Форум » Теория » Критерий выбора рабочей точки » Ответить

Критерий выбора рабочей точки

B_Aleko: Приветствую всех. Решил заняться сборкой ламповых усилителей вплотную. Ранее, лет 10-12 назад, был небольшой опыт сборки 5 усилков..., в подробности их работы, особо не вникал, но солидные люди интересовались, слушали... и продал. Но несколько месяцев всё прочитываю литературу, и никак не могу выяснить способ выбора рабочей точки "с нуля", то есть: взять лампу, её ВАХ и... поставить точку РТ. И меня смущает тот факт, что во многих пересмотренных схемах, РТ всегда располагается ниже тока, который заявлен в параметрах ламп (подробнее объясню в обсуждении). Это еще не все. Будет масса интересных "моих" вычислений по этой теме и другим. Прошу подробно объяснить данное вычисление или принцип, отнестись без скептицизма и как к новичку. Спасибо.

Ответов - 246, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

B_Aleko: Stan Marsh пишет: Смещение выбирается так, чтобы не превысить максимально допустимую мощность анода. и как это по графику выбирается? там ведь пойдут области искажений!?

Stan Marsh: B_Aleko пишет: как это по графику выбирается? Посмотрел в паспорт, увидел 20Вт, При выбранном анодном 300В, ток покоя выбираем 0,9*20/300=60мА смотрим, что этому соответствует смещение -20В такое и обеспечиваем. (примерно так)

B_Aleko: Stan Marsh пишет: смотрим, что этому соответствует смещение -20В теперь понятно. а дальше как? по графику: http://shot.qip.ru/00Qk6h-6d3R3GHLx/


Stan Marsh: А дальше через эту точку проводят нагрузочную прямую с таким наклоном, чтобы верхний отрезок(до нуля на сетке) получился в 1,1...1,2 раза длиннее нижнего отрезка(до удвоенного смещения). По этому наклону определяем Ra(приведённое сопротивление). Это по-простому. ... !!! Это справедливо для пентода/тетрода.

Пермяк: Попробовал - этот режим никак не подойдёт. 6п13с в пентоде - явно не для звука. Для импульсных режимов. В крайнем случае - для двухтакта в режиме класса Б.

B_Aleko: Пермяк пишет: Попробовал - этот режим никак не подойдёт. Спасибо. но ведь ее используют, но видимо в триоде? и тогда как? продолжить график, что не вмещается? может на этом примере можете показать: http://shot.qip.ru/00Qk6h-5d3R3GHLH/ по отзывам хороша, да и первое собирать, лучше, чем 6п14п.

Пермяк: Лампа 6п13с создана в начале 50-х гг. для работы в вых. каскаде строчной развёртки чёрно-белых телевизоров. Там она работала в пентодном включении. Для чего создана - для того и ВАХи сняты и приведены в справочниках. Других ВАХ производитель не дал. А вскоре были созданы и другие, более мощные лампы для такого применения. B_Aleko пишет: но ведь ее используют, но видимо в триоде?Да, исключительно в триоде. Те, кто пишет, что она якобы в пентоде хорошо "звучит", практически никогда не выкладывают данных о её режиме и схемном включении, поэтому заявления их сомнительны. И ещё. Применение пентодов и тетродов усложнено ещё и тем, что часто экранная сетка должна питаться от значительно меньшего напряжения, чем анодное. Обратите внимание на подпись под картинками ВАХ 6п13с и 6п15п от Бройде. Посмотрите, как влияет напряжение экр. сетки Uc2 пентода на его ВАХи. Есть, правда, некоторые методы "исправления" пентодных характеристик в динамическом режиме с помощью местных обратных связей. Два таких метода рассматривались на форуме в разделе Теория. http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000036-000-0-0-1399180471 http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000038-000-0-0-1398743925 ................................... Недостающие ветви ВАХ на графиках можно дорисовывать. Очень часто приходится дорисовывать ветви промежуточные, если РТ оказывается между имеющимися на графике ветвями. При некотором навыке можно на триодном графике дорисовывать ветви справа, если уловить закономерность уменьшения расстояний между ветвями. Линии ВАХ пентодов можно продолжать вправо, т.к. в зоне больших анодных напряжений они обычно близки к прямым линиям.

aur_100: Не понимаю, зачем хотят пентодный(тетродный) звук от телевизионных ламп. Триодный, достаточно большая мощность, низкие искажения...

andreii: Пентодный режим вообще не для звука, одни искажения, визг и хрип, если нужен итун то нужно делать выходной каскад на триоде с общей сеткой, и раскачивать понижающим трансформатором через катод.

B_Aleko: Пермяк Вот спасибо. Очень познавательно. Со временем многое пойму. Так как за неимением графиков пентодов в триодном режиме нет, то и изучаю изначальное предназначение лампы. Сейчас пока передо мной один вопрос, о положении РТ выходных ламп, дорисовки графика, расчет анодного и внутреннего сопротивления (в этом вся загвоздка). потом расчет транса. aur_100 пишет: Не понимаю, зачем хотят пентодный (тетродный) звук от телевизионных ламп. Триодный, достаточно большая мощность, низкие искажения... сейчас просто изучаю теорию расчёта пентода. И что можно получить с лампы при использовании в разных режимах. По лампе 6н3п. Выбрал три режима с токами покоя: 7мА, сетка 2 В, 5мА, сетка 2.1В, 4мА, сетка 2В. По расчетам сопротивлений, токов и напряжений после сборки всех трех вариантов. получил расчетные режимы. Есть вопрос: для качества звучания какой наиболее предпочтителен режим: с меньшим током и большим анодным сопротивлением или большим током и меньшим сопротивлением?

aur_100: B_Aleko пишет: Выбрал три режима с токами покоя: По мне, 7мА, а еще лучше 2,5в 9мА, по мах...

B_Aleko: aur_100 чем это лучше? и как это сказывается на качестве?

aur_100: КНИ меньше, качество лучше, но Ку чуть меньше...

Stan Marsh: B_Aleko пишет: что можно получить с лампы Берём что-нибудь вроде 6П14П, характеристик с нагрузочными линиями в инете полно. И вникаем...вникаем. Ещё раз: каскад в резистором и каскад с трансформатором - это разные каскады; триод и пентод - это разные лампы.

B_Aleko: Резистивный каскад - понятен. Разобрался, смакетировал. Пока только на 6н3п, дальше другие на очереди. Все записываю на будущее. Вот с выходными... Понятно, что транс не может быть резистором, что бы обеспечить РТ с большим падением напряжения питания на нём, потому и РТ выбирают практически анодное. Принцип дорисовки графика до нужного напряжения из которого вычисляется анодное сопротивление - почти понятно. Как вести расчет? Аналогично резистивному или есть нюансы? При расчете брать полный размах при выбранном смещении? Принцип расчета нужен и для триодного, лучевого тетрода и пентодного включения.

B_Aleko: остается открытым вопрос: По лампе 6н3п. Выбрал три режима с токами покоя: 7мА, сетка 2 В, 5мА, сетка 2.1В, 4мА, сетка 2В. По расчетам сопротивлений, токов и напряжений после сборки всех трех вариантов. получил расчетные режимы. Сам вопрос: для качества звучания какой наиболее предпочтителен режим: с меньшим током и большим анодным сопротивлением или большим током и меньшим сопротивлением?

Пермяк: Вариант 7 мА - предпочтительней. Чем выше расположена РТ, тем меньше Ri, больше S. Это благоприятно влияет на качество звучания. БОльший анодный ток покоя - тоже само по себе неплохо. Вам об этом уже писали дважды в этой теме.

B_Aleko: вот теперь ясно. горизонтальную линию нагрузки сделать не реально, но расположить на максимально возможный угол с учетом мощности лампы, допустимых напряжений и токов.

ALSS: B_Aleko пишет: горизонтальную линию нагрузки сделать не реально Да запросто - генератор тока на транзисторах - еще 50-100 В или на лампах - еще 100-200 В добавить к питанию; посмотрите схемы Евгения Карпова из Одессы, например, его статью http://next-tube.com/articles/drv/drv_3.pdf.

B_Aleko: ALSS пишет: Да запросто - генератор тока на транзисторах это пока сложно для меня.



полная версия страницы