Форум » Лампы » 4П1Л - опыт применения » Ответить

4П1Л - опыт применения

Михалыч: Расскажу о своем опыте применения 4П1Л. Я, как и многие здесь, начитавшись об отличных звуковых качествах этой лампы, решил построить на ней однотактник с достаточно максималистским подходом. Трансы заказал у А.Шалина, на железе ОСМ 0.16, нагрузка 4.4 Ком, рассчитаны на 2 лампы впаралель. Для отбора запасся 30-ю лампами, предварительно из них на ИЛ-14 были отобраны пары (получилось 8 или 9 пар по прибору идеальных и несколько с разбросом до 10%). Владимир Константинович спроектировал схему с непосредственной связью и двухэтажным питанием. Эта схема и была реализована. Накалы, верхнее и нижнее питание стабилизированы, на каждый канал отдельные стабы. Запускался усь не без проблем, потребовалась дополнительная подгонка ламп в пары уже в схеме. Лампочка очень чуствительна к минимальному изменению напряжения накала поэтому, изменением напряжения на одной из ламп с помощью небольших кусочков константана в цепь накала, пары были выровнены по току с точностью +/- 2 мА. Также на первом этапе, пока лампы не приработались во время включения анодный ток прыгал до 100 мА через пару, дальше ток снижался до нормы, но плыл потихоньку со временем. Сказывалось и то, что драйвер выходил на режим не моментально а в течении нескольких минут. Для борьбы с этим явлением в катоды выходных ламп был врезан переменник на 1500 Ом которым осуществлялся плавный запуск. После выхода на режим он коротился. Итак, после завершения этапа пусконаладки получились следующие режимы ламп: Драйвер Ua 176V Ia 15mA, Выходной каскад Ua 260 в, Ia (пара) 60мА. Прослушивание, на первом этапе, очень впечатлило своей детальностью и динамикой (сравнение делалось с двухтактником на 6п36с), бас проигрывал пуш-пулу самую малость. Гости также отмечали отличный звук, прямо таки голографическую прорисовку сцены. Однако, месяц ежедневного использования выявил явную жесткость звучания, особенно на духовых (труба, тенорсакс, кларнет). Чтобы разобраться в косяках был снят спектр усилителя, который показал высокую 3-ю гармонику (картинка не сохранилась, на память где-то на 10 Дб выше второй). Чтобы исключить влияние драйвера, 6с4п с резистивной нагрузкой 17 кил была заменена на српп 6н16б. В итоге имеем вот такой спектр - вторая очень маленькая, но третья никуда не делась - торчит. Изменение тока выходного каскада в пределах 20-80 мА картину не меняет, напряжением играться не пробывали... Дабы исключить влияние паралельности ламп сняли спекрт с одной - картина еще хуже... А теперь вопрос, уважаемые знатоки! Какие мысли по причинам возникновения такой 3-й гармоники и методам борьбы с ней? Если у кого-нибудь есть работающий усь на этой лампе, снимите спектр пожалуйста, очень интересно.

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Rex: Михалыч В качестве меры, чтобы так сходу на 300ку не переходить... А UL в выходном каскаде не хотите попробовать замутить? Я для 6П6С делал расчёты по UL ВАХам. Третья гармошка там хрен целых, хрен десятых! Вторая на порядок выше третьей. Отдельно по каждой не помню, а суммарный Кг=3% Вот откуда мне стало ясно, почему преимущества UL так хорошо заметны в РР - вторая гармоника почти уничтожается, а третья - десятые доли процента... Но и в SE не плохо. Как раз на оборот. Сильное доминирование второй над третьей. Как знать. Может Ваш звук?! У меня пока так играет. Пока, в смысле, мотаю "супертрансы" с катодной и экранирующей обмотками... Но это уже другая история.

Михалыч: Rex спасибо за идею, попробую! На этих трансах отвода нет, но мы найдем. Я собственно не по отсутствию второй гармошки грущу - в пуш-пуле моем ее вообще нет, меня уровень третей смущает...

majordom22: А мне сдаётся, в Покемон её ! А что по этому поводу думает Александр Бокарёв ?


Rex: Можно и катодную обмотку... Без ООС, конечно, трудно обойтись. Но проверено на расчётах и ушами, повторюсь, как раз UL включение минимизирует третью гармонику! Воплощу в жизнь КО (как положено), а не абы-как - доложу. А про Покемонистую ОС я пока не вникал. Хотя и есть ветка на эту тему. Михалыч пишет: На этих трансах отвода нет, но мы найдем. Обязан предупредить. Если знаете, то напомнить. Просто отвод здесь не годится! Это будет не UL, а просто схема с отводом для ООС по экранной сетке. Для UL нужен строго определённый, оптимальный процент Wэ. Для 6П6С это 25%, для 6П3С - 45%. Для 4П1Л я не знаю. И никто всерьёз не занимался. А ведь чтобы объективно судить об искажениях хотя-бы на бумаге, надо не только оптимальный процент знать, но и иметь специально снятые UL ВАХи! Для 6П6С в моём распоряжении всё это есть. С 4П1Л сложно. Придётся Вам экспериментировать.

Михалыч: Не, это уже слишком много чести для 4п1л. На такие заморочки я не согласен, лучше уж с трехсотой повоюю.

Бокарёв Александр: Виталий, я сколько раз поглядывал в сторону 4п1л, столько же раз сворачивал на 6п6с. А когда усилитель играет как надо и нет желания его курочить, то интерес ко всякой экзотике как-то сам собой угасает. Мнение Михалыча для меня-последняя капля в кувшин сомнений. Просто я из тех придурков, для кого музыка - важнее деталей, из которых она сложена.

vladimir 1478: Михалыч,это же надо - какую работу Вы проделали! Жаль,конечно,что лампочка проблемной оказалась,но что тут поделаешь. С уважением,Владимир.

Rex: Михалыч пишет: На такие заморочки я не согласен, лучше уж с трехсотой повоюю. Не торопитесь. Её масло масляное никуда от Вас не убежит! Трудно, конечно, обсуждать вкус устриц, не разу не попробовав их. Но я тоже по началу ей загорелся. Однако что-то сдаётся мне, что её звук чем-то сродни 6П3С. А я такой не люблю - сплошная ламповая мягкость. Мне по прохладней нравится. По этому о 300ке забыл. На пробу одолжить не у кого, а ради пробы заказывать - "бабло палить" не хочу. Вот таки делы... Что-ж. Пробуйте. Раз решили. И напишите уж о результатах.

Kolyaholod: Бокарёв Александр пишет: я сколько раз поглядывал в сторону 4п1л-столько же раз сворачивал на 6п6с.Ничего не потеряли. Я пробовал 4п1л в качестве драйвера с межкаскадным трансформатором, - не впечатлила совсем. Мало того, что микрофонит, так еще дает какую-то резкость. В итоге на ее место пошла 6с5с и так и осталась (с другим трансом, правда).

Бокарёв Александр: 6С5С- мало того, что звук отменный, так ещё и красавица необыкновенная. Невозможно не влюбиться в эту лампочку.

Rex: А я вот 6С5С не пробовал. Хотя и лежит у меня одна. Внутреннее у неё высоковато для работы на межкаскадник. А других межкаскадных связей я покамест не признаю.

Михалыч: Rex У меня как раз тот случай, что грех не попробовать - лежит уже почти год подарок хорошего человека - пара трехсоток с панелями и проверенная секретная рабочая точка. Силовик, выпрямители, стабы - все готово. Выходники конечно не самый оптимум - 4.4 Ком, но на первое время пойдет - потом заменим, если что. Дело за малым - определиться с драйвером и воплотить. Пока мысли по раскачке такие: 2 каскада 6г1 - 6н30п. Ну и как всегда - подробный отчет выложу.

Бокарёв Александр: Михалыч, мне кажется, что у трёхсотки звук совершенно нормальный, малозависимо от режима 4.4 кила ей будут впору. А драйвером может служить любая муля с усилением под 70-100. Даже однокаскадная.

Kolyaholod: Rex пишет: Внутреннее у неё высоковато для работы на межкаскадник. А других межкаскадных связей я покамест не признаю. Аналогично. Поэтому пришлось мотать межкаскадник именно под 6с5. Индуктивность не мерял, но полосу получил по низу от 7 герц.

majordom22: Раз, уж 4П1Л так хаем, у меня вопрос: кто что думает о далёкой родственнице её, 6П21С? Один коллега шибко хвалил. До того понравилась, что зафуговал её же в драйвер, а на СЕ выход две впараллель. Все в триоде. Грил, вкупе с Лаутерами-кайф несусветный.

Бокарёв Александр: Валяются такие. Практически они -прямонакальная 6П3С. И ещё- с пипкой на макушке, фи! Раздал знакомым и страждущим, сам точно не сделаю ничего на них.

Rex: majordom22 пишет: Раз, уж 4П1Л так хаем, А я не хаю. Мне понравилась в драйвере. На выходе, при этом, всеми любимая 6П6С в UL. Немного разухабистый (из-за UL), очень детальный, но всё-же прохладный звук. Как-то так. А то, что у 4П1Л много третьей гармошки... Дык это может нехватка второй? Некий баланс нарушен, отсюда и кажущаяся резкость?

Бокарёв Александр: Нехватка второй -это комплимент неудачной лампе? Типа: это не третья торчит, а это вторая спряталась. Такой спектр - всегда инвалидский, звук этот слушать можно, но- недолго. Потом с радостью выключить.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: Валяются такие. Практически они -прямонакальная 6П3СОффтопить, так... Сейчас сравнил по ВАХ 6П3с и 6П21с в триодном включении. Если считать по нулевой ВАХ, то у шестьпэтройки вышло около 1.2 кОм внутреннего, а у двадцать первой - порядка 2.3 кОм. Нестыковочка выходит . Насчёт героини темы. А как же теперь с восторженными отзывами насчёт её, коллег, например, с АП? Или, вспомним давненько не появлявшегося здесь Гость (АМЛ)? Он был просто очарован звучанием своего каменно-вакуумного детища на 4П1л? И половина местной филармонии тоже . ЗЫ в своём отчёте я не упомянул о четвёртой гармонике. Не стал её вносить в список, ибо она получалась с отрицательным знаком, и порядка 0.8 %. Спросил разъяснения у Пермяк, он написал, что такое бывает. Это означает, что фаза тока гармоники противоположна основному тону. Может быть, здесь и разгадка тайны звучания 4П1Л?

Charm: Так кто виновник в Кг, сама лампа или режимы и окружение? Если лампа то должна уже наконец быть таблица гармоничных ламп, однако лампа 4П1Л рассматривается на многих форумах в том числе и зарубежных как музыкальная. Например http://www.diyaudio.com/forums/tubes-valves/190857-4p1l-dht-line-stage.html



полная версия страницы