Форум » Лампы » 4П1Л - опыт применения » Ответить

4П1Л - опыт применения

Михалыч: Расскажу о своем опыте применения 4П1Л. Я, как и многие здесь, начитавшись об отличных звуковых качествах этой лампы, решил построить на ней однотактник с достаточно максималистским подходом. Трансы заказал у А.Шалина, на железе ОСМ 0.16, нагрузка 4.4 Ком, рассчитаны на 2 лампы впаралель. Для отбора запасся 30-ю лампами, предварительно из них на ИЛ-14 были отобраны пары (получилось 8 или 9 пар по прибору идеальных и несколько с разбросом до 10%). Владимир Константинович спроектировал схему с непосредственной связью и двухэтажным питанием. Эта схема и была реализована. Накалы, верхнее и нижнее питание стабилизированы, на каждый канал отдельные стабы. Запускался усь не без проблем, потребовалась дополнительная подгонка ламп в пары уже в схеме. Лампочка очень чуствительна к минимальному изменению напряжения накала поэтому, изменением напряжения на одной из ламп с помощью небольших кусочков константана в цепь накала, пары были выровнены по току с точностью +/- 2 мА. Также на первом этапе, пока лампы не приработались во время включения анодный ток прыгал до 100 мА через пару, дальше ток снижался до нормы, но плыл потихоньку со временем. Сказывалось и то, что драйвер выходил на режим не моментально а в течении нескольких минут. Для борьбы с этим явлением в катоды выходных ламп был врезан переменник на 1500 Ом которым осуществлялся плавный запуск. После выхода на режим он коротился. Итак, после завершения этапа пусконаладки получились следующие режимы ламп: Драйвер Ua 176V Ia 15mA, Выходной каскад Ua 260 в, Ia (пара) 60мА. Прослушивание, на первом этапе, очень впечатлило своей детальностью и динамикой (сравнение делалось с двухтактником на 6п36с), бас проигрывал пуш-пулу самую малость. Гости также отмечали отличный звук, прямо таки голографическую прорисовку сцены. Однако, месяц ежедневного использования выявил явную жесткость звучания, особенно на духовых (труба, тенорсакс, кларнет). Чтобы разобраться в косяках был снят спектр усилителя, который показал высокую 3-ю гармонику (картинка не сохранилась, на память где-то на 10 Дб выше второй). Чтобы исключить влияние драйвера, 6с4п с резистивной нагрузкой 17 кил была заменена на српп 6н16б. В итоге имеем вот такой спектр - вторая очень маленькая, но третья никуда не делась - торчит. Изменение тока выходного каскада в пределах 20-80 мА картину не меняет, напряжением играться не пробывали... Дабы исключить влияние паралельности ламп сняли спекрт с одной - картина еще хуже... А теперь вопрос, уважаемые знатоки! Какие мысли по причинам возникновения такой 3-й гармоники и методам борьбы с ней? Если у кого-нибудь есть работающий усь на этой лампе, снимите спектр пожалуйста, очень интересно.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Бокарёв Александр: У вас получился вариант аля ультралинеар. То есть: пентод с частичной оос через катод. Могли уйти грубые косяки. Плоский скучный звук в триоде -от неважной акустики, скорее всего. Пентод задерёт заваленные средину и верх, да на низу даст выброс на резонансе динамика, и этот расколбас может очаровать. Но-до первого измерения. Ничего лучше 6П14П в триоде или 6п15п в триоде я не знаю. Ну, разве что, Е55

Rex: Бокарёв Александр пишет: Ничего лучше 6П14П в триоде или 6п15п в триоде я не знаю. По мне, чистый триод не очень. Ну не цепляет! Скучно с ним! Пентод без ООС - это уж слишком - тоже крайность. Вот ультралинейка - вещь. КО в пентоде, по ходу тоже. Я несколько раз попробовал и больше не хочу возвращаться к триодным оконечникам. Прежде чем утверждать, что я несу очередной бред, загляните на АП, в пентодную палату, например... Там тоже все бредят-с? P\S Александр, извините ради Бога, если задело или обидел Вас в 1544 посте...

Flying Snow: Rex пишет: Спасибо. Обнадёжили. Пока передумал разматывать. Уважаемый Rex , спокойно, не делайте резких движений, ситуацЫя под контролем!!)))) Бокарёв Александр пишет: У вас получился вариант аля ультралинеар. То есть: пентод с частичной оос через катод. Могли уйти грубые косяки. Плоский скучный звук в триоде -от неважной акустики, скорее всего. Пентод задерёт заваленные средину и верх, да на низу даст выброс на резонансе динамика, и этот расколбас может очаровать. Но-до первого измерения. Ничего лучше 6П14П в триоде или 6п15п в триоде я не знаю. Ну, разве что, Е55 Фикзнает что получилось, схема простейшая, с давних времён применяемая. Акустика очень лёгкая для любого усила - ОЯ на 10ГД-36+2ГД36 через кондёр, бубнилова нет, обычно работает с Вега 50У-122, с Вегой бубнит (правда это и проблема Веги тоже). Хотя требовать полного контроля над акустикой от одной 6П14П несерьёзно. 6П14П мне тоже нравится, классная лампа. Замерить для меня оч сложно, как принесу домой сей огрегат, попробую. Rex пишет: По мне, чистый триод не очень. Ну не цепляет! Скучно с ним! Пентод без ООС - это уж слишком - тоже крайность. Вот ультралинейка - вещь. КО в пентоде, по ходу тоже. Я несколько раз попробовал и больше не хочу возвращаться к триодным оконечникам. Прежде чем утверждать, что я несу очередной бред, загляните на АП, в пентодную палату, например... Там тоже все бредят-с? Разные ситуации бывают, разные трансы и лампы. Вот допустим Г-807 я б включил в УЛ, 6П14П не стал бы, её бы катодом на вторичку или в триоде, а 6П6С везде играет хорошо. 6П13С вообще бы не включал))) Короче хозяин-барин Бред тут ни при чём, просто скучковались люди по интересам и ничего более, каждый кулик своё болото хвалит


Владимир Константино: Добрый день! Вставлю свой пяточек в монетоприемник. Довелось послушать этот усилитель Михалыча свеже-испеченным. Сцена и детализация были настолько поразительные , что дома сразу отобрал четверку лампочек и спрятал подальше. Но, Андрей наслушавшись, заметил нелады в спектре ушами. Что и подтвердилось в итоге. Жалко, Анатолий (Гость) не заходит, мне кажется он очень хвалил данный вакуумный прибор. Можно было, конечно, заранее просчитать гармоники по ВАХам , но поленились . Впредь наука.

majordom22: Владимир Константино История забавная. Лампу ругают не за большую гармонику №3, а за маленькую №2 .

Владимир Константино: Добрый день! Не сохранил я спектры в первоначальном варианте - драйвер с резистивной нагрузкой. И на численные значения второй конечно внимания не заострил.Но что третья выпячивалась - это точно. Последние кривули - это СРПП. А сравнить очень было бы интересно. Мы с Михалычем пытались - отдельно драйвер проверить на гармоники, но не сообразили-как.

Rex: majordom22 пишет: Лампу ругают не за большую гармонику №3, а за маленькую №2 Вот вот! В точку! Я о том-же...

Бокарёв Александр: Короче, однотактный усилитель с махровым пушпульным спектром,- мечта аудифила. Самая детальная детальность, одни детали. Осталось из них песню собрать. Набор:" Собери музыку в обеих ухах "

Charm: Владимир Константино пишет: Жалко, Анатолий (Гость) не заходит, мне кажется он очень хвалил данный вакуумный прибор. Ничего внятного он мне на вопрос о этой лампе на сказал http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=704.30

Rex: И всё-таки, надо попробовать её с ООС. Я смогу это проделать, не трудно перепаять панель в драйвере - ввести КО, отслушать. Ну и фсё на этом, что я могу предложить обществу. Спектр снимать, к сожалению, не умею. (надо поискать, как это делается) А именно спектр надо смотреть и сравнивать - как 4П1Л "сладко" поёт я без ООС уже отслушивал...

VOICE: topojijio пишет: Здравствуйте! Вот уже где-то года два у меня лежит незаконченный проект - усилитель на 4П1Л... Лампочка очень шумная, не для звука делана, а для радиостанций. Зачем такое самоистязание?

Stan Marsh: VOICE пишет: не для звука делана Стесняюсь спросить, а какие "лампочки" делались "для звука"?

Бокарёв Александр: Я для смеха измерил спектр 4 штук 4п1л, подивился красоте картинки. Хотя слышал, что не все они такие кузявые, есть и с нехорошим спектром. торчат нечётные. как зубы дракона)))

малай: Да, лампа очень хреновая. А запад с ума от неё. http://www.diyaudio.com/forums/tubes-valves/190857-4p1l-dht-line-stage.html http://www.diyaudio.com/forums/tubes-valves/183329-one-more-4p1l-se.html http://www.bartola.co.uk/valves/page/3/?s=4P1L&submit=Search

Serg_AD: У меня 4п1л неплохо играет в первом каскаде с трансформатором. Да и у А. Бокарёва спектр выглядит не так страшно. Может быть отличия в экземплярах?

Romm: Что же тут некрасивого??? Может, секретная схемотехника? ))) Помню, Александр выкладывал свои замеры. И тоже никаких ужосов...

Serg_AD: Так это и есть спектр, снятый Александром.

Romm: Так все-таки, при таких различных режимах снимались спектры? Интересна причина больших различий. Как-то странно, если это из-за различий в конструкции - лампа даже не бытового назначения.

VOICE: Stan Marsh пишет: Стесняюсь спросить, а какие "лампочки" делались "для звука"? Дык, конечно... У нас "всё" делалось "для всего", даже кухарка могла управлять государством (...дедушка Вова говаривал...) Но, коллеги, мы ведь говорим о высококачественном, или близком к этому, звучании. Если нет, то давайте слушать,шеллачные 78 обр.пластинки на патефоне или лучше ..восковой валик фонографа от покойничков Маркони и Шульца... Повторял вот такой: ..., только когда поставил в ОК вместо 4П1Л красотку 2С4С , усилок раскрылся и запел!!! малай пишет: Да, лампа очень хреновая. А запад с ума от неё. А что нам Запад? Мы - Восток! На западе и голубые в фаворе. Нам этих - не надо!!! У нас только тёмно-синие !!!

Romm: Что за экзотика? Разве эта лампёха на раскачивается чуть ли не с выхода источника? Три каскада! Да... запад совсем сдурел )))



полная версия страницы