Форум » Лампы » ГУ-50 и подключение 3-й сетки » Ответить

ГУ-50 и подключение 3-й сетки

geran2006: Суть дела в том что экспериментально обнаружено лучшее звучание ГУ-50 в триоде, у которой 3-я сетка соединена не с катодом, а с анодом. При Этом лампа заметно приоткрывается и нужно большее отрицательное напряжение смещения на 1-й сетке чтобы установить ток. Несколько раз пробовал слушать в обычном варианте и в "анодном" варианте и последний вроде выигрывает по басам и прозрачности. Какие будут мнения?

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Бокарёв Александр: Где-то читал мнение умных людей, что третья с анодом - лучше, чем с катодом.

Сергеев Сергей: Я давно применяю включение 2 и 3 сетки на анод. Подсмотрел у Резвого. И он возможно не сам придумал. Немного ниже внутреннее сопротивление и звук лучше.

spillarionov: Присоединяюсь к предыдущему оратору. Чисто триод. Ну, понятно дело, мощность от второй сетки в пользу употребить. Третья только хороша. Кое-кому, кто внутри лампы третью сеточку в катод снарядил, ручки то оборвал. С уважением, СП.


Бокарёв Александр: Сергей Павлович, я так думаю, что в триодном включении лампы мало отличия в том, куда прицеплена третья сетка, когда вторая -глухо на аноде сидит. Вот чего я всё время выскакиваю с воплями.

Сергеев Сергей: Отличие есть. Третья сетка на анод дает снижение внутренненго сопротивления. Я цеплял 2 и 3 сетку прямо на анод без резисторов с напряжением питания до 480 вольт никаких проблем.

Wavebourn: И меня посчитайте. Если вязать триодом, то смысла в привязке антидинатронной сетки к катоду нет абсолютно никакого, если она конструктивно не привязана.

Бокарёв Александр: Вот именно по причине, что антидинатронная часто приварена к катоду , а лампа применяется в триодном включении, и порождает желание повторить этот финт , по инерции, а скорее по незнанию, -а вдруг так и нужно?- но эти переживания касаются скорее меня и прочих эмпириков, чем технарей. Был случай, когда нужно было перевести в триод две одинаковые , но не совсем, лампы: 6П15П и EL83 , чтоб перетыком слушать. И проблема была с цоколёвкой, третья сетка попадала вместо катода на анод. Ничего, все живы.

Wavebourn: Бокарёв Александр пишет: Вот именно по причине, что антидинатронная часто приварена к катоду , а лампа применяется в триодном включении, и порождает желание повторить этот финт , по инерции, а скорее по незнанию, -а вдруг так и нужно?- но эти переживания касаются скорее меня и прочих эмпириков, чем технарей. Был случай, когда нужно было перевести в триод две одинаковые , но не совсем, лампы: 6П15П и EL83 , чтоб перетыком слушать. И проблема была с цоколёвкой, третья сетка попадала вместо катода на анод. Ничего, все живы. Это -- потому, что кажется правильным и логичным, потому как привычно. "Бери больше - кидай дальше". Хотя лучше всего получаются триоды, когда не "лишние сетки" подключаются к аноду, а первая, через резистивный делитель напряжения, а лампа включается честным пентодом: пониженное стабилизированное напряжение на экранной, динатронная на катод, на аноде -- столько вольт, сколько при привязке к нему сеток и не снилось, линейность -- офигительная, частотная полоса -- широчайшая, включая демпфирование трансформатора, в том числе - и на низах. Естественно, потенциалы по постоянному току на аноде и первой сетке очень разные, поэтому делитель местной обратной связи подключают не непосредственно к самой первой сетке, а к аноду предыдущего каскада. Получается не триод, а - сказка!

Бокарёв Александр: Я с вами полностью согласен, такой вариант усилителя радовал мой слух очень долго, пока не разгромил его под влиянием слов одного аудиофилина. Вернуть назад- нефиг делать, но время нужно дурное, пара дней хотя бы. А ещё есть мысль: драйвер для такого супертриода- трансформаторный, на понижение, тогда уменьшив в 2 раза амплитуду, в 4 раза увеличим нагрузочную по току и преодолеем пониженное входное мощного каскада.

Wavebourn: Можно трансформаторный на понижение, а можно и истоковый повторитель. А можно и пентод, работающий в режиме преобразования напряжения в ток. Каскады на ГУ-50 я раскачивал при помощи 6П15П (да схема здесь уже болталась, я описывал свой прототип небольшого концертного усилителя). Про преодоление пониженного входного -- при "дурном" включении всё равно надо преодолевать. Миллеровую ёмкость, на верхах. Это не очевидно: ни низах - же входное сопротивление вроде-бы огромное, но если посчитать...

Бокарёв Александр: Пентод , нагруженный на низкое сопротивление вам такого откаблучит,- представляю. Нужен тогда дурной кипятильник в аноде пентода, а тогда и триод справится при таком подходе.Все варианты переделал- остановился на српп, как разумном компромиссе между нагрузочной способностью, усилением, тепловыделением и звуком.

spillarionov: "Я с племянницей гулял, с тёти Пашиной, и в Пекин её водил, и в Сокольники, а из зала мне кричат, давай подробности". Подробностей нету. Словестность есть, витиеватая. Словеса генерировать, тут мы спецы (я глав. спец.). Слоган, чисто в кайф. ВАХов не замечено. Про звук, так, соседка напела. С уважением, СП.

Пермяк: spillarionov пишет: ... и в Пекин её водил... ВАХов не замечено. По поводу Пекина, и ВАХов - очень кстати. Вот, пожалуста: FU-50, китайский аналог нашей ГУ-50, две ВАХи с разным подключением 3-й сетки. Выводы участники сделают сами, ИМХО.

Jaster: Это что, лампа с подключением сетки к катоду модет рассеивать в 1,5 раза больше мощности?

Пермяк: в 1,5 раза больше мощности? Если отвечать на вопрос из топа, то наоборот: при подключении сетки к аноду лампа сможет рассеивать мощность в 1,5 раза меньше.

Jaster: Интересная информация.. не слышал ни разу про такое отличие. И крутизна меняется.. Вот бы такую информацию по более интересным лампам.. той же 6П31С и E55L.. 6KY8A. Кстати если у кого есть прибор для снятия ВАХ в Москве, то могу экземпляры очень интересных ламп и панельки для них предоставить.

Rezvoy: Про то, что в случае "3я сетка на аноде" внутреннее сопротивление ниже я когда-то уже сообщал, а вот об уменьшении мощности рассеивания не знал, а потому гонял на 40Вт, работает по сей день.

illarionovsp: Пермяк пишет: По поводу Пекина, и ВАХов - очень кстати. Вот, пожалуста: FU-50, ВАХ ГУ-50 в триоде есть в ж. Радио, на последней странице и ж. Класс А по триодам из подручных материалов. Вот нагрузочных не видел. Сам строил, когда транс на Ш30х60 (ТСШ-170) рассчитывал.... при подключении сетки к аноду лампа сможет рассеивать мощность в 1,5 раза меньше. А подробности можно? Вообще, вопрос интересный. Как считать допустимую мощность анода для пентода в триоде. Про сумму сеток и самого анода, я, как-то, не очень. Поскольку торцевое излучение ничтожно, излучение сеток пойдёт на анод. И суммы, вроде, не получается. Нет?

Пермяк: illarionovsp пишет: А подробности можно? У меня нет подробностей. Что нарисовано, то и выложил. Китайская головоломка. http://audioportal.su/showthread.php/36353-ГУ-50-против-EL34?p=583277&viewfull=1#post583277

Вольдемар: Суммарная мощность пентода в триодном включении считается как корень квадратный из суммы квадратов мощности анода и экранной сетки.

majordom22: Вольдемар пишет:Суммарная мощность пентода в триодном включении считается как корень квадратный из суммы квадратов мощности анода и экранной сетки.Согласен. Но, если антидинатронную прицепить на анод, она, типа, экранная №2 получается . Я так не делал, но, допускаю, если в окошки анода видать, что эта третья сетка белого цвета , то это можно воспринять, как сигнал к уменьшению общей мощности, рассеиваемой лампой.

Пермяк: majordom22 пишет: если антидинатронную прицепить на анод, она, типа, экранная №2 получается Я понимаю, Виталий, что Вы шутите, но всё же выскажу моё очевидное ИМХО: они обе становятся равнопотенциальны аноду, и являются его составной частью, вынесенной ближе к катоду. Отчего и несколько растёт крутизна. Но по китайскому документу ток 3-й сетки 50 мкА. Маловато будет, чтобы чего-то добавить полезного к аноду. Однако, в хи-енде и "блохи" играют рояль.

majordom22: Пермяк пишет: они обе становятся равнопотенциальны аноду, и являются его составной частью, вынесенной ближе к катоду А я про что? Ближе, всё-таки, не дальше. Имеют шанс забрать на себя хорошую часть электрончиков. Впрочем, это только мои домыслы. Но, почему-то ж на графике, где третья на аноде, общая мощность намного меньше?

Пермяк: Не знаю! Ответственности за китайский даташит не несу! Думаю, наши младшие братья всё же не правы! Практика участников форумов показывает, что свои 40 Вт лампа таки на аноде держит, без эксцессов. Никита Трошкин рекомендовал такой режим, и ограничения по мощности не ставил.

illarionovsp: Вольдемар пишет: Суммарная мощность пентода в триодном включении считается как корень квадратный из суммы квадратов мощности анода и экранной сетки. И кем она так считается? Автора бы в студию.

Сергеев Сергей: Rezvoy пишет: а вот об уменьшении мощности рассеивания не знал, а потому гонял на 40Вт, работает по сей день. Аналогично и неоднократно. Видимо китайцы все же ошиблись.

Rezvoy: Можно поставить по небольшому резистору в цепи 2й и 3й сеток , посчитать ток и рассеиваемую мощность и если она не превышает предельные закрыть этот вопрос раз и навсегда.

Qbiq: Я бы сказал больше. Есть вариант подключения третьей сетки в пентодном варианте к источнику напряжения от 0 до +50 вольт. При этом ВАХи становятся "круче" и от лампы можно "взять" бОльшую мощность. По-моему: http://valvelab.pochta.ru/gu-50.htm

majordom22: Почти ОФФ. Для тех, кто желает в пентодном включении подавать положительный потенциал на 3-ю сетку. Сравнение двух режимов по симметричности ВАХ относительно рабочей точки 250 В. Это при нуле на третьей. А это при +50 на третьей сетке. Вторая гармоника попёрла. Не криминал, но по сравнению... Возможно, в триодном включении этого эффекта не будет. Или будет?

Пермяк: Не будет. В триоде всё же действует ООС! Или как бы ООС. А она подавляет в первую очередь именно вторую гармонику. Напомню, что делает с пентодом ООС: http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000036-000-20-0#021.001.001.001.001.001

Кузьмич: При всём уважении к ГУ50. Было время, как она долго и верно служила. Хотя относился я к ней совсем не по братски. До 1200 вольт на аноде... Работала - краснела от натуги. Через 4 - 5 месяцев менял, ввиду начала падения эмиссии. Но это была другая песня. Сейчас в УНЧ не хочу её ставить по одной простой причине. Не красивая она... Но есть выход. На горизонте лампы SRS552N (WF) , якобы полный аналог ГУ50. Если кто пробовал, что можно сказать, по сравнению с ГУ50???

Stan Marsh: Кузьмич пишет: Если кто пробовал Пробовали, да и сейчас вовсю!SRS552N что можно сказать, по сравнению с ГУ50??? Красивее!

Кузьмич: Stan Marsh пишет: Красивее! Спасибо! А как она в работе? Звучит, не хуже ГУ50?

Stan Marsh: Кузьмич пишет: А как она в работе? В одном из усилителей работает уже лет десять. Звучит, не хуже ГУ50? Не хуже. Кстати, внутри они абсолютно идентичны. _____ Если вдруг будет излишек, стукните в личку.

Кузьмич: Stan Marsh Премного благодарен! Ок!

юрий 1958: Кузьмич, а закрытый корпус кто то разве запрещал? Собрал на неделе Сергеевский SE на гушках, по 2 впараллель, в ЗК орпусе.... Что голову морочить ...

Кузьмич: юрий 1958 Никто, ничего и никому не запрещает. Но есть ещё желания и предпочтения. Так - нравится, а так - нет. Маленький такой каприз. У Вас вообще капризы предусмотрены в чём-либо? Не в обиду автору, он - как пожелает, но я, например, вот такое УЁ... делать никогда не буду. Только макетировать в таком виде. [img]http://audioportal.hi-fi.ru/attachment.php?attachmentid=194228&d=1488865954[/img] В унч мне не нравятся стаканы под Гу50, не нравятся их шляпы вверху. Каприз...

Charm:

Сергеев Сергей: Это проверено на практике лет 10 назад. Смотри 1 страницу.

Charm: Сергей, все видели, но глазками больше впечатляет, не так ли? Это же практически 2А3

Jaster: Да. линейность супер. На АП помню была тема "ГУ-50 - панацея для начинающих?". Меня заинтересовала ГУ-50 высоким анодным, для электростатов.

U.L.F.: ГУ-50 По всей конструкции просто идеальная лампа... Анод из пентаметалла, выносливая (40ватт на аноде - легко), относительно линейна по ВАХ в триоде. Да и в пентоде неплоха. Но вот звучит она почему-то примерно также, как и выглядит, т.е. ... хм... как прапорщик в фуражке. ИМХО конечно.

Stan Marsh: SRS552N выглядит намного лучше, а звучит - ненамного.

омельян: U.L.F. пишет: Анод из пентаметала, выносливая Ну, а для гитарного усилителя можно?

RedStar: U.L.F. пишет: Но во звучит она почему-то примерно также как и выглядит, ... Очень хорошо она звучит, правда немного скрывает маленькие нюансы, но для нее это простительно.

юрий 1958: Charm -не говори никому ! не надо = ... Саид... Б. солнце пустыни...

Charm: U.L.F. пишет: Но вот звучит она почему-то примерно также, как и выглядит, т.е. ... хм... как прапорщик в фуражке. ИМХО конечно.Пишут, что слышно характер драйвера с ней, а значит - дело не в самой лампе. Фуражечку можно и снять а можно не снимать а добавить куртафан

U.L.F.: Лучше в "куртафане". Так хоть какая-то солидность во внешенм виде присутствует. Без фуяажечки оно похоже на одинокий бычок в пепельнице. Да и внешность фигня конечно, в оригинальных военных панельках гушка нормально смотрится, взгляд не корёжит, тут всё-таки в другом дело... Charm пишет: Пишут что слышно характер драйвера с ней а значить дело не в самой лампе. Может и слышно, но сама сигнатура звучания у гушки, на мой вкус, не изящная какая-то, ну не захочется второй раз на ней усилитель делать. Вот как ни крути, а какая-то ржавая истеричность и грубость у неё присутствует в подаче, даже на небольшой громкости. Может из-за второй гармоники, а может там какая нечётная прёт на фоне второй... Интересно никто не снимал у неё спектр искажений в триоде? Я понимаю, что это всё вкусовщина, но лучше слушать 6С33С, чем гушку в однотактнике. У "жабы" звук хоть и тяжёлый, но в целом не отвратный. Даже и не знаю.. может к гушке какой особый подход в раскачке нужен. Может её высокоомным драйвером попробовать качать, типа 6Г2,6Г7, может наоборот нужен катодный повторитель в раскачке... Но не смотря на то, что по электрическим параметрам она очень близка к 300би, качать её так же как трёхсотку не срасталось.

aleks8845: U.L.F. пишет: Но не смотря на то, что по электрическим параметрам она очень близка к 300би, качать её так же как трёхсотку не срасталось.А если трансформаторным драйвером, не? Может МКТ чего подкрасит?

Пермяк: ГУ-50 отлично работает в гитарном усилителе, пентод в пушпулле (при отсутствии ЕЛ-34, разумеется). 1000 вольт анодного, 250 экранного, смещение около -52 вольт. 100 ватт на выходе. Раскачивается 6н8-ой. Если не годится для воспроизведения звука - пусть создаёт музыку! Впрочем, на форуме есть смелая попытка применения ГУ-50 в SE: https://hiend.borda.ru/?1-0-1555531540976-00000563-000-0-0#000

омельян: Пермяк пишет: ГУ-50 отлично работает в гитарном усилителе, пентод в пушпулле. 1000 вольт анодного, 250 экранного, смещение около -52 вольт.100 ватт на выходе. О... 1000 Вольт многовато будет. А если 50 Вт? То какое анодное?

Кузьмич: омельян пишет: О... 1000 Вольт многовато будет Для ламп неа. Не такое ещё держат. Делал на КВ РА, Три штуки в параллель 1200 вольт на анод, Заземлённые сетки. Сигнал в катод. Пашут только так. Под 200 ватт в антенне.

омельян: Не, это понятно. Я о том, что мотать (мне) такой транс стрёмно. Почему и спросил.

Кузьмич: омельян пишет: Я о том, что мотать (мне) такой транс стрёмно. Ну, для КВ проще. Там самая нижняя частота на мегагерцах. Кондёры МГБ ставились, ёмкости не такие больщие. Фильтрация была достаточная. А для УНЧ, в ПушПуле... Можно 3 одинаковые анодные обмотки намотать под электролиты 400 или 450 вольт. И их последовательно. Я так высоковольтные обычно делаю.

омельян: Спасибо, хороший совет. Да, уже стал забывать -- было такое в журналах(старых).

Пермяк: омельян пишет: мотать (мне) такой транс стрёмно Если Вы про силовик, то у меня был выпрямитель с удвоением, так что витков вторички было не так уж много. Но гонять две такие лампы, чтобы получить от них половину возможного... Как-то некошерно

омельян: Так-то оно так. Только УНЧ будет работать на 2 шт. 4А-32. Для них, вроде, 100 Вт многовато будет.

Пермяк: Если достаточно выходных 50 Вт, то анодного потребуется 500 вольт. Если делать выпрямитель с удвоением, то половина как раз пойдёт на экранные сетки. Тогда Raa=6 кОм Uсм=-38в Ia0=70мА -для каждой лампы Iпотр=140мА - при отсутствии сигнала Iпотр=200мА - при максимальном сигнале.

омельян: Понял, спасибо за информацию.

Stan Marsh: омельян пишет: Только УНЧ будет работать на 2 шт. 4А-32. Для них, вроде, 100 Вт многовато будет. Для них и 50 - много. Ватт 20 бы. Что-то типа 6П3С в АВ.

омельян: Да, согласен. Лежат уже больше 10 лет. 12 штук.

RedStar: Пермяк пишет: Если достаточно выходных 50 Вт, то анодного потребуется 500 вольт. Потребуется 560 вольт для "А" класса.

Пермяк: Разумеется, мои данные - для класса "АВ" в пентодном включении.

омельян: Я думаю, для гитарника АБ режим в самый раз.

RedStar: омельян, вам 500 вольт достаточно будет для гитарника не включая КО и не дай бог УЛ, только в пентоде. Вот добавить бы еще Экранную, процентов 10-15, в противофазе - сразу почувствуете драйв. Будет сногшибательно.

омельян: Спасибо, пока всё в процессе. Сначала надо закончить винил-корректор на лампах серии - Б. Но информация конечно нужна. Ещё раз спасибо.

Дмитрий Симонов: Charm Светлана, спасибо, приятно смотреть на красивые картинки, и лицезреть найденные Вами сайты с результатами юзания ихних лампочек. Прелесть!!! А ближе к делу: кто из здешнего сообщества не пользовал ГУ50 в триодном включении? И не важно куда приладили третью сетку(понятно к аноду гораздо ИМХО)))), 380-420 вольт, ток 90 мА, чтоб 40 Вт в сумме не превысить, приведенка 3-5 кОм, фикс или авто - по барабану, и всё. Другое дело как её раззадорить. И не надо говорить что она плохо играет. Просто многим не интересно возиться с копеешной и доступной лампой, да и к тому же не красавицей. А ещё если юзеры - чисто теореритики.... Делал, знаю, лет 10 пашет...

Сергеев Сергей: Дмитрий Симонов ! Согласен с Вами. Хорошая лампа. Делал на ней усилители неоднократно в таких же режимах.



полная версия страницы