Форум » Схемы » Еще раз о темброблоке. » Ответить

Еще раз о темброблоке.

Дмитрий Чуманов: Проектирую новый пентодный двухтактный (да да!) усилитель, озаботился моментом введения в него темброблока. Поводом послужила грустная эпопея знакомого, владельца пары топовых итальянских АС, сдуру купившего к ним усилитель крайне раскрученной японо-британской марки аж на 211 триодах. Со вторичного рынка, к тому же. Как результат - невозможность избавиться от "бубнения" в комнате. Битва закончилась покупкой на ебее Fisher X-1000, который тоже забубнил, но слегка прикрученный басовый регулятор проблему решил на корню. Более того, на мой взгляд, он еще и звучит лучше сам по себе) Так вот, к вопросу о темброблоке. Давайте подискутируем? Джеймс или Баксандолл? Частоты регулирования и глубина? Хотелось бы сразу ввести ограничения - не более двух триодов (одного спаренного) и потенциометры с линейной характеристикой на базе переключателей на 24 положения. Их можно сделать очень точными и на любой номинал, обычные - кривые совсем, будет слышно. Мне видится +\- 10 - 12 дБ и 20 Гц внизу и +\-5 - 6 дБ 20 кГц вверху. Буду рад советам или, тем более, симуляциям.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

aur_100: Делал такую фишку, в 80-х годах, перестраивал схему темброблока так, чтобы провал получился не на 1 кгц, что совершенно непонятно, откуда это взялось, а выше, примерно на 3кГц, причем звучало гораздо интересней, послал даже в журнал Радио, на что прямо сказали, не высовывайся против всех... А у меня так и былО, 3 кгц, регулировка НЧ и ВЧ, пределы +/- 6-8 дБ.

serj: Если уж коррекция, то предпочёл бы хороший эквалайзер. На лампах не представляю такую монстрилу...... Можно и динамики подровнять и комнату поправить.

ALSS: Дмитрий Чуманов пишет: +\- 10 - 12 дБ и 20 Гц внизу и +\-5 - 6 дБ 20 кГц вверху Тогда на 80-100 Гц и на 8-10 кГц останутся два-три децибела в Баксандале в прямом тракте, а не в обратной связи - тембровку в ней исключаем как класс сразу же. Можете нарисовать желаемую АЧХ регуляторов - переменная крутизна или переменная частота регулирования, границы регулирования или что пожелаете, чтобы было к чему стремиться (или от чего отталкиваться)? Можно и с линейной характеристикой при небольшом диапазоне регулирования, особенно если резисторы д. б. одинаковыми (из экономических или технологических причин), то при таком диапазоне некоторая неравномерность регулирования скорее всего будет незаметна. Один из моих электронных собеседников сделал макет 5-полосного лампового темброблока и пока доволен (по крайней мере третий день). Да, еще - Радио, 1969, №1, с. 40-42 (кажется) - расчет пассивного Баксандалла с номограммами (на обложке Сотников? со своим самодельным цветным телевизором).


Дмитрий Чуманов: Пассивный Баксандалл называется Джеймс. Баксандал просто его в пентод с ООС запихал. Но не важно, в принципе. Резисторы вовсе не обязательно одного номинала, купить смд и напаять - можно любые. Вот нашел вчера тему: https://rcl-electro.ru/threads/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0.196/post-22995 В принципе - подходит практически по АЧХ, хотя я не уверен, что спады ниже 20 Гц и выше 20 кГц хорошо скажутся на звучании, учитывая, что, к примеру, полоса усилителя 2 Гц - 100 кГц. За "Радио" - спасибо!

ALSS: Н. Сухов, Радио, 1990, №10, с. 58 и далее и потом еще года 2 обсуждение и вопросы. Сделал тогда, вставил в усилитель на TDA1514А, до сих пор работает у кого-то - пошел по рукам. Без завалов на краях.

Дмитрий Чуманов: Эту схему я знаю, но она же в ООС?

ALSS: Так приведенная Вами в #31 тоже в ООООООООООС - вход слева, из середины на ОУ, потом опять ОУ и с его выхода на правый вход. Однако - диодный ограничитель после первого ОУ и без ограничивающего резистора?! Не зря автор отписался, что не собирал. Дмитрий Чуманов, можете прислать эту схему для моделирования, если Вам интересно? Не хочется засорять закладки еще одним ненужным форумом... Кстати, все-таки надо вернуться к лампам-триодам, не так ли? Повторю свое предложение "Можете нарисовать желаемую АЧХ регуляторов - переменная крутизна или переменная частота регулирования, границы регулирования или что пожелаете, чтобы было к чему стремиться (или от чего отталкиваться)?" попробую предложить что-нибудь в стиле фанера-металл-стекло.

Дмитрий Чуманов: Я имел в виду, что вы против ООС. Попробую нарисовать.

ALSS: Посмотрите http://www.angelfire.com/electronic/funwithtubes/Amp-Tone-A.html

Дмитрий Чуманов: Да, спасибо, это я уже все перелопатил.

ALSS: Представляю, как теперь из этой кучи выбраться с оптимальной схемой...

Дмитрий Чуманов: Ха, никак) Еще Никита (Хрюн) рекомендовал Marantz 7C рассмотреть. Видимо, будет два варианта. Классический Джеймс между КП и усилительным каскадом и какая-то вариация на тему Марантца.

U.L.F.: А обязательно на лампах нужно? Помню лет 30 назад делал регулятор тембра с изменяемыми частотами регулировки из ж.Радио. Очень интересная штучка была. А ещё от бубнения неприспособленных под лампу АС хорошо помогает такая варварская мера,как качественный конденсатор на входе усилителя, которым просто подбираем частотный спад на НЧ. Чтоб сильно не потерять в глубине баса, параллельно конденсатору можно резистор подобрать. Понятно, что это обман и мы таким образом будем корёжить результирующую АЧХ усилителя, но у бубнящих колонок и так эта АЧХ нелинейна.

Дмитрий Чуманов: Усилитель на лампах, к "сожалению". И он не будет предназначен под конкретные АС, просто "на всякий случай". Дело еще в том,что в небольших помещениях с низом почти у всех АС проблемы.

U.L.F.: Проблемы у АС , которые настраивались НЕ под лампу и НЕ для небольших помещений. В принципе история понятна, клиент отвалил денег, купил дорогой усилитель и АС, а в комнате они не поют и бубнят. Нужно сделать чтоб худо-бедно это хоть как-то заиграло. Делать пред именно на лампах, это из серии когда шашечки важней чем ехать.

Дмитрий Чуманов: Вообще-то, я написал в первом сообщении, что именно делаю. Ни о каком преде речи не идет. Это интегральный усилитель. И меня интересует темброблок, именно на лампах, вот и спрашиваю совета. Куда мне ехать, с шашечками или без, позвольте решить самому.

grat: Дмитрий Чуманов пишет: интересует темброблок, именно на лампах https://postimg.cc/gallery/2rhw223ne/[img] https://postimg.cc/gallery/2rhw223ne/[/img]

grat: grat пишет: https://postimg.cc/gallery/2rhw223ne/[/img] Какие плюсы/минусы схемы темброблока. Пока вижу один плю- переменные резисторы для регуляторов достаточно низкоомные

Agats: интересная тема, я много возился с рупором одним, меняя кучами динамики и замеряя ачх, подбирал как динамики так и меняя параметры фильтра, что лушче и на ухо и на ачх. Когда что то подобрал из динамиков и фильтра для данного рупора, то добрый АБ подсказал, а ты теперь замерь всё это не с 1м, а с места прослушивания 3-5 метров, и как то подоброму ухмыльнулся. И замерив с 4 м метров я понял почему он улыбнулся, вся ачх мной замеренная и оптимально лучшая, полностью развалилась в пух и прах - наложилось помещение. Возможно эквалайзер лишнее в 10 -12 полос, а вот две схемы вч сч нч на три регулятора предложенная ALSS в ссылке, может исправилиб ситуацию как то. Но опять таки, мы впускаем в схему еще под 20 деталей, что отразиться очень негативно. Я так думаю, не проверял в живую.

Agats: а вот так же тема про активный фильтр - http://hiend.borda.ru/?1-6-0-00000019-000-0-0-1415289453 я думаю всё же фильтр настраивается раз и навсегда вместе с АС в 1м, а то что уже разрушит эту всю идеальную ачх помещение в месте прослушки 3ёх-5ти м, то надо вводить предварительний блок с тембрами вч сч нч. Наверно ПС и еще, на малых небольших громкостях (как я слушаю) темброблок находка, чтобы скомпенсировать снижение отдачи динамических головок (для этой же цели применяют тонкомпенсированный регулятор громкости). На большой громкости попытка вытянуть отдачу, приведет к резкому увеличению и так не малых искажений, производимых НЧ головкой.

Agats: эквалайзер на индуктивностях из музея Abbey road



полная версия страницы