Форум » Лампы » Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый" » Ответить

Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый"

Evil73: Возьмем два идеальных случая 1. Питание накала переменным током синусоидальной формы 2. Питание накала тем же самым идеальны синусоидальным током, но после выпрямления. 1. Переменный ток синусоидальной формы частотой 50 Гц плохо воспроизводится обычными бытовыми колонками, но самое главное, что даже если ваша колонка воспроизводит частоту 50 на должном уровне все равно ваш слух в этом частотном диапазоне имеет высокий порог слышимости. То есть даже если какая то часть переменного тока проникнет из цепи накала в сигнальную цепь вы имеете все шансы этого не услышать. 2. Давайте выпрямим этот ток. На выходе выпрямителя форма напряжения изменится. Вместо положительных и отрицательных полуволн синусоиды будут только одни положительные полуволны (или только отрицательные в зависимости от полярности выпрямления. Периодический сигнал сложной формы всегда можно разложить в ряд Фурье, состоящий из суммы сигналов простой синусоидальной формы В данном случае выпрямленное напряжение раскладывается в ряд Фурье следующим образом. Что мы видим? Основная гармоника 50 Гц исчезла, в место нее ряд из четных гармоник. Доминирующая гармоника теперь 100 Гц эту частоту прекрасно воспроизводят почти все колонки и хорошо слышит ухо человека. То есть фон будет более заметен если доминирующая гармоника в 100 Гц просочится из цепей накала в сигнальную цепь. Но это еще не все ряд Фурье бесконечен, то есть помимо 100 Гц мы имеем гармоники 200, 300, 400, 500 и так далее. Амплитуды гармоник спадают, но никогда не достигают нуля. Так гармоника с частотой 5000 Гц (сотая гармоника), не только хорошо воспроизводится всеми без исключения колонками, она лежит в области наибольшей слышимости человеческого уха, а еще она может относительно легко просачиваться сквозь емкость накал-катод. Ампилтуда 100-й гармоники если ее сравнивать с доминирующей 2-й гармоникой будет в 3333 раза меньше. Не много, но все же она имеет место быть, как и более высокие гармоники. Что бы избавится от фона, вызванного этим хвостом гармоник применяют фильтры. Фильтры по сути своего действия ослабляют хвост из гармоник в определенное число раз. Напяжение на выходе фильтра становится почти постоянным. Ключевое слово "почти". Разумеется схема с хорошим выпрямителем в накале будет хорошо звучать. Но нельзя уповать на хорошее звучание усилителя, в котором выпрямитель накала собран по принципу вставил диод Шотки, птотому, что знаю такое слово и впаял конденсатор на 10000 мкФ, потому что слышал. что этого достаточно.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Evil73: Wavebourn пишет:Моей практикой эти подозрения не оправдываются. Чтобы они оправдались, фильтрация должна быть не просто некачественной, а ну очень некачественной. Я бы сказал -- специально некачественной. Спасибо, учту, буду меньше боятся выпрямления накала.

Бокарёв Александр: Раз напоролся я на один капкан с выпрямлением фона. Точнее , мой напарник. Трёхсотку применили в усилителе, выпрямленный накал,(мост плюс банка) накальная обмотка была со средней точкой , поэтому напарник решил не делать искусственную среднюю точку на резисторах, как обычно, а посадить катодный резистор автосмещения на эту среднюю точку накальной обмотки. Запустил унч- чешет репу: фоняра прёт, ничем не убирается. Проверяем: всё работает, банка живая, мост живой, на ногах лампы те самые пять вольт. А фон дикий. Когда уже ум за разум зашёл- сказал ему, чтоб попробовал обычный вариант с резюками. Фон исчез.

Evil73: Бокарёв Александр пишет:напарник решил не делать искусственную среднюю точку на резисторах, как обычно, а посадить катодный резистор автосмещения на эту среднюю точку накальной обмотки Интересно, жаль, что фон убрать не удалось. Я к такой схеме присматривался, теперь буду осторожней, спасибо за предупреждение! А если сделать фиксированное смещение а накал трехсотки посадить на землю, но не совсем на землю, а двумя схемами выпрямления +2,5 В и -2,5 В относительно земли, в каждом плече свой кондер и свой дроссель. Как думаете будет фон?


Wavebourn: Если бы были две банки, со средней точкой, тогда - другое дело. А то на накал подавалась постоянка, а в цепь катода, то есть от земли к накалу -- 100 Герц. Да и с двумя банками всё равно пульсации были бы относительно земли.

Бокарёв Александр: Для выпрямителя накала трёхсотки нужен продажный мост китаец , лучше с длинными ногами, пара банок на 4700-6800 , резистор на один ом пару ватт мощн.. Мост, банка, резистор, банка. Всё. 5 вольт есть.Среднюю точку делаем10- 20-омными резючками.

elacom: Evil73 пишет:А если сделать фиксированное смещение а накал трехсотки посадить на землю, но не совсем на землю, а двумя схемами выпрямления +2,5 В и -2,5 В относительно земли, в каждом плече свой кондер и свой дроссель. Как думаете будет фон?В программе SE amp есть такой вариант. А вообще конкретного заключения дать невозможно, что лучше и как надо. Каждый вариант требует своего подхода и целесообразности.

Wavebourn: Лучше всего выпрямлять - сглаживать не относительно земли, а между ногами, чтобы источник питания накала был плавающим. А катод заземлять классически, как Александр пишет - двумями резисторами на землю. Тогда пульсации на ногах катода (накала) будут взаимо-компенсироваться. Забудьте про среднюю точку трансформатора: она хоть и средняя, но по переменке.

Oshin: А почему никто не выложил численные значения измеренного фона на нагрузке,до выпрямления и фильтрации и после?У кого сколько было mV и насколько удалось подавить.

elacom: Вряд-ли кто будет вдаваться в такие подробности. Если фон сети есть то после выпрямления или стабилизации он пропадает, зачем мерить? Я например уже каторый раз замечаю, в лампе 6н9с всегда имеется фон при переменном накале. Причем это слышно прям в лампе. Аккуратно (не обожгите уши!) послушайте лампу и станет слышно как спираль звенит с частотой 50 Гц, причем непомогает подпитка положительным потенциалом. После выпрямления всё нормализуется.



полная версия страницы