Форум » Лампы » Есть ли смысл точного подбора ламп в пары? » Ответить

Есть ли смысл точного подбора ламп в пары?

Сергеев Сергей: разные случаи: 1. Двухтакник 2. однотакник с параллельными лампами.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

АМЛ: Смысл есть. Во-первых -- последняя капля мощности. Чем равномернее мощность между лампами респределяется, тем выше мощность можно от них суммарно получить. Во-вторфых -- подмагничивание сердечника в двухтактнике при разных лампах, даже если в покое смещением выставлены хорошо, то при сигнале получатся динамические искажения. В третьих -- чем менее линейные лампы, тем точнее они должны быть подобраны в однотактнике, для получения минимума искажений.

пятачок: Для однотактника,наверное,требуется очень тщательный подбор в пары,насколько я понимаю желательно по нескольким точкам.Или допустимо прямо в рабочей схеме,по рабочей точке подобрать пары?Как раз у меня проблема подбора в пары 4П1Л. Решил все же запараллелить их на выходе.

АМЛ: 4П1Л очень линейные, и их можно подобрать лучше, чем триоды в колбе 2А3. Я подбирал так: все 7 имевшихся у меня ламп воткнул поочерёдно в каскад, для которого они предназначены, подождал 5 минут для каждой лампочки, чтоб капитально прогрелась, и записал значения тока катода. Получилось в районе 10 процентов, хоть лампы и были очень разных годов. Подобрал из них 2 наиболее близких пары.


Yoika: АМЛ пишет: Подобрал из них 2 наиболее близких пары. Это хорошо, отобрали или купили парные лампы, а выходные трансформаторы с разбросом по сопротивлению первички. Что делать подстраивать режимы? А может быть подбирать лампы с учетом наиболее одинаковых режимов работы оконечного каскада, по величине катодного смещения?

АМЛ: А может быть заодно ещё и трансформаторы подобрать одинаковые?

U.L.F.: Yoika пишет: ...а выходные трансформаторы с разбросом по сопротивлению первички. Что делать подстраивать режимы? Не надо использовать такие трансформаторы.

пятачок: АМЛ пишет: Получилось в районе 10 процентов, хоть лампы и были очень разных годов. Подобрал из них 2 наиболее близких пары. У меня имеются с десяток ламп 4П1Л одного года-65 и военной приемки.Надеюсь,здесь разброс поменьше будет

oleg_s: Одинаковость тока покоя не есть гарантия идентичности характеристик ламп

пятачок: Ну это понятно.В любом случае,даже при подборе в пары по нескольким рабочим точкам не есть гарантия 100% идентичности.Вопрос еще в том,сможем ли мы определить это на слух.Мы же с успехом применяем двуханодные 6С4С и ничего,все довольны .Конечно,не совсем деликатное сравнение,но все же.

Сергеев Сергей: пятачок Вот это и я хотел сказать. В однотакниках конечно стоит стремится к подбору в пары. А в двухтактниках? Ведь часто специально делают перекос для получения спектра однотактника.

illarionovsp: По принципу разумной достаточности. У меня из дюжины 6П3С (одной партии), 3 пары менее 5% разброс, две шт. в дело не годятся, 4 - условно досрочно. С ув., СП.

Yoika: U.L.F. пишет: Не надо использовать такие трансформаторы. Верю, что у Вас хорошие трансформаторы, а у меня(заказные) с разбросом по r1 - 10%. Думаю, что у Хаммондов не лучше. Считаю, критерием подбора ламп оконечного каскада, равенство r1*Ri/r1+Ri , по каналам.

illarionovsp: А r1*Ri/r1+Ri, это что за зверь? Может равенство r1+Ri первого канала и r1+Ri второго? По экв. схеме они в последе идут... С ув., СП.

Yoika: illarionovsp пишет: А r1*Ri/r1+Ri, это что за зверь? Может равенство r1+Ri первого канала и r1+Ri второго? По экв. схеме они в последе идут... С ув., СП. По постоянному току r1, Ri последовательно, а по переменному току - параллельно. Наверное, можно принять для простоты просто сумму r1+Ri. Все равно режимы каскада устанавливаем по постоянному току.

illarionovsp: Книга Цыкин Г.С. ТНЧ. С ув., СП.

Yoika: Приведу цитату Е. Васильченко "Расчет выходного трансформатора" altor1.narod.ru › Soft___Tools/SE_superfinish.pdf "Эквивалентное сопротивление анодной цепи (формируется из параллельно включенных по переменному току внутреннего сопротивления лампы и анодного сопротивления):"

Владимир Константино: Добрый день! В двухтактнике не столь критичен подбор, хотя тоже очень желателен, а вот в однотакте при параллельных лампах очень строгий подбор просто обязателен, и не по одной точке анодного тока, а хотя бы по двум точкам. Коэфф. нелинейных просто в геометрической прогрессии зависит от качества подбора ламп.

illarionovsp: Эквивалентное сопротивление Req есть Req=(Ri+r1) || (Rn+r2)*ktr2. Оно определяет нижнюю синус частоту среза трансформаторного каскада: Fn=Req/(6.3*L). С ув., СП.

АМЛ: Владимир Константино пишет: В двухтактнике не столь критичен подбор, хотя тоже очень желателен, а вот в однотакте при параллельных лампах очень строгий подбор просто обязателен, и не по одной точке анодного тока, а хотя бы по двум точкам. Коэфф. нелинейных просто в геометрической прогрессии зависит от качества подбора ламп. Совершенно верно! И чем дальше лампы по линейности от 4П1Л и ближе к 6П3С, тем важнее такой подбор. Лучше - само собой, по 3-м точкам, этого бывает вполне достаточно. Но для 4П1Л я - бы всё - же более, чем с одной точкой, не заморачивался. Проверено электроникой (Ц)

Владимир Константино: Добрый день! Хорошо знаком с параллельными 4П1Л Михалыч (Андрей) и мне кажется не совсем положительный опыт. Но ему не привыкать - он 6П36 отбирал , а это еще та "буренка".

пятачок: АМЛ пишет: Но для 4П1Л я - бы всё - же более, чем с одной точкой, не заморачивался. Проверено электроникой (Ц) Насчет 4П1Л вы правы.Проверил две пары сначала по одной рабочей точке,затем по другой точке и удивительно,разброс минимален,можно сказать даже,что его почти и нет.Действительно,очень линейные лампы и разброс минимален,по крайней мере из того десятка,что есть у меня.Вот закончу скоро сборку окончательно,будем сравнивать.

АМЛ: Владимир Константино пишет: с параллельными 4П1Л Михалыч (Андрей) и мне кажется не совсем положительный опыт. Но ему не привыкать - он 6П36 отбирал Вот всё и познаётся в сравнении. После подбора 6П3С подбор 4П1Л - просто сказка. Я тоже сперва наслушан был страшилками, но когда до дела дошло, то сперва очень удивился. Готовился было раскашеливаться на кучу ламп из одной партии, а этого вовсе не понадобилось.

ВладимирПор: лампы, неомненно, надо подбирать Аналогично, и транзисторы Было дело, один товарищ собрал усилитель по схеме электрофона Аккорд 00 стерео выходные грелись по-разному-от чуть теплых до горячих. Хорошо, что ему знакомые подвалили мешок транзисторов. Снял характеристики по точкам-от нуля до тока насыщения. Для каждого транзистора построил на клеточной бумаге характеристику. Получилось вполне удачно-совместил на свет харктеристики-получилась четверка с разницей в миллиметры. Если до того звук был-можно сказать=громкий, но на низких усилок давился, а на высоких резал уши.(Он просто СОБРАЛ его). После подбора вклчили-результат-ожидал, что будет лучше,но не настолько-же? Без амбиций-шипения в динамиках(от ламповой радиолы 000) не слышно вообще, выходные транзисторы-одинаково холодные. После фонограммы с проигрывателя на средней и полной громкости-равномерно теплые. Уши не давит и не режет. Перебрать пришлось свыше двадцати штук двухсотой серии. Предвыходные подбирал на обычном тестере по Бета-коэффициентам. Ну и остальные подобрал, включая предварительный усилитель-чтобы каналы были одинаковыми. Номиналы реисторов в схеме не менял. Единственное, что регулировал-на входе прдварит. усилителя резисторы со звездочкой- получился неплохой звук.

ВладимирПор: А кто имеет статистику Сколько нужно перебрать ламп-например 6П14П-чтобы подобрать четверку-квартет?

ВладимирПор: особенно важно иметь совпадение в начальном участке характеристики

Бокарёв Александр: Эта метода , совершенно несложная(подбор транзистора по коэфф-ту передачи на реальном токе) прилагалась к схеме одного мудрого автора, Крылова , в журнале Радио. Подбирались пары КТ903-ГТ806. Тестер плюс питание 4 вольта. ( Вообще-то эти крыловские схемы работали с пол-пинка и так, без подбора.) Но подбор пар резко увеличивал потенциал этих простейших но очень удачных схем. Это -простые для понимания знатока вещи. Но, чтобы понять это, иногда нужно прожить много лет . (Это-мой вариант.)

ВладимирПор: Сергей С. Сергей, здравствуйте. Я новичок на вашем сайте-в смысле только обьявился. Читаю давно. Как из Вашего опыта-насколько велика разница в характеристиках выходных трансформаторов от изготовителей, либо из вашей практики-при всем стремлении ксовершенству?

Бокарёв Александр: Владимир, судя по глобальности вопросов- вы в начале пути. Советую вам опробовать методику здешнего аксакала RED CAT, методика подбора ламп при нулевом смещении (сетка-в землю, катод-в землю в аноде-резюк, меряем анодное напряжение) Экранн.сетка-на анод, естессно. Данная метода хороша тем, что найдя пару ламп с одинаковым Uа , можно быть уверенным, что все прочие параметры совпадут. Я лично в этом убедился.

ВладимирПор: Понимпаю,что я не открыватель чего-то то нового. Схема была обычная-два тестера-один в цепи базы-другой в цепи коллектора плюс потенциометр в базовой цепи и добавочные омные на всякий случай. батарея 4,5 Вольта. Некоторые ловились на информации, что "благодаря наличию ООС в каскадах и общей ООС усилитель начинает работать сразу после сборки и налаживания не требует. Вопрос в том,как он работает(в смысле качество-а не громкость). Были и такие публикации-устанавливать режим микротоков в предварительных каскадах для уменьшения собственных шумов-это что-перевод в режим с отсечкой? О каком качестве можно говорить в таком случае. Все предв. каскады должны работать в А-режиме

Бокарёв Александр: Владимир, вы путаете Бисмарка с насморком. (поговорка нашего кап-три на военной кафедре) Микротоки и режим отсечки-это две большие (или 4 маленькие) разницы. И в микротоке можно работать в классеА. Но- за другую зарплату

ВладимирПор: А как насчет комплементарных? В одном из радиожурналов-РАДИОАМАТОР или РАДИОХОББИ читал статью одного нашего- он сейчас в Англии работает по прежнему профилю. Говорит-в смысле пишет-что на комплементарных невозможно собрать нормальный усилок. Хотя хозяева его напрягают как раз в этом направлении (хозяин-барин). Рынок диктует?

ВладимирПор: Возможно,что и в м-токовом режиме можно тработать в А Но если деталь сочинили для режима по рабочему напряжению и току-то что можно ждать от нее в других условиях? Типа-а она еще может работать и приполовине напряжения-даже лучше? Якобы электроны не так шумно стучат .

ВладимирПор: А вы хоть один усилок в магазине слышали-чтобы он не шипел? Конвейер-он и есть конвейер-хоть у нас-хоть у них. В смысле процентовка допуска по подбору деталей.

ВладимирПор: Это происходило в 1970-х Тогда мешок транзисторов-сами знаете

Бокарёв Александр: Сам знаю. Мешок был, но мыслей, что с ним делать-куда меньше.

ВладимирПор: Александр ссылка на аксакала-спасибо здесь его пока не нашел Что-то эта метода напоминает подбор транзисторов типа-замерьте тестером сопротивление переходов в прямом и обратном наравлении-и подберите пары(это без ехидства). Речь о точности а это похоже просто отбор сильно непохожих

ВладимирПор: Сергей С. Извините, что встрял с неламповой темой. Но, думаю, что это достаточно параллельно-даже очень близко. На старом сайте кто-то упоминал об этом усилителе Это называется камни? Или я ошибаюсь?

Бокарёв Александр: Владимир, отобранные на нулевом смещении лампы оказываются идентичными по усилению, режиму и спектру искажений. То есть, имеем настоящую пару, без дураков. И доложу вам, что выбрать из кучи такую пару- ой непросто. В итоге- куча совершенно разных ламп. И одна пара одинаковых. Насчёт микротокового режима- в нём работают только транзисторы с заведомо высоким усилением и малым шумом, тогда режим себя оправдает. А заводить мощные транзисторы в микротоки и что-то от них хотеть- это мимо смысла. Если по уму транзисторы отбирать, то для этого есть измерители транзисторов типа Л2-41 , там меряется коэф передачи на импульсных токах любой величины, что даёт истинную картину , в отличие от измерений комариным тестером. Есть и характериографы для этого, там ещё круче возможности.

Сергеев Сергей: ВладимирПор пишет: Извините, что встрял с неламповой темой. Да все нормально. Камнями называют транзисторные или микросхемные усилители.

DACKOMP: И процессоры комповые.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: отобранные на нулевом смещении лампы оказываются идентичными по усилению, режиму и спектру искажений Это же почти диодное включение. Неужели оно может быть информативным? И, при номинальном токе, вольт на аноде очень мало будет. В сотые заглядывать, или как? Есть отобранные по нормальным методикам пары, можно будет сравнить.

Бокарёв Александр: Виталий, сами гляньте ваху скажем, 6с3п, при Uс=0, зачем строить теории .

majordom22: Бокарёв Александр пишет: 6с3п, при Uс=0Вот, смотрю. Всё интересное при смещении =0 заканчивается после 10 мА. Дальше-малоинформативная прямая. Подскажите, куда смотреть?

Бокарёв Александр: На лампе с нулевым(почти нулевым) смещением собран каскад для 1541. Результат самый лучший из всех вариантов. Ещё более продвинутый вариант-трансформаторный выход( не делался по причине ограничения бюджета)

ВладимирПор: Характериограф -штука наглядная, и хорошая в смысле экономии времени-но не в точности- построение характеристики по точкам выше на порядок- сам догадался- да и не очень давно где-читал.

ВладимирПор: Сергей спасибо за ответ а как насчет 2-х и 3-х полосных УНЧ ? -и скольки все-таки приходилось перебрать ламп для пары? понятно, что статистика не может быть точной в этом вопросе хотя-бы приблизительно

ALSS: ВладимирПор пишет: Были и такие публикации-устанавливать режим микротоков в предварительных каскадах для уменьшения собственных шумов-это что-перевод в режим с отсечкой? О каком качестве можно говорить в таком случае. Все предв. каскады должны работать в А-режиме Они и работают в классе А. А вот со звуком начинают твориться нехорошие вещи. В 70-х при повторении одного из записывающих трактов поуменьшали токи до отсутствия шумов, а звук никакой - про емкости последующих каскадов забыли, что перезаряжать их надо, а нечем - это из статей в журнале МЕЛОДИЯ (не чешский! советский фирменный), был такой в 80-х (по крайней мере у меня в памяти такая связка по источнику этой информации). А вот для определения на слух готовности головки самонаведения (с ИК-приемником) к работе как раз в микротоки и загоняли такую интересную микросборку 8УС721, чтобы ее транзисторы без работающего ИК-приемника не шумели. А вот методику REDCAT обязательно проверю на подобранных в пары 6С45П - очень интересно!

ВладимирПор: то, что я написал до того-до того После того, как он просто СОБРАЛ усилок-шумы были ощутибельные сразу после включения Ну он надеялся, что схема уже работоспособна,если ее запустили на конвейер. Я снимал харктеристики, и менял транзисторы с надеждой, что будет просто лучше, с ожиданием эффекта КАК ВСЕГДА (был опыт эксперимента-сжег все выходные-устанавливал ток покоя без снятия питания). Особенно после вклчения-хлопок в динамиках-и тишина. Чужое есть чужое. Померил питание-в норме. Средняя точка-ровно половина напряжения питания. Больше всего поразило отсутствие шипения. Поставили пластинку на проигрыватель с крамической головкой-пошла фонограмма. Добавили громкость на всю-громко-но чисто. Добавили низкие на всю-чисто. Добавили высокие-тоже до упора-чисто идут. На конвейере, конечно, с таким низким процентом отбора никто заниматься не будет- слишком дорого. Это только при индивидуальном отборе возможно. Мало кто знает-но существует понятие-индивидуальная доводка механизма-берется конвейерный образец-исходят из того, что он вполне работоспособен-уменьшают процент отклонений от расчетного теоретического-получается очень неплохо(это в смысле теория сильно близко с практикой). Ведь делают БРАБУС из МЕРСЕДЕСА, хотя и МЕРСЕДЕС-уже неплохо........

ВладимирПор: Относительно полосовых-многоканальных УНЧ: Выпуск В ПОМОЩЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ номер 60 автор Макаров-дает по максимуму- 3-канальный УНЧ на лампах 6П14П-выход. Если кого интересует-накопал информации по всем этим выпускам в тему УНЧ Сергей, еще раз извините за песочно-каменную тему

Yoika: В ТИАСУРЕ, в лаборатории кафедры КИПР, был прибор для измерения наглядных характеристик транзисторов (ПНХТ). На нем мы подбирали комплементарные пары транзисторов из Томского НИИПП, типа КТ315 и КТ361, попадали экземпляры с Uкэ-400В. Наверняка где то может еще сохранились ламповые характериографы. Вот что нашел: http://www.magictubes.ru/text/app_isp.htm

Danila220: Сергеев Сергей пишет: 2. однотакник с параллельными лампами. Вроде бы смысл подбирать параллельно работающие лампы в однотактнике есть. И работать подобранные лампы должны более линейно. Но на практике этого может и не быть. Вот, смотрите, есть двуханодная 6С4С и есть одноанодная 300B. Так вот подбрать 6С4С, так что бы половинки были одинаковыми нельзя - все внутри лампы. Но от многих радиолюбителей слышал, что 6С4С звучат даже приятнее трехсоток. Следует учитывать, что "классические" лампы как правибо и без подбора не очень сильно отличаются и могут быть поставлены в параллель, а вот современные 6С33С, 6П45С и т.п. могут отличатся значительно сильнее. К томуже 6С33С имеет в себе 2 катода, которые в свою очередь могут сильно различастя (а часто и действительно различаются) по эмиссии.

Бокарёв Александр: Все лампы имеют разброс, и чем строже подбор, тем меньше выход парных ламп. Отбирать попарно нужно для максимальной неискажённой мощности. Или для устранения перекоса по начальному току и нежелательного подмагничивания. Но подсознательно всегда ухожу от параллельного варианта в однотакте, предпочитаю ему другую более мощную одиночную лампу, если это можно.В тоже время знаю людей, у которых и по 3 в параллель лампы работают. И говорят, нормально работают.

Danila220: Как вам нравится 6С4С с ее запараллеленными половинками?

Бокарёв Александр: Прекрасная лампа с роскошным звуком, а кроме 6с4с-непревзойдённая 2А3, вам их послушать сперва бы, а уже потом- читать всякое. Вы будете смеяться, как в том одесском анекдоте, но у меня в усилителе прижилась по звуку именно 6с4с, и её двуханодность не лишает меня сна и не заставляет тревожно вздрагивать при прослушивании музыки.

пятачок: Многим звучание 6С4С нравится,мне тоже нравится,хотя и есть лампы интереснее в звуке.Заметил,что звучание разных годов выпуска у 6С4С все же отличается.Самыми вкусными оказалась пара ламп 60-го года.Имхо.Это из моей скромной практики.

Бокарёв Александр: Пятачок, всё верно, и у меня- именно тех самых лет лампочки, 57го года. Кстати, отбор ламп с максимальной линейностью можно делать прямо в рабочем каскаде, с автосмещением, подавая выходной сигнал на спектроанализатор.

пятачок: Александр,сначала я отбирал пару по точкам прямо в схеме,а затем по вашей методике,т.е. по спектролабу.Оказалось проще.

Михалыч: Александр, привет! Иногда имеет таки смысл кропотливая возня с подбором ламп в пары. Ты меня знаешь, я все через паяльник постигаю. Так вот, давно полюбил 4п1л за ее детальность и ясность звучания, только никак она мне не катила из-за высокого внутреннего, как ни крути - с одной меньше 3 ома выходного не получалось, а это (с моей акустикой) вялый бас и гудеж. В общем выход один - надо параллелить. Владимир Константинович спроектировал мне схему Лофтина и я кинулся в бой. Поначалу, из своих 10 шт. мне удалось подобрать 2 пары с разбросом в 3% и 7%. Результат не особо порадовал, звучало просто здорово, но режимы нормально не устаканивались, ток плавал, лампочки в парах разезжались в разные стороны. Я чуть было не бросил эту затею, но пообщался с Шалиным, и он меня убедил продолжить борьбу за правое дело - звук 4п1л. Далее мы с Владимиром объединили ресурсы - мой десяток и его 16 ламп, и с этим богачеством я на вечер засел за ИЛ-14. В результате подобрал 5 пар, 3 тройки и пятерку ламп с точностью +- 0.5 мА, далее подогнал в схеме напряжением накала (прямонакалы заметно меняют крутизну при изменении накала на 0.05В). В итоге получился просто чемпионский усилок со звуком, который и не снился 6с4с. И режимы устанавливаются минут за 10 и стоят как вкопанные часами. Владимир Константинович надысь приходил на прослушивание - сейчас тоже вынашивает мыслю изготовить подобный для себя любимого... Так что подбор смысл имеет...

Бокарёв Александр: Михалыч, привет сердечный! За всё время так и не удалось послушать хоть какой-нибудь унч на 4п1л. Поэтому не могу ни разделить восторгов, ни охладить их своим скепсисом. Просто не знаю этого звука. Схема Владимира Константиныча красивая и предельно простая. Но я для себя отмечаю сразу несколько моментов, которых сам избегаю. Поэтому заподозрю унч в чрезмерной детальности, коей боюсь с некоторых пор . Предпочитаю ей слитность и плавность. Возраст как бы обязывает.

Михалыч: Ну так милости просим к нам в Есенинские края - несколько увлекательных аудиовстреч обеспечено и культурную программу устроим. А схема, да, простоя но весьма норовистая, просто так не заводится, но результат того стоит. Я вот какую штуку заметил - кровью и потом выстраданный, налаженный и отстроенный усилитель на пути к совершенству проходит этап пугающей детальности, звонкости, басистости (поначалу эта стадия увлекает, но со временем начинает утомлять) и может считаться законченным когда приобретает мягкость и особую комфортность при прослушивании. Тогда и громкость уменьшаешь, и оторваться по 4 часа не возможно, и домашние по очереди начинают подтягиваться в комнату. И уже не надо точно между колонками садиться - хоть из соседней комныты слушай - кайф тот же. А вот слитностью и плавностью у меня особенно двухтактник отличился, правда до ума я его 3 года доводил.

illarionovsp: Михалыч пишет: пугающей детальности, звонкости, басистости Шутники говорят: "Ставь в катоды не шунтированные резисторы и всё пройдёт". Другие глаголят: "Спектр кни не правильный. Мало второй.". Много "басистости", выходник не правильный. Ra (приведёнка), как правило, маловата. Иногда лучше пожертвовать кпд в угоду индуктивности. В меру. Иначе звук "мыльным" будет. С ув., СП.

Михалыч: СП, советы правильные, штука в том, что резисторы в катодах давно не применяю (см. схему )и выходник один и тот же остается. В процессе доводки, как правило, модернизируются источники питания и может меняться рабочая точка ламп - это и приводит к описанным изменениям.

Владимир Константино: Добрый день! Поставил Михалыч джаз на виниле и вижу , что сцена на прямая а полукруглая и саксофонист стоит на кончике , а барабанщик не на сцене сидит , а на возвышении около метра, и трамбонистов не три, а четыре и тд. Все это всего из двух колонок.

пятачок: А в моей конструкции в SE на 4П1Л вышло наоборот,после некоторого времени прослушивания ламп в параллель я всеже вернулся к одиночному варианту.Выходной транс оставался тот же,возможно,приведенное нужно было менять.Мне выходной мощности хватает и одиночной лампы,поэтому не стал искать себе проблемы,а решил просто наслаждаться прелестью звучания 4П1Л.В одиночном включении звучание более утонченное,ВЧ и СЧ прозрачные,без излишних послеозвучиваний,бас собранный и отличается глубиной(это в сравнении с 6С4С). .Имхо.

Бокарёв Александр: У меня до сих пор не прошла тошнота от параллельного включения 211-х триодов, в порядке приказной доработки прекрасно звучащего однотактника на 211м триоде. Каких трудов вся эта безумная затея стоила- и чего в конце добились.-А ничего. Дутый мутный звук, ни воздуха ни ясности, хрень полная. На нч пустили,- но и там звук не отличился. Чтобы отсечь всякие умные комментарии по этому поводу-скажу: лампы подбирались из отобранной партии триодов, с помощью прибора, собранного Бабайцевым специально для 211го.. С тех пор все эти" параллельности"- на дух не выношу, уж простите мне мою слабость. Воспринимаю это, как езда вместо одного коня на двадцати кошках.

АМЛ: По поводу ухудшения звука у параллельных ламп - всё сильно зависит от густоты сеток. Чем гуще управляющие сетки, тем меньше получается нельнейность управления по сетке, то есть -- кривизна проявлятся уже при больших запирающих напряжениях, чем у ламп с более редкими сетками. А значит, лампы в паре будут меньше "разъезжаться" при управлении, что меньше скажется на поввышении нелинейности. Поэтому, например, 4П1Л можно параллелить десятками. И их подбор гораздо легче, чем других ламп, благодаря воистину немецкой точности изготовления. Как наши сумели её сохранить - ума не приложу. Я сейчас решаю задачку вокруг усилителя на 845, и постоянно прихожу к мысли, что с удовольствием поменял - бы каждую 845-ю на десяток 4П1Л.

Бокарёв Александр: Очень точное и интересное наблюдение и мнение, никогда и нигде ничего подобного не слышал и не читал. Всё логично, ясно, объяснимо, добавить или поумничать-нечем. Спасибо вам, АМЛ!!!

пятачок: Да уж,технически все верно и обоснованно,возразить вроде и нечему.А вот ухи слышат и шепчут свое.Так что технические аспекты это одно,а вот прослушивание это другое.Не только именно на лампах уловил эту разницу.

АМЛ: Речь шла о разнице в с параллеливании более линейных и менее линейных ламп. Каждый промежуток между проволочками управляющей сетки можно рассматривать, как отдельный триод. В каждой лампе таких триодов -- множество. Лампы с густыми сетками, типа 4П1Л содержат больше параллельных "ламп", чем лампы с более редкими, типа 6П3С. Специально кривые лампы, типа 6К4П, содержат "параллельные лампы" с большим разбросом, как-бы специально "плохо подобранные" из-за переменной густоты сетки. Если бы был выбор, то я бы предпочёл спараллеливанию удлиннение. До разумных пределов, пока механическая стабильность конструкции будет в пределах допустимой нормы. При удлиннении лампы получается большее количество "микроламп" с одинаковыми параметрами, чем в случае коротких ламп. И они получаются более линейными. Если же параллелить лампы, то при тщательном подборе линейность не изменится. При плохом подборе - ухудшится. Но если параллелить по разному кривые лампы, то результат будет более кривым, чем параллелить менее кривые лампы, о чём я и писал в моём предыдущем сообщении.



полная версия страницы