Форум » Лампы » Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый" » Ответить

Ликбез по выпрямлению накала или "Это должен знать каждый"

Evil73: Возьмем два идеальных случая 1. Питание накала переменным током синусоидальной формы 2. Питание накала тем же самым идеальны синусоидальным током, но после выпрямления. 1. Переменный ток синусоидальной формы частотой 50 Гц плохо воспроизводится обычными бытовыми колонками, но самое главное, что даже если ваша колонка воспроизводит частоту 50 на должном уровне все равно ваш слух в этом частотном диапазоне имеет высокий порог слышимости. То есть даже если какая то часть переменного тока проникнет из цепи накала в сигнальную цепь вы имеете все шансы этого не услышать. 2. Давайте выпрямим этот ток. На выходе выпрямителя форма напряжения изменится. Вместо положительных и отрицательных полуволн синусоиды будут только одни положительные полуволны (или только отрицательные в зависимости от полярности выпрямления. Периодический сигнал сложной формы всегда можно разложить в ряд Фурье, состоящий из суммы сигналов простой синусоидальной формы В данном случае выпрямленное напряжение раскладывается в ряд Фурье следующим образом. Что мы видим? Основная гармоника 50 Гц исчезла, в место нее ряд из четных гармоник. Доминирующая гармоника теперь 100 Гц эту частоту прекрасно воспроизводят почти все колонки и хорошо слышит ухо человека. То есть фон будет более заметен если доминирующая гармоника в 100 Гц просочится из цепей накала в сигнальную цепь. Но это еще не все ряд Фурье бесконечен, то есть помимо 100 Гц мы имеем гармоники 200, 300, 400, 500 и так далее. Амплитуды гармоник спадают, но никогда не достигают нуля. Так гармоника с частотой 5000 Гц (сотая гармоника), не только хорошо воспроизводится всеми без исключения колонками, она лежит в области наибольшей слышимости человеческого уха, а еще она может относительно легко просачиваться сквозь емкость накал-катод. Ампилтуда 100-й гармоники если ее сравнивать с доминирующей 2-й гармоникой будет в 3333 раза меньше. Не много, но все же она имеет место быть, как и более высокие гармоники. Что бы избавится от фона, вызванного этим хвостом гармоник применяют фильтры. Фильтры по сути своего действия ослабляют хвост из гармоник в определенное число раз. Напяжение на выходе фильтра становится почти постоянным. Ключевое слово "почти". Разумеется схема с хорошим выпрямителем в накале будет хорошо звучать. Но нельзя уповать на хорошее звучание усилителя, в котором выпрямитель накала собран по принципу вставил диод Шотки, птотому, что знаю такое слово и впаял конденсатор на 10000 мкФ, потому что слышал. что этого достаточно.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Folk: предлагаете в накал поставить дроссель на 10 гн ? :) Я думаю, не стоит этим заморачиваться. Так можно и до сплава шасси дойти, и до состава резины, чтобы изолировать лампы от вибраций силовика или дросселя. Ставьте косвенонакальные лампы, и радуйтесь жизни Думаю, тут нужно было бы выложить удачные схемотехнические приёмы для питания накала. Да и всегда можно шунтировать электролиты "пленкой".

aluma: Давайте не будем фантазировать. :) Фон - не от накала, а от неправильного монтажа, плохой помехозащищённости, силовых трансов с большой рабочей индукцией, и т. п. Величину пульсаций и необходимую ёмкость фильтра легко можно посчитать, если лень давить калькулятор - psud2 замечательно с этим справляется. Инт. стаб, типа LM7806, LM7906 и т.п. позволяют забыть о пульсациях вообще! Картинки со скопов с выбросами (ком. помехами) при переключении диодов можно посмотреть,например тут : http://altor.sytes.net/Trivia/Diodes/diodes.html ЗЫ.Шоттка выдвинул свою теорию ещё для объяснения эффекта купороксных выпрямителей. Можно почитать об этом у отечественногог патриарха Терентьева Б.П. в его книге "Выпрямители для радиоустройств" аж от 1938г.! А вообще, это такой боян, жаль терять время на пустые дебаты, лет 5-8 назад уже всё обговорено. :) С уважением. Александр Улановский.

redcat: не знаю... Саша Бокарёв стабил накалы в своём корректоре, мне это не надо - дуал конвершн ИБП стоит, в своём корректоре ограничился мостами ультрафаст и емкостями, фона нет вообще, только шумок, ухи в колонках. Не так страшен чорт, как его малюют... но это лампы с косвенным накалом. Прямонакалы 300В у меня питались через интегральные стабы с софт-стартом и током 4А.


Evil73: Folk пишет:предлагаете в накал поставить дроссель на 10 гн ? :) В соответствии с правилами расчета схем выпрямления, чем больше ток и чем меньше напряжение - тем меньше должна быть индуктивность дросселя. Так что, запихните свои 10 Гн... в схему выпрямления анодного напряжения. А для выпрямления накала подойдут и доли Генри, возможно десятые доли.Ставьте косвенонакальные лампы, и радуйтесь жизни Так тут кое-кто предлагает все выпрямлять без разбору, потому я и открыл тему, чтобы показать, что не всегда выпрямленный накал лучше. aluma пишет:Фон не от накала! С такими заявлениями зачем вообще огород городить? Если фон не от накала, значит можно накал не выпрямлять. В действительности цепи накала - это один из путей распространения фона, так что наша дискуссия что лучше хорошая переменка или дешевенький выпрямитель не на пустом месте разрослась. Величину пульсаций и необходимую ёмкость фильтра легко можно посчитать Емкость получится запредельная. По правилам расчета выпрямления для малых напряжений и высоких токов рекомендуются L-фильтр, т.е. с индуктивностью на входе.Инт. стаб, типа LM7806, LM7906 и т.п. позволяют забыть о пульсациях вообще! Слышал и обратное утверждение. Сам не проверял, правда. Думаю, что полупроводниковые фильтры и/или стабилизаторы положительно скажутся на звучании. Но желательно не исключать и LC цепочку. Ведь на высоких частотах эффективность фильтрации полупроводниковых, особенно интегральных усилителей падает, так как падает усиление регулирующих элементов.

redcat: хорошая переменка тогда преобразовывать синусоиду, свой "огород", где ж её в сети современной на халяву взять...на высоких частотах выше сотни килогерц? это легко проверить, спаяв на коленях стаб, нагрузив его соответствующим резистором и посмотрев осциллографом или, что еще лучше, спектроанализатором. Применив инт. стаб, убиваем двух зайцев - пульсации и плавание напряжения. Только микросхема хорошая нужна, а не абы какая, на больших токах.

aluma: Evil73 пишет:С такими заявлениями зачем вообще огород городить? Если фон не от накала, значит можно накал не выпрямлять. Усилитель с фоном - от кривых рук, вне зависимости от рода тока накала. Странно даже говорить о таких в контексте высококачественного звука, это допустимо для начального уровня. Диспут действительно на пустом месте, от непонимания причин и конечной цели. Еще раз повторю: все(!) параметры лампы зависят от напряжения накала (вернее от Ткатода). Для избавления от этой зависимости и требуется стабилизация. Стаб-ция с помощью бареттеров недостаточна (Кст порядка 10), современными методами это делается проще и много точнее. Как первоначальная альтернатива - сетевой стаб, его Кст одного порядка с Кст бареттеров, т.е. порядка 10. Речь идёт, разумеется, о непрерывном регулировании (не релейном). С уважением. Александр Улановский.

redcat: к слову, есть такой приём - изменением напряжения накала в разумных пределах добиваемся "одинаковости" ламп по параметрам.

aluma: redcat Совершенно верно! И широко применялся для УПТ и эл.метрических усилителей. С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Меня улыбнуло, что колонки плохо воспроизводят 50 Гц, а ухи плохо его слышат, а потому - нехай себе гудит. Какой-то странноватый Хай-Энд получается, вам не кажется?

aluma: Wavebourn пишет:Какой-то странноватый Хай-Энд получается, вам не кажется? Угу, китайский,"Ангел Музыкальный" называется. "Назад в прошлое!" В соседней ветке ещё один горячо обсуждаемый в прошлом тезис: "Я слышу двойной сигнал, потому, что электроны в псевдотриоде попадают сначала на вторую сетку, а уже позже - на анод!" С уважением. Александр Улановский.

Сергеев Сергей: выпрямлять накал или нет, а выпрямленный стабилизировать? считаю что в каждом конкретном случае свой подход. Выпрямлять для мощных ламп не вижу смысла. Для ламп косвенного накала. Даже первые каскады в УМ не трубуют выпрямления. В корректорах, предусилителях конечно лучше выпрямить. Влияние стабилизаторов и диодов в накале на звук надуманное. ИМХО. Лучше всего измерять или слушать. Есть фон- выпрямить. Но правильный монтаж часто дает лучший эффект.

Wavebourn: С точки зрения фона -- смещённая постоянным напряжением средняя точка в большинстве случаев вполне достаточна. А вот с точки зрения стабильности -- естественно, стабилизатор напряжения лучше, особенно - с ограничением тока, когда лампы ещё холодные, либо - с плавным нарастанием напряжения.

Evil73: aluma пишет:Усилитель с фоном - от кривых рук, вне зависимости от рода тока накала. Что и говорить, очень научное утверждение. Книжки читать не надо, выпрямлять, не выпрямлять все без толку если руки кривые Еще раз повторю-все(!) параметры лампы зависят от напряжения накала (вернее от Ткатода). Стабилизация параметров лампы - вещь полезная. Вопрос, до какой степени стабилизировать. Довольно много схем нормально работающих при изменении напряжений в сети плюс-минус десять процентов (плюс-минус десять процентов 5,7-7,0 В допускают лампы общего назначения). Но в каких-то случаях стабилзация температуры катода - вещь необходимая. Ну а что бы сподвигнуть вас все же к чтению книг, предже чем писать глупости скажу следующее. От температуры катода зависят внутренне сопротивление и крутизна лампы. Такие параметры как статический коэффициент усиления, межэлектродные емкости от температуры катода зависят слабо или незвисят вообще.

Evil73: redcat пишет:к слову, есть такой приём - изменением напряжения накала в разумных пределах добиваемся "одинаковости" ламп по параметрам. Хороший прием! Правда вы ушли немного от темы "выпрямлять или не выпрямлять?". Да и в обычных усилителях высокой "одинаковости" не требуется, особенно в однотактных усилителях. Wavebourn пишет:Меня улыбнуло, что колонки плохо воспроизводят 50 Гц, а ухи плохо его слышат, а потому - нехай себе гудит. Я не говорил "пусть гудит" я говорил что при питании накала переменкой результаты могут быть лучше чем при питании накала выпрямленным током. А так пожалуйста, снижайте фон на сколько вам нравится, снижать фон ведь можно и при питании переменкой и при питании выпрямленным током.

Сергеев Сергей: Давайте рассмотрим постоянный и переменный ток для накала при равных условиях. а стабилизировать можно и сетевым стабилизатором. Все сразу и анод и накал и смещение.

elacom: Сергеев Сергей пишет:стабилизировать можно и сетевым стабилизатором. Все сразу и анод и накал и смещение. И такой подход бывает даже действеннее. Можно отказаться от анодного стабилизатора. Только вот невсегда получается спасти сигнал на выходе (к примеру) предусилителя-корректора. Питание переменным напряжением так или иначе проявит ток утечки накал-катод. И даже мало помогает подпитка положительным потенциалом. Приходится выпрямлять ток накала и опять-таки подпитывать положительным потенциалом от делителя анодного питания. А вот стабилизировать накал или просто выпрямлять это уж дело другое.

aluma: Сергеев Сергей пишет:а стабилизировать можно и сетевым стабилизатором. Все сразу и анод и накал и смещение. Именно так и у меня и работает. Самопаянный стаб,на выходе менее 1В колебания напряжения. Рекомендую. С уважением. Александр Улановский.

Сергеев Сергей: В корректоре и предусилителе для уменьшения фона лучше конечно накал выпрямлять и стабилизировать. aluma интересна схема вашего стабилизатора сети.

aluma: Сергеев Сергей пишет:aluma интересна схема вашего стабилизатора сети.Сергей, я занялся им с Вашей подачи, схема из "Радио" №6,1986г. Изменения - отдельная измерительная обмотка на трансформаторе и варисторы для защиты от перенапряжений. Схема оч. чувствительна к дребезгу контактов в цепи нагрузки. Автотранс на ШЛМ с габаритной ок. 80Вт. А в общем - "схема выходного дня", но жизнь здорово облегчает. С уважением. Александр Улановский.

Evil73: elacom пишет:Приходится выпрямлять ток накала и опять-таки подпитывать положительным потенциалом от делителя анодного питания. В каком плане "приходится"? Все равно фонит что-ли? Даже после выпрямления? Не пробовали фильтр LC поставить вместо просто емкости? aluma пишет:Самопаянный стаб,на выходе менее 1В колебания напряжения. Про стабилизатор пояснили, спасибо. Может, ответите на вопрос "Как в вашем усилителе накал ламп питается?" (Я его еще вчера задавал).

aluma: Сорь, я пропустил, очевидно. У меня БП выполнен отдельным блоком. Накальный +смещение транс один на два канала,с отдельными обмотками на канал. Транс с малой индукцией (ок. 0,8Тл) и плотностью тока в обмотках. При работе практически холодный,пропитан,не гудит. Далее выпрямитель на Д305-20т.мкФ-нихромовый резистор-18т.мкФ-шлейф-в самом ус-ле 10т. мкФ. Сетевой стаб само-собой.

Evil73: aluma пишет:Накальный +смещение транс один на два канала,с отдельными обмотками на канал. Сам хочу так сделать. Впрочем, в моем Music Angel и есть 1 транс на всё.Далее выпрямитель на Д305-20т.мкФ-нихромовый резистор-18т.мкФ-шлейф-в самом ус-ле 10т. мкФ. Как я понимаю вам хватает, фона нет? У меня более примитивная схема для прямонакала 300B: 16800 мкФ после диодов Шотки, витая пара, и наконец 10000 мкФ на ламповой панельке. Фона нет если збалансировать балансировочным резистором. А так фон слышен через наушники. Ни резистор ни дроссель вставить не могу так как и так напряжение накала занижено. Ваша схема фильтрует, разумеется, лучше.

aluma: Evil73 Фона нет,чесслово если даже ухо к басовику АС проложить. Накал "висит в воздухе",была попытка добавить плёночный К73-7, 4,7мкФх63В,появился фон. Заземлением через ср. точку резисторов его убрал,но субъективно лучше без плёнки и без резисторов. Есть буфер для сидюкового ЦАП-а,там Шоттки-10т. мкФ-стаб на LM7906 с мощным транзистором-10 мкФ у самого стаба-шлейф-плёнка МКР 4,7мкФ у самого буфера. Фона от буфера нет. ЗЫ.Не всегда возможно,но иногда удаётся домотать накальную обмотку без разборки транса. Там надо буквально считанные витки. Я такое делал,подгонял напряжение на стабе. С уважением. Александр Улановский.

geran2006: Evil73 пишет:То есть даже если какая то часть переменного тока проникнет из цепи накала в сигнальную цепь вы имеете все шансы этого не услышать.Ну нифигасе заявленице! Не услышишь.. зато интермодуляцию сигнала и переменки 50гц услышишь в виде каши на низких частотах, а может и не толькоДовольно много схем нормально работающих при изменении напряжений в сети плюс-минус десять процентов (плюс-минус десять процентов 5,7-7,0 В допускают лампы общего назначения).Нормально - не аудиофильское слово. Я против. Сергеев Сергей пишет:а стабилизировать можно и сетевым стабилизатором. Все сразу и анод и накал и смещение. Дело-то не в этом, что кто-то хочет стабилизировать, все эти выпрямления и "местные" стабилизирования для аудиофильного звучания-только для этого.

Сергеев Сергей: А некоторые аудиофилы утверждают, что постоянный ток накала портит звук Где правда?

Wavebourn: Сергеев Сергей пишет:А некоторые аудиофилы утверждают, что постоянный ток накала портит звук Где правда? В гипнозе. Массовый гипноз - штука страшная. Например, продавцы табака и алкоголя не внушают покупателям, что их товар приносит хоть какую-то пользу. Покупатели считают это само собой разумеющимся. Хотя каждый человек, кто курит или выпивает, имеет реальные достоверные факты противоположного: первая стопка, как и первая затяжка, привели к отравлению организма и к очень неприятным последствиям. Но постепенно организм привыкает к периодическим отравлениям, и когда только лишь ожидает, что его отравят, разбалансирует эндокринную систему, готовясь сопротивляться отравлению, выводить яд. И если яда не последует, то этот разбаланс вызывает очень неприятные, порой - невыносимые ощущения, которые заставляют всё - же принять яд и тем самым удовлетворить организм, уже готовый к принятию яда. Удовлетворение налицо! Неоспоримый факт! Как такому гипнозу не поддадутся те, для кого очевиден противоположный факт -- яд вызывает противные отравления! И вот усиленно травят себя начинающие - блюют и потеют, страдают от головкружений и тошноты, пока организм не приучится быстро и сильно реагировать на принятие ядов. И пока не начнёт сопротивляться ещё до того, как яд принят, вызывая при этом страдания одной такой готовностью... Точно так-же работают и гипнотические внушения в среде аудиофилов. Например, даже если продавец и не внушает напрямую покупателю, что через определённое количество часов прослушивания произойдёт брек-ин и аппаратура "раскроется", покупатель уже ожидает - он запрограммирован массовым гипнозом. И брек-ин произойдёт -- он действительно почувствует, как его аппаратура "раскрылась" и зазвучала! Когда психотерапевт внушает пациенту, находящемуся в глубоком трансе, что через определённое количество минут он очнётся и будет чувствовать себя так-то и так-то, именно это и происходит. Но психотерапевт знает, что делает. Он даёт команду подсознанию. Точно так-же аудиофилы дают команду своему собственному подсознанию, подчиняясь массовому гипнозу, услышать через определённое количество часов, как аппаратура "раскрылась", они услышат именно то, что и ожидали! Из той-же оперы и "ухудшение звука постоянным накалом". Массовый гипноз. Причём он передаётся через океан, но частенько океаном разделяется. И если в Штатах принято считать, что светодиоды в катодах звучат лучше резисторов, зашунтированных конденсаторами, то в России в определённых аудиофильских кругах считается наоборот. И они это слышат -- и те, и другие! Только слышат противоположное: кто на что запрограммирован окружением.

elacom: Evil73 пишет:В каком плане "приходится"? Все равно фонит что-ли? Даже после выпрямления?Фон как раз ликвидируем выпрямленным питанием накала. Подпитка влияет не только на фон, а ещё и на сопротивление утечки. Если в выпрямленном накале не удалять сопротивление утечки то нарушим режим работы лампы при автоматическом смещении путем добавления так сказать диода от катода в накал и на землю, а это ешё собственные шумы лампы повышаются. А если потпидкой нарушить эту утечку всё встанет на свои места. Хотя подпидкой положительным потенциалом очень даже полезно лечить и переменные накалы через искуственную среднюю точку или среднюю точку накальной обмотки. При необходимости конечно. Но это в основном во входных каскадах или усилителях-предварительных или у определенных лампах.

Бокарёв Александр: Если накальную цепь оставить висеть в воздухе, не привязав по переменному току к земле, то даже стабилизатор не спасает, и из обмотки накала вся вч грязь чешет в катод. Что касаемо споров нужен стабилизатор в цепи накала или нет- сам не знаю, всё зависит от степени важности данной схемы. Усложнять любительскую конструкцию обилием стабов -не факт что зазвучит на голову лучше. Хотя мне некоторые знакомые это внушают с ооочень важным видом.

aluma: Бокарёв Александр пишет:Если накальную цепь оставить висеть в воздухе, не привязав по переменному току к земле, то даже стабилизатор не спасает, и из обмотки накала вся вч грязь чешет в катод. Это,а как-же тогда приёмники-то работают при такой ВЧ-грязи? При том, что сеть спокойно можно в кач-ве антенны использовать. :) Помницца заметка А.Бокарёва в журнале попадалась про накальный стаб на 7хххх и монажём прямо на шасси. Я Вам поверил. А теперь от любителей, выходит, прячете хорошое-то? Караул, любителей бьют! Сорь за офф, конечно дело хозяйское и факторов полно,от "чистоты" сети до банального бюджета.

Сергеев Сергей: Wavebourn Зомбируемся здорово. Evil73 у вас прямонакальная лампа, а у aluma, как я понял, с косвенным накалом.

Grigori: У меня в корректоре на 6н17б-6н16б накальная обмотка намотана со средней точкой,фона-нет. БП-отдельный блок. В корректоре Т-24 пименил силовик от "Рекорд-51" , вторичка и накальная соеденены в трансформаторе и выведены одним проводом.Питание анода-однополупериодное,накал-один конец обмотки-земля. Звук очень даже,фона нет,а вот с 6Ф12П пришлось выпрямлять накал. А прямонакалы и конструировались для накала постоянкой(от батарей).

elacom: Сергеев Сергей пишет:А кое-кто утверждает, что постоянный ток накала портит звукА вот это, кстати, я сам заметил в корректоре и преде. На оконечнике такого вообще незаметно. Стабилизированный накал дает своеобразное звучание, так сказать стерильное. А когда накал просто выпрямлен появляется немного бархата под тихим собственным шумом ламп. Переменка-же хоть и дает фон частотой 50 Гц, его можно пережить (при определенном уровне). Но звук больше всего нравится. Но вот только устаешь от фона и приходится мудрить. И прав Александр Бокарев всё в каждом определенном случае имеет место.

Evil73: Сергеев Сергей пишет:Evil73 у вас прямонакальная лампа, а у aluma, как я понял, с косвенным накалом. Имею сильные подозрения, что если сделать некачественную фильтрацию выпрямленного напряжения, то не спасет и косьвенный накал - фон будет пробиваться. Поэтому тот факт, что aluma сделал более совершенный фильтр радует! elacom пишет:Если в выпрямленном накале не удалять сопротивление утечки, то нарушим режим работы лампы при автоматическом смещении путем добавления так сказать диода от катода в накал и на землю, а это ешё собственные шумы лампы повышаются. Век живи век учись! Спасибо возьму на заметку!!! Grigori пишет:У меня в корректоре на 6н17б-6н16б накальная обмотка намотана со средней точкой,фона-нет. Рад за вас, нашёл простое и действенно решение, да еще и практически реализовали.

Wavebourn: Evil73 пишет:Имею сильные подозрения, что если сделать некачественную фильтрацию выпрямленного напряжения, то не спасет и косьвенный накал - фон будет пробиваться. Поэтому тот факт, что aluma сделал более совершенный фильтр радует! Моей практикой эти подозрения не оправдываются. Чтобы они оправдались, фильтрация должна быть не просто некачественной, а ну очень некачественной. Я бы сказал -- специально некачественной.

Бокарёв Александр: Александр Улановский снова меня щемит за что-то что я не делал. В Вестнике АРА я применил стаб для накала на LM317T, чтоб точно 6.3 выгнать на лампе, поскольку таких стабов нет. У регулируемой крены на подошве сидит напряжение выхода, потому и вывернул так наизнанку несчастный стаб, чтоб и без слюды и чтоб на шасси ичтоб регулировать. А чтоб в те годы думать про разницу в звуке от накальной цепи- звиняйте, не дорос ещё трошки.

Самоделкин: Сейчас слушаю SE на 6Ф3П и накал запитан переменкой и один конец накала соединён с землёй. Фона не наблюдается, а вот как тихо гудит силовой трансформатор расслышать можно. Силовик из радиолы и его не мешает пропитать шеллаком чтобы перестал гудеть. По моему что питание накала постоянным током и его стабилизация нужны только в схемах с очень большим усилением или при работе с очень малыми сигналами, а так - хватит переменника "фон" или просто соединить с землёй один конец накала (токи накала по земле не идут). В редких случаях имеет смысл подача постоянного потенциала на накал - Лофтин-Уайт, иногда SRPP и изредка катодный повторитель. Чтобы в накал не пролетали помехи на вводе сети в БП должны стоять фильтры. ИМХО, питание постоянным током накала той же EL-34 нецелесообразно - нет как таковой проблемы с фоном.

aluma: Бокарёв Александр пишет:Александр Улановский снова меня щемит за что-то что я не делал...Напротив, пример беру! Точно подогнать LM79(78)06,например, под 6,3В без проблем,по схеме из даташита (+два резистора и конденсатор), но,по-моему,не очень и надо. А что касается остального-шум,фон и т.п.,дык приёмники работают без всяких заморочек в накале при микровольтах на входе. И стаб,всё-таки,нужен,что-бы исключить вот тот "бархат",о котором говорил выше уважаемый Е.Платонов. А надо-ли его убирать вообще,каждый сам решит. С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Самоделкин пишет:Чтобы в накал не пролетали помехи на вводе сети в БП должны стоять фильтры. Позвольте категорически не согласиться. Фильтры на входе создают токи между нулём, землёй и фазой, которые вызывают сильные наводки на землю. Хорошо, если аппарат "всё в одном", а когда несколько аппаратов, асимметрично согласованных, подключены друг к другу - это уже дизастер.

Бокарёв Александр: Вопросы фона от накальных цепей разжёваны в книгах настолько, что своего добавить точно невозможно. Удивление от непонятного явления связано только с малым опытом или когда прочесть негде. Сам не испытывал дискомфорта от фона , пока не подключил унч к чувствительной акустике, там и гуднуло, пока прогревается кенотрон( есть у прямонакалов такой финт, гудят без анодного напряжения). Потому и с фоном не бьюсь насмерть, что акустика тихая. В противном случае нашёл бы способ как победить змея. Короче- каждый решает проблемы по мере их возникновения и не раньше. Оно и правильно, чего зря дёргаться. Прижмёт- тогда и побежим.

Wavebourn: Кстати, здесь уже упоминали 90У-2. А ведь у него был великолепный 4-х вольтовый выпрямитель с фильтром для питания лампочки, подсвечивающей плёнку для звука! Дроссель оттуда вполне можно использовать для фильтрации накала тон-корректора.

Evil73: Wavebourn пишет:Моей практикой эти подозрения не оправдываются. Чтобы они оправдались, фильтрация должна быть не просто некачественной, а ну очень некачественной. Я бы сказал -- специально некачественной. Спасибо, учту, буду меньше боятся выпрямления накала.

Бокарёв Александр: Раз напоролся я на один капкан с выпрямлением фона. Точнее , мой напарник. Трёхсотку применили в усилителе, выпрямленный накал,(мост плюс банка) накальная обмотка была со средней точкой , поэтому напарник решил не делать искусственную среднюю точку на резисторах, как обычно, а посадить катодный резистор автосмещения на эту среднюю точку накальной обмотки. Запустил унч- чешет репу: фоняра прёт, ничем не убирается. Проверяем: всё работает, банка живая, мост живой, на ногах лампы те самые пять вольт. А фон дикий. Когда уже ум за разум зашёл- сказал ему, чтоб попробовал обычный вариант с резюками. Фон исчез.

Evil73: Бокарёв Александр пишет:напарник решил не делать искусственную среднюю точку на резисторах, как обычно, а посадить катодный резистор автосмещения на эту среднюю точку накальной обмотки Интересно, жаль, что фон убрать не удалось. Я к такой схеме присматривался, теперь буду осторожней, спасибо за предупреждение! А если сделать фиксированное смещение а накал трехсотки посадить на землю, но не совсем на землю, а двумя схемами выпрямления +2,5 В и -2,5 В относительно земли, в каждом плече свой кондер и свой дроссель. Как думаете будет фон?

Wavebourn: Если бы были две банки, со средней точкой, тогда - другое дело. А то на накал подавалась постоянка, а в цепь катода, то есть от земли к накалу -- 100 Герц. Да и с двумя банками всё равно пульсации были бы относительно земли.

Бокарёв Александр: Для выпрямителя накала трёхсотки нужен продажный мост китаец , лучше с длинными ногами, пара банок на 4700-6800 , резистор на один ом пару ватт мощн.. Мост, банка, резистор, банка. Всё. 5 вольт есть.Среднюю точку делаем10- 20-омными резючками.

elacom: Evil73 пишет:А если сделать фиксированное смещение а накал трехсотки посадить на землю, но не совсем на землю, а двумя схемами выпрямления +2,5 В и -2,5 В относительно земли, в каждом плече свой кондер и свой дроссель. Как думаете будет фон?В программе SE amp есть такой вариант. А вообще конкретного заключения дать невозможно, что лучше и как надо. Каждый вариант требует своего подхода и целесообразности.

Wavebourn: Лучше всего выпрямлять - сглаживать не относительно земли, а между ногами, чтобы источник питания накала был плавающим. А катод заземлять классически, как Александр пишет - двумями резисторами на землю. Тогда пульсации на ногах катода (накала) будут взаимо-компенсироваться. Забудьте про среднюю точку трансформатора: она хоть и средняя, но по переменке.

Oshin: А почему никто не выложил численные значения измеренного фона на нагрузке,до выпрямления и фильтрации и после?У кого сколько было mV и насколько удалось подавить.

elacom: Вряд-ли кто будет вдаваться в такие подробности. Если фон сети есть то после выпрямления или стабилизации он пропадает, зачем мерить? Я например уже каторый раз замечаю, в лампе 6н9с всегда имеется фон при переменном накале. Причем это слышно прям в лампе. Аккуратно (не обожгите уши!) послушайте лампу и станет слышно как спираль звенит с частотой 50 Гц, причем непомогает подпитка положительным потенциалом. После выпрямления всё нормализуется.



полная версия страницы