Форум » Лампы » Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый" » Ответить

Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый"

Evil73: Возьмем два идеальных случая 1. Питание накала переменным током синусоидальной формы 2. Питание накала тем же самым идеальны синусоидальным током, но после выпрямления. 1. Переменный ток синусоидальной формы частотой 50 Гц плохо воспроизводится обычными бытовыми колонками, но самое главное, что даже если ваша колонка воспроизводит частоту 50 на должном уровне все равно ваш слух в этом частотном диапазоне имеет высокий порог слышимости. То есть даже если какая то часть переменного тока проникнет из цепи накала в сигнальную цепь вы имеете все шансы этого не услышать. 2. Давайте выпрямим этот ток. На выходе выпрямителя форма напряжения изменится. Вместо положительных и отрицательных полуволн синусоиды будут только одни положительные полуволны (или только отрицательные в зависимости от полярности выпрямления. Периодический сигнал сложной формы всегда можно разложить в ряд Фурье, состоящий из суммы сигналов простой синусоидальной формы В данном случае выпрямленное напряжение раскладывается в ряд Фурье следующим образом. Что мы видим? Основная гармоника 50 Гц исчезла, в место нее ряд из четных гармоник. Доминирующая гармоника теперь 100 Гц эту частоту прекрасно воспроизводят почти все колонки и хорошо слышит ухо человека. То есть фон будет более заметен если доминирующая гармоника в 100 Гц просочится из цепей накала в сигнальную цепь. Но это еще не все ряд Фурье бесконечен, то есть помимо 100 Гц мы имеем гармоники 200, 300, 400, 500 и так далее. Амплитуды гармоник спадают, но никогда не достигают нуля. Так гармоника с частотой 5000 Гц (сотая гармоника), не только хорошо воспроизводится всеми без исключения колонками, она лежит в области наибольшей слышимости человеческого уха, а еще она может относительно легко просачиваться сквозь емкость накал-катод. Ампилтуда 100-й гармоники если ее сравнивать с доминирующей 2-й гармоникой будет в 3333 раза меньше. Не много, но все же она имеет место быть, как и более высокие гармоники. Что бы избавится от фона, вызванного этим хвостом гармоник применяют фильтры. Фильтры по сути своего действия ослабляют хвост из гармоник в определенное число раз. Напяжение на выходе фильтра становится почти постоянным. Ключевое слово "почти". Разумеется схема с хорошим выпрямителем в накале будет хорошо звучать. Но нельзя уповать на хорошее звучание усилителя, в котором выпрямитель накала собран по принципу вставил диод Шотки, птотому, что знаю такое слово и впаял конденсатор на 10000 мкФ, потому что слышал. что этого достаточно.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

aluma: Сорь, я пропустил, очевидно. У меня БП выполнен отдельным блоком. Накальный +смещение транс один на два канала,с отдельными обмотками на канал. Транс с малой индукцией (ок. 0,8Тл) и плотностью тока в обмотках. При работе практически холодный,пропитан,не гудит. Далее выпрямитель на Д305-20т.мкФ-нихромовый резистор-18т.мкФ-шлейф-в самом ус-ле 10т. мкФ. Сетевой стаб само-собой.

Evil73: aluma пишет:Накальный +смещение транс один на два канала,с отдельными обмотками на канал. Сам хочу так сделать. Впрочем, в моем Music Angel и есть 1 транс на всё.Далее выпрямитель на Д305-20т.мкФ-нихромовый резистор-18т.мкФ-шлейф-в самом ус-ле 10т. мкФ. Как я понимаю вам хватает, фона нет? У меня более примитивная схема для прямонакала 300B: 16800 мкФ после диодов Шотки, витая пара, и наконец 10000 мкФ на ламповой панельке. Фона нет если збалансировать балансировочным резистором. А так фон слышен через наушники. Ни резистор ни дроссель вставить не могу так как и так напряжение накала занижено. Ваша схема фильтрует, разумеется, лучше.

aluma: Evil73 Фона нет,чесслово если даже ухо к басовику АС проложить. Накал "висит в воздухе",была попытка добавить плёночный К73-7, 4,7мкФх63В,появился фон. Заземлением через ср. точку резисторов его убрал,но субъективно лучше без плёнки и без резисторов. Есть буфер для сидюкового ЦАП-а,там Шоттки-10т. мкФ-стаб на LM7906 с мощным транзистором-10 мкФ у самого стаба-шлейф-плёнка МКР 4,7мкФ у самого буфера. Фона от буфера нет. ЗЫ.Не всегда возможно,но иногда удаётся домотать накальную обмотку без разборки транса. Там надо буквально считанные витки. Я такое делал,подгонял напряжение на стабе. С уважением. Александр Улановский.


geran2006: Evil73 пишет:То есть даже если какая то часть переменного тока проникнет из цепи накала в сигнальную цепь вы имеете все шансы этого не услышать.Ну нифигасе заявленице! Не услышишь.. зато интермодуляцию сигнала и переменки 50гц услышишь в виде каши на низких частотах, а может и не толькоДовольно много схем нормально работающих при изменении напряжений в сети плюс-минус десять процентов (плюс-минус десять процентов 5,7-7,0 В допускают лампы общего назначения).Нормально - не аудиофильское слово. Я против. Сергеев Сергей пишет:а стабилизировать можно и сетевым стабилизатором. Все сразу и анод и накал и смещение. Дело-то не в этом, что кто-то хочет стабилизировать, все эти выпрямления и "местные" стабилизирования для аудиофильного звучания-только для этого.

Сергеев Сергей: А некоторые аудиофилы утверждают, что постоянный ток накала портит звук Где правда?

Wavebourn: Сергеев Сергей пишет:А некоторые аудиофилы утверждают, что постоянный ток накала портит звук Где правда? В гипнозе. Массовый гипноз - штука страшная. Например, продавцы табака и алкоголя не внушают покупателям, что их товар приносит хоть какую-то пользу. Покупатели считают это само собой разумеющимся. Хотя каждый человек, кто курит или выпивает, имеет реальные достоверные факты противоположного: первая стопка, как и первая затяжка, привели к отравлению организма и к очень неприятным последствиям. Но постепенно организм привыкает к периодическим отравлениям, и когда только лишь ожидает, что его отравят, разбалансирует эндокринную систему, готовясь сопротивляться отравлению, выводить яд. И если яда не последует, то этот разбаланс вызывает очень неприятные, порой - невыносимые ощущения, которые заставляют всё - же принять яд и тем самым удовлетворить организм, уже готовый к принятию яда. Удовлетворение налицо! Неоспоримый факт! Как такому гипнозу не поддадутся те, для кого очевиден противоположный факт -- яд вызывает противные отравления! И вот усиленно травят себя начинающие - блюют и потеют, страдают от головкружений и тошноты, пока организм не приучится быстро и сильно реагировать на принятие ядов. И пока не начнёт сопротивляться ещё до того, как яд принят, вызывая при этом страдания одной такой готовностью... Точно так-же работают и гипнотические внушения в среде аудиофилов. Например, даже если продавец и не внушает напрямую покупателю, что через определённое количество часов прослушивания произойдёт брек-ин и аппаратура "раскроется", покупатель уже ожидает - он запрограммирован массовым гипнозом. И брек-ин произойдёт -- он действительно почувствует, как его аппаратура "раскрылась" и зазвучала! Когда психотерапевт внушает пациенту, находящемуся в глубоком трансе, что через определённое количество минут он очнётся и будет чувствовать себя так-то и так-то, именно это и происходит. Но психотерапевт знает, что делает. Он даёт команду подсознанию. Точно так-же аудиофилы дают команду своему собственному подсознанию, подчиняясь массовому гипнозу, услышать через определённое количество часов, как аппаратура "раскрылась", они услышат именно то, что и ожидали! Из той-же оперы и "ухудшение звука постоянным накалом". Массовый гипноз. Причём он передаётся через океан, но частенько океаном разделяется. И если в Штатах принято считать, что светодиоды в катодах звучат лучше резисторов, зашунтированных конденсаторами, то в России в определённых аудиофильских кругах считается наоборот. И они это слышат -- и те, и другие! Только слышат противоположное: кто на что запрограммирован окружением.

elacom: Evil73 пишет:В каком плане "приходится"? Все равно фонит что-ли? Даже после выпрямления?Фон как раз ликвидируем выпрямленным питанием накала. Подпитка влияет не только на фон, а ещё и на сопротивление утечки. Если в выпрямленном накале не удалять сопротивление утечки то нарушим режим работы лампы при автоматическом смещении путем добавления так сказать диода от катода в накал и на землю, а это ешё собственные шумы лампы повышаются. А если потпидкой нарушить эту утечку всё встанет на свои места. Хотя подпидкой положительным потенциалом очень даже полезно лечить и переменные накалы через искуственную среднюю точку или среднюю точку накальной обмотки. При необходимости конечно. Но это в основном во входных каскадах или усилителях-предварительных или у определенных лампах.

Бокарёв Александр: Если накальную цепь оставить висеть в воздухе, не привязав по переменному току к земле, то даже стабилизатор не спасает, и из обмотки накала вся вч грязь чешет в катод. Что касаемо споров нужен стабилизатор в цепи накала или нет- сам не знаю, всё зависит от степени важности данной схемы. Усложнять любительскую конструкцию обилием стабов -не факт что зазвучит на голову лучше. Хотя мне некоторые знакомые это внушают с ооочень важным видом.

aluma: Бокарёв Александр пишет:Если накальную цепь оставить висеть в воздухе, не привязав по переменному току к земле, то даже стабилизатор не спасает, и из обмотки накала вся вч грязь чешет в катод. Это,а как-же тогда приёмники-то работают при такой ВЧ-грязи? При том, что сеть спокойно можно в кач-ве антенны использовать. :) Помницца заметка А.Бокарёва в журнале попадалась про накальный стаб на 7хххх и монажём прямо на шасси. Я Вам поверил. А теперь от любителей, выходит, прячете хорошое-то? Караул, любителей бьют! Сорь за офф, конечно дело хозяйское и факторов полно,от "чистоты" сети до банального бюджета.

Сергеев Сергей: Wavebourn Зомбируемся здорово. Evil73 у вас прямонакальная лампа, а у aluma, как я понял, с косвенным накалом.

Grigori: У меня в корректоре на 6н17б-6н16б накальная обмотка намотана со средней точкой,фона-нет. БП-отдельный блок. В корректоре Т-24 пименил силовик от "Рекорд-51" , вторичка и накальная соеденены в трансформаторе и выведены одним проводом.Питание анода-однополупериодное,накал-один конец обмотки-земля. Звук очень даже,фона нет,а вот с 6Ф12П пришлось выпрямлять накал. А прямонакалы и конструировались для накала постоянкой(от батарей).

elacom: Сергеев Сергей пишет:А кое-кто утверждает, что постоянный ток накала портит звукА вот это, кстати, я сам заметил в корректоре и преде. На оконечнике такого вообще незаметно. Стабилизированный накал дает своеобразное звучание, так сказать стерильное. А когда накал просто выпрямлен появляется немного бархата под тихим собственным шумом ламп. Переменка-же хоть и дает фон частотой 50 Гц, его можно пережить (при определенном уровне). Но звук больше всего нравится. Но вот только устаешь от фона и приходится мудрить. И прав Александр Бокарев всё в каждом определенном случае имеет место.

Evil73: Сергеев Сергей пишет:Evil73 у вас прямонакальная лампа, а у aluma, как я понял, с косвенным накалом. Имею сильные подозрения, что если сделать некачественную фильтрацию выпрямленного напряжения, то не спасет и косьвенный накал - фон будет пробиваться. Поэтому тот факт, что aluma сделал более совершенный фильтр радует! elacom пишет:Если в выпрямленном накале не удалять сопротивление утечки, то нарушим режим работы лампы при автоматическом смещении путем добавления так сказать диода от катода в накал и на землю, а это ешё собственные шумы лампы повышаются. Век живи век учись! Спасибо возьму на заметку!!! Grigori пишет:У меня в корректоре на 6н17б-6н16б накальная обмотка намотана со средней точкой,фона-нет. Рад за вас, нашёл простое и действенно решение, да еще и практически реализовали.

Wavebourn: Evil73 пишет:Имею сильные подозрения, что если сделать некачественную фильтрацию выпрямленного напряжения, то не спасет и косьвенный накал - фон будет пробиваться. Поэтому тот факт, что aluma сделал более совершенный фильтр радует! Моей практикой эти подозрения не оправдываются. Чтобы они оправдались, фильтрация должна быть не просто некачественной, а ну очень некачественной. Я бы сказал -- специально некачественной.

Бокарёв Александр: Александр Улановский снова меня щемит за что-то что я не делал. В Вестнике АРА я применил стаб для накала на LM317T, чтоб точно 6.3 выгнать на лампе, поскольку таких стабов нет. У регулируемой крены на подошве сидит напряжение выхода, потому и вывернул так наизнанку несчастный стаб, чтоб и без слюды и чтоб на шасси ичтоб регулировать. А чтоб в те годы думать про разницу в звуке от накальной цепи- звиняйте, не дорос ещё трошки.

Самоделкин: Сейчас слушаю SE на 6Ф3П и накал запитан переменкой и один конец накала соединён с землёй. Фона не наблюдается, а вот как тихо гудит силовой трансформатор расслышать можно. Силовик из радиолы и его не мешает пропитать шеллаком чтобы перестал гудеть. По моему что питание накала постоянным током и его стабилизация нужны только в схемах с очень большим усилением или при работе с очень малыми сигналами, а так - хватит переменника "фон" или просто соединить с землёй один конец накала (токи накала по земле не идут). В редких случаях имеет смысл подача постоянного потенциала на накал - Лофтин-Уайт, иногда SRPP и изредка катодный повторитель. Чтобы в накал не пролетали помехи на вводе сети в БП должны стоять фильтры. ИМХО, питание постоянным током накала той же EL-34 нецелесообразно - нет как таковой проблемы с фоном.

aluma: Бокарёв Александр пишет:Александр Улановский снова меня щемит за что-то что я не делал...Напротив, пример беру! Точно подогнать LM79(78)06,например, под 6,3В без проблем,по схеме из даташита (+два резистора и конденсатор), но,по-моему,не очень и надо. А что касается остального-шум,фон и т.п.,дык приёмники работают без всяких заморочек в накале при микровольтах на входе. И стаб,всё-таки,нужен,что-бы исключить вот тот "бархат",о котором говорил выше уважаемый Е.Платонов. А надо-ли его убирать вообще,каждый сам решит. С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Самоделкин пишет:Чтобы в накал не пролетали помехи на вводе сети в БП должны стоять фильтры. Позвольте категорически не согласиться. Фильтры на входе создают токи между нулём, землёй и фазой, которые вызывают сильные наводки на землю. Хорошо, если аппарат "всё в одном", а когда несколько аппаратов, асимметрично согласованных, подключены друг к другу - это уже дизастер.

Бокарёв Александр: Вопросы фона от накальных цепей разжёваны в книгах настолько, что своего добавить точно невозможно. Удивление от непонятного явления связано только с малым опытом или когда прочесть негде. Сам не испытывал дискомфорта от фона , пока не подключил унч к чувствительной акустике, там и гуднуло, пока прогревается кенотрон( есть у прямонакалов такой финт, гудят без анодного напряжения). Потому и с фоном не бьюсь насмерть, что акустика тихая. В противном случае нашёл бы способ как победить змея. Короче- каждый решает проблемы по мере их возникновения и не раньше. Оно и правильно, чего зря дёргаться. Прижмёт- тогда и побежим.

Wavebourn: Кстати, здесь уже упоминали 90У-2. А ведь у него был великолепный 4-х вольтовый выпрямитель с фильтром для питания лампочки, подсвечивающей плёнку для звука! Дроссель оттуда вполне можно использовать для фильтрации накала тон-корректора.



полная версия страницы