Форум » Лампы » ГУ-15 » Ответить

ГУ-15

vmelan: Есть несколько ламп ГУ-15 но "погуглив" ничего конкретного ненашел. Может кто имеет инфу по ней в применении для звука - прямонакал всё-таки?

Ответов - 15

FEV: На АП была тема про эту лампу. http://audioportal.su/showthread.php?p=516079 Отзывы положительные есть(Евлампий хвалил, а его мнению думаю можно доверять), но глядя на ВАХ - мне ее применять не захотелось, кривовата. Может быть, в реальности там все и получше обстоит, не знаю. Пробовать надо - а что прямонакал, так и не страшно - накальничек отдельный намотать, вторичку бифилярно со средней точкой. Я так питаю разные прямонакалы, фон очень умеренный.

Norton: Есть подозрение, что ВАХи на нее не совсем верные. По крайней мере конструктивно это увеличенная 4П1Л и в триоде звучит соответствующе.

FEV: Вполне возможно! Ветвь на 10 В там вяглядит достаточно странно. Если же ее ВАХ действительно подобны 4п1л - то пользовать в пентоде и триоде просто отлично. У меня сейчас играет 4п1л в пентоде - хороший пентодный звук( в хорошем смысле). Просьба: если кто снимет у нее ВАХ, выложите плз, у меня сейчас нет этих ламп чтобы снять.


U.L.F.: Дело в том, что имея "несколько ламп ГУ15" , связываться с реализацией пентодного выходного каскада на этой лампе - не советую. Очень уж большой разброс по параметрам бывает у этих ламп. Сам я с ними не связывался, но вот мой хороший(Евгений073 иногда бывает на этом форуме) товарищ их долго искал(помню его терзания)... раздобыл и сильно был разочарован их абсолютно раздутым имиджем. К сожалению, редкость лампы не является синонимом её качественности. В триоде их применить можно, крайне желательно с выпрямленным накалом из-за фона от несимметричности накала(тоже относится и к их младшим сёстрам 4П1Л). Если подберёте более-менее идентичную пару, то получится хороший триодный усилитель. FEV пишет: У меня сейчас играет 4п1л в пентоде - хороший пентодный звук( в хорошем смысле). Очень интересно! Расскажите поподробней о реализации. Режимы, накал, раскачка, если можете охарактеризуйте более подробно характер звучания. С какой акустикой работает? Когда-то я их макетил в пентоде, звучание показалось сладковато-приторным, но вот сейчас, для СЧ-ВЧ звена в биампинге опять поглядываю в их сторону(4П1Л).

Rex: Мне тоже понравилось пентодное звучание на СЧ, только на Г-807 я пробовал. И тоже подумываю в СЧ-ВЧ звено именно пентод. Но отталкивают проблемы с НЧ-ВЧ. У меня они рухнули. С НЧ понятно, высокое выходное сопротивление не демпфирует динамики и транс нужен огромный. А что с ВЧ, так и не понял. Это тоже особенность всех пентодных схем, или всё-же виновен выходной транс? 6 секций делал, 4 первички и 2 вторички.. Не должен, как-бы..

U.L.F.: Rex пишет: что с ВЧ, так и не понял. Это тоже особенность всех пентодных схем, или всё-же виновен выходной транс? 6 секций делал, 4 первички и 2 вторички.. Не должен, как-бы.. Всё закономерно. Для пентода эти 4 секции НЕ нужны были. Лучше бы вообще наоборот 2+4. В пентодном каскаде высокие частоты съедает не индуктивность рассеяния первички выходного транса, а емкость. Трансформаторы для пентода и триода должны создаваться по разным концепциям. Пентоду нужна бОльшая индуктивность первички, но минимальное значением емкости. Поэтому секционирование должно быть небоьшим(если оно вообще нужно), межобмоточные прокладки толстыми. В своё время, на АП, "Евлампий" предлагал вообще НЕ секционировать первичку для пентода и мотать каждый слой с возвратом(не знаю дошёл ли кто до практической реализации)... ещё можно предложить намотку первички внавал... Вообще трансы, Г807 и другие лампы в этой теме про ГУ15 лишнее.

Rex: U.L.F. пишет: Поэтому секционирование должно быть небольшим (если оно вообще нужно), межобмоточные прокладки толстыми. Не знал. Усёк. Спасибо!

FEV: U.L.F. пишет: Расскажите поподробней о реализации. Режимы, накал, раскачка, если можете охарактеризуйте более подробно характер звучания. С какой акустикой работает? Реализация пока чисто макетная, как определенная подготовка к АЛ1. Вообще, я собирал этот макет из соображений "а соберу-ка я что-то прямонакально-пентодное". Сделано все абсолютно неканонично: в раскачке стоит 6SJ7 триодом, режимы 4П1Л примерно такие - питание около 180В, в катоде резистор 150 Ом, ток получается примерно 43мА. Вторая сетка просто на плюс питания. Накал (2.1В) запитан от отдельного накального транса, намотка в два провода. Средняя точка получается очень точной. На слух фона нет вообще, если не подносить ухо к динамику сантиметров на 20. Конденсаторы по питанию - смешных емкостей, 20мкф у драйвера и 100мкф у выходной. У драйвера - полипропилен, 100мкф бумагой. Выходные трансы тоже микроскопические, 7см2 на старом немецком горячекатанном железе. Нагрузка около 6к. Активное сопротивленеи - 450 Ом. Индуктивность не мерил, но явно не особо большая :) Намотаны без секционирования. По верху выдают 35кГц, низ сейчас не помню. Далее, акустика. Гретц 8070 в щите, катушка подмагничивания включена дросселем. Еще неплохо проявил себя динамик от применика 6Н-1(американский дин, RCA), хотя баса с ним было поменьше, по понятным причинам. В целом, звучание меня удивило - я собирал абсолютно без претензий на что-то, однако звук по качеству оказался не хуже чем у вполне взрослого триодника на 6С4С. Несколько другой, особенно в плане динамической подачи,но не менее прозрачныйи точный. Приторности в звуке не заметил, играет и играет. Звук не утомительный, комфортный. Что интересно - баса немного не хватает, но не могу сказать что значительно, хотя для АЛ1 я уже мотаю трансы на 12см2, там полоса должна быть от 14Гц по -3, для пентода хорошо. В целом, вроде бы все описал. Повторюсь, я делал макет без замашки на Хай-Энд :) Но получилось лучше чем ожидал. Теперь хочу нормальный пентодник сделать. Да, тестировался он на разном материале, от классики до металла. Если учесть неоптимальность трансов и не требовать супер-баса, то со всеми жанрами усилитель справляется хорошо.

U.L.F.: Спасибо за ответ. Т.е. Вы использовали виртуальную среднюю точку накала, за счёт бифилярной намотки накалов на питающем трансформаторе, запитав нити 4П1Л впараллель и отказавшись от реальной средней точки(которая правда не такая уж и средняя в реале)?

FEV: Вирутальная (ЕМНИП) - это же когда с двух выравнивающих резисторов на землю, а тут вполне реальная, выведенная с накальной обмотки. За счет бифилярной намотки вторички ее половины строго одинаковы, так что и фон крайне низкий. Я пробовал и "родную" среднюю точку лампы - из-за неодинаковости половин фон значительно сильнее.

U.L.F.: FEV пишет: Вирутальная(ЕМНИП) - это же когда с двух выравнивающих резисторов на землю, а тут вполне реальная, выведенная с накальной обмотки.Неет, реальная, это когда от средней точки прямонакального катода. Такое возможно у ламп 4П1Л и ГУ15, а вот у 2А3, 6С4С и 300В такое невозможно, потому-что средняя точка НЕ выведена на цоколь. А виртуальная, это что через резисторы, что через половинки накальной обмотки.Я пробовал и "родную" среднюю точку лампы - из-за неодинаковости половин фон значительно сильнее Да, вот о чём и речь, что реальные половинки неидентичные... Да и бороться с фоном от 2В накала легче, чем от 4В.

Author-ss: Здравствуйте есть возможность купить ГУ-15. Хочется собрать на ней однотактник в триоде. Если кто может набросать схемку включения ГУ-15 в триоде, буду очень благодарен, соберу и поделюсь впечатлениями

U.L.F.: Author-ss пишет: ...Если кто может набросать схемку включения ГУ-15 в триоде .... Хм... схемку набросать недолго, но... судя по тому что она Вам нужна, может начать с чего-то НЕ прямонакального? Разочаруетесь ведь.

Author-ss: U.L.F. пишет: схемку набросать недолго, но... судя по тому что она Вам нужна, может начать с чего-то НЕ прямонакального? Разочаруететесь ведь. Спасибо за коментарий, но лучше бы поделились схемкой и советами...

Гoсть: Попробуйте её в триодном включении при напряжении питания 200 вольт, 82 Ома резистор в катоде, 2 килоома анодной нагрузки. Качать лучше трансформатором, с драйвера, способного на 100-200 миливатт выхода.



полная версия страницы