Форум » Схемы » Схема лампового УНЧ Шилова » Ответить

Схема лампового УНЧ Шилова

Шилов-2: Господа, во избежание кривотолков поясню сразу: схема, к рисованию которой я сейчас приступаю, строго говоря, не является новой разработкой. Да и вообще, за 70 лет существования ламп почти невозможно придумать что-то принципиально новое из ламповой схемотехники - все придумано до нас. Поэтому моя схема - это обычная компиляция из готовых схем и узлов других авторов, и именно им принадлежит авторство. Ну разве что мой БП будет необычным, оригинальным. Но надо же как-то было назвать эту схемную компиляцию, чтобы отличать от других? Вот я условно и назвал ее шиловской во избежание путаницы. Схема чистая классика: пред на лампах 6Н1П и пушпул на 6П14П. Если оправдают себя по звучанию, то 6Н5П. Поскольку большая мощность для имеющихся АС "Эстония Стерео" (6ГД-2) не требуется и даже небезопасна, ограничусь 6-8 Вт номинальной. Соотвественно, красотки 6С3С, мечта радиохулиганов 70-х, не понадобились. Обязательно темброблок: без него музыку не могу слушать, старая привычка. Скорее всего на активном Баксандале. Так вот, приступая к рисованию данной схемы, которая мысленно уже давно сложилась, я решил рисовать ее не на бумажке, а в электронном виде, тем более определенный опыт работы с CAD имеется. Конечно, с MicroCAP работал, но наиболее привычной и удобной для меня как рисовалки является симулятор Circuit Maker 2000. Но оказалось, что штатная библиотека радиоламп в нем крайне убогая, в ней даже нет двойных триодов. Мне понадобились: двойной триод 6Н1П/ECC82 и EL84/6П14П. Еще бы неплохо 6Н5П. Кто-то может помочь с библиотекой для них? Все дело стало. На MicroCAP возвращаться очень не хочется...

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

Пермяк: Шилов-2, на форуме есть тема "Как рисовать принципиальные схемы": http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000022-000-0-0-1451934747 Там есть и мой совет, согласно которому выполнены схемы в первых постах этой темы участником serj ^ http://hiend.borda.ru/?1-0-80-00000381-000-0-0-1406664016 Может быть, Вам подойдёт.

Шилов-2: Спасибо, Пермяк, но я не дождался, поэтому наваял в Микрокапе. Хотя он мне и не слишком нравится, у него есть свой бонус - возможность моделирования. Итак, базовая схема лампового УНЧ на пушпуле 6П14П "Shilov_Amp_001": Базовая, потому что будут еще версии. Особенности схемы: без особенностей (см. выше) Некоторые пояснения: 1. Некоторые номиналы уже проверены в работе (оконечник), другие еще предстоит подбирать по ходу настройки. 2. Оконечник, как видите, на ультралинии, других вариантов не признаю с детства. 3. Реально потенциометр X1 (ALPS) у меня имеет отвод для тонкоменсации, но как это изобразить в Микрокапе, не знаю. 4. Темброблок на классическом активном Баксандале с некоторым упрощением, связанным с отсутствием массовых потенциометров с отводом от средней точки. 5. Вот как раз этом активном Баксандале у меня есть лично большие сомнения, что он получится, как задумано. Причина - невысокий коэффициент усиления на триоде 6Н1П, поэтому требуемая глубокая ООС в темброблоке не получится. Как следствие, желаемые АЧХ темброблока "поплывут". Использовать пентоды в преампе не хочу, поэтому подготовил другие резервные варианты , которые сейчас выложу.

Шилов-2: Версия "Shilov_Amp_001": В этой схеме за счет динамической нагрузки каскада с темброблоком должен получиться большой каскад усиления темброблока, и как следствие, глубокую ООС, необходимой для его полноценной работы


Шилов-2: Можете обсуждать, критиковать, а я пошел рисовать 3-й резервный вариант (на тот случай, если ТБ в версии 101 не получится).

major: Чтобы хаять (хаить) - нужно видеть . Лично я ничего разобрать не могу - всё сливается. Аксакалы тем более ничего не разглядят. А Пермяк плохого не посоветует. Ну а за ТБ и 5 (!) разделительных конденсаторов здесь точно по головке не погладят. Я долго упирался и свой ТБ в итоге выкинул, о чём ни разу не пожалел. Хотя тоже раньше думал, что без него слушать музыку не возможно.

Пермяк: major пишет: . Лично я ничего разобрать не могу - всё сливается. нужно кликнуть по картинке - она предстанет в увеличенном размере. Если и по этой картинке щёлкнуть правой кнопкой и нажать копировать изображение, а после этого поместить, например, в Пэйнт, то схема предстанет в полном размере, заложенном автором.

Шилов-2: major пишет: Чтобы хаять (хаить) - нужно видеть . Лично я ничего разобрать не могу - всё сливается. Аксакалы тем более ничего не разглядят. А Пермяк плохого не посоветует. Дело в том, что это движок форума так картинки изображает, тут я ничего поделать не могу. У меня на компе они во всесь экран. Кликайте, что тут еще сделаешь... Ну а за ТБ и 5 (!) разделительных конденсаторов здесь точно по головке не погладят. Я долго упирался и свой ТБ в итоге выкинул, о чём ни разу не пожалел. Хотя тоже раньше думал, что без него слушать музыку не возможно. О необходимости ТБ даже обсуждать не хочу. Потому что слушал с Нового года и до этого времени без тембров, пытаясь привыкнуть, и понял окончательно: либо с тембрами, либо безтембровый УНЧ мне и даром не нужен. Давайте не будет трогать эту тему, вопрос решен окончательно. И поскольку используется ТБ, то разделительных конденсаторов соответственно больше, чем в безтембровом. Зато они большой емкости - аж 0,22 мкФ. Да, можно было бы сделать непосредственнуюю связь между анодом 2-го и сеткой 3-го каскада, но тогда режим 2-го каскада по постоянному току получится неоптимальным (ближе к микротокам). Да и 3-го тоже будет не айс. Бокарёв Александр пишет: а ничё, что в один бедный триод заведены две цепи оос, обе - частотнозависимые в разной степени. Да, на первый взляд стремно. Но это решение проверено и даже не мною - взгляните, например, на схему УНЧ "Симфонии 003".

Кузьмич: Пермяк пишет: нужно кликнуть по картинке - она предстанет в увеличенном размере. Если и по этой картинке щёлкнуть правой кнопкой и нажать копировать изображение Не копировать, а открыть изображение. Всё хорошо видно. И даже его можно ещё увеличить. Только... обсуждать особо нечего. Радиола 50х годов. Замена 6Н2П на 6Н1П (5П) не даст какого-либо существенного приращения в звучанию.

Шилов-2: И наконец, в случае неудачи с активным Баксандалем выкладываю еще один резервный вариант на известном каждому любителю пассивном темброблоке Джеймса (многие по ошибке называют его пассивным Баксандалем): Вот с этим вариантом темброблоком, как ни старайся, он все равно получится и будет работать как надо Но мне очень хотелось бы реализовать именно активный Баксандаль ввиду его неиспоримых преимуществ в сравнению с Джеймсом. Наверное, многие их знают, но на всякий случай напомню лишь наиболее важные из них: 1. Изменяется не крутизна склонов АЧХ, а "двигаются" полюса среза. Наш слух это воспринимает намного благосклонее. 2. В среднем положении регуляторов АЧХ имеет идеальную горизональ. Это очень важно, т.к. означает, что этот момент темброблок почти "исчезает", не внося изменений в АЧХ. 3. При регулировке тембров ФЧХ имеет меньшие отклонения. 4. Из-за предудущего п.3 это менее заметно на слух на многополосных АС. Теперь можно нарисовать и схему своего БП. Но он, в отличие от УНЧ, в которых уже почти невозможно придумать что-то новое (да и зачем?), будет особый, и для его рисования придется повозиться еще больше, чем с УНЧ. Поэтому беру паузу на неопределенное время.

ALSS: http://умзч.рф/?p=909 Это усилитель Сергея Агейкина. В начале страницы по ссылке есть ссылки на представление на аудиопортале. Ничего, что он однотактный, принципиально похоже на Ваше творчество. Правда, меня в нем восхищает только корпус и восхищал бы еще больше, если бы он был без деталей по такой схеме - я бы в него поставил бы скромный однотактник с переключателем входов и регулятором уровня. Ну а все Ваши варианты однозначно говорят о недостатках а) слуха б) помещения в) вкуса.

омельян: ALSS пишет: все Ваши варианты однозначно говорят о недостатках а) слуха б) помещения в) вкуса Мне особенно понравилось последнее - "вкуса". Остальное вторично. А по схеме - УЛ, РТ, ООС. Ну всё плохо. Это не звук вообще. P.S. Я даже не стану говорить о схеме моего усилителя на триодах.

Бокарёв Александр: омельян , насчёт УЛ , но только в лампе 6П3С, я в целом за, а остальное- точно против звука в целом. Хотя, если полная безнадёга, можно с помощью оос вытянуть дурное выходное сопротивление и скудную индуктивность первички. ПС. Ко мне сегодня заходил Сергей RED CAT , послушал новые колонки через однотакт на 2а3, одобрил звук в целом, что крайне редко было. В лучшем случае он ничего не говорил. А тут - похвалил. А к чему это я? да к тому. что мысли не было какими-то тембрами что-то там... улучшить. Всё и так есть, ровно сколько нужно.

омельян: Бокарёв Александр пишет: можно с помощью оос вытянуть дурное выходное сопротивление и скудную индуктивность первички. Ну, это понятно, по-другому-то никак. Но человек (Шилов-2) позиционирует себя как опытного специалиста. Вот в чём вопрос.

Бокарёв Александр: Я не могу ему этого запретить :) Сам недавно спаял подобную макаку из японского набора , одно название, что Танго.... Другое дело, что я заранее никакого хаенда не обещал. выходники - с детский кулачок.

Шилов-2: Да знаю я ваши однотактники. Очередная повальная мода на них. Как и на "безтембровые" УНЧ, которым хоть обоснование нашли - мол, нынче источники настолько качественные, что не нуждаются в корректировке АЧХ. Ладно, дело хозяйкое, чем бы дитя не тешилось. Недостатки: "слух", "вкус", "помещение". Дело в том, что мне все равно, что вы об этом думаете, поскольку у меня свой вкус, как и у вас тоже, и обсуждать его бесполезно, все равно каждый будет прав по-своему. Так что ваши шпильки о них этакий офтоп, и не более того. Потому что тема-то совершенно о другом - о схеме. Вот по ней только два человека задали вопрос - major о разделитеьных конденсаторах и Бокарев по ООС, им я уже ответил. Остальные бла-бла не по теме, а я надеялся, что будет грамотная критика схемы. И пока разочарован... нет ее...

Бокарёв Александр: таких схем сто и тыща, принцип один, разжёвано всё давно и мелко, нет смысла новую жвачку затевать, вы же сами во всём разбираетесь и разберётесь . Наше мнение вам - извините- на кой?

Шилов-2: В самом деле - зачем? Тем не менее все жуют и жуют на множестве форумов. Как и на этом. Но на выходе - ничего нового! Так зачем же жуют? Парадокс, однако...

Stan Marsh: Шилов-2 пишет: я надеялся, что будет откровенная критика схемы А что там критиковать-то? Среднестатистический советский инженер может за полчаса пару таким схем нарисовать. Не отрывая карандаша от бумаги. Я бы катодин гальванически связал с предварительным каскадом. Ну, что ещё... Предусмотреть отдельную обмотку трансформатора для ООС. Надеюсь, режимы посчитаны верно?

Шилов-2: Как что? Да мои ошибки! Возможные. Кстати, я и есть "среднестатистический советский инженер", вот и нарисовал, но не на бумаге.. Под свои имеющиеся комплектующие. Но трансы не с кулачок, а очень даже... немецкое добротное железо и пр. Отвалил за них кучу денег, но они того стоили. "Я бы катодин гальванически связал " - эта фразу не понял, что-что связать? "Отдельная обмотка для ООС" - зачем? Разве что для ухудшения демпфирования АС, иначе непонятно.

Stan Marsh: Шилов-2 пишет: "Я бы катодин гальванически связал " - эта фразу не понял, что-что связать? Непосредственная связь предварительного каскада с фазоинверсным. Так понятнее?"Отдельная обмотка для ООС" - зачем? Разве что для ухудшения демпфирования АС, иначе непонятно. О, всё ещё хуже, чем казалось вначале! Вам бы книжку почитать прежде чем. Начните с Цыкина или Моргана, нашего Джонса. А то вопросы задаёте, а ответы понять не в состоянии.



полная версия страницы