Форум » Теория » Расчёт выходного двухтактного лампового каскада » Ответить

Расчёт выходного двухтактного лампового каскада

majordom22: Изначально тема посвящалась расчёту выходного каскада на многосеточных лампах в режиме с отсечкой тока (класса АВ). По мере углубления в тему стало очевидным, что есть много общего в расчётах выходных каскадов на триодах и тетро-пентодах, с отсечкой анодного тока и без. Поэтому, я решил переименовать тему, обобщив в ней расчёты любых двухтактных ламповых каскадов, имеющих один выходной трансформатор на канал. Пример: расчёт двухтактного каскада на 6П14П с отсечкой тока (класс АВ). Уважаемые участники и просто читающие тему. С первой страницы и по начало третьей я заблуждался в методе расчёта РР-каскада. Чтобы не тратить время зря, начинайте читать хотя бы с третьей. Благодарю Пермяк и AlexR за указания на мои ошибки и за верную метОду. График в топике принадлежит руке Пермяка и абсолютно верен.

Ответов - 252, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

ГДН: А нельзя ли скачать эту статью просто, без установок "плагинов" от "Адобе"?? Ну т.е. как это обычно делается? Пусть и в *.pdf...

AlexR: Можно. Статья "Кое-что о двухтакте". На странице http://valvelab.pochta.ru/papers.htm если нажать на изображение глаза, то перейдёте на страницу просмотра, если на значок архива, скачаете статью в архиве.

illarionovsp: Статья написана сильно занаученно. Как-то одновременно с током покоя изменяется наклон нагрузочной прямой. С чего бы это? Чёртик какой витки отматывает/доматывает? Нагрузочная от тока покоя должна параллель себе двигаться. Или как? Не догоняю я мысль... Нагрузочная кривая. Поэтому она кривая тока. Все всё знали, пришёл Эйнштейн и всех запутал. Работали у нас пушпульники и ни о чём не думали. Как теперь жить будем? Плохо всё . С ув., СП.


Пермяк: Из книг, для сведения. -1 Полный график, отражающий работу двухтакта. Из книг, для сведения -2. Это фрагмент расчёта (в книге полный расчёт). Прошу обратить внимание, что расчёт проводится по линии нагрузки для РАЗНОСТНОГО тока. Эта линия правым своим концом "упирается" в ось напряжений, в точку Ua=Ua0=напряжению питания. Поскольку это расчёт, достаточно верхней половины графика, изображённого в предыдущем посте. Не обязательно также строить индивидуальную кривую тока через лампу, о чём я и писАл в статье. Точка покоя, соответствующая Ia0, не лежит на нагрузочной прямой. ссылка на сообщение Отправлено: 16.06.11 02:56. Заголовок: Из книг, для сведени.. Из книг, для сведения - 3. Это ужЕ книга для радиолюбителей. Комментарий тот же, что и для предыдущего аттача. Кроме того, кого-нибудь возможно заинтересует вот это небольшое пояснение: http://audioportal.su/showpost.php?p=526323&postcount=171 Из книг, для сведения - 4. Хотя тема про пентод, но среди хайэндщиков триод гораздо популярнее, поэтому привожу также график работы РР на триодах. Прошу не перепутать кривые анодных токов ламп с гиперболой допустимой мощности.

oleg_s: Вот очень замечательный график для класса А Хвиливицкого... Итак 1. Фиксируем питание, уменьшаем Io...Нагрузочные "кривые" отдельных плеч опускаются поближе к оси напряжения. Результирующая разностная прямая привязана в нуле тока к точке питания и плавненько поворачивается крайние концы все ближе к оси напряжений. Опа - мощность падает. - Пермяк! Что скажете ? 2. Фиксируем Io, увеличиваем Uп. Результирующая разностная прямая "почти" фиксируется в левом верхнем углу, точка "нуля тока" ползет с Uп. Мощность растет. Фраза о том, что действительная нагрузка включает нелинейное сопротивление лампы второго плеча совпадает с "мнением" симулятора

Пермяк: oleg_s пишет: Вот очень замечательный график для класса А Хвиливицкого... Итак 1. Фиксируем питание, уменьшаем Io...Нагрузочные "кривые" отдельных плеч опускаются поближе к оси напряжения. Результирующая разностная прямая привязана в нуле тока к точке питания и плавненько поворачивается крайние концы все ближе к оси напряжений. Опа - мощность падает. - Пермяк! Что скажете ?Любая точка нагрузочной прямой является РАЗНОСТЬЮ ординат двух точек, одна из которых находится на верхней кривой, другая - на нижней на одной вертикали. Поэтому нагрузочная прямая является линией тока в нагрузке (в первичке). Разность двух кривых , расположенных центрально-симметрично относительно центра (Ua=Ua0=напряжения питания; Ia=0) даёт прямую. При изменении Iao изменяется "прогиб", кривизна этих кривых. При режиме АВ (с отсечкой тока!) верхняя точка нагрузочной прямой остаётся на прежнем месте, в режиме А незначительно смещается вверх и вправо по линии Uc1=0 , нижняя правая точка кривой смещается по вертикали на такое же расстояние, и никакого вращения нагрузочной прямой при этом не происходит, мощность при этом уменьшается незначительно. Всё это показано в статье.

oleg_s: Если при изменении Io кривые параллельно прижимаются к оси напряжения, то будет именно то, что я описАл. Пермяк пишет: При изменении Iao изменяется "прогиб", кривизна этих кривыхЭто самый интересный момент, надо осмыслить... Это в силу влияния внутреннего сопротивления лампы противоположного плеча?

Пермяк: oleg_s пишет:Это самый интересный момент, надо осмыслить... Это в силу влияния внутреннего сопротивления лампы противоположного плеча? Если кратко - то да, вполне справедливо. Так и написал Хвиливицкий (только очень прошу не подменять слово "влияние" словом "шунтирование", как обычно пытаются сделать). Осмыслить конечно трудновато, сходу не получится. Пока сам не построил несколько таких графиков, было не всё ясно. В учебниках изложено очень кратко, особенно удручает, что одни и те же величины авторы и обозначают и называют по-разному. Но - дерзайте, если есть интерес. Желаю успеха.

illarionovsp: Всё это очень хорошо. Только вопрос остаётся: "И что?" Что доказать хотим? Что нагрузочная каждой лампы кривая, потому что нагрузка кривая? Кто в этом сомневается? О чём шум? О выборе рабочей точки? Или о чём? Целевая функция какая? Что нам даёт Фурье-анализ нагрузочной кривой? Не врубаюсь я... С ув., СП.

AlexR: illarionovsp пишет: Только вопрос остаётся: "И что?" Что доказать хотим?Это доказывает, что в своём первом посте топикстартер предложил неверный способ расчёта РР УМ, работающего в классе "АВ". Что правильный расчёт описан, хотя и неудачно, в старой литературе. Статья Пермяка даёт дополнительные пояснения к методам расчёта, приведённым в "учебниках", для лучшего понимания материала. Вот и всё.

majordom22: illarionovsp, нель всей этой темы- научиться правильно расчитывать РР каскад. В топе написано-класса АБ1, но, видимо, придётся коснуться различных режимов. __________ По уговору с Пермяк, я исследовал режимы и выходную мощность РР каскада на 6П14П. Собрал вот такую схему. Теперь по поводу физического моделирования. У меня сейчас лёгкое помутнение того, что между ушами, но, честно и прямо заявляю:[ Пермяк оказался совершенно прав. Ток покоя двухтактного каскада на пентодах не влияет на способность каскада отдавать напряжение в нагрузку. И при токе покоя через каждую лампу в 3 мА и при 60 мА размах напряжения на выходе не менялся. Менялась кривизна синусоиды, при чересчур избыточном входном напряжении, появлялась ступенька, но размах оставался на месте. Нужно сказать, ток покоя отслеживался замером падения на катодных резисторах, напряжения на аноде и на вторичке подстраивались в пределах +1В, смещение регулировалось БП на интегральной микросхеме.

majordom22: Почти Пост Скриптум. Заодно выяснил, "откуда ноги растут" у мнения, которое я защищал: как только заменил стабилизированный источник питания на простой CLCRC, который подстраивался ЛАТРом, сразу всё поменялось. При увеличении тока покоя просаживалось питание, и выходная мощность значительно падала ( квадратичная зависимость мощности от напряжения). Вот и вся разгадка...

shost: ну, вообще то влияет косвенно чем меньше ток покоя, тем можно больше питание подавать подать, тк пикфактор музыки это позволяет вот и получается, что в А на 6п3с 250 анод, 250 втор сетка и мощность - 10вт, при ab2 - анод 500, вторая сетка 300 и 50вт на выходе (пушпулл все) отсюда ноги и растут

majordom22: shost Конечно! При изменении питания мощность, естественно, будет разная. Разговор был о том, что крутим смещение при неизменном питании, и сразу моща меняется. А это оказалось не так.

ГДН: majordom22 пишет:Разговор был о том, что крутим смещение. и сразу моща меняется Написали бы Вы это пораньше! А то переплелось в один узилок и методика расчета PP, и зависимость Pвых от Uсм.... Уважаемый СП вон тоже "не въехал, за шо базар, не один я такой ЗЫ. Когда в конце 80-х наши кабацкие лабухи прочухали фишку про "смещение", начали выкручивать до "темно-малиновых анодов "! А то, что лампы выходные менять каждую неделю, так не вопрос - копейки! Моща, не менялась при этом, хоть и никакой стабилизации в БП, понятное дело, не было. Просто музыка - не синус. "Пик" отрабатывают кондеры, а потом "передышка" и подзаряд оных. ЗЫЫ. При этом я прекрасно понимаю, что в "классе А" ток покоя не меняется...

majordom22: В свете новых для себя знаний, переосмысливаю известные примеры расчёта РР каскадов. Настоящий учебник для чайников-статья Лихницкого за 1996 год в АМ "От транзисторного звучания усилителя Прибой к ламповому". http://shema.org.ua/index.php?name=News&op=Article&sid=243 Нашёл здесь в удовлетворительном качестве. Конечно, каскад триодный, но не это главное. Мне и раньше казалось, что автор немного подтасовал теорию под конечный результат. В частности, он в расчёте оперирует величиной макс. напряжения на экранной по постоянному току, как неким пределом, за который не могут выйти и мгновенные значения переменного тока. Это же не так? Тем более, благодаря АлексР и Пермяк можно заметить, что расчёт произведен, как для однотактного каскада. И тем не менее, расчётное значение выходной мощности совпало с фактическим! Именно этого я не понимаю. Возможно, уважаемые выше названные помогут разобраться?

Пермяк: Всё дело в режиме А. Автор выбрал такой режим, при котором индивидуальные линии анодных токов ламп - прямые линии (частный случай, МОЖЕТ осуществляться только в "чистом" режиме А). Тогда расчётные мощности при разных методах могут совпадать. Не забывайте, что ранее здесь мы рассматривали только режим АВ. Про напряжение второй сетки. Автор не хочет превышать максимально допустимое паспортное напряжение питания второй сетки. Речь идёт о постоянном напряжении, длительно приложенном между этой сеткой и катодом. Обычно коллеги-хайэндщики пренебрегают этой нормой, как в отношении анодного питания, так и сеточного. Следует просто следить, чтобы не превышалась МОЩНОСТЬ, рассеиваемая экранной сеткой, а в триодном включении это легко выполняется.

AlexR: Пермяк пишет: Речь идёт о постоянном напряжении, длительно приложенном между этой сеткой и катодом. Обычно коллеги-хайэндщики пренебрегают этой нормой, как в отношении анодного питания, так и сеточного.У гитаростроителей произвольное обращение с режимами экранной сетки стало практически нормой. Причём в "отбалдовом" формате. Не думал, что и мастера Hi-End могут докатиться до такого.

olrum: AlexR пишет:Не думал, что и мастера Hi-End могут докатиться до такого. Триодное включение позволяет не обращать внимание на напряжение экранной сетки,при условии не превышения рассеиваемой ею мощности,что согласуется с теорией и практикой, и успешно применяется. Примерно также и для УЛ.

AlexR: olrum пишет:Триодное включение позволяет не обращать внимание на напряжение экранной сетки,при условии не превышения рассеиваемой ею мощности,что согласуется с теорией и практикой, и успешно применяется. Это понятно. Ток экранной сетки при напряжениях, приблизительно, выше 50-100 В мал.Примерно также и для УЛ.Тут ситуация хуже. Можно найти ВАХ одной-двух ламп в таком включении. Расчёт без характеристик приведёт к "кривизне" расчёта.



полная версия страницы