Форум » Схемы » Какое зло меньше: эл.лит в катоде или плёночник в сетке? (автоматическое или фиксированное?) » Ответить

Какое зло меньше: эл.лит в катоде или плёночник в сетке? (автоматическое или фиксированное?)

Ролик: Уважаемые меломаны! На ваш взгляд, какое зло меньше: электролит в катоде или плёночник в сетке? Собственно, вопрос в выборе смещения: автоматическое или фиксированное. Разницу в звуке мои уши не слышат. Схема - каскада Сергеева Сергея на 6Ж52П.

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

redcat: А это смотря в какой схеме :) я полагаю, речь идёт о входном каскаде с общим катодом и варианты фикса - авто? на мой взгляд, самый нейтральный вариант - с движка регулятора громкости до сетки резистор, с сетки на общий провод цепочку из резистора и литиевой батарейки на нужное напряжение. Первый резистор д.б. качественным, если присутствует "млт-фобия". Но элемент отдаёт ток, работает меньше, чем при саморазряде. На вход ФТ-3, лампа с фиксой - и, на мой взгляд, будет хорошо... тока фт большой, саббака... Разница фикса-авто заметна в токовых каскадах. На входном каскаде фикса с транса предъявляет повышенные требования к цепям источника напряжения смещения на предмет пульсаций. Батарейка в сетке разряжается, боится нагрева. Батарейка в катоде - почти те же проблемы. Если смещение пара-тройка вольт и ток лампы 10-20 ма, я ставлю в катод светодиод (ы). Учтите, что фикс. смещение не щадит ламп при их старении. Разницу в звуке входного каскада между светодиодом в катоде и резистором с кондюком там же лично я не слышу. В оконечном каскаде - слышно очень хорошо.

Ролик: Ток лампы 30-35мА. Подавал сигнал в сетку через 1,5 В батарейку (правда лития под рукой не было, ФТ тоже нет; ставил и "соль" и "алкалинь"). Не понравилось. А так хочется катод заземлить:)

redcat: 1. Лучше не через батарейку, а батарейка между сеткой и землей надо... тогда её исключаем из звука 2. Можно аккум в катод, на любителя, ёмкостью 10 токов анода, то есть 350 мач у Вас, варту например или джипи. И учитывать тепловой режим. Смещение - сколько вольт?


spillarionov: Ролик пишет: Ток лампы 30-35мА.Это шутка? На выход 6Ф3П ставим 45 мА. На 6П36С 60 мА. В предварительный каскад? Оптимальный ток 2...5 мА. На вход ничего не ставьте. Батарейку - пожалуйста. А конденсатор-то зачем? Не бойтесь эл. конда в катоде. Сам пробовал разные. Нет разницы в звуке. Вы поставьте Джамикон за 0,5 руб, напишите чёрные ворота или солёный. Тогда всё будет в ОК . С уважением, СП.

redcat: Схема каскада Сергеева Сергея на 6Ж52П этот? 1.5 вольт/68 ом = 22 миллиампера. У меня в таком ушном усилителе в катоде светодиод.

spillarionov: А где разделительная ёмкость? Что-то я Вас не понимаю, Создатель. С уважением, СП.

redcat: Видимо, речь была о варианте с "классической" подачей фикс. смещения на сетку.

Сергеев Сергей: Разделительной емкости здесь действительно нет. Ответ на ваш вопрос носит скорей вкусовой характер. Тут уж кому что нравится. Пробуйте. Вариантов не так и много.

Ролик: Да, схема та. Для ушного усилителя и околокомпьютерного использования. redcat пишет: дык не через батарейку, а батарейка между сеткой и землей надо... тогда её исключаем из звука Резисторы получатся довольно высокоомные - уж лучше кондёр... А светодиод что, шунтировать не надо?

redcat: ну, тогда ставьте светодиод. у него сопротивление десяток ом всего при таком токе, шунтировать не нужно. Красный возьмите, при желании подберите по падению напряжения на нём. И не нужен разделительный конденсатор. Только учтите, 6ж52п лучше не доводить до сеточных токов при фиксированном смещении, у меня при подаче большого уровня сигнала на вход сетка стрельнула на анод, первым моим рефлексом было убрать громкость, лишился регулятора еще можно так извратиться: возьмём R4 номиналом 10 ом, к примеру, и для того, чтобы на нём упало полтора вольта, вдуваем в него ток 150 миллиампер.

Ролик: Не-а. Я противник извращений. Чем проще, тем лучше. Кстати пробовал вместо 6Ж52П 6П14П. Акустику, конечно не раскачал, но наушникам громкости хватило. И звук другой - холоднее, что-ли

Бокарёв Александр: В катоде- небольшой резистор, а в него дует ток от анодного питания через резистор, заодно этот резистор улучшает характер анодного выпрямителя, да и банки разряжаются надёжно. Такое есть решение.

Ролик: Если взять 10 ом в катоде, то на 1,5 в смещения получится 0,15А на канал. Выйдет монстр, а не ушастик!

redcat: Для 6п14п режимы нужны другие, чтобы она пела. И на вход раз в 5 сигнал больше. Поставьте светодиод, послушайте, лично я не услышал разницы с эрцэ в катоде.

Ролик: Спасибо. Попробую.

redcat: Давайте, и обязательно поделитесь впечатлениями.

spillarionov: То redcat Я как услышал "Дык", всё понял. Наш человек. Всё же батарейку в сетку. Разбухать не будем, но Ваше мнение очень важно. С уважением, СП.

Wavebourn: Батарейка шипит. Светодиод в катоде тише будет.

spillarionov: Анатолий, Вы что предлагаете? К батарейке RC цепь подключить, чтобы ВЧ шумовую составляющию отфильтровать? Или как? Светодиод. Я не против полупроводников, но как-то оно не эзотерично ... С уважением, СП.

redcat: Лично мне светодиод по звуку понравился больше, кроме того, его можно или в подвал, не боясь перегреть, или наружу как индикатор. С батарейкой возни больше - саморазряд, боязнь нагрева... конечно, всё это решаемо, но светодиод проще. Сейчас собрал корректор по схеме Бокарёва с пересчетом на 6ж38п и 6ж51п, в катоде первой лампы светодиод, вышло просто бомба. Не хочется выключать, звук классный. Вот он, в серединке: осталось сегодня купить колпаки на лампы, покрасить и надеть

Wavebourn: Если зашутнтировать батарейку резистором, шум исчезает. Но тогда разряжается батарейка. У прямосмещённого светодиода очень низкое динамическое сопротивление. Если в годы расцвета ламповой техники светодиоды в смещении не использовали, то это совершенно не означает, что они не хорошие. Просто их небыло.

Бокарёв Александр: Про шум батарейки слышу впервые и просто ошарашен...Вот , вот, я знал, знал, чувствовал, что не нужно её в сетку, не нужно, !!!!! А то что литий дохнет в подвале лампача от температуры- так мне про то Гапонов рассказывал. А недавно мне рассказали, что мой корректор со светодиодом в зад....пардон, в катоде, дорабатывали, оказалось- СВЕТОДИОД ШУМИТ, и его зашунтировали электролитом.......Великие умы живут в верховьях Дона

spillarionov: Бокарёв Александр пишет: Про шум батарейки слышу впервые и просто ошарашен Всё. Бросаю всё, сажусь книжку про шум читать. Шумовое сопротивление, вроде как-то. Дробовой эффект, вроде задавали-проходили. Дополнительный шум в резисторах из-за приложенного напряжения, плавали-знаем. Шумы в доменных структурах, понятно дело. У меня под боком батарея центрального отопления. Прилажу микрофон, слушать буду. Анатолий, для не особенных, по-подробнее можно? С уважением, СП.

Wavebourn: Подробнее -- не исследовал, не применяю в таких цепях. А когда применяю для питания, всегда шунтирую конденсаторами.

ASU1956: Добрый день коллеги. Переходной трансформатор не шумит,это точно.

redcat: Здравствуйте! Транс не шумит, но проблемы смещения остаются. Услышим ли мы в колонках шум элемента в схеме УМ с чутьём в 1 вольт? Я не слышу. У меня и в новом варианте пушпула (6н7с - 2х ел34) в катоде светодиоды, ухо к колонке - лёгкий шумок, в месте прослушивания - естесственно, ничего (чуйка акустики около 90 диби). И то спорный вопрос, что именно шумит. Усилитель на 6ж51п со светодиодом в катоде при прослушке на наушники - гробовая тишина, больше возился с фоном, двигал трансы и делал экраны, но победил. Теперь есть мысль сделать лофтин - однотакт, 2 каскада, в катоде первой лампы опять-таки светодиод, вот тут дилемма - или 2 этажа питания, или в катоде выходной лампы резистор с ёмкостью. В обоих вариантах нет разделительных конденсаторов, но и там, и там свои веники, надо слушать. Интуитивно склоняюсь к фиксированному смещению выходной лампы, то есть, к 2 этажам питания, прослушка покажет, что лучше по звуку.

Бокарёв Александр: Двухэтажный Лофтин избавит от кипятильника в катоде выходной лампы, это так, но этот кипятильник обеспечивает стабильную работу выходного каскада как обычное автосмещение, чего нет при двухэтажной схеме. Электролиты в катоде и там и там, без разницы, мне по душе именно кипятильник. Задуман ещё один вариант Лофтина, где верхний этаж- схема с автосмещением, замкнутая на свой источник питания, а сетка связана с драйвером так, что его постоянный потенциал не приводит к сдвигу рабочей точки выходного каскада.Скорее, это уже не Лофтин, а схема с разделительным кондёром, но не в сетке а в катоде.

redcat: Всё так, всё так... вот только для меня фикса в выходном каскаде предпочтительнее. Стабить анодное и в катод пару омов, с него снимать напряжение для индикатора warning или отключения питания в случае превышения тока выходной лампы. Пока думаю так.

Сергеев Сергей: redcat пишет: Стабить анодное и в катод пару омов, с него снимать напряжение для индикатора warning или отключения питания в случае превышения тока выходной лампы. Пока думаю так.Наверное это лучший вариант- защита от превышения тока. Давайте придумаем аудиофильскую схему Как вариант исполнительного устройства- реле или полевик .

Ролик: В конце концов выбор пал на автоматическое смещение. При 250В анодного одна из двух имеющихся 6Ж52П "засвистела". При 140В свист исчез. Смещение будет около 1,2В - светодиоды сюда не подберёшь. Привожу окончательный вариант моего "ушастика".

Wavebourn: Ролик пишет: При 140В свист исчез. Смещение будет около 1,2В - светодиоды сюда не подберёшь. Так даже лучше, с точки зрения баланса плеч.

Сергеев Сергей: Каких плеч? это же однотактник.

spillarionov: А сколько раз я разбухал. Меня Сергей Евгеньевич в строй ставил. Правда всегда вылезет. Суммировать надо в нагрузке. Вот она, правда-матка . С уважением, СП.

Сергеев Сергей: Да не суммировать. Это двухканальный однотактник для наушников . Посмотрите схему.

Wavebourn: Сергеев Сергей пишет: Каких плеч? это же однотактник. Сергеев Сергей пишет: Посмотрите схему. Неудачное изображение. Что в фас, что в профиль - вылитый двухтактник! Даже усов брить не надо.

ALSS: Какой-такой "вылитый двухтактник!"?! Два однотактника - выходное гнездо типа стерео для наушников- три контакта. И INы без плюс-минус, как надо было бы для двухтактника.

Wavebourn: Обычный двухтактник. А выход может быть симметричным, как и вход. Дело в том, что трансформаторы нарисованы так, что их можно принять за один. Сейчас так частенько делают -- софт для компьютерного моделирования не имеет в библиотеке некоторых элементов, вот трансформаторы с несколькими обмотками и лепят из отдельных символов. Мой бывший коллега, С.П.Илларионов, тоже сконфузился этим рисунком, правда по другой причине -- он посчитал, что выходы суммируются после трансформаторов. Симметрично обычно рисуют двухтактники, а когда рисуют стерео, то рисуют входы слева, выходы -- справа. Раньше даже ГОСТ был на эту тему, если не ошибаюсь. Теперь - то понятно, что это -- два однотактника, после объяснения автора.

Сергеев Сергей: Согласен. В рисунке можно запутаться

Wavebourn: Сергеев Сергей пишет: Согласен. В рисунке можно запутаться Cпасибо. Уже забываю некоторые слова. Конечно, "запутаться", а не "сконфузиться". Как в анекдоте: "Мы дома русскую речь с английской не мешаем - у нас такое полиси!"

Ролик: ГОСТ - очень нужная и полезная штука, жаль, что её практически сожрали ТУ. А схемы я малюю в обычном "Пайнте" - дольше, но красивше, что-ли... Так лучше?

Wavebourn: Вот так -- совсем без проблем, даже с беглого взгляда! Возвращаясь к нашим баранам: светодиод хорош своим низким и широкополосным динамическим сопротивлением, а резистор -- он более добродушен к разным лампам, за счёт обратной связи по току режимы сами устаканиваются. Не зря-же называется автоматическим смещением! Кстати, а светодиоды с пробоем 1.2 вольта есть -- инфракрасные.

Бокарёв Александр: Да, к тому же инфракрасы держат большие токи, чем видимые, но вот жаль не видно свечения. Я не зр светодиоды ставлю в катод, это же индикация режима дармовая.

Wavebourn: Бокарёв Александр пишет: Да, к тому же инфракрасы держат большие токи, чем видимые, но вот жаль не видно свечения. Я не зр светодиоды ставлю в катод, это же индикация режима дармовая. У нас в НИИПП их покрывали зелёным люминофором. С.П. в курсе. АЛ107 назывались, кажется.

Бокарёв Александр: Именно, и 107, и 106, а сейчас полно импорта, прозрачные как слеза или сиреневые красавцы, просто сердце поёт.

ghoust: Заканчиваю свой однотакт. Стабилизировано анодное и смещение. Гоняю уже неделю с фикс. и замечаю. Нет стабильности анодного тока. Ну, не катастрофически, а так, при заданном 60мА от 57мА до 70мА. Выстоял час сегодня - вроде норма. Дал минут на 10 полную нагрузку, потом снял ее - через какое-то время устанавливается, например, 57мА. Или начинает ползти вверх. Добавил стабилитрон в смещение - восстановил ток на зад. уровне. Как считаете, это лампы прирабатываются? И еще. Масса положительных отзывово о фиксе. Но автомат - надежнее во времени. Вот и захотелось полуавтомат. Например, Rк получился 500 Ом. Можно ведь Rк задать 200 Ом, а остальное добить -Uсм. Т.е. 40% автомат и 60% - фикс. А какое соотношение Вы считаете оптимальным?

Бокарёв Александр: Я таксчитаю: если есть питание чтоб сделать автосмещение- делайте автосмещение. Если питания маловато- делайте комби, тогда и стабильность добрая и мощи добудете. А фиксу нужно там, где лампа не плывёт, вот для 6п44с фикса ну никак не идёт, как кусок мыла себя ведёт, а звук- добрый и внутреннее 500 ом.

ghoust: А 6П31С как в плане "уплывания"?

Ролик: Бокарёв Александр пишет: , это же индикация режима дармовая. того ж я стрелочник и прилепил: полезная штука - индикация режима.

Ролик: Пока сын занимал комп, подключил "ушастик" к триколоровскому ресиверу, в надежде насладиться звуками Авторадио... Кошмар!!! Мало того, что битрейт ужат донельзя, стерео вывернуто наизнанку, так ещё и постоянка прёт! Спасибо стрелочнику в катодах - зашкалил бедолага. Пришлось закрыть входы ёмкостями по 1,5 мкф, выдранными из какого-то старинного инвертора. Так что идея об усилке без навесных (почти) элементов рассыпалась окончательно.

Бокарёв Александр: to ghoust. 6П31С, особливо если анод цирконированный, то есть глянцево-черный как кусок графита , -очень хорошая звуковая лампа, её очень хвалит Лёша Шалин , но мне она мало импонирует из-за пипки на макушке. 6П6С может заменить её, думаю. Ещё совет: лампы с дикой крутизной могут и любят генерить по экранной сетке, если она напрямки соединяется с анодом. Вот на эти грабли я напоролся с 6э5п. получил в однотактном усилителе- ИСКАЖЕНИЯ СТУПЕНЬКА!!!!! Когда резючок 100 ом в экранную врезал- куда что делось. Учтите такие фокусы. И пследнее. У вас лампочка с офигенным усилением, можете выставить из катода электролит и слухануть. Может быть и получшение звука в плане ровности . Правда, выходное подрастёт, но это тоже услышите, может оно и лучше будет .

Ролик: Бокарёв Александр пишет: Когда резючок 100 ом в экранную врезал- куда что делось. Учтите такие фокусы. И пследнее. У вас лампочка с офигенным усилением, можете выставить из катода электролит и слухануть. Выставлял. Звук чуть другой - не понял, лучше или хуже, но громкости всё равно с избытком. Электролиты всё ж решил оставить, так как "ушки" уж слишком низкоомные - 16 Ом - старинные ТДС-15 (сынкины 600-рублёвые "пхилипсы" отдыхают). Пимпочек по 220 мкф мне вполне хватило - звук идёт от 30 гц, а ниже мне кажется и не нужно. Спектралабить не стал, предыдущие эксперименты с 6Н23П закончились вылетом ЦАПа из материнки... Спасибо за напоминание о резисторах в сетку – на днях разберу усилок, попробую.

ghoust: У меня EL36 - пара в самом деле, немецкие с ВП. По 2-й сетке установлен необходимый резистор. Для страховки от уплывания - комби. К сожалению, готовый силовик не позволил проверенный SRPP, со сдвоенной 6Н9С чувствительность на пределе, убрать Ск в вых. каскаде не получается. Генерации нет. Все просчитано и высмотрено осциллографом. Рвых: SE 3,8Вт; Ul 5,5Вт. А 6П6С в триоде очень маломощная, 3 шт. в параллель нужно, однако... В планах двухтакт на 6П6С пентод.

U.L.F.: Ролик пишет: Собственно стоит вопрос в выборе смещения автоматическое или фиксированное. Разницу в звуке мои уши не слышат. Сразу напрашивается вопрос: Какие колонки и источник??? Разницу между фиксированным и автоматическим смещением лампы выходного каскада, должно быть слышно. Если не слышно, то причиной может быть слишком высокое активное сопротивление первичной обмотки выходного трансформатора( т.е. слабоват), слабоватое питание(недокорм ),а также недостаточное разрешение других компонентов звукового тракта(колонки, источник, качество записи). И , как это не покажется странным, разница нивелируется при использовании в качестве выходных, некоторых типов ламп(в частности стабилизаторных триодов). ИМХОЯ противник извращений. Это правильно. Если возвратиться в первому вопросу в ветке... что лучше электролит в катоде или плёночник в сетке(при фиксированном смещении)? Если речь идёт о драйверном каскаде, то не заморачивайтесь с фиксированным смещением, ставьте электролит в катод. А если речь о одноламповом усилителе небольшой мощности, то можно и фиксу... можно и без плёночника, т.к. на выходе источника наверняка стоит конденсатор( скорее всего электролит) и Ваши 1,5-5вольт на сетке, вреда ему не причинят. Но, для универсальности и самоуспокоения можно и хороший плёночник поставить. Но, для маломощного усилителя к компьютеру, автоматического смещения, с шунтированным плёнкой электролитом в катоде, вполне достаточно... Даже более чем...

U.L.F.: Бокарёв Александр пишет: ...6П31С, особливо если анод цирконированный, то есть глянцево-черный как кусок графита , -очень хорошая звуковая лампа, её очень хвалит Лёша Шалин , но мне она мало импонирует из-за пипки на макушке. 6П6С может заменить её, думаю. оффтоп: Да... пипка ей здорово картину портит. Но есть недорогой аналог и без пипки, это наша 6П41С с цоколем "магноваль". По звучанию она мало уступает 31-й, хотя и анод серый и пушистый.... но бескамерный, что особенно ценно. Они до 20ватт свободно держат в триоде... линейные лампы, не склонны к возбуду, в отличие от своих старших сестёр 6П36С. А что касается 6П31С, то недавно проводили с товарищами сравнение их с тесловским EL36 и нашими эксклюзивными 6С4С 59-го года выпуска. Сразу замечу, что усилитель был с фиксированным, регулируемым смещением выходного каскада, драйвер на 6Г2. Чешские ёлки слили сразу... грязь какая-то у них в звуке. А вот по поводу сравнения с 6С4С мнения разделялись... но в конце концов большинство проголосовало за победу 6П31С(Светки с чёрным анодом 1983года)... звук детальней, сочней(в разумных пределах), бас лучше проработан, хороший объём и наполненность звучания, а у 6с4С при их несомненной душевности и завораживающей глубине, всё-таки есть некоторая муть, скрадывающая мелкие детали звуковой картины.



полная версия страницы