Форум » Схемы » Усилитель для наушников. » Ответить

Усилитель для наушников.

and4841: Загорелся я тут потихоньку на работе сваять усилитель для наушников.Искал такие,что-бы был бестрансформаторный выход.Намотать вых.транс могу,но по причине минимализма остановился на данной схеме.На просторах интернета нашёл много схем.Остановился на этих двух.[quote][/quote] и её блок питания [quote][/quote] и вот на этой [quote][/quote] и её блок питания [quote][/quote].Какая лучше звучит?Какую начать собирать?

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Бокарёв Александр: Первая схема- выворот мозгов, хотя разумного больше.Нужно забить на двухтактный каскад по входу, взять по полбаллона 83го триода на канал, в аноды по 100 кил в катоды по килу-полтора, и все дела. Вторая схема- может для 600-омных наушников и пойдёт, но не для 32 омных. Почему-то, строя унч для 8-омных колонок все считают себя умными и не применяют в выходном каскадесовершенно дохленькие триоды. А наушники значит можно считать идеальной нагрузкой и строить преды для телефонов на любой фигне что под руку попалась?.А 32 ома от 8ом отличается всего на пшик.

and4841: Да уж.Не большой специалист в лампах,но по первой схеме даже у меня возникли вопросы.В основном по первому каскаду.Со вторым на EL84 (она-же 6П14П) вроде вопросов нет.Я так понимаю,просто катодный повторитель?В таком варианте наушники 32 Ом всё равно не потянет?Вторая явно не потянет 32Ом.Уважаемый Александр.А можно вашу схему посмотреть?Вот чтоб конкретно повторить?Я совсем не знаком с 83-й лампой.Что это?С чем это едят?Всё-таки вопрос минимазации конструкции для меня в данном девайсе превалирует над качеством.Ну,в разумных пределах.

Бокарёв Александр: ЕСС83 - это один в один 6н2п, усиление под сотку, внутреннее 44 килоома. Для наушников я делал усилитель на 6п15п в триоде, с трансом от Шалина, на 5 килоом. Вышла такая потрясная конструкция, работающая и на акустику и на телефоны, что я даже думал вообще закрыть ламповую тему и оставить этот унч себе насовсем. А затевать ламповую бестрансформаторную конструкцию, но чтоб именно на лампе-это какое-то кривое решение, мне малопонятное. Любая поганка из телевизора типа ТВЗ-1-9 заставит звучать наушники в полный рост и понять ламповый звук.И предусиление там совсем не требуется, одна лампа и транс, всё. Уши трещат, если регулятор выкрутить.


Rex: Лампу с низким внутренним и можно без транса. Оговорюсь, можно попробовать. Для 600 ом нагрузки, например, 6Н5С. Хотя она довольно мощная и её потенциал позволит слушать далеко не наушники. А честно -да, согласен с Александром - трансформаторный выход ближе к телу..! И ещё не известно, что лучше, большая разделительная ёмкость, или большой, добротный транс? Склоняюсь в пользу последнего....

Сергеев Сергей: мое мнение- только транс.Из-за низкого сопротивления нагрузки.

ГДН: Как звучат усилки с трансформатором, мы все знаем (и на колонках, и на «ушах»). Но вот как это будет без трансформатора (даже на ушах) я, например, не слышал ни разу. Имхо, посравнивать бы надо. and4841! Если уж так не хочется выходной транс, то посмотрите на ветке «CD проигрыватели/ Какая должна быть чувствительность лампового усилителя?». Разговор там как-то вылился в обсуждение SRPP и появилась ссылка на описание «теории и практики» бестрансформаторного «усила для ушей». Полюбопытствуйте. Если повторите, потом и нам расскажете.

Yoika: Вот, чтобы послушать "ламповый звук" собрал усь для наушников SRPP на 6Н23П, наушники KOSS UR29-120 ОМ, средина и высокие обалдеть! А НЧ никак, ну они есть, только недемпфированные, наверно таки с трансом лучше! Зато как пред к источнику(DVD) очень хорош! После ЦАПА микруха ОУ ОР275 слаботочная(5мА потребл), как буфер согласует с мощником.

Бокарёв Александр: У СРПП на 6н23п выходное =470 ом, поэтому 120 ом для него практически кз, а разделительная ёмкость -могла резануть низы. Я бы перед тем как наушники включить, глянул бы осциллографом на резисторе 120 ом, что там творится. Вряд ли творится хорошее. Спасает только невысокая амплитуда сигнала для приличной громкости. Как кривой вариант- резисторный делитель по выходу, чтоб ценой потери амплитуды сигнала улучшить согласование и убрать перегруз по току.

Yoika: Бокарёв Александр пишет: Как кривой вариант- резисторный делитель по выходу, чтоб ценой потери амплитуды сигнала улучшить согласование и убрать перегруз по току Дак телефоны у меня с РГ на шнуре- не помогает! Мне наушники не нравятся вообще, колонки Клипш несравнимо лучше звучат.

Yoika: Бокарёв Александр пишет: поэтому 120 ом для него практически кз, а разделительная ёмкость -могла резануть низы. Я бы перед тем как наушники включить, глянул бы осциллографом Да при такой нагрузке усиление нижней лампы,работающей как каскад с динамической нагрузкой, снижается и работает верхняя в режиме катодного повторителя. А на осцилографе будет виден кривой импеданс телефонов, а не реальная АЧХ.

Сергеев Сергей: Слышал я схему подобную второй в этой теме. Только на 6н6п. Действительно сч и особенно верха хороши. А вот с басом проблемы. какой-то хрипящий, перегруженый.

Yoika: Сергеев Сергей пишет: А вот с басом проблемы. какой-то хрипящий, перегруженый. J. Brosky нагрузил СРПП на повторитель Уайта и назвал это Айкидо, согласование конечно с низкоомной нагрузкой лучше, но как мне кажется недостаточно. Транс лучше.

Бокарёв Александр: Катодник Уайта проанализировали умные люди, он для импульсных сигналов заточен, а на звуке -не так выгоден. Тот же катодник с трансформаторным выходом- на порядок лучше. Недаром в студийной технике это применялось сплошь и рядом, а всякие вытребеньки в виде Уайтов- нигде.Да и на Веге Алекс Никитин сравнил катодный повторитель с резюком против катодника с генератором тока и там вылезли удивительные вещи.С резюком мощность на транзисторе не меняется от величины сигнала, а с генератором-пляшет вовсю, порождая тепловые и прочие искажения.

and4841: Добрый день!Спасибо всем за живое обсуждение данного вопроса и за ценные советы.В результате остановился на схеме Сергея Евгеньевича.Повторю один в один. Подобрал корпус,комплектующие.Должно получиться где-то так..Остались пока нерешенными два вопроса.Первый.Питание планирую на кенотроне 6Ц5С.У него анодный ток 70ма.Хватит на два канала?И главный вопрос.ТВЗ 1-9 не смог найти.В Питере они уже все наверное ушли в даль светлую.Достал железо ШЛ16Х20.Мотать выходной буду на них.Rн-только наушники 32 Ом.Железа должно хватить.При расчетах выходного трансформатора Rа(приведёнку) для этой схемы сколько брать для "лучшего качества"?

Бокарёв Александр: Кенотрона хватит за глаза. там же миллиампер по 15-20 на канал, а он-75 терпит. Транс можете мотать даже без секционирования, вторичку а на неё- первичку.Или часть вторички-вдогонку, сверху. Витков мало, я бы вообще вторичку намотал ПЭЛШО, а первичку-внавал, без межслойной изоляции, чтоб быстрее. Кстати, эта схема работает даже на акустику, не очень громко но чрезвычайно красиво.

GELIANIN: Второй вопрос надо посчитать, но заранее понятно, что много Ra для этой схемы не надо, то есть трансформатор получится простым . А по поводу первого - анодного тока кенотрона для этой схемы хватит, вот только не советую его ставить. Тепла от него будет много, отдельную накальную обмотку ему надо, а если в схеме будет УЗФ - то разницы, с кенотроном или без, слышно не будет. Если уже есть трансформатор питания для кенотрона, то лучше сделать два выпрямителя и два УЗФ - каждому каналу свой. При этом за счёт разделения земель проще будет снизить уровень фона и наводок. А в наушниках это всё очень хорошо слышно

Бокарёв Александр: Для телефонника куда важнее наводки от силовика на выходники, я с этим надолбался вволю. Как финал- два транса не подошли, намотал тор, и то пришлось его крутить по минимуму фона. Чтоб от проблемы уйти проще- делайте" селёдку" длинную, где силовик отнесён в хвост, чёрт знает где далеко, а выходники- впереди, тогда уйдёте от наводок.

and4841: Бокарёв Александр пишет: Для телефонника куда важнее наводки от силовика на выходники, я с этим надолбался вволю. Как финал- два транса не подошли, намотал тор, и то пришлось его крутить по минимуму фона. Чтоб от проблемы уйти проще- делайте" селёдку" длинную, где силовик отнесён в хвост, чёрт знает где далеко, а выходники- впереди, тогда уйдёте от наводок. Александр,большое спасибо за ценные советы.Если пересматривать компоновку корпуса и тащить выходники подальше от силового,получается где-то так Но в таком виде получается уже полноценный усилитель (к примеру на 6Ф3П).Минимализьма не получается!!! А может не заморачиваться с чисто ушным усилком,а сделать обыкновенный SE,а для наушников сделать отвод от вторички,или делать вторичку на 4 Ом о наушники подключать через делитель,как в промышленных усилителях?

Бокарёв Александр: Я сделал телефонник, сравнил его с выходом на сидюке Пионер- разница просто чудовищная в пользу ламповика. Я не знаю, что важнее-телефоны или динамики, просто к телефоннику требования по фону очень высокие, а я сперва слушал на своих 600-омниках-фона напрочь не было, вылез фон только на 32-омных. Соберите макет, отслушайте и сами решите, как компоновать.

redcat: and4841 день добрый. А окталы - это не 6п6 часом? Для чего они там?..

GELIANIN: Рискну угадать: они временно изображают не приобретённые пока кенотроны

Бокарёв Александр: Нет, не так: На этом месте могли бы быть ваши кенотроны! Как в любимом анекдоте: красивое надгробье и надпись: здесь никто не лежит, потому что никто не похоронен, потому что никто не умер, потому что никто не жил, потому что никто и не родился, потому что они пользовались презервативами нашей фирмы!

Rex: and4841 пишет: а для наушников сделать отвод от вторички,или делать вторичку на 4 Ом о наушники подключать через делитель,как в промышленных усилителях? Через делитель на выходе или резюк крайне не советую! - Увеличиваете выходное сопротивление на порядки! А это удар по электрическому демпфированию наушников (механического не видел ни разу, разве самомал какой). Если сравните с ниделителем и без - не вооружённым ухом услышите кашу и вялые бубнящие низы. Так что, если надумаете обычный маленький SE, например на 6Ф5П, на то я-бы поступил так: намотал-бы обычную вторичку под 4/8 Ом для акустики и отдельно, можно более тонким проводом, вторичку под сопротивление наушников, установил бы переключатель "телефон/динамик" (например длинный П2К, сейчас поясню) А что-бы кто-то не ввернул громкость на полную и не спалил наушники, используем оставшиеся контакты этого П2К (в положении "телефон") для врезки, последовательно с регулятором громкости, резистора. В положении "динамик", соответственно вместо резюка на входе - перемычка.

Сергеев Сергей: по максимуму лучше делать отдельный ушной усилитель. Трудно получить низкий уровень фона в УМ при использовании его в качестве ушного. Да и много других проблем.

Бокарёв Александр: Не всё так категорично и страшно. Делитель(в отличие от просто резюка) -тоже элемент согласования и его выходное сопротивление может быть сколько угодно малым, да и грамотно согласованный с нагрузкой выходной каскад не даст искажений, как тут об этом говорится. Другое дело- сочинить оконечник для телефонов на вшивой лампочке, нагрузить его на низкоомные наушники а потом всем сказки рассказывать про бубнящие рыхлые басы и хрипящие верха.В этом случае делитель- меньшее зло, чем некорректное включение.

Vladimir: Ну вот, опять больной вопрос в голове заворочался. Есть наушники Фостекс-50, изодинамика, сопротивление 50 ом. Посоветуйте хороший ламповый усилок без выпендронов. 6п14п?

Бокарёв Александр: Запросто. 6п14 в триоде, питание вольт 250-300, автосмещение или выпрямленный накал подать в сетку, фикс, транс -от телевизора ТВЗ-1-9, на 50 ом получится просто сказка. Есть ещё интересная лампа: 6Р4П, тоже в телеках применялась, двойной тетрод, она для стерео варианта тоже прекрасно пойдёт. А можно и любимую 6н6п использовать,- красавица народная-, внутреннее чуток повыше-но это не проблема, твз 1-9 имеет высоченный коэфф-т трансформации , тем более для 50-омной нагрузки. А самый простецкий вариант без выпендронов- это српп на 6н6п и транс без подмагничивания(схема Сергея Евгеньича) , а в качестве выходника для прикола можно применить какой-нить торик сетевой, я пробовал-работает и неплохо. А ещё вспомнил про интересную лампочку 6П30Б, сверхминиатюра, там выводы проволока, можно прямо на шоколадке спаять и слушать.

oleg_s: Бокарёв Александр пишет: Есть ещё интересная лампа: 6Р4П, тоже в телеках применялась, двойной тетрод, она для стерео варианта тоже прекрасно пойдёт. Не спора ради замечу, что 1.Экзотическая 10 пиновая пальцевая панель 2.Совершенно разные "не стерео" половинки 7.3 и 2.8 Вт на аноде, крутизна 21 и 8.5 мА/В Мож имелось ввиду что-то иное?

Бокарёв Александр: Да, имелось в иду 6р5п, вы правы. А на 6р4п удобно делать пред или корректор с трансформаторным выходом.

Vladimir: Трансформатор - как много в этом звуке... Нету ТВЗ, увы. Придется искать , кто бы сделал и продал. Под 6П14П какие должны быть параметры по трансформации и индуктивности первички?

Бокарёв Александр: Внутреннее полтора кила у 6п14, значит нагрузку можно взять 5-7кил , а это говорит об индуктивности первички от 30-40 и выше Генри. Хотя с 9-10 Генри телевизионных трансиков вполне можно радоваться музыке, без проблем.

and4841: Ну,вот как-бы завершение эпопеи "ушастика"!Подготовка корпуса.Прикидка компоновки.Крепёж для электролитов в питании.Опробывание УЗФ.Работает!Корпус из покраски.Сборка.Схема сделана классическим навесным монтажем "звездой".Фона просто нет.Первое включение!(Не взорвалось!!!!)Обкатка.ТА-26 пришлось менять на самодельный ввиду пролета с токами.Ему не понравилось моё запредельное хамство выжать из него ток почти в два раза больше.Шибко ругался,вследствии этого быстренько грелся и начинал гудеть!!!Пришлось в срочном порядке искть железо ШЛМ20х25,так-как отверстия под него уже просверлены,и расчитыватьи наматывать новый анодный транс.Что и было сделано.Хорошо обмотки нужные поместились в окне.А ну как-бы пришлось новый тарнс ставитьс другими габаритами!?Так-что обошлось.Всё заработало.Штатное место усилителя.Схема.Наушники KOSS Porto Pro.Заново переслушиваю все комповые записи.Просто класс!Звук-обалдеть!

and4841: P.S.Решил всё-таки остановиться на бестрансформаторной схеме.Сознательно.Компромис.Ещё убедила вот эта статья.Там шесть страниц.Читать до конца!Всё подтвердилось! http://musicangel.ru/mess161.htm Очучения от звука! описывать не буду.Не поддаётся идентификации!

and4841: Пара слов о монтаже и деталях.Монтаж-классика."Звезда".Всё в одной точке около входа.Монтаж выполнен проводом МГТФ.Наверное где-то 0,5-0,7 мм.Выпрямительные диоды-UF4004(1А,400В).УЗФ собирал сам первый раз.При безошибочном монтаже запустился сразу.С номиналами на схеме задержка выхода анодного на режим 80-90 секунд.Прекрасная замена моточному изделию!Долго разбирался с цоколёвкой полевика.На вход переменный ALPS ставить не стал,купил китайский за 30р.Полёт нормальный.В питании первый электролит стоит Jamicon,после УЗФ какой-то импортный.Все электролиты зашунтированы китайской плёнкои (типа наших К73).Резисторы-все китайские двухватные полосатики.Пара наших МЛТ.На выход разорился.Купил на рынке Epcos 470мкфх400в.В катоде Jamicon 6800мкфх16В.В режим лампа встала сразу и нормально.В одном канале ток покоя 30мА в другом 32мА,то-есть на катодных резисторах напряжение соответственно 2,3В и 2,5В.Звук,конечно отличный!

and4841: Схема УЗФ. Отработка макета.

and4841: Пара слов о наушниках.Наушники от плеера и компьютерные уши подходящего сопротивления (какой-то Панасоник)отправлены в помойку сразу.Описывать поиски подходящих "ушей" не буду.Путём долгих изысканий и обсуждений остановился на KOSS Porto Pro.Они вовсю подходят к ламповой технике и сполна раскрывают прелесть лампового звучания.Так-что хорошие наушники немаловажная составляющая хорошего звука.И отличное соотношение цена-качество.Я свои взял за 1200руб. в интернет-магазине.

Бокарёв Александр: Ваша статья радует по многим направлениям. Самое главное- радость за вас, что вам удалось собрать прекрасно звучащий аппарат. Также радует изящная , лаконичная схема без наворотов. Ничего лишнего и всё есть.Красочные фотографии в процессе постройки , да и сам ваш подход, взвешенный , неторопливый, всех распросили, выслушали мнения, выбрали свой вариант и довели его до логического финала. Это редко кому удаётся. Моё вам уважение и поздравление с победой! PS. Глянул мельком на диск SWINGLE SINGERS с музыкой Берлина , там чудная вещь есть BLUE SKYES ,-голубые небеса, и сама обложка и название диска такого же цвета как ваш усилитель. Так и просится обозвать его этим именем .

and4841: Спасибо Александр!Не знаю как по отчеству.Спасибо за лестную оценку моих трудов.Получилось действительно не плохо! Отдаю Вам должное,в этом есть частичка и вашего труда.Без Ваших знаний и опыта сего не было-бы.Ну и я вроде не подкачал! Считайте,хорошего ученика воспитали!

Бокарёв Александр: Я вас прекрасно понимаю, поскольку не так давно сравнил звучание телефонного выхода сидиплейера Пионер и лампового унч с выходом на телефоны( 6П15П в триоде плюс Шалинский трансформатор на 5 килоом) . Разница в звуке -огромная в пользу лампы. С плейера в звуке явно был песок и жёсткость. Это всё напрочь ушло на лампе. Мой новый сидючок Фил-207 имеет выход для телефонов, но там звук удачный, и строить усилитель для телефонов мыслей не возникало. А насчёт учителя- это перебор, я сам учусь у вас каждый день. И только благодаря вам мозги ещё думают что-то.

Rex: and4841 пишет: Спасибо Александр!Не знаю как по отчеству.Спасибо за лестную оценку моих трудов.Получилось действительно не плохо! Отдаю Вам должное,в этом есть частичка и вашего труда.Без Ваших знаний и опыта сего не было-бы.Ну и я вроде не подкачал! Считайте,хорошего ученика воспитали! Я тоже радуюсь, когда у кого-то что-то получается! Нет, ей-Богу, без зависти и сарказма! Поздравляю! Мне вот ещё расти и расти. И вроде не потому, что совсем уж опыта нет и не потому, что не слушаю других и делаю по-своему, а потому что есть такая категория людей - неудачники, по природе своей.... Через всё приходится буквально ползти самым тернистым путём и даже бить лампы, опускать руки и снова начинать сначала... Только вот Вы скорее не знаете той радости, поросячьего восторга и прочего позитива в той степени, когда всё наконец получится, после ужасных мук, метания мозга, рук, убитой уймы времени и не на сборку а на отладку, бессонных ночей, убогого настроения и т.д. Каждому своя дорога, как говорится... У меня она вот что-то по жизни такая, что-бы увидеть рай, нельзя миновать ада, типа того... И это, к сожалению, далеко не только электроники касается.

Бокарёв Александр: Знаете, есть и другой вариант мучений: давно задуманная и стопудово удачная схема , а нет времени спаять или сил нет.. Но однажды происходит щелчок- и за пару часов всё готово, и потом смотрю и не верю: а ведь сам сделал, и быстро сделал, и играет здорово! Так было с последним вариантом усилителя на 6с4с и ТВЗ-1-6, его первым собрал мой добрый знакомый ещё по Аудиопорталу Александр Малишенко. А я всё ждал щелчка в башке, и под Новый Год -щёлкнуло. Теперь вот слушаю, радуюсь...

Rex: Вполне возможно, но чисто интуитивно ТВЗ у меня с 6С4С не стыкуется никак. Напрашивается транс с альфой под 10 и индуктивностью генрей в 50 хотя-б, активным первички ом в 50, тогда мож путные низы и выйдут, (эт как положено, по хай-эндовски) на мощности в полтора ватта..

Rex: Александр, я опережу Ваш ответ. Я его знаю: Rex, не бросайтесь в крайности...

Сергеев Сергей: and4841 Здорово! Вид отличный. И коссы вам по душе. У меня такие же только 2000. На вид другие. С современными не сравнивал.

and4841: and4841 Здорово! Вид отличный. И коссы вам по душе. У меня такие же только 2000. На вид другие. С современными не сравнивал.Спасибо,Сергей Евгеньевич!Приятно слышать лестную оценку своих трудов! Голова вроде соображает,да и руки из нужного места.Да и загорелся благодаря Вам и Вашему сайту! Следующая конструкция уже в работе!

geran2006: Вторая схема нормальная для ушника. 32 ома прокачает. Удивился указанным напряжениям-аж 350в питание. Это наглое вранье. Первую лампу надо ставть не 6н1п, а 6н23п и чтоб на аноде было половина. На выход 6н1п и питание им 200в, а не 350в. И будет работать. И с 6н6п тоже будет работать. Было бы интересно на выход поставить 6С45П, но редкая и дорогая. Пробовал 6н13с-ничего хорошего 6н5с-наверное тоже. 6С19П работают отлично, но теплый усь получается, питание для них 160в всего. Первая схема вообще не понравилась, мусор.

and4841: Ну вот.Как бы последние штрихи.Можно сказать,что задуманное воплощено в жизнь!Сполна вознаграждён качеством!!!Посвящается всем Североморцам!!!

and4841: P.S.На охлаждение пришлось ставить вентилятор.Почему-то всё-таки греется анодный транс.

technar: Уважаемый Андрей, судя по тех. характеристикам Koss Porta Pro, у них сопротивление 60 Ом. Нужно ли что-то менять в вашей схеме, чтобы использовать наушники на 250 Ом (Beyerdynamic DT990Pro)?

Сергеев Сергей: С большим сопротивлением наушников усилителю будет полегче И искажений меньше. Вот наоборот не надо.

Betaron: …большие наушники

aluma: Betaron

Vladimir: Бокарёв Александр пишет: 6п14 в триоде, питание вольт 250-300, автосмещение или выпрямленный накал подать в сетку, фикс, транс -от телевизора ТВЗ-1-9, на 50 ом получится просто сказка. Какое усиление даст 6П14П в этой схеме. Порядка 20? Если Ктр транса будет 25, то общее усиление не дотянет до 1? Для получения 2-3 Вт на динамике в 8 Ом придется ставить еще один каскад на 6Н2П/6Н17Б, например? При 300-350В питания какое напряжение реально получить с 6П14П на первичке транса индуктивностью 50Гн? Вольт 150 получится? Или гармоники задушат?

Бокарёв Александр: Усиление примерно 15, трансформатор раз 15, получим единицу, зато какую! Не думаю что нужно мудрить с драйвером, если задача-телефонник. Хватит одной лампы 6п14 или 6п15. С питанием 300 вольт получим чистого сигнала на первичке -вольт 150, а куда больше? А вообще, трансформатор считается от импеданса телефонов, но если нужно чтоб акустику тащил, считаем от импеданса акустики, а телефоны-как получится.

technar: Добрый день всем! У меня такой вопрос. В усилителе, изготовленном and4841, использованы лампы 6Н6П. На этом форуме или где-то еще, не помню, кто-то назвал эту лампу "красавицей". На самом деле лампа хороша? Хотелось бы услышать квалифицированное мнение о ее достоинствах и недостатках в плане применения в усилителях для наушников.

Бокарёв Александр: Отлично подойдёт для телефонника. Низкое внутреннее, настоящий триод, недорогая.Нужно только подобрать парные половинки.Разброс там приличный.

Сергеев Сергей: еще лучше 6н30п

Vladimir: technarПо опыту применения в усилителе-корректоре для винила - лампа очень хорошая. Дает очень приятный, спокойный и аккуратный звук. Бокарёв Александр Трансики уже есть. Первичка 50Гн, вторичка с отводами - расчитана на 4/8/16 ом. При коммутации вторички на 8 Ом имею Ктр=25. Теперь, с появлением в обиходе 8 Омных динамиков FE107E нужно решить вопрос, чем их раскачать хотя бы ватта на два. Наушники пойдут "вторым эшелоном". Как я понимаю, с 6Н6П усиление больше 12-15 тоже не получить. Навскидку получается, что нужно поднять сигнал до подачи на 6П14П примерно в 5-6 раз. Так что доп. каскад придется делать по-любому. Вопрос только в том, какую лампу выбрать...

technar: Бокарёв Александр пишет: Нужно только подобрать парные половинки.Разброс там приличный. О каком подборе идет речь? Нужно отбирать лампы с наименьшим разбросом характеристик половинок внутри одной лампы? Или подбирать лампы с близостью характеристик одноименных половинок, работающих в разных каналах (применительно к схеме and4841)? Если первое, то какой в этом смысл, раз они стоят в одном канале? Если второе, то не проще учесть разброс корректировкой режимов ламп в разных каналах? Хотя, если разброс большой, вряд ли получится.

technar: Бокарёв Александр пишет: Низкое внутреннее, настоящий триод, недорогая. А какое у 6н6п внутреннее сопротивление? В справочных таблицах оно для этой лампы почему-то не приводится.

Rex: technar пишет: В справочных таблицах оно для этой лампы почему-то не приводится. Зато приводятся ВАХи. В штатном режиме: Uа=120в Uс=-2в, у меня получилось где-то 2.15кОм.

aluma: Ещё есть "секретная" формула [img src=/gif/smk/sm54.gif] Ri=мю/S По справочнику мю=20,S=11. Ri=20/11=1,8кОм. Rex правильно пишет,в разных точках ВАХ,вн. сопротивление разное. ЗЫ.technar,может книжку почитать,у С.Сергеева на сайте специально лежит.

technar: Rex, aluma, большое спасибо за ответ, но, если можно, поконкретнее. О какой книге идет речь?

Rex: Ну, вот, например. В частности на 13й странице показано то, о чём Вы спрашивали - определение внутреннего сопротивления триода в рабочей точке. http://zalil.ru/30003886

aluma: technar пишет: ...О какой книге идет речь? Ссылка на библиотеки http://boks.at.ua/load/0-1 http://boks.at.ua/load/1 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_NIT_RAD/_Nit_rad.html А какую именно,мне трудно судить,конкретный Ваш вопрос,в общем-то,из разряда основ.

Бокарёв Александр: У 6н6п два кила внутреннее сопротивление. Имеется в виду половина лампы или один триод. Спараллеленная лампа даст один килоом, но параллелить кривые половины-аморально, поэтому нужен отбор. И увидите с грустью, как почти все ваши лампы улетят в мусорное ведро. Военка 6н6п с ромбиками на спине в этом плане получше.

technar: aluma, большое спасибо за третью ссылку! Это что-то! Столько и в одном месте.

aluma: technar пишет: Это что-то!.. :) В файловом архиве сайта ( http://tubeaudi.ucoz.ru/load/ ) лежит "электронная линейка" для ВАХ-программа TubeCurve. Оч. помогает.

Rex: А мне всё-же по ночам снится вот такая схемка: http://zalil.ru/30025425 В соседней ветке "Активные колонки" активно критикуют схему нашего товарища... Хотелось бы услышать о своей. Оговариваюсь сразу, взял чисто ради примера, типовой режим. Возможны вариации. Ибо у этой лампы вместе со снижением анодного не плохо растёт крутизна и падает без того не малое Ri. Что думаю сам? А я всегда так думаю - иду по пути святой простоты схемы (только кажущейся конечно), но согласитесь, хорош приём: ни резюков тебе, ни кондёров - чистой воды Hi-End! Жду комментариев, попутно у меня, как у малоопытного будут возникать вопросы, разумеется...

Rex: Есть в башке ещё вариант универсального усилителя на 6Ф6М-1 в триоде, а может и с переключателем "триод - пентод". Схема абсолютно такая-же, только входной транс надо уже где-то 1:5, ну и в выходном по мимо 32, 8 Омный отвод предусмотреть, чтоб высокочуйные динамики тащил. Такой усь убивает трёх зайцев (ещё не факт, что за оными погонишься - ни одного не поймаешь.. ), он и "ушной" и "ночной" и даже "околокомпьютерный".

nordman: @Устами младенца"- кто то избавляется от конденсаторов, другие от трансформаторов. Чтоб раскачать 6Н12С достаточно ещё один нейтральный каскад на триоде с непосредственной связью и два этажа питания. Это нейтральный вариант, я в этом убедился на собственном опыте. Требование одно- высокие требования к ИП.

nordman: согласитесь- проще прикрутить ещё один драйвер для раскачки чем изготовить качественно транс. Наример вполне достаточно будет той же 2х6н9с по линейности вполне реально 50кГ -3 дб и катоды к земле "приковать"

Rex: Зачем городить огород, два этажа, требования к ИП? Транс - пассивный элемент, а потому, если он сделан граммотно и т.д., то более линеен. Все требования к нему. Не исключаю поручить это спецам...

nordman: Этот кун-фу освоить гораздо сложнее, годы уйдут, а тут... оба на.

nordman: Согласитесь- трансформатор по природе менее линеен чем кусок провода

Rex: nordman пишет: согласитесь- Ортодоксально если - не соглашусь. Из соображения экономии - да, проще, разумеется. О преимуществах Вашего и моего подходов можно спорить до хрипоты. Я не великий спец и конечно полагаюсь больше на мнения других, но люди попробовавшие такие трансы почему-то не хотят возвращаться назад в прошлое. СРПП, к примеру я слышал, а вот так ещё нет. Хочу попробовать.

nordman: Ну я только на "путь" встаю, по чесному српп в драйвере то же не пробовал и не слышал. Все мои маленькие открытия- эмпирика. Начинаю вникать в теорию, сравниваю с неким эталоном- Sugden Master Class.

Rex: nordman пишет: Согласитесь- трансформатор по природе менее линеен чем кусок провода Что-то, однако в большинстве своём лампачи (и не с одним трансом) выигрывают у суперсовременных каменных собратьев, которые и без трансов и с гармониками в хрен целых, хер сотых... Надо пробовать. Тогда судить, конечно. Нам, обоим. Вы пробовали? Я нет. Если и Вы нет, то извините, флейм всё это!

nordman: ну почему же нет. Кое что в коробочке есть:) пробовал трансформаторный ступенчатый регулятор от Lundahl- есть своё мнение, вопрос похожий, для себя выводы сделал. Много читал о трансформаторах и о таких регуляторах громкости от Воробьёва но не приходилось.

Rex: nordman пишет: пробовал трансформаторный ступенчатый регулятор от Lundahl- есть своё мнение Надо понимать не понравилось? Или цена "остужала"? Второе наверно ближе к телу...?

nordman: Почему же цена? Удачно нарвался и купил на ебай за 85$ и доставка обошлась около 35. Правда "бездарно" поменял их на межблочник [img src=/gif/smk/sm57.gif] Опа извините речь идёт о sowter

Rex: Эб этом я и говорю. Что-то не устроило, иначе-б не поменяли, не выкинули из схемы, и т.п. Ваше мнение принято, конечно!

technar: Бокарёв Александр пишет: "У 6н6п два кила внутреннее сопротивление. Имеется в виду половина лампы или один триод. Спараллеленная лампа даст один килоом, но параллелить кривые половины-аморально, поэтому нужен отбор. И увидите с грустью, как почти все ваши лампы улетят в мусорное ведро. Военка 6н6п с ромбиками на спине в этом плане получше." Сегодня копался на работе в шкафах и обнаружил коробку с лампами. Среди них попались несколько 6н6п. На них стоит вертикальный белый ромбик с цифрой 5 внутри. Это они самые и есть - военные? Или нет? А еще попались 6э5п. Так на них штамп чернильного цвета в виде ромба, внутри которого стоит сверху звезда, а ниже надпись, что-то вроде R171П. Может это они военные? И еще. Стоит ожидать от ламп лучших параметров, например, меньшего разброса в двойных триодах, если на них стоит знак качества? Или в то время (79 год) его на все лепили?

Бокарёв Александр: 79й год- закат ламповой эры, и знак качества там фигзна что означает. Вот ромбики- это приёмка, там качество гарантировано.

Rex: Приветствую! Я тут выше писал, приводил такую схему... http://zalil.ru/30050791 Взял ВАХи, распечатал в удобоваримом размере, сел считать, хоть грубым прикидом посмотреть, что получится. И увы, лампа оказалась на столько не супер! Сейчас постараюсь пояснить. Взял режим Uа=200в, Uс=-9в Ra=10кОм, получил Pвых=0.6вт, Кг=5.6% (при учёте только второй гармоники!). Ладно, думаю, не буду изобретать велосипед, возьму типовой режим: Uа=180в, Uс=-7в. Получил примерно (не записал, по памяти, плюс/минус несколько сотых) Pвых=0.54вт, Кг тоже где-то 5,4%. Маловата нагрузка? Поднимаю планку! Считаю для 15кОм, на выходе 0.4, Кг=4%! Много, прут чётные гармоники! Почему - не пойму. Вариант первый - где-то жестоко ошибаюсь, как мальчишка с грязной попкой... Остальные наталкивают на грустные мысли, что лампе место лишь в РР и т.д. Стоит-ли с ней огород городить, вон 6С4С красава, по сравнению с этим.. Uа=200в, Pвых=1.3вт, Кг=1.5%. Александры (Бокарёв и Улановский), может Вы что подскажете? Ткнёте носом?

Бокарёв Александр: Проще спаять макет и по спектре вырулить нужный режим, а симулировать -не моё, не посоветую ничего.

aluma: Rex К сожалению я не юзал такую лампу. Можно поупражняться с тубекурвой,вроде этого:

Rex: Блин! Чертовщина какая-то! Если упражняться с вашим графиком и приведённым режимом, то гармоники (вторая) по нулям! Если принять ток покоя за 25.5мА, макс. ток анода за 29,5 мА, мин. ток анода за 21.5мА, то согласно ф-ле вычисления амплитуды второй гармоники тока: Ia max + Ia min * 0.5 - Ia0 / 2 = 0! Где истина? Приходит только одна мысль, что Ваш график слишком мелкий и я не могу более точно определить значения токов, а мой, распечатанный, слишком крупный, но дело не в крупном масштабе, а в том, что при увеличении и распечатке его могло покарёжить... Из-за этого и весь сыр-бор. А истина, как всегда где-то по середине, то есть 1.5 - 2.5%.

aluma: Гурлев,1962г,оттуда выдрана ВАХ http://zalil.ru/30052343

Rex: Спасибо, Александр! Да, действительно, расхождение есть! Взгляните, например, на точку Ua=140в, Uс=-5в. На Вашем графике Iа будет ровно 20мА, на моём 19! http://zalil.ru/30052962 Тут +0,5, там -1, вот она и нелинейность. Вопрос снимается. Ещё раз спасибо!

Vladimir: Вопрос по "Однолампычу" А.Бокарева. Емкость конденсатора в катоде 6П14П - 10000мкф. Подобрана практически по отсутствию завала на НЧ или поставлена "из того что было" и с запасом? И еще. Перед 6П14П будет еще один каскад. Какую лампу посоветуют знатоки для раскачки 6П14П? 6Н1П,6Н2П, 6н16б, 6н17б? Или вообще "брутальные" 6Н8С -6Н9С. Усиление нужно не больше 5. Вопрос только о характере звучания.

Rex: Vladimir пишет: И еще. Перед 6П14П будет еще один каскад. Какую лампу посоветуют знатоки для раскачки 6П14П? 6Н1П,6Н2П, 6н16б, 6н17б? Или вообще "брутальные" 6Н8С -6Н9С. Усиление нужно не больше 5. Вопрос только о характере звучания. Не знаток, но... У всех перечисленных вами ламп Мю великовато. Если без ООС, то наиболее близко 6Н8С. Нагрузочный резюк в аноде поменьше и получите усиление около 10и. Если и этого много, можно попробовать ввести ПОСТ, то есть банально не шунтировать ёмкостью резюк в катоде "восьмёрки" (если автоматическое см. применять будете). В этом случае самый "сенокос" по усилению будет. А вот по звучанию и искажениям - это действительно к более опытным вопрос..

Rex: Ошибся, пардон! ООСТ!

Бокарёв Александр: Рекс, если триоду дать низкоомную нагрузку, то усиление не присядет, а грязь полезет. Это- в пентоде катит. 6П14П -усиление 14, а с усилением 3 знаю только 6с46г и 6с19п, но для первого каскада такое решение странное. Можно сеточный резистор выходной лампы сделать делителем, уйдёт избыток. Можно по входу такое соорудить, вреда не будет. А лучше всего регулятор уровня врезать между каскадами,- самое то. А вообще, братья, маетесь вы .....иной . Раз десять уже писали , что одной лампочки типа 6п14 хватит чтобы слуха лишиться. Вы-снова за свои двух и более каскадные унчи для наушников.... Ё-моё, скока ж мона-то?

Rex: Бокарёв Александр пишет: Рекс, если триоду дать низкоомную нагрузку, то усиление не присядет, а грязь полезет. У меня на 6Н9С садилось, при уменьшении анодного резистора со 150 до 120-100кОм. Ну не в два раза, конечно. Я в гитарнике так и поступил. Избыток усиления оказался не нужен. Снизил анодный резюк и выкинул ёмкость из катода. Счастлив! А про грязь и чистоту я ничего и не говорил...

Rex: Хотя, человек-же не гитарник делает.. Ладно. Сдаюсь!

Сергеев Сергей: Rex пишет: 150 до 120-100кОм. при таком небольшом изменении это не страшно. А для наушников 6п14п одной за глаза.

Vladimir: Спасибо. Примерно понял, что придется давить избыток усиления делителем. И все же еще раз спрошу о выборе ламп. Чтобы меньше давить усиление, вроде получается 6н1п или 6н16б. Как они по звуковым качествам ? С 6н2п придется очень уж сильно давить сигнал. Усилок на базе "Однолампыча" собирается для раскачки 8-омных динамиков. Мощность в номинале нужна до 1Вт. Если будет запасик еще в 1ВТ не откажусь. С одним каскадом на 6П14п и имеющимся выходным трансом мне этого не получить. Потому и приходится лепить входной каскад. Только ради ушей, конечно не стал бы.

Бокарёв Александр: А попробуйте вариатн с лампой 6П15П в триоде, там усиление повыше и мне хватало вполне слушать и с акустикой и с телефонами. Напряжение питания там пониже, 220-230 вольт, в катоде 6п15п резистор 68 ом, шунт на 4700мкф, транс выходной- на 5 кил, смещение сетки-3.5 вольта(50 ма ток анода) Звучание этой лампы- отменное. Хотя и выходное сопротивление раза в два выше чем у 6п14.Советую.

Vladimir: Бокарёв Александр пишет: А попробуйте вариант с лампой 6П15П ... Звучание этой лампы- отменное. Хотя и выходное сопротивление раза в два выше чем у 6п14.Советую. Спасибо! Увы, нет у меня ни одной такой лампы. Уже куплены 6П14П в достаточном количестве. А сколько усиление в триоде у 6П15П. Дело в том, что у меня выходной трансик понижает примерно в 25 раз.

Rex: Vladimir пишет: А сколько усиление в триоде у 6П15П Ловите! http://zalil.ru/30223678

Сергеев Сергей: если для колонок , то усиления 6п14п будет маловато. я бы поставил 6н1п или 6н8с. можно и 6н16б. без катодного конденсатора. Делитель? ставьте на входе регулятор громкости, который и будет делителем. Зато не будет проблем с тихими записями.

Vladimir: Спасибо Rex, Сергей! Эти три лампочки по электрическим параметрам являются аналогами. А по звуку, наверно, заметно отличаются?

Сергеев Сергей: Все три лампы достойные. А о звуке? тут уж не буду советовать. Дело вкуса.

Vladimir: По лампе 6П15П. 1)Под 300В анодного никак не прикрутить? Транс один, к сожалению. 2)Выходной транс с первичкой на 50Гн подойдет?

Бокарёв Александр: Лучше погасить до 250-260, лишний раз фон придавите.50генри у выходника - это замечательно. Более 6 килоом на 20 герцах, два Эр-итого, отлично!

Vladimir: Спаял макетик усилка на 6п14п. Попробовал поиграть с катодным резистором. Если я правильно понял, то минимум его должен быть таким, чтобы по току анода не вылететь за максимально-рассеиваемую анодом мощность в 14 Ватт(по паспорту). То есть при 300 вольтах на аноде ток не должен превышать 46мА?

Vladimir: Намерил такие вот параметры с трансиком 30:1, питание 310в. На катодном резисторе 11в при 440 Омах Входной размах на сетке 8 вольт, на трансе размах 125В . Усиление около 15. . Выходной размах на вторичке равен 4,2В при 10 омах нагрузки. Вторая гармоника -27дБ, третья -50,7дБ, четвертая -60дБ, пятая и шестая -90. Общий коэф. гармоник 4,5%. При 2В на вторичке гармоники 2,1% : вторая -33,6 дБ, третья -64,4, четвертая около -90, остальных не видно. Многовато получается? При 330 Омах в катоде и выходной амплитуде в 2,1 Вольта, вторая -35дБ, высшие гармоники ниже -90 дБ, Кг=1,7%

Бокарёв Александр: На 2 вольтах в наушниках вы слуха лишитесь. При этом искажения не превысят 2 процента

Vladimir: Увы, наушники идут вторым эшелоном. Если бы только они, то влепил бы 6П15П и не ломал голову. Хотелось бы еще от этого усилка раскачать динамики Fostex FE107E. Ну хотя бы один ватт на 8 омах получить. А выходит , что на 1Вт почти 5% гармоник. При 1,5 Ваттах уже идет ограничение сигнала. Да все равно, вариантов нет, буду слушать потише:)

Бокарёв Александр: Так у меня как раз 6п15п с трансом от Шалина на 5 кил работала и на акустику и на телефоны .И чутья хватало вполне и без драйвера. А 6п14п -там с чутьём проблемы. Катодный резистор подбирается по симметричному ограничению выходного сигнала на конкретной нагрузке.

Vladimir: Тут что получается... Транс 30:1. Усиление лампы 15.То есть сквозное усиление примерно 0,5. Для 1BT на 8 Омах нужен размах ровно 4Вольта, для чего на вход нужно вкатить 8Вольт амплитуды. При 440 Омном резюке в катоде 6П14П имею 11 Вольт. Уменьшение резюка уменьшает гармоники на небольших амплитудах, но ограничение приходит раньше. А при его увеличении - появляется хвост высоких гармоник, чего совсем не хочется. Попобую еще поиграться. Может найду ту самую золотую середину, которую проскочил, перебирая резисторы.

Vladimir: Пробовал я 6П15П. Получил усиление около 20. По гармоникам на среднем сигнале, вроде, почище. Но смещение намного меньше и мне удалось выжать из 15-ки напругу в 1,5 раза меньше, чем из 6П14П. Дальше идет суровое ограничение. А сколько у Шалинского транса Ктр? Если первичка 5Кил, то для 8 ом получается примерно 25? Какие динамики Вы на него вешали. Какая у них отдача?

Бокарёв Александр: Изначально делался телефонник, но потом оказалось что прекрасно играет и на акустику, разную. Конечно, Стены не подвигать, но удовольствие от музыки гарантируется. Выходное сопротивление великовато, под 3 ома.Но звучание устраивало вполне. Получился казус: попросили собрать телефонник, а когда собрал-сказали что не нужен. Для Ростова это обычная вещь, я тогда решил что оставлю его себе, уж больно звук был хорош. А потом позвонил человек и сказал что ищет телефонник. Я переделал питание для устранения фона с 32-омными наушниками вместо моих 600-омных, соорудил кожух и усилитель ушёл. Схему отбалансировал резистором смещения, по симметричному ограничению, и всё. Звук понравился сходу. А когда звук устраивает- даже мерить нет желания особо.

Vladimir: Спасибо за добрые советы. "Покопаю" еще понастырнее.

Бокарёв Александр: Нашёл схему этого телефонника. 200 в питание, 68 ом в катоде, на катоде 3.5 вольта, транс питания- ТАН58, выпрямитель на паре демпферных диодов 6ц10п. Накалы и ламп и кенов -от общей шины, причём, накальная обмотка врезана в земляную часть анодной обмотки, добавка такая. По концам вторички относит земли 170вольт. За кенами-200. В макете было 220-240, но транс был другой

Vladimir: Я 6п15п кормил от 230-250Вольт. В катод втыкал 68,100,200 Ом. При 200 Омах получил частокол верхних гармоник. При 68 Омах все красиво, но 3,5 вольта смещения маловато. Жаль, что динамики дома , а макет на работе. Никак не послушать, какая будет громкость. У меня сейчас с корректора 6Ж45+6н6 идет на истоковый повторитель. И с истокового работают уши. Пробовал подключать динамики. Думаю, на динамики идет не больше 1вольта по амплитуде. Иногда хватает. Иногда хочется погромче. Записи разные. К сожалению, мой вариант истокового гробит динамику. На динамиках получается слишком тускло. На ушах тоже не блеск, но чуток поинтереснее. Потому и пытаюсь "оседлать" лампочки. Сдаваться не буду:)

Vladimir: Подскажите, пожалуйста... Повозился с 6П14П. Поперебирал лампы, покрутил катодный резистор. Из 12 ламп попались 2 штуки, у которых при подстройке катодного резистора 3-я гармоника теряется в шуме. То есть лежит ниже 100дБ.Видны только 2 и 4 гармоники. Вот только режим этот не самый лучший, на мой взгляд. Получается ток анода около 40мА при напруге на аноде 290 вольт. То есть мощность 290*0,04=11,6 Ватт. Лампочке не настанет полный и безвозвратный каюк? Какой у 6П14П безопасный долговременный режим по рассеиваемой мощности?

ALSS: 14 ватт

Сергеев Сергей: 11 ватт более долговременно

шум: Увеличить Хотел в предыдущей но та тема закрыта. Понравился съём сигнала с катодной обмотки для низкоомных наушников

Бокарёв Александр: Слишком всё серьёзно у Тима Паравичини. В космос летают на аппаратах попроще. Слушал один его пушпулл - жуткий свистящий звук, уши режет. А денюх стоил- немеряных.

шум: Бокарёв Александр пишет: А денюх стоил- немеряных. Заманчива мысль поставить транс в катод,требования к индуктивности,как пример 6н6п,на порядок ниже,появляется реальная возможность сделать мега транс без секций,или на крайняк вторичку разбить.Да и вообще появляется возможность попробовать в качестве выходной практически любую лампёшку

АМЛ: Если в катод, то можно и автотрансформатор.

шум: АМЛ пишет: Если в катод, то можно и автотрансформатор. Не хочется на высокое нарваться ушами,всяко может быть. Среди предложенных 12 схем,большинство из которых похожи друг на друга,так и не нашлось ни одной с таким решением,мож забугорные воплощения есть?

illarionovsp: шум пишет: индуктивности,как пример 6н6п,на порядок ниже,появляется реальная возможность сделать мега транс без секций,или на крайняк вторичку разбить Не думается. Если использовать не большой участок ВАХ, есть шанс уши пробить. Секционирование уменьшает Ls, т.е. определяет полосу по высоким. С ув., СП.

Бокарёв Александр: Сеточное отрицательное смещение,(скажем, крона в сетке последовательно) в катоде-автотрансформатор,(- тут вам верняк советуют, голосую: за!), и в итоге-наипростейший телефонник. автотрансформатор можно мотать жгутом , потом соединить секции последовательно-синфазно. Лампа- скажем, 6п14п в триоде. Ей как раз кроны хватает, в десятку попадание. . Владимир Саныч Стародубцев таким образом делает выходной каскад на 6с33с с трансом в катоде.



полная версия страницы