Форум » Лампы » 4П1Л - опыт применения » Ответить

4П1Л - опыт применения

Михалыч: Расскажу о своем опыте применения 4П1Л. Я, как и многие здесь, начитавшись об отличных звуковых качествах этой лампы, решил построить на ней однотактник с достаточно максималистским подходом. Трансы заказал у А.Шалина, на железе ОСМ 0.16, нагрузка 4.4 Ком, рассчитаны на 2 лампы впаралель. Для отбора запасся 30-ю лампами, предварительно из них на ИЛ-14 были отобраны пары (получилось 8 или 9 пар по прибору идеальных и несколько с разбросом до 10%). Владимир Константинович спроектировал схему с непосредственной связью и двухэтажным питанием. Эта схема и была реализована. Накалы, верхнее и нижнее питание стабилизированы, на каждый канал отдельные стабы. Запускался усь не без проблем, потребовалась дополнительная подгонка ламп в пары уже в схеме. Лампочка очень чуствительна к минимальному изменению напряжения накала поэтому, изменением напряжения на одной из ламп с помощью небольших кусочков константана в цепь накала, пары были выровнены по току с точностью +/- 2 мА. Также на первом этапе, пока лампы не приработались во время включения анодный ток прыгал до 100 мА через пару, дальше ток снижался до нормы, но плыл потихоньку со временем. Сказывалось и то, что драйвер выходил на режим не моментально а в течении нескольких минут. Для борьбы с этим явлением в катоды выходных ламп был врезан переменник на 1500 Ом которым осуществлялся плавный запуск. После выхода на режим он коротился. Итак, после завершения этапа пусконаладки получились следующие режимы ламп: Драйвер Ua 176V Ia 15mA, Выходной каскад Ua 260 в, Ia (пара) 60мА. Прослушивание, на первом этапе, очень впечатлило своей детальностью и динамикой (сравнение делалось с двухтактником на 6п36с), бас проигрывал пуш-пулу самую малость. Гости также отмечали отличный звук, прямо таки голографическую прорисовку сцены. Однако, месяц ежедневного использования выявил явную жесткость звучания, особенно на духовых (труба, тенорсакс, кларнет). Чтобы разобраться в косяках был снят спектр усилителя, который показал высокую 3-ю гармонику (картинка не сохранилась, на память где-то на 10 Дб выше второй). Чтобы исключить влияние драйвера, 6с4п с резистивной нагрузкой 17 кил была заменена на српп 6н16б. В итоге имеем вот такой спектр - вторая очень маленькая, но третья никуда не делась - торчит. Изменение тока выходного каскада в пределах 20-80 мА картину не меняет, напряжением играться не пробывали... Дабы исключить влияние паралельности ламп сняли спекрт с одной - картина еще хуже... А теперь вопрос, уважаемые знатоки! Какие мысли по причинам возникновения такой 3-й гармоники и методам борьбы с ней? Если у кого-нибудь есть работающий усь на этой лампе, снимите спектр пожалуйста, очень интересно.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Rex: Charm пишет: Так кто виновник в Кг, сама лампа или режимы и окружение? ПРИСОЕДИНЯЮСЬ к вопросу!4П1Л рассматривается на многих форумах в том числе и зарубежных как музыкальная. Да я не знаю, в самом деле, чего взъелись на неё. Нормально звучит. Правда, здесь может Александр и прав. Долго я её не юзал. Полдня послушал и убрал в коробочку. Может уши мои чем обшиты... Может аппаратура хреновая. В качестве источника комп и внешняя звуковуха, в качестве АС - временные ящики с Сонидо SWR200. P\S (Ну, вот опять приходится доказывать относительно своих слуховых ощущений, как в соседней ветке про потенциометры группы А и прочую требуху. И ведь прав я там оказался! А по началу все тихо посмеивались и даже пристыдили.. Здесь похожая ситуация. Один я, как баран, упёрся, что нормально звучит эта лампа, но к сожалению, кроме ушей других аргументов у меня пока нет. Посмотрим. Время покажет, как оно всё повернётся ещё с этой лампой, возможно даже в этой-же теме.)

majordom22: Rex , Charm В обсуждаемом устройстве этой лампе живётся вольготно. Режимы самые щадящие. Нагрузка в 4.4 кОм на две, это 8.8 кОм на один баллон, выводит на Альфу порядка 4, по напряжению и току анода - практически номинал. Единственно, может в драйвер бы что-нибудь покривее бы поставить , чтобы соли...э... второй гармоники поднасыпать ?

Rex: А это что за режим? http://zalil.ru/32678667 Что-то подозрительно мало искажений. Лень считать, честно говоря. Распечатывать эти ВАХ надо. Принтер дома не фурычит, жену на работе озадачить придётся.


Михалыч: Rex В том-то и фокус, что все слушали ее (4п1л) короткое время, от 2-х часов до пары дней. Я тоже сначала весь в восторгах был. По ходу получается, что ни у кого нет работающего усилка на этой лампе. Так, короткие эксперименты. Изначально да, звук восхищает. Но поживите с ней месяцок с ежедневным прослушиванием, а потом верните предыдущий УНЧ - вот тогда и понимание приходит, причем через уши, без всяких измерений.

Flying Snow: Третья страница пошла))) Попробую снова - можно попробовать катоды 4П1Л запитать через вторичку выходника, т.е ООС. Этот способ хорошо звучит и хорошо выравнивает всякую фигню. Мне кажется УЛ в данном случае резкость не уберёт. Михалыч, cкажите Владимиру Константиновиу чтобы попробовал так сделать, дело 5-ти минут, а если прокатит, то ничего менять не придётся. ---------------- Блин, забыл, они ж в триоде...Надо тогда в пентод их.

Rex: Flying Snow пишет: Попробую снова - можно попробовать катоды 4П1Л запитать через вторичку выходника, т.е ООС. Т.е. КО (катодная обмотка). http://hiend.borda.ru/?1-13-20-00000036-000-0-0#000.001 Да, я тоже писал, что можно попробовать, что и сам плотно сейчас работаю в этом направлении... Вторичная обмотка в качестве катодной может не дать должного эффекта, из-за очень малой глубины ООС. Проще говоря - мало витков во вторичке! Лучше отдельно. Хотя, как знать. Если оставить лампы в триодном включении, то может и хватит вторички. В пентоде - точно мало! Но с такой ООС встаёт другая проблема - придётся серьёзно повышать усиление драйвера, иначе мощности на выходе и так не густо, а будет совсем пшик.

majordom22: Rex пишет: А это что за режим?Несколько оптимистичные результаты по ссылке. У меня получилось по другому. http://shot.photo.qip.ru/20499bj.png

Rex: Flying Snow пишет: Блин, забыл, они ж в триоде...Надо тогда в пентод их. Не обязательно. Можно и в триоде попробовать. Только "бету" совсем не большую принимать. 0,05 - не более. Я в преде с 6Н12С как раз так пробовал. На бифилярном межкаскаднике, поверх всей намотки намотал 150 витков (как раз бета 0,05) получилась. Внутреннее сопротивление лампы уменьшилось вдвое, усиление каскада тоже вдвое. Полоса вниз расширилась с 40Гц по -1дБ до 15Гц где-то (ниже 18и генератор не генерит у меня). Вверх со 100 до 120кГц. Всё по -1дБ. Остальное найдёте в ветке по КО. majordom22 пишет: Несколько оптимистичные результаты по ссылке. У меня получилось по другому. Но уже лучше! Точек двадцать разных пересчитаем - так и до золотого режима доберёмся!

Flying Snow: Rex пишет: Т.е. КО (катодная обмотка). Это не совсем КО :) В этом варианте не надо ничего мотать, не надо ничего считать... Т.е. включение вторички в катод - это Простейший Оптимальный Компромисс введения ООС в оконечный каскад, если это нужно по каким-либо причинам. Там всего столько, сколько надо...ну и как бы глупо это ни звучало - оно звучит)))) Быстрее попробовать и убедиться. Драйвер скорее всего позволит выровнять падение усиления. Rex пишет: Можно и в триоде попробовать. Только "бету" совсем не большую принимать. 0,05 - не более. Я в преде с 6Н12С как раз так пробовал. На бифилярном межкаскаднике, поверх всей намотки намотал 150 витков (как раз бета 0,05) получилась. Внутреннее сопротивление лампы уменьшилось вдвое, усиление каскада тоже вдвое. Полоса вниз расширилась с 40Гц по -1дБ до 15Гц где-то,.. вверх - со 100 до 120кГц. Всё по -1дБ. Остальное найдёте в ветке по КО. В триоде в этом случае звучит хуже, как бы глупо это ни звучало. Пробовал также и с 6П14П, с 6П6С. Мне показалось хуже. "Собраннее" - да! Но и что-то лёгкое уходит из звука...в дымку

Rex: Ясно. Спасибо. Но я пожалуй, поторопился. Сейчас у меня выходной каскад в ультралинейке, а будет тетродом с КО, когда трансы домотаю. Вот тогда и надо будет проводить окончательное сравнение, сейчас чего дёргаться, если оконечник поменяется.

Flying Snow: Rex пишет: Сейчас у меня выходной каскад в ультралинейке, а будет тетродом с КО, когда трансы домотаю. Вот тогда и надо будет проводить окончательное сравнение... Это разумно

Михалыч: Flying Snow Предложение запитать катод через вторичку конечно интересное, в качестве эксперимента можно попробовать, но подать на колонки потенциал 200 вольт - я че то очкую, славик (см. Схему).

Бокарёв Александр: Михалыч, вторичку можно и в землю воткнуть, катод-он же где-нить с землёй встретится? Только я от такого катодного улучшайзинга как-то не в восторге был, звук только поплохел, хотя некоторые параметры усилителя улучшились.

Михалыч: Братцы, да вы схему посмотрите - катод выходного каскада на плюсе нижнего источника 190 в.

Rex: Бокарёв Александр пишет: звук только поплохел,Как вариант, не поплохел, а стал собраным и аналитичным, так? А раз так - снизились искажения, по логике вещей, так должно быть? Что? Воздух ушёл? Весь воздух живёт выше 10и кГц (сугубо моё ИМХО) - там и надо причины искать... В качестве реплики цитата с одного из форумов: 6П13С. Лампы, по мнению многих, должны сладить и раздувать музыку. И за это единственно можно наговаривать на эту лампу - ее звук без преукрас. Но и это на любителя. Конец цитаты. Теперь от меня: очень сдаётся мне, что 4П1Л подобна 6П13С......

Flying Snow: Михалыч пишет: Братцы, да вы схему посмотрите - катод выходного каскада на плюсе нижнего источника 190 в. Схема позволяет, в разрыв провода от катодов втыкаем вторичку и все дела. А вот то что между акустикой и входным кабелем будет 190 вольт, это конечно опасно, нуевонафик Бокарёв Александр пишет: Только я от такого катодного улучшайзинга как-то не в восторге был, звук только поплохел, хотя некоторые параметры усилителя улучшились. В этом случае стоило бы попробовать, а вдруг Rex пишет: Весь воздух живёт выше 10и кГц (сугубо моё ИМХО) - там и надо причины искать... Мне кажется "воздух" это отражения, эхо, реверберация, тут важен весь диапазон и детальность.

Rex: Я спорить не буду. В моём понимании воздух - другое. Но только не эхо и реверберация!!! Это другое! А детальность - это на СЧ!!! А вот воздух - синоним этого слова (в моём понимании и на моё ИМХО) - это ВЧ. От 10и кГц. С разношёстными "гармошками" конечно, но тем не менее! И только пусть люди, выше 10 тыщ, в силу возраста, не слышащие (не буду показывать пальцем) промолчат пожалуй, для них воздух закончился когда-то, как для меня 16000 в 32 года, вместо 21000 в 16-и летнем возрасте.. P\S Если слегка занесло - прошу прощения.

Бокарёв Александр: Ошибаетесь, уважаемый Рекс. С возрастом слух конечно слабеет и плохеет, но восприятие музыки оттачивается и крепнет, становится богаче, с опытом прослушивания , поэтому ваши трагические выводы -ерундистика полная. Один великий дирижёр сказал. что слышать музыку он научился уже в преклонном возрасте. Я всю жизнь слышу не выше 11 кил, но тетеревом себя как-то не считаю. И обвал выше 10 кил слышу так же, как и все прочие. А воздух -за него много что отвечает, та же схема, например. Что касаемо вторички в катоде, то нет там никакой аналитичности, есть скука и плоский звук. Глубина ООС в таком варианте вшивая, ничего там резко не улучшится, про это Лисовский писал здесь же, а при неглубокой оос -искажения только растут.

Flying Snow: Rex пишет: спорить не буду. В моём понимании воздух - другое. Но только не эхо и реверберация!!! Это другое! А детальность - это на СЧ!!! А вот воздух - синоним этого слова (в моём понимании и на моё ИМХО) - это ВЧ. От 10и кГц. С разношёстными "гармошками" конечно, но тем не менее! И только пусть люди, выше 10 тыщ, в силу возраста, не слышащие (не буду показывать пальцем) промолчат пожалуй, для них воздух закончился когда-то, как для меня 16000 в 32 года, вместо 21000 в 16-и летнем возрасте.. P\S Если слегка занесло - прошу прощения. Не-е, мы не спорим, просто беседуем. Не будет детальности или плохо намотанный выходник будет незаметно гадить и уйдёт весь воздух и объём, это всё будет маскироваться и упрощаться. А отражения и реверберация слышны и на 500гц и на 10кгц Я вот не слышу выше...забыл уже)) короче около 12-14 кгц максимум, ну и что, слушать музыку это не мешает. Бокарёв Александр пишет: Что касаемо вторички в катоде, то нет там никакой аналитичности, есть скука и плоский звук. Глубина ООС в таком варианте вшивая, ничего там резко не улучшится, про это Лисовский писал здесь же, а при неглубокой оос -искажения только растут. Я вчера специально, чтоб освежить в памяти, поэкспериментировал на однотактнике на 6П14П. В оригинале это однотакт из деталей с помойки, выходник от какого-то старого приёмника. Это контрольный усилитель моего магнитофона 6П14П в пентоде, ООС сделана как мы говорим, через катодную обмотку, общей ООС нет. Включаю в триоде - скука и плоский звук))) И ещё какая-то грязь от помоешного выходника. Подключаю катод на вторичку(лампа остаётся в триоде) - вроде лучшеет (до этого я Рексу говорил что хуже). Ставлю лампу в пентод, включаю катод на вторичку и...так лучше! Чище, свободнее...грязь с транса есть, но её спектр стал более приятным. Такие дела. Естетственно не претендую на истинность своих экспериментов. В даном случае было лучше.

Rex: А я уж думал в пятый раз свои трансы перематывать.. После вот этого:Бокарёв Александр пишет: Что касаемо вторички в катоде, то нет там никакой аналитичности, есть скука и плоский звук. Flying Snow пишет: Подключаю катод на вторичку(лампа остаётся в триоде) - вроде лучшеет (до этого я Рексу говорил что хуже). Ставлю лампу в пентод, включаю катод на вторичку и...так лучше! Чище, свободнее...грязь с транса есть, но её спектр стал более приятным. Такие дела Спасибо. Обнадёжили. Пока передумал разматывать.



полная версия страницы