Форум » Схемы » Драйвер: СРПП или пентод? » Ответить

Драйвер: СРПП или пентод?

U.L.F.: Вопрос , собственно , вот в чём: В последнее время приобретают популярность конструкции усилителей со стабилизаторными лампами на выходе(6С19П,6С41С,6С33С), что, в общем и естественно... они достаточно линейны, неплохо звучат, позволяют даже в SE получить приемлемую выходную мощность. Но есть и подводные камни для реализации усилителей на этих лампах. Это весьма немаленькая входная ёмкость, для "прокачки" которой драйвер должен иметь невысокое выходное сопротивление, а также развивать на выходе достаточно немаленькое напряжение (50-100В) раскачки для выходного каскада. Классическая конструкция драйвера на триоде с высокой крутизной здесь отпадает ввиду высокого выходного сопротивления драйвера. Исключение составляет, разве что, только триод 6С15П (6С45П), но и с ним - не всё так безоблачно, как хотелось бы. Вот и остаётся либо добавить ещё один каскад, что очень не хочется, либо применить в драйвере пентод (тетрод), или каскад СРПП на триодах с высокой крутизной, которые поодиночке не в состоянии обеспечить низкое выходное сопротивление каскада. Пробовал ли кто проводить подобные эксперименты? Что всё-таки более приемлемо в качестве однокаскадного драйвера: пентод или триодный СРПП (который, в общем-то, можно сказать, и не совсем однокаскаден) ???

Ответов - 20

Flying Snow: вот вопросс...сразу и не придумаешь что ответить:))

+dimych+: Дмитрий , я не совсем понял , вы спрашиваете только о раскачке до максимально возможной мощности ? ( моё мнение ) я ещё и ещё раз убеждаюсь , что любые схемные варианты надо отслушивать ! может получиться так , что усилок будет звучать тише ,чем ожидалось ( не на полную раскачена вых. лампа ) , а звук будет наилучший.

U.L.F.: Может я несколько замороченно расписал? Вопрос можно сформулировать попроще: Что лучше по звуку СРПП на триодах или пентод (тетрод) в драйвере? Интересны именно личные мнения... на слух так сказать... Теорию немного знаю. Просто в последнее время каскад СРПП считают вообще мало пригодным для качественного звука... а вот пентоды в драйвере вроде совсем неплохо звучат...


+dimych+: а , ну если так ставится вопрос .... я также ухожу от српп и перехожу к тетродам т.к. , на мой слух они звучат интереснее , или индивидуальнее что ли...

U.L.F.: +dimych+ пишет: Дмитрий , я не совсем понял , вы спрашиваете только о раскачке до максимально возможной мощности ? Конечно... я имел в виду полную раскачку. я также ухожу от српп и перехожу к тетродам т.к. , на мой слух они звучат интереснее , или индивидуальнее что ли...Хорошо звучат... не спорю. НО! при условии стабилизации питания второй сетки, а лучше и Uпит. вообще. (ИМХО) Просто вот , подбираю сейчас схемное решение для фазоинвертера РР и стоит выбор СРПП на триодах, но с высоким питанием или пентоды... и там - и там есть свои заморочки.

+dimych+: Дмитрий , я недавно на портале ветку видел , вроде "6п15 в драйвере " , там выкладывали схемку фазоинвертора - дифкаскад на 6п15п . там лампочки стояли в тетродном режиме , я так глянул , вроде всё не плохо складывается . а вот как по звуку ? но схемка очень интересная , понравилась . только вот СГшки надо ставить , опять навороты . И еще у Манакова РР схема есть , где српп инвертор работает , тоже интересное решение , но вот как по звуку ?

U.L.F.: +dimych+ пишет: "6п15 в драйвере " , там выкладывали схемку фазоинвертора - дифкаскад на 6п15п . там лампочки стояли в тетродном режиме Эту схемку предлагал Евгений Гришин (Loki)... вместо СГшек там можно и стабилитроны каменные поставить... примерно с такими режимами у меня драйвер в усилителе на 6С33С. Схему Манакова тоже видел... альтернативой СРПП в подобной схеме может быть только тетрод(пентод) ... другой альтернативы там , в общем и нет... Вот мне и интересно, может кто делал что-то подобное? В схемах Манакова СРПП иногда попадается... характеристики у каскада с динамической нагрузкой довольно неплохие... но "прогрессивная аудиофильская общественность" СРПП отрицают принципиально... как класс ... типа не звучат они .

Flying Snow: U.L.F. пишет: а вот пентоды в драйвере вроде совсем неплохо звучат... буквально месяц назад пробовал кучу тетродов и пентодов в драйвере в "родном" включении - не понравилось, оконечный был 6П3С, 320в, 82 ма, 8ком транс в аноде...усиления чуть больше чем в триоде, а звук хуже, каша и ..никак слово не подберу..несерьёзность какая-то, а триод ещё и "вовлекает" лучше, вытаскивает "убитые" записи, хотя в пентоде при большей расхлябанности вроде динамики побольше, но она какая-то легковесная...во понаписал:)), но добавлю одну важную деталь - я не стабилизировал экранную сетку, в лом было стабилитроны искать (см ниже), эти эксперименты были спонтанны и бесцельны по большому счёту так как лампа драйвера и режимы для этого оконечного уже были выбраныХорошо звучат... не спорю тож не спорю, но на мой вкус как-то не так...НО! при условии стабилизации питания второй сетки вот это точно! а СРПП...примерно года 4-5 назад пробовал.. и каскад с параллельным регулированием и с динамической нагрузкой (сорри если путаю термины) лампы были пары 6Н23П, 6Н1П, 6П14П, питание вольт 450 (это для 6П14П, остальные меньше, не помню), токи ставил максимальные...играет, динамика есть, но звук какой-то "правильный", без искры:), причём напряжение "выплёвывает" бешеное, это я в то время делал маленький ретрансляционный усил, по цеху радио транслировать, ну на лампах кончено)) и хотел СРПП на выход поставить, так вот не получилось, не хочется слушать, не знаю в чём дело, обычно если "звучит", то выключать ну никак не хочется, а тут по фиг)) так и отказался от этой схемы...в итоге собрал на 6П43П (лампа не нравится, но она была одна, нужно же было её куда-то всунуть)), в пентоде, с дроссельной нагрузкой в аноде, кондёр и в линию...потом увидел схемы старых Сименсов и понял, где это я содрал)))Что лучше по звуку СРПП на триодах или пентод(тетрод) в драйвере? я бы поставил пентод (тетрод) - 6П15П)), со стабилизацией сетки, 6П6С звучит просто отпадно, но усиления нету...подбираю сейчас схемное решение для фазоинвертера РР а транс? уж точно не хуже СРПП:) если что-то не так написал, виновата усталость после трудовых будней (отмазался:))

U.L.F.: Flying Snow пишет: СРПП...примерно года 4-5 назад пробовал.. и каскад с параллельным регулированием и с динамической нагрузкой (сорри если путаю термины) лампы были пары 6Н23П, 6Н1П, 6П14П, питание вольт 450 (это для 6П14П, остальные меньше, не помню), токи ставил максимальные...играет, динамика есть, но звук какой-то "правильный", без искры "Без искры" - это круто!!! Пусть искра будет в самой записи, а не в усилителе. Но это ИМХО естественно... предпочитаю прохладный беспристрастный саунд.а транс? уж точно не хуже СРПП Это как сказать... Вот есть, правда, идейка попробовать РР межкаскадник , как советовал Ю.А.Макаров. Т.е. делаем однокаскадный драйвер на тетроде(например 6Э5П) с максимальным усилением , а межкаскадный транс ставим понижающий в 2раза... это значительно снижает требования к нему... но ветка всё-таки не об этом, пока меня больше СРПП интересует... вернее мнения о нём.

+dimych+: Дмитрий , вы не обращайте внимания на то , что общественность говорит . соберите , послушайте , может какой-то из вариантов и зацепит .

Flying Snow: U.L.F. пишет: "Без искры" это круто!!! Пусть искра будет в самой записи, а не в усилителе :)))предпочитаю прохладный беспристрастный саундага, тут дело вкуса, мне нравится немного "подкрашенное" звучание...но тоже беспристрастное!:) А Вы уже макет собрали? как звук? мне кажется если собрать РР да с СРПП драйвером, то и от лампового саунда ничего не останется...а может просто у меня привычка с детства к старым радиолам..)))

U.L.F.: Flying Snow пишет: А Вы уже макет собрали? Нет пока... Собираю детали, готовы выходные трансформаторы, делается конструктив. Макетить буду после того, как спаяю источник питания.мне кажется если собрать РР да с СРПП драйвером, то и от лампового саунда ничего не останется А мне "ламповый" и не нужен... Я вообще считаю, что если звук "транзисторный" или "ламповый" то конструкция кривая. "Ламповость", т.е. слащавая окрашенность звука с приукрашенной серединой мне нравилась по началу, когда начал делать ламповые усилители. Постепенно я отошёл от такого звука. Лампы выбираю по причине возможности получать на них более правильный, воздушный и объёмный звук, без бабаханья на низах и пересыпания песка на верхах. По этой же причине и постепенно отхожу от широкополосных динамиков в АС, красиво, мило они звучат, но это не "высокая верность воспроизведения". СРПП делел давно в усилке на 6П3С когда-то опубликованном в Аудиомагазине(статья Врублёвского-Чуманова), никаких недостатков тогда в нём не нашёл, но сейчас правда не понимаю, нафига надо было пару 6П3с раскачивать СРПП, для амплитуды драйвера в 30В можно было и на одном триоде забабахать... А вот сейчас СРПП интересен именно своими техническими параметрами.... отслушивать всё-равно буду, но мнение разных людей тоже интересно.

Flying Snow: U.L.F. пишет: Я вообще считаю, что если звук "транзисторный" или "ламповый" то конструкция кривая да, Вы правы, но лампу всё равно слышно"Ламповость", т.е. слащавая окрашенность звука с приукрашенной серединой моветон :)Постепенно я отошёл от такого звука. Лампы выбираю по причине возможности получать на них более правильный, воздушный и объёмный звук, без бабаханья на низах и пересыпания песка на верхах. такие же переживания, только я подстраиваюсь под источник, а он у меня сейчас...не очень. По этой же причине и постепенно отхожу от широкополосных динамиков в АС, красиво, мило они звучат а я к ним только "подхожу" и не сказал бы что они "красиво и мило" звучат, просто другой саундСРПП делел давно в усилке на 6П3С когда-то опубликованном в Аудиомагазине(статья Врублёвского-Чуманова), никаких недостатков тогда в нём не нашёл, но сейчас правда не понимаю, нафига надо было пару 6П3с раскачивать СРПП, для амплитуды драйвера в 30В можно было и на одном триоде забабахать... а в то время было модно СРПП :))но это не "высокая верность воспроизведения" мне кажется что если с "высокой верностью" воспроизвести то, что записано на СД, то уши свернутся в трубочку и так и останутся)), всё равно мы "красим" так или иначе, просто "колер" окраски меняется в зависимости от вкуса и веяний данного момента

fife: Здравствуйте. Жаль, нет продолжения темы :-o(( Сейчас и сам пришел к похожему вопросу. Чем каскод и каскад с динамической нагрузкой (SRPP) хуже пентода/тетрода?

Бокарёв Александр: Каскод можно триодами набрать и звона не будет, как у пентода. А српп вообще-то триод но с необычной нагрузкой.

fife: Спасибо Александр. У СРПП усиление недостаточно. Буду пробовать каскодный драйвер на 6н6п. По поводу звона - в точку! А так же и шумовые помехи триодного каскода меньше пентода. Предстоит не легкая задача найти оптимальный режим. Уже сейчас предполагаю Rа верхнего триода 7...15кОм, Uпит. каскада 350В...450В Сучетом нужного Ку будем искать :-o)) З.Ы. Может велосипед изобретаю?

illarionovsp: fife пишет: сам пришел к похожему вопросу. А список авторитетов приложить (кто не сам). С уважением, СП.

Flying Snow: в 17 лет обратил внимание, что приёмник Казахстан звучит как-то не так, не как все ламповые приёмники, плоско и невыразительно, вроде лампы одинаковые - 6Н2П и 6П14П, а звук не нравится. Позднее, когда более-менее стал разбираться в схемотехнике, увидел, что первый каскад УНЧа - каскод.

ГДН: Лампы работают не совсем в одинаковых режимах, т.к. включены по разному. Где-то на этом форуме уже обсуждали тонкости SRPP.... Даже кто-то приводил интересную ссылку, в которой один пытливый ум пытался докопаться до истины. Может кто вспомнит, где это было??? А, нашёл: http://musicangel.ru/mess161.htm Flying Snow пишет: увидел, что первый каскад УНЧа - каскод. На схеме "Казахстана"и есть каскод..., но не SRPP же!

пятачок: Если нужна высокая верность воспроизведения-тогда это к транзисторам,к таким усилителям авторов Д.Андронникова,либо В.Перепелкина.Хорошие усилители,ничего не скажешь.Я за свой век тоже немало транзисторных перелопатил,но все же пришел,вернее,вернулся к лампе.И вряд ли ламповый усилитель будет звучать без окраса,потому что там на звук влияет все-от проводочков,до конструкции самой лампы-исполнения сетки,ее намотки,черненые,дырчатые аноды,производитель,год и т.д.Я уже давно понял,что это омут,но приятный.А пентоды в драйвере очень даже отменно звучат,по крайней мере,в купе с триодами на выходе.Немало времени уже поэксперементировал с ними.И экранную сетку совсем не обязательно стабилизировать,я бы сказал даже наоборот,при стабилизации э/с что-то теряется.А вот если применяем пентод на выходе-тогда да,здесь другое дело,стабилизация сетки очень даже желательна.



полная версия страницы