня там стоят 6Н2П-ЕВ. Есть информация, что во входных цепях хайгейнового канала здесь нужно ставить 12AX7WA. Именно WA. Там есть перегородка или экран внутри. Она самая малошумящая из существующих, как я понимаю. Схема имеет особенность, что с другими лампами возникает ПОС, от шума которой очень трудно избавиться. Сейчас мониторю, где купить такие лампы. Самые дешёвые у Ерасова -1900. На Истоке есть в каталоге подешевле (Совтека нет!), но калужские, не знаю - брать- не брать... Говорят, они сильно ниже качеством, чем Совтековские саратовские...

r9о-11: Ага, понял.

Rex: major пишет:Мне выбрать пока не из чего. У меня там стоят 6Н2П-ЕВ. Есть информация, что во входных цепях хайгейнового канала здесь нужно ставить 12AX7WA. Именно WA. Там есть перегородка или экран внутри. Она самая малошумящая из существующих, как я понимаю Ну, дык и у 6н2п экран имеется и у 6н23п и еще много у каких. Другой вопрос, что кроме 6н2п нечего поставить на данный момент.. А так, специально гнаться за импортными баллонами.. Ну, не знаю.

major: Rex пишет: Другой вопрос, что кроме 6н2п нечего поставить на данный момент.. Пробовал 6Н1П, 12АХ7 - по барабану. WA и WB - малошумящие. Переделывались из 6Н2П-ЕВ, но имеют крайне мало общего с прототипом. Низкий микрофон и прозрачное ровное звучание.- цитата с гитарного форума от одного из корифеев. Лампу входную - перенес к входному гнезду , вся обвеска- в экране. Ничего не изменилось. Поместил в отдельный экран все элементы между первым и вторым баллоном кроме РГ и конденсаторов Брайта. Единственное, что изменилось - когда подносишь руку к схеме - нет фонящего усиливающего звука. Сделал все провода между блоками длинной более 5 см с двойным экранированием. Т.е. витая пара в экране. Вроде немного лучше стало. Вообще, всё возникает на втором триоде, т.к. при выдергивании на ходу первой лампы в звуке ничего не меняется. Как фонил, так и фонит с тем же уровнем. Заметил, кстати , случайно - включил без входной лампы. Соединение лепестков ламповых панелек и крышек потенциометров с земляной шиной - никак не повлияло на фон. Для сравнения замерил уровень фона в чистом и перегруженном каналах (мастер-громкость ,посыл петли, гейн, вольюм и все тембры - на середине. Чистый - 7мВ Грязный - 12 мВ. На если в чистом - это небольшой фон 100Гц, то в перегруженном - это уже больше похоже на плотный шум. Если в грязном - всё на максимум(кроме тембров) - шум прёт довольно мощный. Ещё заметил такой момент. Смотрел по В3-38 уровень фона и шевелил провода. И тут отодвинул табуретку ( а пол неровный, черновой) - так от этого звука корябающих неровный пол ножек - уровень скаканул , аж стрелка зашкалила. Думал глюк. Нет, подвигал туда-сюда свой стульчик, стрелка улетает в зашкал. Это и есть - микрофонный эффект? Если от внешнего звука - такая реакция, то чего ждать от потенциально фонящих цепей... Короче, я пока в кризисе, куда копать дальше - не знаю. Жду 12AX7WA, но что-то слабо мне верится, что что-то изменится.

r9о-11: Ну, наверное, можно поискать, где образуется этот микрофонный эффект - постучать карандашом по деталям. Скорее всего, это будет лампа, но может быть и конденсатор (керамических в схеме нет? например, в затворе полевого транзистора какой?). Если лампа, то или делать виброразвязку панельки от корпуса или пробовать искать менее микрофонящий экземпляр. А у тех людей, что ранее собирали эту схему, была подобная проблема?

major: Да я постучал, но времени уже не оставалось, конкретное место не нашел пока. А на счет фона, подкинули идею на гитарном форуме: возможно дело в реле. В клине и с включенной петлёй все релюшки выключены. В гейновом режиме - включается аж 3 шт. 2 из них -как раз на пути сигнала, где и возникает фон. В оригинале они питаются от накальной обмотки с искусственной средней точкой, т.е. привязаны к земле. У меня накальная от земли отвязана, т.к. на неё подается +82В для поднятия накала.

r9о-11: Про странности с реле помнится, как на CQHAM-е кто-то рассказывал, что у него смеситель приёмника давал странный фон 100 Гц - он всё облазил, экранировал и отфильтровал, а потом оказалось, что это было влияние герконового реле, стоящего где-то в цепях прохождения сигнала. Это реле питалось плохо отфильтрованным питанием, т.е., постоянкой с пульсациями 100 Гц и то ли изменение магнитного поля катушки так давало наводки на пружинные контакты реле, то ли менялась прижимная сила между контактами пружин, но после "очистки питания" всё исправилось. Правда, там была ещё версия, что это просто проводники питания реле давали наводку на другие проводники, но, вроде, человек что-то там менял и это не улучшало ситуацию. Так что, да - если реле стоят в тракте, то и их влияние тоже надо смотреть. Ну, вроде, не сложно - реле отключить, кинуть нужные перемычки...

Сергеев Сергей: Если питание реле плохо отфильтровано, то возможно фон идет от обмоток реле. То что они отвязаны от земли думаю не так страшно. Среди 6н2п, а также 12ах7 много микрофонящих. Только подбор. И виброразвязка.

Flying Snow: major пишет:Не получается победить фон в перегруженном канале. Закоротите R17. Смещение на сетку входной лампы 100ком. Затем, в процессе работы схемы, можно припаять длинный провод от минуса первого электролита после дросселя и пройтись этим проводом по разным минусовым точкам схемы. Покаскадно от входного разъёма, до выходного. По минусовым точкам, не плюсовым))

major: Хорошо, спасибо! Буду пробовать на выходных. По микрофонящим шумным лампам - заказал самые малошумные , попробую - отпишусь.

SergeL: major пишет:По минусовым точкам, не плюсовымА если с конденсатором, как я предлагал выше, можно и по "плюсовым". Гораздо информативнее получится.

major: SergeL пишет:А если с конденсатором, как я предлагал выше, можно и по "плюсовым". Гораздо информативнее получится.Друзья, я не вполне понял эту методу, поэтому не пробовал. Можно поподробнее? Ну пройдусь я по этим точкам, и что я должен увидеть/услышать/осознать?

SergeL: major пишет:я не вполне понял эту методуКонденсатором относительно большой ёмкости Вы соединяете текущую контролируемую точку по переменке с общим проводом. При этом по постоянке её потенциал не меняется. Ну,если строго, спустя несколько секунд после того как встали на точку схемы (конденсатор должен зарядиться). Соответственно режимы по постоянке не меняются. А отсечь (по переменке) можно любую часть схемы.Таким способом Вы можете выяснить начиная с какой точки схемы появляется фон. Идти нужно разумеется от конца схемы к её началу. Ну и на всякий случай разряжать конденсатор перед каждой новой итерацией. Что бы высоким потенциалом на конденсаторе не шарахнуть в сетку очередного каскада.

major: Спасибо! Уразумел... К40У-9 1мкФ - пойдёт? Можно и корпус его заземлить

SergeL: major пишет:К40У-9 1мкФ - пойдёт? Да. И, кстати. А Вы пробовали налету отключать анодное, либо накал? Что при этом происходит в первые пару секунд?

major: Пробовал. Фон потихоньку угасает. Его не отрезает.

major: Мне кажется, косвенно это подтверждает версию с гитарного форума о том, что гадят - реле. Там один товарищ собирал похожую схему и причиной фона оказались именно незаземленные провода питания реле. При включенном чистом канале - все реле выключены. Ну и в чистом - фона почти нет. При включении грязного канала включаются 2 реле в тракте усиления + ещё одно там же в хай хай гейне, и фон-шум становится ещё сильнее. Реле висят в воздухе, т.к. там нет физической земли т.к. накал поднят на +...вольт. Т.е. все провода реле становятся антенной. Хотя, конечно, может быть и не в этом дело... Тут Сергей С выкладывал схему фонкорректора с аналогичным питанием реле, тоже ведь достаточно чувствительная схема - так, видимо, там работало без фона...? До усилителя доберусь только в выходные.

ALSS: major пишет:Реле висят в воздухе, т.к. там нет физической земли т.к. накал поднят на +...вольт. Конденсатор со средней точки делителя на общий привяжет питание реле к общему проводу по переменке. Емкость конденсатора выбрать исходя из не более 0,1 сопротивления нижнего плеча делителя (на частоте фона, т. е. 50 Гц).

major: Да, я знаю про этот конденсатор, и Сергей С про него говорил. У того товарища, которого я упоминал, делитель такой: 1М/330К и конденсатор по схеме - 10мкФ. Получается, емкость должна быть не более 0,0965 мкФ, т.е. 0,1 мкФ ? По схеме - в 100 раз больше. Но это для фона 50 Гц, повторюсь, у меня в фоне преобладает именно ШУМ. Широкий спектр, как его подавить?

r9о-11: Если именно подавить уже имеющийся шум, то можно поставить/сделать ФВЧ. Частоту среза и добротность лучше, наверное, определить, посмотрев спектр этого шума (наугад тоже можно попробовать, но лучше, наверное, знать что делаешь). Если же под словом "подавить" подразумевается нахождение причин появления этого шума и их устранение, то тут, наверное, только экспериментально и с просмотром результатов на анализаторе спектра. Так как причин может быть несколько, то задача усложняется и вот тут нужен Спектралаб (или другой анализатор) для сравнения сохранённых картинок с АЧХ или даже самих файлов...

major: Это космос. Попробую пока земными методами .

SergeL: major пишет:преобладает именно ШУМВ моей практике как-то раз источником повышенного шума схемы был анодный резистор в первом каскаде. Резистор поменял, шум значительно снизился. Что бы все резисторы не перепаивать, можно сначала шунтировать их тем же конденсатором 1мк. Но не относительно общего, а параллельно резистору. Можно ещё попробовать заменить контакты реле проволочными перемычками, а обмотки обесточить.

major: Спасибо! Всё это попробую!

major: ALSS пишет:Емкость конденсатора выбрать исходя из не более 0,1 сопротивления нижнего плеча делителя (на частоте фона, т. е. 50 Гц).ALLS, а пленочный неполярный пойдёт? Электролит с такими номиналами трудно найти.

ALSS: major пишет:Получается, емкость должна быть не более 0,0965 мкФ, т.е. 0,1 мкФ ? Не менее ! Я же писал о сопротивлении конденсатора переменному току! Да любой тип на необходимое напряжение. 1 МОм на 330 кОм имеет суммарное сопротивление около 250 кОм, т. к. по переменному току они соединены параллельно. Если взять частоту среза этого фильтра 1/100 от наводимой частоты, т. е. 0,5 Гц, то емкость конденсатора 160/(0,5*250)=1,28 мкФ, а в схеме 10 мкФ, почти в 8 раз больше - не надо менять.

r9о-11: Так, вроде, если сильно проявляется микрофонный эффект, то с его устранения и следует начинать? Кажется, в CD и DVD приводах есть подвесы из мягкой резины, развязывающие механизм с диском от корпуса привода. Панельку с лампой можно будет закрепить как винтами, так и просто примотав нитками. Хотел их фотку показать - не могу найти. Вечно валялись всюду, под руку лезли, а сейчас нету. Нашёл другие, похожие, но размером чуть больше:

major: ALSS пишет:Не менее ! Я же писал о сопротивлении конденсатора переменному току!Понял. Просто есть такое наблюдение из предшествующего опыта, и не только моё. Что при большой емкости этого конденсатора фон не убирался. А при 2,2 -4,7 мкФ - исчезал. Наверно, нужно подбирать.

grat: Какая чувствительность фонящего канала ( тембры в среднем, громкости в максимальном положении) при полной мощности?

Flying Snow: major пишет:Друзья, я не вполне понял эту методу, поэтому не пробовал. Можно поподробнее? Ну пройдусь я по этим точкам, и что я должен увидеть/услышать/осознать? Если проводом с минуса БП пройтись по другим минусам схемы(на входном гнезде, на катодных резисторах разных каскадов, в разных точках шасси), может пропасть или уменьшиться неустранимый другими способами фон (не шум). Возможно этим устраняются какие-то земляные петли.

major: grat пишет:Какая чувствительность фонящего канала ( тембры в среднем, громкости в максимальном положении) при полной мощности?Не измерял. Могу измерить. Как можно будет использовать эту цифирь? Поиграть с чувствительностью? Сначала, всё-таки наверно попробую вышеперечисленное попробовать, в первую очередь - привязать цепи питания реле к земле.

grat: Может быть у вас слишком высокая чувствительность хайгейного канала (избыток усиления и соответственно фон). Я только что закончил клон Orange Tiny Terror, тоже хайгейновый. Мощность 15Вт, чувствительность пару милливольт. Шасси в качестве общего провода, четыре точки заземления, около каждой лампы. Проблем с фоном нет, все в разумных пределах. Проверяли на разного размера кабинетах в магазине муз товаров.

major: Добрый день. Перепробовал всё, что предлагалось выше. Эффекта ноль. Отсоединял реле, заземлял провода, пускал сигнал напрямую, запитывал реле от независимого источника, заменил анодный резистор... Конденсатором проходил по точкам схемы. Конденсатор обрубает фон от конца до начала схемы. Выяснить конкретное место - не получилось пока. А вот чувствительность измерить не получилось. Во первых у эквивалента мощи не хватило, а на динамиках проверять - меня бы из дома выгнали. Во вторых - при попытке измерить возник вопрос - а как , собственно? Если в хайгеновом канале все ручки, кроме тембров выкрутить на максимум, то там наступает такой излом синусоиды, что ограничение различить уже невозможно. Попробовал сделать как в обычном усилителе для музыки, но для этого ручку гейна нужно ставить на 9 часов и меньше. Не довел эксперимент до конца, т.к. решил, что это будет некорректное измерение. Но общее наблюдение такое - если в обоих каналах поставить все ручки одинаково - то хайгейновый канал звучит намного громче. grat пишет: чувствительность пару милливольт. - т.е. при подаче на вход сигнала 2 мВ и всех ручках в максимум - усилитель выдает полную мощность?

grat: major пишет:при подаче на вход сигнала 2 мВ и всех ручках в максимум - усилитель выдает полную мощность?да 15Вт и при этом ещё сигнал похож на синусоиду.что ограничение различить уже невозможностранно, у вас же анодное не бесконечно

major: Наверно правильно было бы подключать осциллограф к выходу преда ( а не мощника), а ещё лучше - покаскадно? grat, Вы наверно не видели схему преда с переменными напряжениями (пост 1529 на 3-й странице)? Там на вход подавал 500мВ. Сейчас R17 припаян напрямую с разъёма на 2 -ю ногу панельки. Но это, похоже, никак не повлияло на проблему. Вариантов распайки "земли" перепробовал уже штук 10. Точка соединения с шасси тоже никак не меняет ситуацию. У меня остается 2 варианта: 1. Слишком высокая чувствительность. 2. Криво намотанный трансформатор питания. 2+. Лампа 6Н2П-ЕВ не подходит на место лампы VL3. Хотел ещё попробовать подавать питание от отдельного источника - не успел.

Rex: Пункт 2 отпадает. Вы-же сами говорили, что при снятии анодного фон остается.. Если я ни чего не путаю, конечно. Пункт 1, ну не знаю. Исключите один каскад, а вход второго закоротите. Неужели ни чего не изменится? Или пробовали уже? 2+ Задайте 6н2п паспортный режим, поменяйте на аналогичную, а лучше не обдну, особенно если лампы б/у, посмотрите изменения. А так все. Только монтаж и разводка земли - причина 90% подобных головняков! Копайте "землю" дальше. Меняйте монтаж, взаиморасположение деталей. Запрста может быть и возбуд на ВЧ выражающийся в проблемах с фоном и шумами. Антизвонники в сетки. При чем, желательно повысокоомнее, вплоть до 10 кОм. Или дроссельки. Ферритовые бусины тут могут и не прокатить. В аноды, не посредственно у анодного вывода, небольшое безпаразитное сопротивление воткнуть, например с2-10, номинала в 110 Ом мне хватает обычно. Вобщем, вот вам еще немного идей. Занимайтесь.))

major: Спасибо! Про антизвонники я тоже думал, буду пробовать. А при отключении анодки фон действительно остается. Но при этом ТАН продолжает работать. Нужно попробовать выдернуть из розетки, чтобы полностью его обесточить и послушать.

Rex: Ого! Даже всего этого еще не проделано до сих пор! Тогда тем более - в добрый путь! P/s Возможно упустил.. Накал как запитан у вас? От переменки или от постоянки? Необходимо приподнять его вольт на 20 относительно катода. Это (по моим наблюдениям ) гораздо эффективнее чем сажать среднюю точку накальной обмотки на землю, или спомощью делителя.

r9о-11: А левый вывод R17 куда идёт? Там есть гальваническое соединение с землёй? В смысле - сетка триода VL1 под нулевым напряжением? Ну, и сразу ещё вопрос - вторая половинка VL1 где работает?

Rex: Вот так сделано? Тоже попробуйте!

SergeL: major пишет:Конденсатор обрубает фон от конца до начала схемы.Т.е. Вы встаёте конденсатором на сетку входной лампы и фон исчезает?

major: r9о-11 пишет:А левый вывод R17 куда идёт? Там есть гальваническое соединение с землёй?Он идёт с панельки прямо на входной разъём, там же впаян резистор 1М на землю. SergeL пишет:Вы встаёте конденсатором на сетку входной лампы и фон исчезает?Чёт я завис. Не помню... Придется повторить. Но от анода входной -до катода выходной - везде фон практически исчезал. major пишет: Накал как запитан у вас? Rex, Вы будете смеяться, но вчера я вспомнил одну вещь. У меня 2 накальные обмотки. Одна - предварит. каскады, петля и вибрато. Вторая - ФИ и оконечник. Так вот накальная обмотка оконечника и ФИ - висит в воздухе. Я хотел её привязать (честно), но забыл. По схеме она привязана даже без делителя, просто один конец - на землю, как в старых советских приемниках. Но у меня и этого нет... Обмотка предварительных усилителей поднята на 80 В, а первые 2 лампы ещё и постоянкой питаются. Не знаю, может ли эта непривязанная обмотка так гадить? Вроде в выходном каскаде это не критично. Но влиять, как излучатель на пред - наверно может... Ещё, по Вашей схеме. Я так делал в музыкальных усилителях. Здесь - просто делитель и +80в - на накальную обмотку. Потенциометра нет, хотя нужно попробовать. Причём один уважаемый мной человек утверждает, что если взять С1 слишком большой емкости - то фон не исчезает. А 1-4 мкф - работает. Я сейчас поставил 2 мкф электролит (вместо 100мкф) - никак не повлияло, оставил пока так. Осталось попробовать 1мкф пленочный.

Rex: Притягивайте и накал оконечника к земле, тем более у вас там еще и ФИ стоит (на схему не смотрел), но думаю, что не с разделенной нагрузкой, по этому тоже дает усиление и усиливает собственный фон! Ну, проще говоря. При чем, не ленитесь. Не надо по простому, одним концом, толку будет мало! Сделайте через потц в 100 Ом, или так-же, положительный потенциал подайте на накал.. При неправильной организации накальных цепей, а тем более при использовании шасси в качестве второго провода, при висящем в воздухе накале так-же, фонят и возбуждаются даже оконечники! В общем, еще поле непаханное у вас там, как выясняется.

major: ФИ с длинным хвостом. 470-10К-4,7К. А поле буду пахать на выходных .

major: Всем привет. По итогу выходных можно сказать , что усилитель заработал как положено. На максимальной громкости легкий шелест ламп в обоих каналах. Фон сети удалось устранить после установки в цепь накала подстроечника 220 Ом вместо двух по 150 и точной установки положения движка. Шум из канала перегруза ушел после многократной промывки спиртом всех мест пайки. После победы поставил на выход EL34. Если почта наша любимая доставит мне посылку с лампами, которая застряла в сортировке и лежит там уже больше недели, то попробую на вход и вторую лампу в перегруз - 12AX7 WA, которая позиционируется как самая малошумящая. По звуку если сравнивать со всем, что я уже пробовал, конечно, земля и небо. Нарулить в принципе можно всё, что хочешь. Педали пока никакие на пробовал, но по первому впечатлению - они и не нужны. А вибрато даёт такой душевный звук, что слезы наворачиваются . Хоть я и не великий дока, но понял, что наличие мастер-громкости - это большой плюс для домашнего использования. Можно накрутить перегруз предварительного усилителя, и играть на приемлемой громкости без истерик домочадцев. Ну, если грузишь все каскады, то форточки начинают хлопать и без беруш меня хватает на 2 минуты. В общем мне всё нравится. Спасибо огромное всем, кто принял участие и поддержал морально и технически ! П.С. Пока не спалил свой В3-38 успел снять чувствительность . Чистый - 15 мВ, перегруз - 4 мВ. Наверно, нечаянно дал ему сигнал с выхода на пределе мВ. [img][/img] [img][/img] П.С.2 Спецы насчитали 2 орфографические ошибки на лицевой панели . Ну, это же - хэндмэйд!

Rex: Поздравляю!!! Молодец! Ну, вот видите, накал оказывается, основная причина..

major: Спасибо ! Но попробую все-таки ещё остатки шипения устранить заменой ламп. Уже пришла посылочка с 12AX7 WA. По результатам - отпишусь.



полная версия страницы