Форум » Лампы » 4П1Л - опыт применения » Ответить

4П1Л - опыт применения

Михалыч: Расскажу о своем опыте применения 4П1Л. Я, как и многие здесь, начитавшись об отличных звуковых качествах этой лампы, решил построить на ней однотактник с достаточно максималистским подходом. Трансы заказал у А.Шалина, на железе ОСМ 0.16, нагрузка 4.4 Ком, рассчитаны на 2 лампы впаралель. Для отбора запасся 30-ю лампами, предварительно из них на ИЛ-14 были отобраны пары (получилось 8 или 9 пар по прибору идеальных и несколько с разбросом до 10%). Владимир Константинович спроектировал схему с непосредственной связью и двухэтажным питанием. Эта схема и была реализована. Накалы, верхнее и нижнее питание стабилизированы, на каждый канал отдельные стабы. Запускался усь не без проблем, потребовалась дополнительная подгонка ламп в пары уже в схеме. Лампочка очень чуствительна к минимальному изменению напряжения накала поэтому, изменением напряжения на одной из ламп с помощью небольших кусочков константана в цепь накала, пары были выровнены по току с точностью +/- 2 мА. Также на первом этапе, пока лампы не приработались во время включения анодный ток прыгал до 100 мА через пару, дальше ток снижался до нормы, но плыл потихоньку со временем. Сказывалось и то, что драйвер выходил на режим не моментально а в течении нескольких минут. Для борьбы с этим явлением в катоды выходных ламп был врезан переменник на 1500 Ом которым осуществлялся плавный запуск. После выхода на режим он коротился. Итак, после завершения этапа пусконаладки получились следующие режимы ламп: Драйвер Ua 176V Ia 15mA, Выходной каскад Ua 260 в, Ia (пара) 60мА. Прослушивание, на первом этапе, очень впечатлило своей детальностью и динамикой (сравнение делалось с двухтактником на 6п36с), бас проигрывал пуш-пулу самую малость. Гости также отмечали отличный звук, прямо таки голографическую прорисовку сцены. Однако, месяц ежедневного использования выявил явную жесткость звучания, особенно на духовых (труба, тенорсакс, кларнет). Чтобы разобраться в косяках был снят спектр усилителя, который показал высокую 3-ю гармонику (картинка не сохранилась, на память где-то на 10 Дб выше второй). Чтобы исключить влияние драйвера, 6с4п с резистивной нагрузкой 17 кил была заменена на српп 6н16б. В итоге имеем вот такой спектр - вторая очень маленькая, но третья никуда не делась - торчит. Изменение тока выходного каскада в пределах 20-80 мА картину не меняет, напряжением играться не пробывали... Дабы исключить влияние паралельности ламп сняли спекрт с одной - картина еще хуже... А теперь вопрос, уважаемые знатоки! Какие мысли по причинам возникновения такой 3-й гармоники и методам борьбы с ней? Если у кого-нибудь есть работающий усь на этой лампе, снимите спектр пожалуйста, очень интересно.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Бокарёв Александр: если отбросить всю транзисторную хрень, останется привычная спарка , способная загнать выходную лампу в режим А2. То есть, добыть чуток мощности сверх заданной режимами. Что касаемо сравнить спектры искажений у 4П1Л и 2С4С- так можно с одной ноты угадать мелодию "У кого чище" Опять же, 2с4с есть не у всех, а 4п1л- у каждого второго.

SS.Rusakov: Romm пишет: Что за экзотика? Разве эта лампёха на раскачивается чуть ли не с выхода источника? Три каскада! Да... запад совсем сдурел ))) это не запад, это наш инженер, просто живет теперь там...

Stan Marsh: SS.Rusakov пишет: это не запад, это наш инженер, просто живет теперь там... Заразился.


VOICE: Бокарёв Александр пишет: если отбросить всю транзисторную хрень, Собственно, коллега, так и было сделано, вместо "заряженных" обстабилизированных ГСТ были установлены 5-ваттные угольные Kiwame ... ..И ничё так ! ...По крайней мере "разительной разницы" не услыхал...и не увидел.. SS.Rusakov пишет: это не запад, это наш инженер, просто живет теперь там... Наверное, немец потому как и Имя, и Фамилия - бюргерские... Romm пишет: Что за экзотика? Разве эта лампёха на раскачивается чуть ли не с выхода источника? Есть и такой вариант. Западного извращения 4П1Л... ЕГО ещё не пробовал воплощать... Не мила МНЕ куча Мосфетов + газик во 2-й сетке 4П1Л

oleg_s: Это даже мне не нравится Нельзя больше 5и деталей ставить в обвязку, глаза разбегаются.

aur_100: Подниму старую тему... Переделал я свой(наверно, уже 6-7 усь за 10лет применения вых. трансформаторов "Золотой середины") Е88СС-6AQ5. Теперь он РСС88-4п1л(триод), лампы 4п1л лежали лет 15, впервые применил в конце 2016г в телефонном усилителе, они мне тогда очень понравились. Режим 210в 34мА, Ра=7.1Вт, Рвых мах=1Вт, мощности для комнаты 30кв. метров хватает... Поскольку трансы 5кОм/4-8-16 Ом, приспособил и для наушников ТДС-5 и Сенхи-518. Фото здесь http://audioportal.hi-fi.ru/showthread.php/4040-SE-на-6П14П?p=1035933&viewfull=1#post1035933

Romm: Подскажите. сколько раскачки у Вас требует 4п1л в триоде для получения 1Вт на выходе?

aur_100: 0,7в эфф. Лампы 4п1л бывают сильно разные, об этом еще Александр Бокарёв говорил. У меня сложилось впечатление, что приемка "0" практически идеал, у меня такие 1965 и 1989г, один в один. А одна лампа без "ВП" - слушать невозможно, нечетные гармоники дают знать.

aur_100: Вы спрашивали напр. раскачки 4п1л - 18в ампл. 0,7в это чувствительность со вх. РСС88, без Ск. Накал 88 идет с ~10в через резисторы, можно ставить 6н1п и 6н5п, 6н5п тоже хороша, басЫ подчеркнуты.

aur_100: Лампа 4п1л для меня стала №2, на первом месте 6с4с, звучит очень хорошо, всё есть. Самое главное, организация питания, лампа прямонакальная, по аноду С-L-С-R-С-R-С, у меня большой запас по напряжению. И нужны "правильные" лампы и хороший ТВЗ...

Бокарёв Александр: ну вот, все в итоге приходят к такой обычной и знакомой лампе, как 6с4с

aur_100: Вчера мне один хороший человек из г.Тольятти прислал лампочку 6н1п 1957г, моя ровесница, завода вроде Фрязино(гробик), звучит - класс, поставил в этот усилитель.

eun7758: ... не пристегивается картинка = в общем 6с2с внизу анод 400В + 4п1л вверху анод 195В сетка -12В как пристегнуть картинку? ну и акустика задний рупор на 50гдн1м-8 вопросы можно на почту eun7758@ya.ru

Пермяк: eun7758 пишет: как пристегнуть картинку? http://hiend.borda.ru/?1-16-0-00000106-000-0-0-1498735540

eun7758: как-то так... пристегнул... уже не макет... питание сложновато, но звук того стОит прошу прощения, технически немного неграмотно указал напруги, но уверен что все поймут мытарства = желание втулить 6с5с = парадокс - лучше драйвером звучит 6с2с, пятерке место впереди = если кому понадобится усиление

eun7758: Михалыч, по схеме параллельных 4п1л моё личное мнение: 1. можно поднять анодную нагрузку 6с4 до 20-24к = поднимется анодное и надо перестроить LW, либо питание, либо смещение 2. драйверу - катод на землю (1 ом контрольный) 3. светодиоды в звуке плохо - в сетку последовательно комповую литий-батарейку, а лучше 2х3В = 6 вольт кошернее звук = себе так и планирую - драйверу батарейкой рот приткнуть, причем только литий - во второй версии 4. сожжено 5 шт 4п1л и выяснено эмпирически = ухами = лучший режим = анод 185-190В, ток 38-40 мА, сетка -12В = объяснение - наверное электрончики с меньшей силой башкой бьются об анод и не отлетают = может быть шутка 5. нагрузка транс одной 4п1л = 4,5 - 5 к, поэтому для 2-х параллельно = Ra =соосесссно = 2,3-2,5К, === эти меры позволят получить минимум "песка" и максимум кайфа еще раз ИМХО интересно - помог ли?

Бокарёв Александр: столько мучений, не пора ли задать себе вопрос: а не послать бы эту 4п1л- и взамен взять привычную 6п14п.

eun7758: Бокарёв Александр пишет: не пора ли задать себе вопрос: а не послать бы эту 4п1л- и взамен взять привычную 6п14п ну уж точно не п14!!!! и разговор идет не о спокойствии-привычке, а о поиске лучшего... а по мне так равных ей нет, она любит только одиночество... триодное = 280/40/5К и желательно ооочень стабильную фиксу с катодом на землю... и да... питание катода... гемор ... п6, п3, п41, п14, даже-даже п36, даже-даже ф6 = пройденный этап, а вот 2а3 - пока на стенде... в соревновании с 4п1л, кстати = 12п17л - чууууууть хуже легенды 4п, особенно после 12ж1л... почему-то ооочень незаслуженно забыты но = и 12п17 и особенно 4п1 = стОят быть на полке рядом с винилом и рупором у слушателя! после 4п возвращаться не хочется = только вперед, мабыть 6AU5 ???

aur_100: 4п1л, но фиксу не люблю, ИМХО - 6с4с - 45 триод. 6AU5 и проч - для пионЭров...



полная версия страницы