Форум » Схемы » РР на 6П14П с катодной обмоткой » Ответить

РР на 6П14П с катодной обмоткой

Aleph: Хотелось бы узнать мнения опытных товарищей. Стою перед выбором. Имеется выходной каскад РР на 6п14п. Лампу эту я взял потому, как мне и её - с головой. Катодная обмотка в трансформаторе 20% Режим лампы классический - по 250 в сетку и анод, смещение - 6,5 вольт. Как я понимаю, раскачка этому каскаду потребуется напряжение смещения плюс напряжение на катодной обмотке. Это 55-60 вольт. Так вот, думаю: какие каскады ставить до него? Или просто небалансный на пентоде, или повторить усилитель Вильямсона до выходного каскада? С Вильямсоном возникает вопрос. Не хочется чтоб в усилителе были ОСы кроме самой КО в ТВЗ. Каким образом мне на входном и драйверном каскадах получить сумарное усиление не больше чем в 100 раз? (раз уж так получится, пусть чувствительность будет 0,5 вольта, она не помешает) Выбираю схему не по лёгкости повторения, а по лучшему звучанию.

Ответов - 211, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Aleph: Дальше макета схема не пошла. Теперь близится к завершению двухтакт на 6ж1п и 6п6с с КО аж 20% Корпуса самодельные, были готовы ещё в начале года {на момент фото крышка ТВЗ была не закончена), но потом как-то дело застопорилось и лишь теперь в самую жару снова им занялся. Питание в 2 этажа - 320 выходной каскад и дополнительно около 150 для драйвера. Питание 2 сетки отдельное. Вопрос к опытным товарищам, так ли обязательно фиксированное смещение для двухтактного выходного каскада? Если разница почти неуловимая, я не против бы упростить схему

Пермяк: Aleph пишет: так ли обязательно фиксированное смещение для двухтактного выходного каскада? Необязательно. Есть даже плюс: некоторая стабилизация режима. Но есть такой недостаток: на резисторе автосмещения падает часть питающего напряжения, анодного и второй сетки.

Плюмбум: Aleph, а нельзя ли схемку этого Вашего двухтакта выложить? (как раз сейчас заинтересовался двухтактами и ТВЗ для них...)


aur_100: Я уже много лет во всех, СЕ и РР, использую автоматическое смещение, дерьма всякого просто не надо ставить типа китайских рафинадок и пр. Излишнее падение напряжения практически всегда можно учесть... Авт. смещение допускает бОльший номинал Rc, что иногда просто необходимо, "старые"(по возрасту) лампы, например. И вообще, как сказал Пермяк, стабилизация режима. Фикса - это просто дань моде, преимуществ не вижу, ИМХО.

Aleph: Спасибо, вы меня успокоили Схему окончательно я пока не рисовал, окончательного варианта нет. На входе неавтобалансный ФИ, как имеющий самый большой коэффициент усиления, на 6ж1п пентодом. Лампочка 6ж1п уже давно мне нравится, удивительно зрелый и мощный звук от такой крошки. Микрофонного эффекта в моих не обнаружено. Ну и на выходе 6п6с с КО. Думаю сделаю с автосмещением, запас по питанию небольшой есть, хотя обмотка смещения предусмотрена. Данные на трансформатор надо будет поискать среди записей. Там ничего необычного. Габариты по мощности похожи на тот ТВЗ, что применён в Кводе. Только другой процент КО и вторичка намотана последовательно на 8 Ом. Процент КО задумывался меньше, но я, не имея практики намотки двухтактных ТВЗ, сбился. Питание сначала задумывалось гораздо проще, одно анодное, смещение и 2 накала. Но потом у меня появилось желание и я намотал второй транс поменьше с дополнительным питанием для драйвера, питанием второй сетки и обмоткой для "длинного хвоста" на случай если при случае приду к такому ФИ.

RedStar: Aleph пишет: Теперь близится к завершению двухтакт на 6ж1п и 6п6с с КО аж 20% Мое чисто мнение, КО более 10% убивает напрочь "голосовые связки" - окрас пентода, превращая их в одинаково звучащих псевдотриодов (при одном и том же драйвере). А фиксированное, все же лучше будет. Как то: Пермяк пишет: на резисторе автосмещения падает часть питающего напряжения, анодного и второй сетки.

aur_100: RedStar пишет: А фиксированное, все же лучше будет. если вас устраивает каждый год проверять и регулировать токи, то - пожалуйста. Меня устраивает и на 5% падение мощности, и отсутствие регулировок при эксплуатации, просто надо ставить что следует...

Aleph: RedStar пишет: Мое чисто мнение, КО более 10% убивает напрочь "голосовые связки" - окрас пентода, превращая их в одинаково звучащих псевдотриодов Почему именно 10% Что, уже на 11% звук протухает, а на 9% всё супер? А МакИнтош с КО 50% выходит вообще "транзисторник с накалом" Я постепенно наелся пентодами без ОС и широкополосниками и пришёл к низкому выходному сопротивлению и более прямым, хоть и менее чувствительным динамикам в 2-3 полосы. OFF У меня сложилось впечатление, возможно ошибочное, что если взять скажем неплохой средник, или ШП, снять АЧХ, усилить ему магнит, получить выше чувствительность, то это не даст прироста в качестве. На столько же % во сколько возросла чувствительность, на столько же возрастут неравномерности АЧХ. Я говорю, конечно, об области АЧХ вне резонанса, где добротность не влияет.

Aleph: RedStar, почитал я Вашу тему о малосигнальных периодах в драйвере. Извините, но рано Вам ещё говорить о звучании определенной схемы, когда в простейших вопросах плаваете. Те же трансформаторы с КО Вы намотали по готовому расчёту, или сами разработали? Какая была схема, лампы? В моём однотакте с КО 20% смена хоть драйвера, хоть выходной лампы ощутимо меняла звук. А вот изменение режима по постоянному току, или переключение например 8-омного динамика на 4-омный отвод ТВЗ меняет звук во много раз меньше. Наверное это как раз положительная работа ООС. Пермяк в разделе Теория демонстрировал на сколько ровными становятся ВАХи лампы, снятые в таком включении.

RedStar: Aleph пишет: Почему именно 10% Что, уже на 11% звук протухает, а на 9% всё супер? А МакИнтош с КО 50% выходит вообще "транзисторник с накалом" Такие точности не считал. Но заметил, что все же звучание разных ламп - практически одинаково, от 10% до 50% (с шагом в 10%). При условии включения ламп близкому к типовому на полную мощность анода. Про транзисторый - неверно истолковали, у меня так: RedStar пишет: превращая их в одинаково звучащих псевдотриодов - где пентод теряет свой "голос", но и не звучит триодом. А как вы делали однотакт? С одним трансом, при каком напряжении, и разными лампами? У меня под каждую лампу мотался свой транс и + к тому под КО 10% и 25%. Для 6п6с, 6п18п, 6п23п. Сейчас рассчитываю транс для 6п7с с 15% КО. С "интересным" секционированием. Разница есть, не большая совсем, видимо из-за конструкции ламп. Aleph пишет: Те же трансформаторы с КО Вы намотали по готовому расчёту, или сами разработали? Какая была схема, лампы? Здесь еще мои темы: http://hiend.borda.ru/?1-0-0-00000504-000-0-0#000; http://hiend.borda.ru/?1-0-0-00000530-000-0-0#000

Aleph: Усилок продвигается, но, увы, медленно. Осталось допаять ФИ каскад и можно включать. Выходной каскад уже настроен, лампы подобраны. Схема в нынешнем виде будет завершена, но появилось желание намотать другие ТВЗ, немного больше и качественнее. Пока готовлю каркасы, по возможности собираю информацию. Хочу намотать с меньшим процентом КО, а то с нынешним вариантом драйвер, даже пентодный, работает на пределе усиления, а это не способствует линейности. Ну и, как бонус, хочу сделать на анодной обмотке отвод УЛ, совместить УЛ и КО. Не как у Redstar'a с ПОС, а нормальным УЛ. 10% КО не даёт достаточного демпфирования, хотя и не хуже, чем при триодном включении. В Кводе выходное сопротивление дополнительно снижается общей ООС, я же надеюсь этого достичь подключив 2 сетки УЛ. Понятно, что максимальная мощность снизится, я готов на это пойти. Если такой звук меня не устроит, всегда есть возможность переключить 2 сетку на отдельное питание 250 вольт. Собственно вопрос. Транс будет со средней щёчкой. Как грамотно намотать обмотки чтоб не испортить УЛ включение? Читал статьи в ж. Радио и переведенную с Портала, но там показана схема намотки без деления катушки щёчкой. Нужно ли перемежать половинки первичек между половинками каркаса, или каждая полуобмотка мотается только на своей половинке? Увы, по УЛ трансформаторам информации маловато, главное что написали основное правило: минимальная связь между анодом одной и 2 сеткой противоположной лампы.

Пермяк: Aleph пишет: 10% КО не даёт достаточного демпфирования, хотя и не хуже, чем при триодном включении. С 10% КО пентод 6п14п имеет заметно меньшее Ri, чем псевдотриод на той же лампе. Но проигрывает в усилении: http://shot.qip.ru/00UjSK-411k2tYBAJ/ Ну, и ещё не надо забывать, что на выходное сопротивление трансформаторного каскада кроме Ri влияние оказывают активные сопротивления обмоток (формула 3): http://hiend.borda.ru/?1-2-20-00000513-000-0-0#000.001

Aleph: Пермяк пишет: С 10% КО пентод 6п14п имеет заметно меньшее Ri, чем псевдотриод на той же лампе. Но проигрывает в усилении: Я поставил на выход 6П6С, она мягче звучит. Вообще мне кажется звук пентодов чуть неприятнее чем лучевых тетродов, резче. Но так, или иначе Вы меня успокоили

Пермяк: Aleph пишет: Я поставил на выход 6П6С, она мягче звучит.Ну, что тут поделать, если мягче...

Aleph: Пермяк, Вы меня прямо задарили подарками. Огромное Вам спасибо!

Пермяк: На здоровье, Aleph!... принесло бы это пользу, Вам и всем посмотревшим.

Бокарёв Александр: прикинул по ВАХам 6п6с с 10 проц КО, при Uс=0, дельта U (200В - 100В) делим на дельта I( =60 Ма), получаем внутреннее лампы примерно 1,6 кОм.

Пермяк: Александр, надпись Uc=0 на рисунке относится к кривой чёрного цвета исходного, пентодного графика. ВАХи при КО (красного цвета) вообще не подписаны, т.к. мы вольны выбрать любую из них в качестве начальной. Поскольку расчёт каскада по новым ВАХам ещё на графике не начат, я провёл расчёт Ri по характеристическому треугольнику, расположенному поближе к вероятной точке покоя, которая впоследствии будет выбрана. Ну, и если считать по-Вашему, то ΔI там не 60, а 58, и тогда Ri=1,72, что (с учётом корявости и перекошенности исходного графика) достаточно близко к моим 1,84

Кузьмич: Пермяк пишет: принесло бы это пользу, Вам и всем посмотревшим.Кому-то обязательно принесёт! Выигрыш имеется: низов прибавляется, мощность пентодная. Но и минус тоже есть - заметный тембральный окрас, как будто эти низы выкрутили тембрами. За все лампы не скажу. Делал на 6L6G - лампа очень певучая. Ровно 10%. Дмитрий ULF сказывал, что то же это наблюдал. Но, думаю, что на поганеньких АС, типа АС 30 этого можно и не заметить...

Пермяк: Кузьмич, из моих знакомых только один человек пользовал КО. Это Олег Пыхтеев, мой земляк. И по моим ощущениям, а также по мнению других визитёров, звучание однотакта на 6П3С с КО было лучшим, и это при наличии очень хорошей и чувствительной акустики. Правда, Олег, как мне помнится, довольно тщательно прорабатывал выходники к этому усилителю. Так что, позвольте мне к Вашим и Дмитрия мнениям отнестись с сомнением.



полная версия страницы