Форум » Философия хай-энда » Фаза не слышна? » Ответить

Фаза не слышна?

Yury_G: Господа, как правильно пишут в старых книгах: фаза не слышна. Для доказательства есть весьма наглядный пример. Почившая в бозе в 70 годы прошлого века матричная квадрафония в двух системах SQ и QS. Она основана была именно на широкополосных фазовращателях, сдвигающих фазу на 90 градусов. Никакого дискомфорта при этом не наблюдалось, хотя фазу намеренно крутили в диапазоне 30-15000 Гц .

Ответов - 11

Бокарёв Александр: разность фаз в колонках приведёт к эффектам смещения звуков или превращения стерео в моно, размывании стереокартинки и проч.

Ученик: Yury_G, разность фаз прекрасно слышно. Бокарёв Александр пишет:разность фаз в колонках приведёт к эффектам смещения звуков или превращения стерео в моно, размывании стереокартинки и проч.

Бокарёв Александр: Вся квадрафония задумана была поддать впечатлений бедному слушателю. А сегодня все эти ухищрения выглядят убого. Те же чувства испытываю в современных кинотеатрах, перед показом фильма ролики крутят, там такие эффекты, такие эффекты....Куда бы сбежать от этого кошмара. Добавлю, что звук в больших кинотеатрах строят в основном дятлы-недоучки с бумажкой от Долби Дижитал Синема. Оттого и звук в кино такой -никакой.


Yury_G: Бокарёв Александр пишет:разность фаз в колонках приведёт к эффектам смещения звуков или превращения стерео в моно, размывании стереокартинки и проч. Тут и спора нет. Разность фаз в стерео-каналах размоет локализацию источника звука. Если же она , разность фаз, одинаково кривая между каналами, то ничего не произойдет.Вся квадрафония задумана была поддать впечатлений бедному слушателю. А сегодня все эти ухищрения выглядят убого. Квадрафония осталась хоть и убитой но непобежденной. Пространственость и локализация в SQ намного превосходят Dolby и DTS. Тем более, что некоторые коллективы, такие, как Pink Floyd и Chicago записывали свои диски, как квадрафонические и делали это очень умно в музыкальном смысле. Уверен, что это Долби убили квадро антирекламой, чтобы занять их место. Все, думаю, помнят, шумоподавители Долби, как они корёжили звук в кассетниках. Но это уже off topic

Бокарёв Александр: Yury_G , я слышал, что и наша русская система АВС очень достойно звучит. Да и стерео совершенно самодостаточно задумана. А Долби- это навязывание чего-то странного и малосъедобного. Никогда не видел , чтобы кто-то намеренно долбизировал свои магнитозаписи. ручка есть, но ею не пользуются. Наш шумодав Маячок- почему-то внедряли в катушечники(Нота) , хотя он там ни к чему, а кассетникам с их отвратными УВ и УЗ никакой ШП не поможет. А этот Маячок работал неплохо, если...... работал ЗЫ. Я тут разумничался и про фазу и про квадро, хотя могу сказать, что мало в этом что понимаю . Когда эта темя была жива, квадро, для нас она была скорее абстракцией. Чисто журнальные рассуждения. Ни у кого не было и в помине такой техники. Да и стерео - бульдозеры в основном.

Yury_G: Бокарёв Александр пишет:Я тут разумничался и про фазу и про квадро, хотя могу сказать, что мало в этом что понимаю . Когда эта темя была жива, квадро, для нас она была скорее абстракциейЯ спаял SQ квадрафонию в конце 70х годов. Только потому, что на руках оказались 2 квадрафонических Pink Floyd: Dark Side of the Moon и Atom Hart Mother. Это и побудило на подвиг. Тогда "пол города" любителей этой группы побывало у меня дома. Теорию декодера дали в "Радио" 1976г. №1 "Четырехканальная стереофоническая пластинка", схема 90 градусного широкополосного фазовращателя нашлась в одной из книжек Эфруси (как ни странно), а спаяно было на операционниках 1УТ401 (мода тогда была на них). Несмотря на то, что отдельный канал слушать было невозможно, 4 канала обладали такой простанственностью и четкой локализацией , что плохое качество звука уходило на второй план. Я к тому, что "правильно закрученная фаза" звука не портит. В данное время я как раз и занимаюсь реанимацией квадрафонии у себя дома. Если у кого-нибудь есть реальный интерес по топику - можно открыть ветку. Хотя там всё транзисторное и может не соответствовать тематике форума. Тут за транзисторные схемы четвертуют или есть шанс выжить?

Бокарёв Александр: Yury_G , вкратце можно: сам принцип SQ предполагает наличие глубинной канавки и особой иглы или тыловые сигналы добываются из основных ? Запамятовал я. ПС. особым образом смешанные сигналы правого и левого каналов устраняли эффект звук в голове у стереонаушников. Тоже фазовращателями.

Yury_G: В системе CD-4 используется специальная иголка Шибата, читающая до 45 кГц. В левом канале в звуковом диапазоне (30-15000) записана сумма левого переднего и заднего, а в диапазоне 30000-45000 их разность. Аналогично в правом для правого. Эта система называлась "дискретная квадрафония" В системах "матричной квадрафонии" SQ и QS в каждом канале содержатся со своими коэффициентами и фазами 3 или все 4 канала, в зависимости от того это SQ или QS. Любопытно то, что ввиду наличия 90-градусных фазовращателей передние каналы записываются, как на стерео-виниле, то есть игла движется "вглубь" каждой стороны канавки, а вот когда играют задние каналы то игла совершает круговые движения против часовой стрелки для правого заднего и по часовой для левого заднего каналов. Это хорошо видно вот тут, на рисунках 3 и 4 SQ и QS системы не имеют принципиального отличия и различаются в коэффициентами, с которыми складывают и вычитают все 4 сигнала при декодировании. В SQ и QS системах используются обычные иголки и головки. Наибольшее распространение получила система SQ, чуть меньшее CD-4 и значительно меньшее - QS Насчет наушников и устранения "звука в голове" - я не в курсе, хотя по-видимому, если "размазать" фазу, то точность локализации уменьшится и этот эффект тоже.

Бокарёв Александр: Мне по душе именно матричный способ выделения дополнительной информации, чем мучительный CD-4 . А если диски,записанные в SQ ещё и совместимы с обычными стереопроигрывателями, то этот метод вообще вне конкуренции.

Yury_G: Оба метода (дискретный и матричный) считаются совместимыми, поскольку в SQ без декодирования вы слышите именно то, что идет в передних каналах, а в CD -4 вы слышите сумму левых и сумму правых. Однако (!) если винил по СД-4 проиграть один раз на обычной игле(!!!), то сверхзвуковая составляющая дорожек оказывается поврежденной. Поэтому этот метод хорош только в том случае, если диск запечатан или вы его берете у заядлого "квадрофониста". Но в нынешние времена задача несколько облегчена. Дело в том, что "квадропомешанных", таких как я, много и люди давно уже конвертируют квадродиски в цифровые форматы вроде 4.0 (облегченный ДВД аудио формат 5.1 без центрального канала и саба) Несколько сотен конверсий можно найти на рутрекере. http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=453 В этом случае вам уже не нужен никакой декодер, только звуковая плата в компе, способная играть 5.1, но качество конверсий очень разное и далеко не у всех был ламповый корректор.

geran2006: Неделю назад проверял фазировку подключения АС-в одном положении бас есть и хороший а другом его нет вообще. Это достаточный аргумент в пользу важности фазы? А то что крутили фазу в 80-х так это баловство и чепуха, с советскими АС ее как не крути все будет одинаково ибо она уже укручена внутри АС. Yury_G пишет: Хотя там всё транзисторное и может не соответствовать тематике форума. Тут за транзисторные схемы четвертуют или есть шанс выжить? Чего это вдруг Вы это взяли? И по транзисторам есть.



полная версия страницы