Форум » Гитарные усилители » Выходник для РР 4х6п3с » Ответить

Выходник для РР 4х6п3с

Пермяк: Тема отделена

Ответов - 61, стр: 1 2 3 4 All

Lucifer: Здравствуйте, товарищи!!! Есть транс ОСМ-0,16 и усилитель делаю гитарный, РР на 4х6п3с. Анодное напряжение 380 В. Мощности хочу снять около 60-70 Вт. В качестве нагрузки сделал кабинет с 2-я динамиками celestion tube 10. Хочу чтобы усилитель был универсальным для нагрузок т.е. 4, 8 и 16 Ом. Расскажите, сколько мотать, и каким проводом)) Заранее большое спасибо))

Пермяк: Поздравляю с дебютом на нашем форуме! Добро пожаловать! Надо бы сначала провести расчёт каскада. Но, в связи с этим - вопрос. Как предполагаете запитать экранные сетки: от отдельного источника, или через резисторы (есть такой малораспространённый способ) ?

Lucifer: Пермяк так вот, и пользуюсь таким "малораспространённым" способом Через резистор 5 Вт-ный на 1 кОм. Как старый добрый Маршалл)) З.Ы. Это я паяю Маршалловскую модель 2210 (800 жсм). Платку сделал)


Пермяк: Это Вы 6п3с так пользуете?

Lucifer: Да По оригинальной схеме там около 460 В, так я скинул до 380 напругу, хотя, будет стоять электронный дроссель с регулировкой, то можно еще скинуть, но ниже 360 на предварительный подавать совсем не охота. Может в будущеем приобрету таки ЕЛ-34 хотя б парочку) Можно и убрать по лампе (вместо 4-х поставить 2) и сыграть отводами выходного трансформатора)

illarionovsp: Lucifer пишет: Есть транс ОСМ-0,16 и усилитель делаю гитарный, РР на 4х6п3с. Анодное напряжение 380 В. Мощности хочу снять около 60-70 Вт. Это возможно. На пределе, но возможно. Низы будут герц от 60 .. 70. Для гитары больше не обязательно. А Сами не пробовали расчёт сделать? У нас тут примеров столько проводилось, что разобраться можно. Дайте ссылку на схему, лениво самому искать.

Lucifer: illarionovsp буду очень признателен за помощь)) Я пытался делать расчеты сам и по методике Кризе и по Малинину и Цыкина читал... как-то теория у меня плохо(( Вот спаять могу)) намотать могу, даже станочек довел до ума. Сделал микроконтроллерное управление проводоукладчиком, сделаного со старого сканера и принтера)). А вот расчеты делать не выходит( А фот схемки преампа и усилителя.

Пермяк: У Маршалла ведь не 6п3с, питание нужно организовать чуточку иначе. 380 В - это правильно, хотя можно было бы и до 420В. Но резисторы в экр.сетках придётся взять около 3 кОм. (надо будет уточнить у Алекса Рощупкина на Вальвелаб, http://valvelab.pochta.ru/index.htm он снимал ВАХи с резистором в экр. сетке 6п3с).

serj: По моему в этой схеме очень удобно реализована регулировка смещения. На случай если вдруг пропадёт контакт в переменном резисторе.

Lucifer: serj Классическая Маршаловская схема на смещение. В сериях 2203 и 2204 аналогично, все работает и тфу-тфу))

Пермяк: Вот наиболее подходящая ВАХ от Алекса. Специфическая, как видите. Специально снимались для гитаристов. Хайэндщиков и хайфайщиков прошу не ужасаться Lucifer, а питание 425 В можете сделать?

Lucifer: Пермяк Спасибо большущее за помощь))))) Сделаю)) Благо транс еще не мотал))) Значит напряжение анода должно быть 425 В?

illarionovsp: Lucifer пишет: Сделаю Ну, хорошо. Только конденсаторы под 600 В понадобятся. Забыл анод перед общим отключить. Потом общий включил: "... и ага. Товарищ (электролит) мой упал (взорвался)" (С). Из песни.

Lucifer: illarionovsp все кондеры на 450 В. и платы вытравлены. Может выдержат?

Пермяк: Может выдержат?На это надеяться не стОит.

Lucifer: На это надеяться не стОит. Тогда снизить напругу до 400 В.

Комелев Константин: а может использовать 400 анодное и 400 экранное, 4,5кОм приведёнку (в случае 4х ламп 2,25) и получите 80 Вт. на выходе. Это чуть больше, чем два Ваших динамика выдержат, но ненамного. А с такой прведёнкой ОСМ-0,16 - очень вкусный выходит. И Электролиты целы будут и лампы сыты...

Lucifer: Комелев Константин Мне понравилось))))) Интересно что скажуть другие Комрады и как приготовить ОСМ-0,16 чтобы было ням-ням)))

Пермяк: Погодите с трансом! Надо сначала решить, что и как в него будем вдувать. Константин, о том и речь, что питаем сетку от анодного, пусть даже от 400 В, но - через гасящий резистор. К сожалению, имеющиеся ВАХи не показывают нужной картины. Вы пробовали режим 400В? Какой резюк ставили в экр. сетку?

illarionovsp: Пока суть да дело, я результаты расчёта выложу. Считал под Raa=3300 Ом. Как RСA под свои 6L6 рекомендует. Мощща аццкая будет: P=0.95*(2*350)^2/(2*3300)=70 Вт Раз под гитару, мотаем на одном каркасе. Секционирование 4I-2II-8I-3II-4I Первичка. 16 слоёв по 126 втк в слое. Провод диам 0.365 мм по лаку. Актсопр 107 Ом. Вторичка 5 отдельных слоёв. 36 втк в слое. Провод 1.28 мм по лаку. Если нагрузка 1 Ом, всё в ||. Если 4 Ом две внешних в ||. Потом послед-параллель. Для 8 Ом. Внешние две в ||. Получившиеся 3 в послед. Под 16 Ом. Внешние в ||. Получившиеся 4 в послед. А если все в послед, на 25 Ом сгодится. Кпд 0.954. Полоса по 1.2 Тл 40 Гц. Мне под гитару так нравится. Но можно и по другому. Считаю не я. Комп-Маткад 14. Я только исходные вставляю. Каркас стеклотекстолит 1.5 мм на ярмо с зазором по 0.5 мм. Обмотка окошко каркаса полностью занимает. Коэффы заполнения-вспучивания разумные, на хорошего намотчика рассчитаны. Межслой первички 0.05 мм, остальное 0.2 мм. Успехов.

Пермяк: illarionovsp пишет: Как RСA под свои 6L6 рекомендует. Надо понимать, что имеется в виду этот режим?

illarionovsp: Похоже. У меня оригинальный справочник, называется так: RCA. RESEIVING TUBES. TECHNICAL MANUAL RT. Год издания неведом, но до 1955 года. Само собой, на файлообменник скинуть могу.

Пермяк: У меня эта книжка есть, сенкс. Я взял картинку с режимами из даташита на сайте Фрэнка. Кстати, пан Терещук приводит этот режим один-в-один для 6п3с. Я раньше проверял режим по ВАХам, всё сходится. Но! нашего нового коллегу я озадачил необходимостью (вероятной) создать доп.источник питания на 300 В для сеток. Он уехал на рыбалку, пусть там подумает.

Комелев Константин: Пермяк пишет: Константин, о том и речь, что питаем сетку от анодного, пусть даже от 400 В, но - через гасящий резистор. К сожалению, имеющиеся ВАХи не показывают нужной картины. Вы пробовали режим 400В? Какой резюк ставили в экр. сетку? А вот такой http://www.yerasov.ru/PDF/classic_45.pdf Вы на аудиопортале в приводили ВАХ http://audioportal.su/attachment.php?attachmentid=49846&d=1278986070

Пермяк: Всё так, именно линия №3 на моём рисунке по ссылке, такой режим и С.П. предложил. Но так кормить сетки 6п3с, как это сделано на приведённой Вами схеме, я бы не стал.

Комелев Константин: Я по этой схеме оконечник делал, только класс АВ, работает нормально, да и сами Ерасовские трудятся будь-здороов. У Ерасова транс стоит размером с ОСМ-0,063 А в чём Вы видите неприятность?

illarionovsp: Я б в экраны простейший стаб поставил. Пару резисторов, стабилитронов на 300 В и полевой транзистор. На транзистор электролит подвесил, 50 мкФ 400 В. Решение не гитарное, скорее из области Hi-Fi, но очень недорогое.

Пермяк: Да, такое решение вполне приемлемо. А что негитарное решение - так Lucifer уже и так в анодное то ли фильтр электронный, то ли стаб поставил, т.е. уход от канонмческих решений уже налицо. Надо только учесть, что каждая лампа потребляет по сеточной цепи при максимальном сигнале 17 мА. На полевике должно упасть 100 В, и мощность, к-рую он должен рассеять, составит 4*0,017*100=6,8 Вт.

АнатолийВалерианович: Lucifer пишет: РР на 4х6п3с. Анодное напряжение 380 В. Мощности хочу снять около 60-70 Вт. Лично я бы поставил на сию мощьность 6х6п3с или ещё лучше 8х6п3с. Хотя музыканты люди шизанутые точно, это из наблюдений над знакомыми экземплярами. И менять лампы каждые пол года ради нужного им звука готовы.

illarionovsp: АнатолийВалерианович пишет: я бы поставил на сию мощьность 6х6п3с или ещё лучше 8х6п3с Делать этого нельзя. Старые лампы сделаны под завязку. Настоящая линейность появляется при предельно-допустимых параметрах по мощности рассеяния на аноде и допустимому току катода. Современные (60-тых годов разработки) уже имеют большой занас. Я тут про компактрон 6LR8 читал. У него макс доп расс анода 14 Вт. Мастер 36 на неё грузил. Ни искажения геометрии, ни каких других нарушений не заметил. И допустимый ток катода под 0.5 А. Только настоящий гитарист компактрон серьёзно не воспримет. Про замену, это точно. Хоть на вечер комплект ламп.

Пермяк: Коллеги, о чём собственно, речь? Речь о сотворении гитарного усилителя. А таковой приходится таскать на себе. Много ламп - большое потребление, масса силовика большая, габариты растут. Оттого и на пределе режимы ламп и трансов в гитарных ламповиках. Тем более, что наш коллега уже выбрал количество ламп, расчёт выходника произведён, надо ковать железку.

Lucifer: Здравствуйте Колеги!!! Отвел на рыбалке душу, солнце, лес, река))) Чудесно , можно приступать к трансформатору и усилителю))) . Думал по поводу стабилизатора на экранные сетки - наверное буду делать. Сделаю его на отдельной плате и спрячу в подвал шасси. Анодное напряжение будет 400 В, и с него будет запитываться стаб на экранные сетки. Сейчас подкоректирую схемку на стаб и выложу на Ваше усмотрение

Lucifer: http://www.fotolink.su/v.php?id=b9d5a8904fbde0c7a0d8c68da32b8988 Вот, собственно, схемка) посоветуйте полевик ибо этот жалко ставить. Он потянет и бОльшую мощность.

illarionovsp: Все детали на схеме лишние. Задержка не нужна. Подстройка не нужна. Подстройка нужна на этапе разработки схемы, чтобы экраны не прожечь. Электролит нужен только один на выходе стаба 50 мкФ 350 В. Ток через стабилитроны установить 3 мА. Неонка правильная, одобрям-с. Стабилитроны обязательно импортные. У наших начальный ток стабилизации огромный. Импортные и дешевле наших намного. Наши в железе (меди), забугорные в стекле. У них и на 100 и более вольт есть. Транзистор любой, напряжением не менее 150 В, способный рассеять 10 Вт на радиаторе. Например IRF610, 710. Корпус ТО220АВ. Стоят не более 20 руб. Транзистор не обязательно на отдельном радиаторе. Есть отличные плёнки-изоляторы Номакон прямо под корпуса ТО220. Крепить на шасси снизу. Рядом пару-тройку стоек-лепестков. На них детальки обвязки. Я давно платы не делаю.

Lucifer: illarionovsp Большое спасибо)))) Будем работать))) у меня плата уже была под эту схему сделана, а я просто номиналы стабов подкоректировал чтобы 300 В было на выходе) Схемку уже опробовал на преампе работает отлично))) Будем паять) Сейчас дарабатываю БП. О забыл сказать, что БП у меня импульсный будет . Раз попробовал и мне понравилось) Ни фона, ни свистов)))

Ученик: Стабилизатор для вторых сеток в гитарном усилителе обычно даже вреден. И если стабилизировать, то и первую тоже. АнатолийВалерианович пишет: Лично я бы поставил на сию мощьность 6х6п3с или ещё лучше 8х6п3с. На такую мощность (60-70Вт) четырёх с лихвой, 6 уже избыток, а 8 изврат. Не забывайте, речь о гитарном усилителе.

Пермяк: Ученик пишет: И если стабилизировать, то и первую тоже. Соглашусь, думал - подразумевается само собой. Об этом и Юрий Малышев писал на АП, думаю, Lucifer читал об этом.

АнатолийВалерианович: Ученик пишет: На такую мощность (60-70Вт) четырёх с лихвой. Не забывайте, речь о гитарном усилителе. На котором, владелец при таком жестком раскладе видимо готов менять лампы очень часто. Унего их наверное много.

Lucifer: Ученик Стабилизатор для вторых сеток в гитарном усилителе обычно даже вреден. И если стабилизировать, то и первую тоже. Первая сетка, т.е. смещение, тоже стабилизировано АнатолийВалерианович пишет:На котором, владелец при таком жестком раскладе видимо готов менять лампы очень часто. Унего их наверное много. Живут лампы, 6п3с, при таких режимах нормально. Фирма, вон, совсем не щадит свои лампы и работает все годами.

Пермяк: Ну, пусть не годами, но полгода - точно работали. Могли бы и дольше, отказов не было, просто снижалась вых. мощность. (Я применял несколько более жёсткий режим, с 40-45 Вт вых. мощности с одной пары ламп. Но это были лампы 60-х гг., а какие они сейчас - не знаю, может китайские ).

Lucifer: illarionovsp Вторичка 5 отдельных слоёв. 36 втк в слое. Провод 1.28 мм по лаку. Если нагрузка 1 Ом, всё в ||. Если 4 Ом две внешних в ||. Потом послед-параллель. Для 8 Ом. Внешние две в ||. Получившиеся 3 в послед. Под 16 Ом. Внешние в ||. Получившиеся 4 в послед. А если все в послед, на 25 Ом сгодится. Сергей Павлович, не могли бы Вы графично объяснить как соединить вторичные обмотки для сопротивления 4, 8 и 16 Ом. Заранее благодарен.

Пермяк: Пожалуй, мне удалось изобразить на рисунке коммутацию 5-ти слоёв вторички для разных нагрузок по С.П. Каждый слой вторички мотают в одну сторону, например, от левой щеки каркаса к правой, т.е. начала слоёв - слева, концы - справа.

Комелев Константин: И каким тумблером это всё перетыкать, выбирая нагрузку? Может "опуститься" до Партриджа, смирясь с 7,5 вместо 8 оМ

Lucifer: Пермяк, спасибо большое за помощь))))) Комелев Константин, будем думать

Пермяк: Комелев КонстантинИ каким тумблером это всё перетыкать, выбирая нагрузку? Может "опуститься" до Партриджа, смирясь с 7,5 вместо 8 оМ Тут всё дело в количестве последовательно включенных секций, неважно сколько параллельных слоёв в секции. И у Партриджа, если имеется в виду та картинка, http://hiend.borda.ru/?1-2-20-00000153-000-0-0#009 , и у С.П., по нагрузкам имеем такие выходы: - одна секция - 1 Ом. (все 5 слоёв включены параллельно; такой выход не приведён на рис.) - две секции - 22=4 Ом - три секции - 32 =9 Ом - четыре секции - 42=16 Ом. Зависимость квадратичная. Не 7,5, а 9 Ом надо бы подключать на восьмиомный выход. Ну, а как производить переключение вторичек под разные нагрузки - это зависит от возможностей изготовителя и требований заказчика.

Lucifer: Спасибо большое Всем за помощь))) Трансформатор намотан) Как раз все поместилось))) . Скоро буду запускать БП. Основная плата готова, осталось шасси))) . Как будет все готово сделаю фотоотчет)))

Пермяк: Пока наш друг мастерит свой усилитель, обсудим некоторые, возникшие попутно вопросы. Комелев Константин пишет: И каким тумблером это всё перетыкать, выбирая нагрузку? Есть конструкция вторички, описанная в патенте Keroes'а (1954), в которой не требуется вообще никаких тумблеров и переключателей. Особенность в том, что средняя секция вторички мотается в два провода, бифилярно, и два этих провода имеют тот же диаметр, что и провод внешних секций.

Комелев Константин: Красиво и, как всегда, гениально. Нечто подобное по смыслу делалось у Маршалла:

illarionovsp: Леонид, к Вашему 1843. Решение проблемы "лишних" секций вторички. У нас секция - слой. Секции по актсопрам разные. Чем дальше от ярма, тем сопр больше. Поэтому параллелить начинаем с внешних (дальних) секций. Ну, когда 1 Ом нагрузки и все впараллель, тут вольницы нет. 4 Ом. послед. Есть лишняя секция. Тогда делаем 3 внешних в ||, две внутренних ||, всё в послед. 9 Ом. Аж 2 лишних. Внешние так: крайнюю с четвёртой, вторую с третьей. Получаем три секции, которые впослед. 16 Ом. Две внешних в ||, потом всю гирлянду впослед. Тут есть элемент мышиной возни, но лучше сделать правильно по науке, чем на лишние вопросы нарываться. Ну и конечно, наплодить секций море и симметрировать их. Только зачем. Ловить 1 %? Не чувствую необходимости. Выравнивание первички по актсопрам, когда их четыре одинаковых секции. Ясно дело, самую ближнюю с самой дальней запоследить в одно плечо. Внутренние впослед и в другое. "И волки целы, и овцы сыты". Вроде как-то так. ЗЫ. Партридж в нашем деле не особо рубит.

Пермяк: Сергей Палыч, у меня алиби - старался рисовать по Вашей прежней инструкции, убояся нарушить авторское право. Но, конечно, для гитарного усилителя это несущественно. Да и транс уже намотан, не поздно ли вводить изменения? Про Партриджа: мы не можем знать, какие обстоятельства заставили Партриджа выполнить включение именно так. При производстве, массовом, порой возникают совершенно неожиданные коллизии: ни за что не догадаешься, почему ребята так сделали. Мне это знакомо по работе. Возможно, переключатель позволял сделать только так, или ещё какая причина. Теоретически разница акт.сопротивлений, вроде, должна ухудшать работу транса. А на практике? Кто его знает, никто не измерял. А, к примеру, хайэндщики - народ шибко скрупулёзный, им наверное надо учитывать.

illarionovsp: Так измерять ничего не надо. Вычислить актсопры слоёв и потом результирующее определить. Так намотанный уже транс надо грамотно скоммутировать. Как завершающий аккорд.

Пермяк: Тогда вот так.

illarionovsp: Во, хорошо. Интересно, а если три слоя на внешнюю часть перенести? Будет толк? Вторичке будет сопром поболе, а первичка помене. Считать надо, причём с учётом толщин изоляций. А нужна нам эта мышиная возня?

Пермяк: В данной теме - наверняка не нужна.

Lucifer: Здравствуйте друзья Я снова вернулся к работе. Так не люблю перерывы . Наконец шасси готово, все укомплектовал, погонял БП. Итого: Анод 410В, 2-я сетка 305В, накал 6.4В, смещение -60 В. Сегодня провел первый запуск с лампами и эквивалентом нагрузки. Подскажите какой ток покоя выставить? Заранее благодарен))

Пермяк: Начните с 40 мА на каждую лампу.

Lucifer: Пермяк Спасибо большое) выставил. Лампы режим держат хорошо, пока. Но есть проблема - фон. Фон лезет не с предварительного а зарождается в ФИКе. я по очереди доставал лампы и проверял. Закоротил вход "Return" на землю фон все равно есть. Вынул лампу ФИКа - тишина, ну это и понятно. Земля разведена звездой как в оригинале. все в одной точке. Что еще можно подправить?

Lucifer: Забыл припаять "землю" на конденсаторах, которые стоят перед и после резистора анодного питания . Припаяв ее значительно подавил фон. Завтра зашунтирую их еще пикушной керамикой и пройдусь осциллографом)

Lucifer: http://i.imgur.com/8KkKqVd.jpg Фото моего усилителя

Пермяк: Фото моего усилителя Хорошо, компоновка правильная, "стандартная". Надеюсь, всё это будет спрятано в ящик комба, не оставлять же лампы снаружи?

Lucifer: Пермяк Спасибо. Действительно будет еще корпус с дерева, и планирую сделать с решетки защитный экран на блок питания.



полная версия страницы