Форум » Лампы » Ввод ламп в эксплуатацию. » Ответить

Ввод ламп в эксплуатацию.

majordom22: Как выяснилось, не все конструкторы знают про такую процедуру. Я, в начале увлечения лампами, тоже был не в курсе и только ругал новодел. Оказывается, можно с успехом использовать недавно сделанные и долго лежалые лампы, применив перед началом эксплуатации тренировку. Она является залогом успешной многолетней эксплуатации ламп. Статья из "Мир аудио", номер1 за 2002 год: [quote] Новая жизнь старых радиоламп В последние годы разработчики аудиоаппаратуры всего мира вновь обратили свое внимание на радиолампы. Это касается не только крупных и мелких частных фирм, но также и простых радиолюбителей, желающих добиться высокого качества звуковоспроизведения, а именно, класса High-End. Основная схемотехническая база сформировалась еще в 30-е годы ХХ века и была дополнена новыми оригинальными решениями уже в наше время. Хотелось бы отметить такой малоизвестный, но очень важный фактор, гарантирующий качественную и безотказную работу радиоламп, как жестчение или тренировка. В пик своего расцвета в 40-60-е годы радиолампы проходили частичную тренировку на заводах-изготовителях, и, так как в магазинах лампы не залеживались, вопрос о жестчении не стоял. Однако, во время хранения внутри лампы происходят сложные физико-химические, но обратимые процессы. Как следствие, это приводит к ухудшению исходных характеристик лампы. К негативным изменениям характеристик относятся: уменьшение тока катода, увеличение дробового эффекта и теплового шума, а также повышенная вероятность межэлектродного пробоя и склонность к внезапным отказам. Весьма отрицательно на параметры лампы влияет также и частичная потеря вакуума, которая и является основной причиной всех бед. Во многих случаях можно улучшить вакуум в лампе и сделать ее вполне пригодной для работы путем специальной тренировки, которую принято называть «жестчением». Жестчение можно производить либо в том устройстве, в котором лампа работает, либо в специальной установке. Рекомендуется следующий порядок жестчения ламп: 1. В течение 2-х минут плавно увеличивать напряжение накала до номинального значения. 2. Выдержать лампу при нормальном напряжении накала (без других питающих напряжений) 20-30 минут. 3. Включить отрицательное напряжение сетки. 4. Включить напряжение анода, не превышающее половины номинального значения, выдержать 5-10 минут и затем повышать его ступенями через 5%-10% до номинального значения, выдерживая на каждой ступени 5-10 минут. При приближении к номинальному значению напряжения время выдержки на каждой ступени следует немного увеличить (до 15-20 минут). Если при повышении напряжения в лампе произойдет разряд, следует снизить напряжение на одну ступень, выдержать 10-15 минут и затем снова повышать напряжение ступенями до нормального. Для предохранения лампы от повреждений в случае пробоя в анодную цепь при жестчении необходимо включать сопротивление в 3-5 раз больше обычного ограничительного сопротивления, включаемого при нормальной работе лампы. В конце жестчения, при отсутствии разрядов, величину сопротивления следует уменьшить до номинального значения. При повышении напряжения во время жестчения необходимо следить за тем, чтобы мощности, рассеиваемые электродами, не превышали предельно допустимых значений. Регулировку тока анода можно производить изменением напряжения смещения сетки. После того как напряжение анода доведено до номинального рабочего значения и в течение 20-30 минут не было разрядов или каких-либо аномалий в работе лампы, рекомендуется увеличить напряжение анода на 5-10% выше номинала и выдержать 10-15 минут. После этого, при отсутствии разрядов, лампу можно включать в работу. Жестчение можно также производить в динамическом режиме. В этом случае лампа включается при пониженных значениях питающих напряжений и, после выдержки в течение 6-10 минут, напряжения и нагрузка медленно повышаются ступенями до нормальных значений. В заключение из своего многолетнего опыта работы на ламповом оборудовании хотелось бы отметить, что лампы, прошедшие указанную выше тренировку, работали годами в конденсаторных ламповых микрофонах Georg Neumann без ухудшения своих параметров. Это также относится и к отечественным лампам, стоявшим в первых каскадах микрофонных усилителей. Во время проведения студийных и внестудийных записей не было ни одного случая внезапного отказа. Измерения проводились регулярно, каждые три месяца. Жизнь большинства ламп удалось продлить, таким образом, десятикратно. Жестчение позволило также заменить в оконечных усилителях с высоким анодным напряжением свыше 600В специализированные лампы EL34 на более доступные по цене лампы, производимые в бывших социалистических странах. Прострелов и межэлектродных замыканий при этом не наблюдалось. Хочется выразить свою благодарность Евгению Васильченко (FidoNet 2:5049/102.6), за применение вышеуказанных рекомендаций в своих разработках. Это показало, что возможно использовать лампы 6П3С-ЕВ старых годов выпуска в усилителях при анодном напряжении до 700В! Длительная работа не выявила никаких недостатков. Александр Воробьев.[/quote]Добавлю от себя. Чтобы минимизировать повреждения ламп при пробое во время жестчения,я подаю напряжение на экранную сетку и анод через резисторы 100 Ом,0,125 вт.Можно 200-300 Ом.Расход резисторов небольшой,так как при правильном повышении напряжения и тока пробиваются обычно те лампы,которые ужЕ ранее "простреливались",а таких не много. Дополнение от 27.04.011 Придумана и испытана новая схема для жестчения ламп: Чем она оригинальна? В неё перекочевал, из схемы восстановления эмиссии, генератор тока на полевике, хорошо себя зарекомендовавший. Особенно он удобен тем, что амперметр в схеме жестчения становится ненужным, т.к. информацию о протекающем через лампу токе несут лампы накаливания в истоке полевика. Для чего нужен генератор тока? Он особенно хорош при форс-мажорных ситуациях, когда наступает межэлектородный пробой тренируемой лампы. При этом напряжение на лампе падает с очень высокой скоростью, а на полевике наоборот- вырастает. Ток в цепи остаётся постоянным (эсэмки светятся, как ни в чём не бывало) и поэтому не вызывает непоправимых разрушений внутри лампы. Из какого расчёта выбираются лампы накаливания? Очень просто. Берём максимальную мощность анода лампы и делим на максимальное напряжение, при котором будет проводиться жестчение. В случае 6П36с это был ток в 60 мА, и того - четыре впараллель шестивольтовых миниатюрных лампочек СМ2. Ток при 6 вольтах у них 15 мА. Прошу обратить внимание на нетипичное подключение "земли". Это сделано специально для того, чтобы корпус (или сток) полевика можно было прикрутить к шасси в качестве теплоотвода. На транзисторе в этом варианте рассеивается менее 3-х ватт, и шасси в качестве теплоотвода подойдёт. Ещё положительный момент- ИТ в катоде хорошо держит рабочую точку, и о превышении параметров думать не приходится. Прожестчил два десятка 6П36с, выбрал из них самую плохонькую, которая пробивалась уже при 180 в анод-катод, и целенаправленно её оживляю. Иногда при добавлении напряжения внутри неё вспыхивало жёлтое пламя, при этом я понижал напряжение, но через минут 15 опять добавлял до предыдущего уровня, и пробоя уже не было. Почему я выделил слово "жёлтое"? Потому, что, ИМХО, при таком пробое не происходит значительных повреждений электродов. Вот, если видим голубую "сварку" внутри, то дело плохо. На данный момент напряжение доведено до 390 в анод-катод. Для триодного включения это уже прилично. Рекомендую всем, кто решил максимально корректно потренировать лампы для будущего использования, и, возможно, тем, кто захочет "оживить" ранее пробивавшиеся. С уважением, Виталий.

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Гoсть: Flying Snow пишет:Пример: нужно влючить ГУ-50 в усилителе с питанием 400в - втыкаем и не паримся, нужно включить в усь на 1000 вольт - тренируем. Ни разу в жизни не тренировал. В последнее время взял за правило: перед использованием все "НОС" лампы держать в духовке ночь, с тех пор больше загазованных не попадалось.

GELIANIN: Мне рассказывали, как ГУ-50 взрывались в передатчиках при включении после долгого хранения.

volli: Вопросы к Гость: 1) при какой температуре держите лампы? 2) октальные не "распаиваются"? Володя.


Гoсть: 1. под 200 градусов по цельсию 2. октальные не жарю - бакелит не выдерживает, идёт пупырышками. А надо, особенно - 6П3С!

volli: Спасибо, попробую. Жаль на счёт октальных - мне они очень симпатичны (6П6С, 6П7С, 6Н8,9С и др.) Володя.

Rex: Мне тоже жаль. Я пальчиковые в своих поделках не применяю.

illarionovsp: Вы мне лучше расскажите, дорогие Коллеги, почему сейчас не делают ламп с октальными размерами без цоколя. Как магновали, но ножки по окталю. Я косо смотрю на окталь только по причине наличия пластмассы. 6П3С без цоколя, во вещь бы была. Винтаж 21-го века . С ув., СП.

volli: Rex, а может зря? Например, 6Н3П и 6П1П очень даже "гут" - и смотрятся и работают! СП, а разве раньше делали (без цоколя но по окталю)? Володя.

Charm: Кому невтерпёж пожарить октальные лампы, снимаете цоколь и вперед, заодно после прожарки качественно пропаять ножки серебросодержащим припоем. Гемор, зато полностью уверенность по нескольким пунктам.

majordom22: Rex пишет:Я пальчиковые в своих поделках не применяю. volli пишет:Rex, а может зря? Например, 6Н3П и 6П1П очень даже "гут" - и смотрятся и работают! В качестве разрядки, напомню нашу дискуссию в теме "ГКЭ-100" [BR]http://hiend.borda.ru/?1-1-0-00000197-000-20-0-1290868477 illarionovsp, если лампа новая, то цоколь можно снять, только разломав его на части. А что, если схитрить: повтыкать октальные по цоколь в теплоизолятор, например -в асбестовый лист, а потом - колбой в песок, насыпанный в жаровню, и - на печку?

illarionovsp: volli пишет:А разве раньше делали (без цоколя но по окталю)? Я не знаю, что было "раньше". Но, думается, материалов с одинаковыми ткр не было. Поэтому тонкие выводы применялись. А сейчас-то? Ноги в палец диаметром, а дружат со стеклом, не разлей-вода. Света, правильно. Древнюю пластмассу заменить на углепластик, ноги из мельхиора сделать, выводы приварить. Ну, в крайнем случае, припаять бессвинцовым припоем. (Свинец делает звук тяжёлым). С ув., СП.

Гoсть: Применялись разные выводы, но для получения близкого ТКР в стекло вводились вредные радиоактивные добавки. Eimac, по крайней мере, так делала в своих мощных лампах для передатчиков им Капинтерна. У нас в Союзе этот этап прошёл как-то почти незамеченным, за исключением ламп для строчной развёртки. А вот в других странах, в которых уже во всю применялись где попало полупроводники, телевизоры продолжали делать на лампах, и разработали тучу комбинированных ламп без пластикового цоколя. Назывались эти лампы Компактроны. Сомневаюсь, точнее -- мне не известно, чтобы после компактронов выпускались ещё какие другие варианты ламп. Разрабатывала эти приборы фирма General Electric, а выпускало множество фирм. Делалось просто: брался блок телевизора, и лампы, входившие в него, комбинировались вместе. Например -- тройной триод для цветных сигналов, двойной пентод (один - слабомощный с удлинённой характеристикой, второй -- мощный), и так далее. Даже ходят слухи, что якобы был разработан компактрон, в который умещалось 5 ламп: преобразователь частоты, УПЧ, детектор, и 2 каскада УНЧ. Достаточно было - бы одной лампы для радиоприёмника, но японцы победили... [BR]http://pw2.netcom.com/%7Ewa2ise/radios/aa5-1ta.gif

redcat: Гoсть ну, прямо вакуумная микросборка... эхх, прижухла разработка в ламповой индустрии...

Гoсть: redcat пишет: Гoсть ну, прямо вакуумная микросборка... эхх, прижухла разработка в ламповой индустрии... Это да, но компактронов выпущено прилично, и они практически не используются, за исключением мощных одинарных строчных ламп с 12 выводами. Вот их-то как раз можно жарить!

Rex: illarionovsp пишет: 6П3С без цоколя, во вещь бы была.И чем же? Скажете отсутствием пробоя через карболитовый корпус цоколя? При чистом цоколе и 300-400в анодного - бред! volli пишет: Rex А может зря? Например 6Н3П и 6П1П очень даже "гут" - и смотрятся и работают! Не зря. Может работают, но стопудово - не смотрятся! ИМХО Лично по мне 6П1П = 6П6С, а ещё лучше 6Ф6М-1. Почему так категорично? Много раз писал - не люблю пальчиково-пупчиковых. В первую очередь из эстетических соображений, хотя они порой по параметрам и характеристикам на порядок выше октальных. Charm пишет: Кому невтерпёж пожарить октальные лампы, снимаете цоколь и вперед, заодно после прожарки качественно пропаять ножки серебросодержащим припоем. Гемор, зато полностью уверенность по нескольким пунктам. Спасибо! Действительно дельный совет! Можно и обычным припоем. И обычному мужику демонтировать и смонтировать цоколь труда не составит. Так и попробую поступить. majordom22 пишет: В качестве разрядки,напомню нашу дискуссию в теме "ГКЭ-100" Всё верно... Но ГКЭ-100 до сих пор остаётся мечтой. Поиски в инете не увенчались успехом. Один единственный чел, или не знаю уже как обозвать такое тело, залупило за них, если память не изменяет 6000р/шт!!! Правда находились тела впаривающие 6Н12С за 1500рэ, в и тоге повезло - по 600р взял. С ГКЭ пока не везёт.

illarionovsp: Rex пишет: И чем-же? Скажете отсутствием пробоя через карболитовый корпус цоколя? При чистом цоколе и 300-400в анодного - бред! И не бред вовсе, а прогресс . Не отсутствием пробоя, а отсутствием: а) карболита; б) пайки вывод-нога. Так магновали и компактроны и делаются. Из-за таких ретроградов мы не построили коммунизм (может и правильно сделали) . С ув., СП.

Rex: Именно. Правильно сделали. Карболит при данных условиях не препятствие. Ну не строчная-же лампа 6П3С и не с импульсами под киловольт работает. Пайки? Ну да, лишние пайки - зло. Где? В хай энде. И вот только не надо, что 6П3С - это хай-энд. Да хоть в какой цоколь её пакуй, хоть без цоколя - масло масляным быть не перестанет!

Гoсть: Rex пишет:Ну не строчная-же лампа 6П3С и не с импульсами под киловольт работает. Вообще-то, сейчас уже КТ-120 выпускают... Я лично ремонтировал басовые аппараты Ampeg SVT, у которых из-за пробоя в панельке КТ-88 выгорало много чего. Резисторы"средней точки" - это ещё мелочи.

majordom22: Rex пишет: вот только не надо, что 6П3С - это хай-эндНе знаю, получится или нет у Вас пройти по ссылке?http://www.tchernovaudio.com/?s=audioportal&sub=faq&view=0000000171 Там лежит схема макаровского "Триумвирата". Обратите внимание на выходной каскад.

Гoсть: majordom22 пишет: Там лежит схема макаровского Треумвирата.Обратите внимание на выходной каскад. Ну и о чём это говорит? Лежит схема, и на схеме пара 6П3С в параллель. Причём тут хай-энд? Я тоже в 2004-м по незнанию наступил на эти грабли. Софтверная карьера закончилась, решил вернуться к прежней профессии. С лампами, честно говоря, до того имел дело либо как теоретик, либо как конечный пользователь. Опыта разработки на лампах небыло (мой первый гитарный усилитель не в счёт - я тогда был школьником и нифига толком не понимал). Какие лампы выбрать для усилителя? Естественно, те, что больше всего используются. Ну не зря же они такие популярные, да? А что я ещё мог подумать? Понапокупал 6L6, 6П3С, стал экспериментировать. Доэкспериментировался до того, что забросил проект по стерео усилителю на лампах: снимал зависимости искажений во всяких разных режимах, и вышло, что для получения чего-то близкого к хай-энду для максимальной мощности в 40 ватт нужны 4 лампы в пуш-пуле, да ещё и с приличной глубиной обратной связи... Не эффективный какой-то хай-энд получился. Про однотактник на 6П3С после этих "лабораторных работ" вообще даже подумать было дико... Усилок, правда, закончил в 2006-м -- жалко было, пропадает с любовью сделанное шасси, трансформаторы, стабилизированное питание... Но на клонах 6L6 с тех пор поставил жирный крест.



полная версия страницы