Форум » Схемы » Зимний усилитель на 6С19П » Ответить

Зимний усилитель на 6С19П

majordom22: Стало мне стыдно. Новый год приближался, а у меня одни недостроенные долгострои, и слушаю измерительный на TDA7294. Как там говорят: как встретишь, так и проведёшь. Тем более, многие коллеги отложили клавиатуру и взялись за паяльник и напильник . Решил и я не отставать. На Новый Год не получилось за три дня собрать устройство, и хорошо. Спешка до добра не доводит, как известно. Вот, к Старому Новому Году поспел. Почему "Зимний"? Во-первых, мостик на 6Д20П очень тёплый , во-вторых, решил сэкономить на прекрасных (и дороговатых) конденсаторах Дженсен, "медь в меди", и создать полу-УПТ . Т.е. одно плечо до самого ТВЗ реально УПТ, а второе с одним-единственным межкаскадным кондесатором. Для ускорения реализации использовался готовый силовик от ТУ-100М, один на оба канала. В катодах выходных 6С19П я поставил ИТ на 6П3С. При таком подходе снижаются требования к стабильности параметров драйвера. Нечто наподобие автоматического смещения. Режимы могут в некоторых пределах гулять, а ток через выходные лампы будет задан ИТ, и останется неизменным. Поскольку выходные каскады РР усилов нечувствительны к внутреннему сопротивлению источника анодного напряжения, можно не заморачиваться насчёт конденсаторного шунта. Один друг посмотрел на схему и спросил: а почему вместо 6П3С не поставить бы мощный резистор? Можно, но, я не придумал, как это оформить. На верх ставить неохота, прятать от прикосновений как-то эстетически нужно, в подвал тоже . Будет мне там греть детали, под 60 ватт тепла, это немало. Вот, и утвердил шестьпэтройки на верхней панели. Это дополнительно 7 ватт накальных да 21 ватт анодных в атмосферу . Да, на каждый канал. Было бы лето, может быть, сотворил бы что-то в стиле МГ, с двумя источниками напряжения (в этом случае, конечно, должна быть жёсткая стабилизация, всего на свете). Так и получается - Зимний. Компоновка рассчитывалась на оперативный доступ к схеме, поскольку главное назначение этого аппарата - тестирование различных элементов, ламп, ТВЗ. В данный момент подключены 6 квадратных см ферритовые трансики, но место есть и под очень солидные. Параметры: выходная мощность около 5 ватт (новогодняя сеть сильно шатается, отсюда разные значения). Чувствительность 0.5 В эффективного. Полоса на глаз , грубо, не спадает на 20 кГц нисколько. По низу отчитаюсь, когда подключу более порядочные выходники. Более подробные замеры и впечатления от прослушивания добавлю после недельки прогона. Фото тоже пока нет. Будет, когда у моего мастера по дереву праздники кончатся . gas stations open 24 hrs

Ответов - 63, стр: 1 2 3 4 All

majordom22: illarionovsp пишет: Только лампа не закроется. Ей источник тока не позволит. Если бы другое плечо не подсоединялось катодом в ту же точку, то так и было. А так, закроется, как миленькая . Положительная полуволна на управляющей одного плеча создаст повышение потенциала в точке соединения катодов, и отрицательная полуволна второго плеча запросто введёт лампу в отсечку тока. Конечно, при достижения нужных условий для этого. Сопротивление нагрузки, величина входного напряжения, начальный ток в рабочей точке, и тд.

illarionovsp: majordom22 пишет: Положительная полуволна на управляющей одного плеча создаст повышение потенциала в точке соединения катодов, и отрицательная полуволна второго плеча запросто введёт лампу в отсечку тока. Конечно! Согласен полностью. Особо учитывая, что нижняя возбуждается гальванически. Поддать сеточного тока и посмотреть, какого ей, болезной, будет?

majordom22: illarionovsp


vmelan: majordom22 пишет: давать кенам возможность без последствий быть нагруженными на первый кондесатор большой ёмкости А зачем - разве нет конденсаторов малой емкости, и зачем "городить" два силовых трансформатора . PS. Разве 6Д20П - кенотрон? Гениальное - все просто, может я и не прав.

majordom22: vmelan пишет: А зачем - разве нет конденсаторов малой емкости , и зачем "городить" два силовых трансформатораЗаковыки две: пульсации, и внутреннее сопротивление источника напряжения. Если применять рекомендованные справочниками конденсаторы фильтра, например, к кену 5Ц4С, 4 мкф, то, при не очень большом для него выпрямленном токе в 100 мА пульсации на первом коденсаторе спокойно могут достигать 30-50 В, в зависимости от нужного напряжения. Чтобы их довести до удобоваримых 0.2-0.3 В в питании анода выходного каскада, нужно применить очень сложный фильтр, с дорогоим дросселем(ями). А если на конденсаторе после кенотрона 100 мкф пульсации под нагрузкой всего 1-1.5 В, то фильтр значительно упрощается. Второе - как БП держит долговременную нагрузку. С увеличением ёмкости первого конденсатора нагрузочная способность БП растёт. Т.е. при том же отбираемом токе, меньше разница между холостым ходом, и штатной нагрузкой. Можно стазать, что практически увеличивается мощность БП. Два транса ставить необязательно. В оригинале кристаллический старт выполнен, как выпрямитель на диодах, подключённых к части вторички. Я использовал готовый силовик, а в нём нет удобных отводов от вторички. Поэтому недостающие обмотки, и накальные в т.ч., я взял от отдельного трансформатора. Разве 6Д20П - кенотрон? А это вообще детский вопрос . Можно вилку заменить ложкой? Особенно, если никто не видит . Можно. Наоборот, правда, не получится . Поэтому в качестве кенотронов, в зависимости от нужных параметров, применяют: 1) детекторные диоды ( буква Х в названии) 2) демпферные диоды (буква Д в названии по новому ГОСТу и буква Ц по старому) 3) усилительные лампы в диодном включении (буквы Ж и П) Например, в Зимнем я применил 6Д20П. Максимальный ток по справочнику у них 220 мА. Значит, с моста можно безболезненно снять 440 мА. Если взять те же 5Ц4С, то даже 4 штуки, соединённые в мост, не обеспечили бы мне 300 мА, потребляемые двумя каналами. Можно было бы применить 5Ц3С, но, они , во-первых, прямонакалы и, из-за быстрого прогрева стремятся сразу швырнуть всё анодное на непрогретый усилительный тракт, и во-вторых, тут, уже, неизвестно, то ли кристаллический старт успеет зарядить ёмкость фильтра до половины, то ли 5Ц3С, в порыве самоуничтожения , попытаются зарядить до полного напряжения весьма немалую ёмкость фильтра (ок. 7000 мкф). Есть ещё выход из положения. Прикупить импортнячие кены, 4 шт по 100 баков и соединить их в мост. Я обошёлся 6Д20П, по которым чуть ногами не топчусь . Пока доволен. ЗЫ не советую, на будущее, огульно жонглировать ярлыком "гениально" без веских оснований. И, даже если есть таковые, пусть инициатива будет со стороны. Не так обидно из лужи подниматься .

majordom22: Четвёртые сутки без выключения проработал мой усилитель. Сегодня, как и обещал, провёл замер параметров. Началось с непонятного. Выходная мощность не достигала и 4-х ватт. При исследовании выяснилось, что оба источника тока на 6П3С синхронно (!) уменьшили ток выходных каскадов. Вместо 70 мА, которые я лично выставлял катодными резисторами шестьпэтроек, в лампы бежало всего по 55-56 мА. Пока что этому у меня нет объяснения. Может, сонный был, когда заканчивал предварительную настройку? Ток покоя подстроен, вот результаты замера. Выходная мощность 4.6 вт на нагрузку 8Ом при напряжении сети 220 В. При 230 В около 5 вт. Выходное сопротивление 1.65 Ом. Полоса по верху. При спаде в 3 дБ 73 кГц. При спаде 2% 21 кГц. Полоса по низу. Насыщение сердечника ТВЗ при 3/4 мощности наступает при 28 Гц. Напомню, сейчас подключены экспериментальные ТВЗ на феррите. Искажения На 1 кГц при 3/4 мощности около 2.5%. Замечу, что рост искажений при приближении к максимальной мощности весьма стремительный. Буквально немного регулятором громкости уменьшить выходной уровень, и Кг становится меньше единицы. Что в общем можно сказать про звучание? Долго подбирал определение. Деликатное . Я недолюбливал ранее чужие самоделки подобных усилов за то, что они убирают "воздух" из записей. Признавал, что сложные музыкальные отрывки с многими инструментами, или плотную музыку, типа тяжёлого рока, пуш-пуллы передают достовернее, чем однотакты, но, того очарования и эффекта присутствия, которое создают однотакты при воспроизведении малых составов инструментов, или вокала, к примеру, а капелла, или синтетики, типа Yello, ламповым пуш-пуллам создать проблемно. А в Зимнем чётко прослушивается однотактный характер! То ли усилитель напряжения на пентоде в этом виноват, то ли полуУПТ-шность, не могу сказать. Но, в отличие от однотактов, по крайней мере, моей руки , он очень уверенно себя чувствует на плотной музыке. Сравнивался Зимний с моим штатным измерительно-театральным на ТДА7294. Сравнивать было сложно. Как уже писАл, АС сейчас чувствительностью 82-84 дБ, причём, как оказалось позже, я мучил ламповик с уменьшенным током покоя и с выходной мощностью чуть более 3 ватта на канал, против номинальных 50 у каменного. Выходило, что, если громкость выставлять одинаковую, транзисторный ещё не звучит, а если поддать громкость на вакуумном, тот уже хрюкает . Но, общие отличия я уловил. У каменного баса больше. Это не приговор, учитывая, чтО я сейчас использую в кач. ТВЗ. Но, если рассматривать бас с точки зрения качества, то ламповик однозначно лучше. Если бы я производил слепое тестирование, я бы мог подумать, что сравниваются две системы, фазоинверторная (в исполнении камня) и закрытого типа, когда подключался вакуум. У Лампача бас собранный, чётко слышно малейшие изменения высоты тона, а камень стремится бас сыграть на одной ноте . Характер подачи вокала и СЧ-ВЧ транзисторного мутновато-кащеобразный, причём, есть чётко выраженный участок диапазона громкости, относительно хорошего звучания. Лампач играет одинаково на разной громкости, не считая клиппирования на повышенной. И клиппинг, замечу, довольно мягкий. Порадовало исполнение чуток джярджявэвшего голоса Криса Ри. Мало систем могут его воспроизвести, чтобы не резало уши. То же можно сказать и о прокуренном голосе Марианны Фэйтфул. Могу сказать, что на 6С4С я с трудом её слушал. А в исполнении Зимнего - никакого напряга, сибилянты не хулиганят. Колокольчики-бубенчики у лампового однозначно лучше, чище, звонче. Давно замечено, что у ТДА7293-94 "ламповые" верха. Думаю, из-за мосфетов на выходе. Приглушенные, можно сказать. В таком случае, Зимний их воспроизводит "транзисторно", в хорошем смысле этого слова. Продолжу прогрев и исследования. Если будут новости, напишу. ЗЫ забыл написАть: после коррекции тока покоя малоискажённая громкость системы с Зимним в два раза, субъективно, увеличилась.

odinss20: majordom22 по поводу того что упал ток ламп после долгого прогрева такой же эффект просек на EL 34 которые просто лежали лет 20 в коробочках по вашей методе (если не ошибаюсь ) провел небольшую тренировку ток стал стабильным, лампы выходят на режим за пару минут

majordom22: odinss20 Дело в том, что 6С19П действительно свежие, хоть и жестчёные, а разговор - про 6П3С, которые определяют ток вых. каскадов. Они недавно мною эксплуатировались. Скорее всего, когда я выставлял ток покоя, напряжение в сети поднялось, а до этого я накручивал ЛАТР, чтобы в час сериалов было 220 в рабочем кабинете. А поздно вечером, видать, сеть выровнялась, а моя "накрутка" осталась. Вольт 240-245, не менее, думаю, подавалось, вот, ток покоя и упал при входных 216-220 В.

Пермяк: Виталий, и это мы называем "генератор стабильного тока"?

majordom22: Пермяк Вообще-то в топике я писАл ИТ. Без подробностей. Давайте переименуем. ГНСТ, в смысле, Нестабильного . А что можно требовать от 6П3С, с нестабилизированным напряжением на экранной, накал синхронно с сетью то яркий, то тусклый . Мне один коллега вообще, предлагал вместо Троек осветительныю лампы 220 В 40 вт поставить . Но, думаю, всёж, 6П3С лучше для звука и стабильнее по току. И главное, безинерционные. ЗЫ и главный аргУмент. Широким диапазоном входных напряжений могут похвастаться только ИБП. Трансформаторные источники намного скромнее. Да, что там БП! Реле напряжения отключает мой холодильник уже при 242 В. Поэтому, строго судить за нарушение настроек при питании, прибл. на 30 (!) вольт упавшем относительно точки, при которой происходила настройка, думаю, не стОит. Работоспособность, как-никак сохранилась, хоть и с худшими параметрами. ЗЗЫ Вы ещё поищите усилочек, который выдаёт номинальную мощность, если питание рухнуло на 30 вольт ! Желательно, с трансформаторным БП

Пермяк: Это Вы просто не к той лампе сеточный стаб пристроили. Надо бы - к 6п3. Но это такая возня...

Folk: Какой методикой измеряете вых сопротивление унч?

majordom22: Folk Как это называется? Метод двух сопротивлений? По-просту, замеряю выходное напряжение на номинальной нагрузке и при её отсутствии, т.е. при R2 равном бесконечности. Дальше закон Ома.

illarionovsp: Виталий, ты так и не ответил публике: 1) почему не подцепить экран 6П3С на стаб +270 В? 2) почему не поставить защитные диоды на цепи питания, чтобы анод не снимался быстрее зкрана?

majordom22: illarionovsp пишет: почему не подцепить экран 6П3С на стаб +270 В? Думаю над этим. Но, если присмотреться, "зазор" между входящим напряжением питания драйвера, и стабилизированным, меньше 20%. Для мощного потребителя, которыми являются экранные сетки 6П3С при параметрическом стабе, как бы, маловато. Если стабить вторые сетки ИТ, то лепить отдельный стаб. Можно, думаю, общий на два канала. ЗЫ. Сергей Павлович, я тут, хоть с опозданием, пост скриптум, Пермяку насчёт режимов 6П3С написАл. Может, и здесь уместно? http://hiend.borda.ru/?1-26-0-00000053-000-20-0#018.001

illarionovsp: Именно поэтому я вопрос и задал, потому, как ответа не увидел. Вот у тебя 6.2 кОм ток 10 мА пропускают. Из них 4 мА анод пентода 6Ф1П отъедает, остальное стабы. Так улучшить нагрузочную способность стаба, подсоединив 6.2 кОм с экрана 6П3С || 6.2 кОм стабовому? Я б ещё посоветовал импортные стабилитроны применить. У них начальный ток в разы меньше наших. Да и купить их проще и дешевле. Не? ЗЫ. А кто должен Temp чистить? У меня тоже хламом забит по 14 КБ. Есть прога CCleaner, её, что-ли, запускать? Так она мне адресную строку зачистила. Надоть птицы научиться расставлять...

Jaster: Объясните чайнику, что тут вообще делает 6п3с?

majordom22: Jaster Если взглянуть на рисунок и вспомнить схему Зимнего, в топике, то можно заметить, что сетки 6С19П находятся под потенциалом около 100 В относительно корпуса. Для создания нужного смещения в -50 В на сетках, относительно катодов, нужно катоды "приподнять" над "землёй" на 150 В. Как это сделать, при одном источнике анодного напряжения? Можно поставить резистор, который бы обеспечивал ток в выходные лампы по 70 мА. 140 мА на канал, т.е. Считаем. Катоды относительно земли находятся под напряжением 150 В. Если они потребляют 140 мА, значит, в катодах должен стоять гасящий резистор в 150/0.14=1071 Ом. При этом на нём выделится 150*0.14=21 ватт. Куда его поставить? 42 ватта на два канала нагреют подвал шасси, и так не шибко холодный. Кулер туда совать, что ли? На верхнюю панель (усил открытого типа)? Не очень эстетично, зяльоныя ПЭВ-50 два штуки рядом со светящимися лампочками. Вот и решено было использовать подходящие по мощности 6П3С в качестве генераторов тока для выходных каскадов. В отличие от СЕ, РР не обращают внимание на внутреннее сопротивление источника питария вых. каскада, поэтому ИТ шунтировать конденсаторами не обязательно. Я пробовал, для эксперимента, ничего хорошего. Кг немного увеличивался, да и всё. Так и получилось, что режим по току в зимнем задают источники тока на 6П3С. Кстати, это всё я очень подробно описАл в топике, который Вы не прочли . Неужели такой длинный?

Jaster: majordom22 Я прочитал, но там не все было понятно. Теперь понял смысл - организация смещения.. :) Я думал что для смещения важно напряжение, а не ток. Значит с автосмещением было бы 2 резистора в катодах + еще 3 конденсатора - +1 межкаскадный и 2 для шунтирования резисторов катода? Но тогда получается что 6п3с пропускает через себя сигнал? И звучание усилителя зависит от нее в той же степени, что и от остальных ламп?

majordom22: Jaster пишет: тогда получается что 6п3с пропускает через себя сигнал? Нет, не получается. Кстати, нечто похожее на автосмещение как раз и реализовано. Ещё раз, Jaster , только для Вас . Первая гармоника (основной сигнал!) в РР-усилителе класса А, не идёт через источник питания. Сигнал замыкается контуром, в который входят: оба плеча, в виде ламп и первичка ТВЗ со средним выводом. Всё. Насчёт гармоник, выше первой - там сложнее. По моим наблюдениям, гармошки пытаются бежать через источник питания. А в Зимнем для них засада: на пути источник тока на лампе с высоким внутренним (больше 100 кОм). И поскольку бежать им получается некуда, они в динамики АС не залетают . Если честно, сам я дожил до седой лысины, а этого не знал. Спасибо, Анатолий Манаков и Леонид Пермяк просветили. В прошлом году. Поэтому и родилась такая схема. ИТ+РР!



полная версия страницы