Форум » Схемы » Пентодный драйвер для 6п1п » Ответить

Пентодный драйвер для 6п1п

Сухачёв Леонид: Коллеги, не пробовал ли кто драйвером к 6П1П применить 6Ж1П(3П, 5П) в пентодном включении без катодного конденсатора? Может есть у кого опыт или соображения по этому поводу?

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

vovan_bk: В пентоде не пробовал, у меня стоит в триоде. А что, куда она денется работать будет думаю неплохо. В пентоде будет чувствительность усилителя порядка 0,2 -0,25 В. У самого сейчас мысль сделать переходник с 6П14П на 6П1П для возможности прослушивания 6П1П без переделки самого усилителя.

Сухачёв Леонид: Да понятно, работать то будет. Мне интересно как такие пентоды проявляют себя (в плане благозвучия) без катодного конденсатора. В свое время, с подачи Вадима Пузанова осуществил такой трюк с 6Ж8, звуком остаюсь дюже довольный. К маленьким пентодам приходится обращаться в связи с ограниченным "шассенным" пространством. По сути дела, 6Ж3П схожи с 6Ж8. Теоретически должно получиться. Вот и интересуюсь, может в ДЕЛЕ кто пробовал?

vovan_bk: Сухачёв Леонид пишет: Мне интересно как такие пентоды проявляют себя (в плане благозвучия) без катодного конденсатора. Да получится конечно всё. Попробуйте спаять макет одного канала, времени это займёт минут 20. На своём в триодном включении пробовал следующие лампы (без конденсатора в катоде): 6Ж1П, 6Ж2П, 6Ж3П, 6Ж4П, 6Ж38П, особой разницы в звуке не уловил. Даже пробовал 6К4П, тоже особо в звуке не отличается, хотя с этой лампой разница всё-таки немного есть. Собственно и выбрал в качестве входной лампы именно 6Ж1П, т.к. хотел попробовать в качестве драйвера разные лампы и послушать разницу между ними. Теперь уже попробовал, разницы особой между данным рядом ламп не выявил. Но, как говорится на вкус и цвет... У кого с эпитетами в порядке, разница в звуке конечно будет огромная. Но повторюсь у меня триодное включение, в пентоде не пробовал. Всё-таки интересно, почему интересует именно пентодное включение? Сначала тоже хотел, как и Вы включать пентодом, но потом остыл и сделал в триодном. Сейчас при громкости на звуковой карте 55-65% усилитель уже начинает перегружаться.


Сухачёв Леонид: vovan_bk пишет: Всё-таки интересно, почему интересует именно пентодное включение? Конечно не обязательно, просто как вариант...

vovan_bk: Леонид, посмотрите ссылку ниже. Думаю потребители данной радиолы не жаловались на звучание 6Ж3П Эстония-55 Не думайте, что я Вас пытаюсь отговорить от пентодного включения, сам его хотел смастерить. Просто высокая чувствительность предварительного каскада не всегда нужна. P.S. Хотя если использовать с глубокой ООС, тогда возможно удастся добиться приемлемой Вам чувствительности.

Сухачёв Леонид: Вован, за ссылку спасибо. Вот именно с этого мы, пожалуй, и начнем....

vovan_bk: Леонид, вот нашёл ещё ссылку: Ссылка . Чувствительность усилителя с 6П14П порядка 0,16 вольт. С 6П1П должна быть немного меньше. Кстати пентоды в УНЧ использовались и в этих конструкциях: Волга 3 Звезда-54 Старт P.S. Кстати, если отважитесь на сборку отпишитесь о полученных результатах.

Сухачёв Леонид: vovan_bk пишет: P.S. Кстати, если отважитесь на сборку отпишитесь о полученных результатах. Сборка уже идет. Отпишусь обязательно.

Jaster: Хм.. может и мне попробовать собрать.. как раз трансики есть на 5ком :) И лампы такие..

majordom22: vovan_bk пишет: высокая чувствительность предварительного каскада не всегда нужна...Хотя если использовать с глубокой ООС, тогда возможно удастся добиться приемлемой Вам чувствительности. Сухачёв Леонид пишет: за ссылку спасибо Не спешите благодарить коллегу vovan_bk. Думаю, требуется пояснения со стороны. От меня, словом . Утверждение, что пентоды обладают бОльшим усилением, чем триоды, не совсем корректно. Разница между этими вакуумными приборами, действительно, в том, что на маломощном триоде, нельзя получить усиление больше 60-70 единиц в усилителе на сопротивлениях, а от пентода можно (мощные генераторные триоды не принимаем во внимание). Но, это не означает, что пентодный каскад в УЗЧ всегда обладает бешеным усилением. Скажем так: на пентоде можно создать драйвер с нужными параметрами. В отличие от триода, в котором Мю задаётся ещё разработчиками, на стадии проектирования прибора. Присмотримся к схеме радиолы Эстония. 6Ж3П нагружена на анодный резистор 240 кОм. Посчитаем. Крутизна по паспорту этой лампы 5 мА/В. Что сие означает? При изменении потенциала на управляющей на 1 В, ток анода изменится на 5 мА. Это же соотношение применимо и к переменным величинам. Т.е., при подаче 1 В эффективного напряжения на управляющую, в аноде поимеем 5 мА тока эффективного. Другое дело, очевидно, 1 вольт не уложится во входную характеристику, можем разделить на 10. И того, 0.1 В эфф на управляющей вызовут пременный эффективный ток в аноде 0.5 мА. По закону Ома, на сопротивлении 240 кОм ток в 0.5 мА эфф создаст падение напряжения 120 В эфф . Ну, в смысле, мог бы, при соотв. запасе напряжения питания. Посчитаем Ку. 120/0.1=1200. Всем понятно, что драйвер с таким усилением при использовании стандартных источников сигнала, применить невозможно. Даже, если не шунтировать катодный резистор, что, из-за местной ООС, усиление поубавит. Как же тогда посчитать пентодный драйвер? Начинают с входной ёмкости выходного каскада. Допустим, она равна 50 пф. Плюс ёмкость монтажа, это ещё 15 пф (так много из-за, обычно, крупных деталей вых. каскада). И того 65-70 пф. Далее, определяем верхнюю границу по ВЧ. Обычно, для триодных каскадов на выходе и без ООС, эту величину выбирают вдвое большую, чем спад ВЧ выходного каскада (зависит от параметров ТВЗ). Если по -3 дБ выходной каскад валит ВЧ, к примеру, с 30 кГц, то спад ВЧ на участке "драйвер-вход оконечника" выбирают в 60 кГц. Далее. Либо по современной методике, через скорость нарастания сигнала, либо по классике, рассчётом коэффициента Мв (есть в любом справочнике), выясняем, либо макс. переменный ток в цепи анода драйвера (по современному), либо выходное сопротивление каскада драйвера (по классике). Если по классике, то вообще удобно. Формула выдаёт нам, практически, величину анодного резистора пентодного драйвера. Если по ПСН, то расчёт даёт нам максимальный ток сигнала в цепи анода драйвера. Грубо, умножаем на полтора, и имеем постоянный ток анода пентода. Допустим, мы считали по классике, и, для обеспечения полосы в 60 кГц анодный резистор драйвера должен быть 20 кОм. Только теперь можно вспомнить о Ку. Допустим, у Вас выходной каскад раскачается при сигнальном напряжении 30 В амплитудного. Пересчитаем в эффективное, потому, что источники нормируются RMS. Это 22 В эфф. Задаёмся чувствительностью по входу. От лазерки со стандартным выходом 2 В RMS вполне достаточно чувствительности 500 мВ RMS. А, вот, звуковухи некоторые (моего компа, к примеру) имеют выход 1.5 В, а некоторые даже 1 В RMS. Мне, для комфортного пользования от звуковой карты, нужна чувствительность усила 0.3 В. Но, пусть чувствительность будет 0.5 В эфф. Считаем Ку. 22/0.5=44. Подводим промежуточный итог. Лампа драйвера должна усилить сигнал 0.5 В до 22 В на сопротивлении 20 кОм. Вычисляем силу тока RMS в аноде. 22/20000=0.0011. 1.1 мА сигнала должен течь в аноде при 0.5 В на управляющей. Крутизна лампы должна быть 0.0011/0.5=0.0022 А/В, или, переведя в справочные величины, 2.2 мА/В. Если мы не хотим ставить Макаровскую батарею конденсаторов в катод, оставляем катодный резистор без шунта. На сколько при этом уменьшится усиление, нужно считать через коэфф. Бетта, характеризующий глубину ООС. Для прикидки, очень грубо, будем считать, что усиление уменьшится в три раза. Поэтому, крутизна лампы должна на столько же увеличиться. И того, нужна лампа, маломощный пентод с крутизной порядка 6 мА/В. Смотрим в таблицу. Подходят 6Ж1П, 6Ж3П, 6Ж4П. Если применить 6Ж5П, с крутизной 9, для заданного усиления драйвера, нужно анодный резистор уменьшить в полтора раза. Не 20, а 13 кОм. Это реально и допустимо. Хочу в конце добавить, что обязательно расчёт математический нужно проверять графически. По ВАХ выбранной лампы, для выбранных параметров, строится нагрузочная прямая, и определяется, насколько комфортно будет лампе в данной рабочей точке с данной нагрузкой в аноде. Уложится ли в график требуемое выходное напряжение, великИ ли будут искажения, и т.д. Замечу, если у триодов искажения монотонно уменьшаются с увеличением сопротивления нагрузки, то у пентодов и тетродов есть оптимальное значение нагрузки, применительно к величине гармоник. Успехов в конструировании!

illarionovsp: Виталий, ты зачем Макаровской батареей конденсаторной народ пугаешь? Итак страшно. Пугай от Варты или Эмерджайзера батарейкой. Хош в сетку её, хош в катод. Или светодиод в катод. Не?

majordom22: illarionovsp Как там в Писании, всё нам позволено, но не всё нам полезно. Можно по всякому, но, при хорошем усилении, я бы, всё же, избегал фиксированного смещения для пентотетродов. Особенно, с большой крутизной, особенно, за пределы мастерской . Хотя, если всё, накал включительно, стАбить, то, почему нет?

Сухачёв Леонид: majordom22 пишет: Не спешите благодарить коллегу vovan_bk. Коллега проявил участие, поблагодарить коллегу (в любом случае) - проявление элементарной вежливости... Вам тоже, Виталий, спасибо. Посчитать, построить графики я способен самостоятельно, но вопрос был поставлен иначе, а именно: "пробовал ли кто-нибудь?", и ответа пока так и не прозвучало.

vovan_bk: Сухачёв Леонид пишет: Коллега проявил участие, поблагодарить коллегу (в любом случае) - проявление элементарной вежливости... Спасибо, Леонид! majordom22 пишет: Утверждение, что пентоды обладают бОльшим усилением, чем триоды, не совсем корректно. Хотя так оно и есть (в типовх включениях, экстремальные не принимаем во внимание, см. далее), они для этого и задумывались.Разница между этими вакуумными приборами в том, что на маломощном триоде, нельзя получить усиление больше 60-70 единиц в усилителе на сопротивлениях, а от пентода можно (мощные генераторные триоды не принимаем во внимание). Взаимоисключающие параграфы???Допустим, у Вас выходной каскад раскачается при сигнальном напряжении 30 В амплитудного. На самом деле всего 8,8 В, если для пентодного включения 6П1П.Подходят 6Ж1П, 6Ж3П, 6Ж4П. Если применить 6Ж5П, с крутизной 9, для заданного усиления драйвера, нужно анодный резистор уменьшить в полтора раза. Не 20, а 13 кОм. Это реально и допустимо.Сколько по-Вашему теперь будем вешать в анод??? Так душить лампу? Ну не знаю! Так мы скоро дойдём до построения выходных каскадов на 6Ж1П. Светилам конечно виднее, чем новичку. Леонид, если не сложно, сделайте так, как Вам рекомендует majordom22, а затем включите лампу в типовой режим, для которого она и создавалась. А результатами поделитесь на страницах данной темы. Заранее Вам благодарен!!! P.S. Извините за грубость, но прочитав фразу majordom22 пишет: Думаю, требуется пояснения со стороны. От меня, словом не сдержался.

Сухачёв Леонид: Я по-разному пробовать буду, пока свою не найду.

volli: Сухачёв Леонид спрашивает: как такие пентоды проявляют себя (в плане благозвучия)Мало кто занимается такими "некошерными" лампами, тем более - в пентоде Так что, скорее всего, Вам придётся проводить "испытания" самому Года три назад, когда я только начинал заниматься лампами, пробовал 6Ж1П, 6Ж5П, 6Ж38П, так как других ещё почти не было. Но, поскольку большого усиления от первого каскада не требовалось, перешёл на триоды. С 6П1П на мой "слух" лучше всего "спелась" 6С1П. Хотя и 6Н3П звучала очень даже... Удачи в поисках!

majordom22: Мда. Во, дожился. И меня к светилам приравняли . Не нравятся мои рецепты - применяйте "типовое включение" пентодов с сотнями килоом в аноде То, что все пентоды одинаково звучат, неправда. Другое дело, если разрешение тракта, как у берёзового полена, тогда всё может быть.

vovan_bk: Кстати, volli пишет: С 6П1П на мой "слух" лучше всего "спелась" 6С1П Здесь утверждают , что 6Ж1П в триодном включении как раз эквивалентна 6С1П, но звук другой, сам не сравнивал. majordom22 пишет: применяйте "типовое включение" пентодов с сотнями килоом в аноде Ну зачем, же так категорично. Может стоит просто попробовать золотую середину. Например в анод поставить килоом 75, а во вторую сетку килоом 100-150? Входная ёмкость 6П1П невелика, по даташиту (ой не люблю я такие слова) - 9,5 пФ максимум, думаю, что с завалом на высоких частотах проблемм быть не должно. Тем более и Леонид не против испробовать разные режимы.

majordom22: vovan_bk пишет: Входная ёмкость 6П1П невелика, по даташиту ... 9,5 пФ максимум Нет, коллега. Хоть у 6П1П действительно, входная ёмкость из выходных пальчиковых относительно невелика, но, отнюдь не "9.5 пф максимум" . Львиная доля входной ёмкости триодов приходится на ёмкость Миллера, плюс по мелочи, ёмкость сетка-катод, плюс ёмкость монтажа. Упрощённо считается, что у пальчиковых выходных пентодов в триодном включении входная ёмкость равна 50 пф плюс ёмкость монтажа. Но, на самом деле, у 6П15П и 6П14П ёмкость поболее, у 6П1П, 6П18П и 6П43П вх. ёмкость поменее. Чтобы в очередной раз мне не "светиться", наберите в поисковике "Ёмкость Миллера" Может стоит просто попробовать золотую середину. Например в анод поставить килоом 75, а во вторую сетку килоом 100-150? Такое впечатление, что после моей строчки: "Думаю, требуется пояснения со стороны..." дальнейшая информация отрикошетила. Ну, что же, все мы обожаем учиться на своих шишках. Ладно. Пишу тем, кому тема пентодного драйвера интересна. Если есть желание создать хорошее устройство, необходимо стабилизировать напряжение, как минимум, на экранной сетке. А лучше, и анодного источника драйвера (см., к примеру, схему Зимнего). Если этого не сделать, а уши имеются, то можно и полгода, и год мучиться с подбором режимов и экземпляров ламп. Звук при нестабилизированном напряжении на экранных изменяется не только от колебаний напряжения в сети, но и от того, вошла ли Венера в дом Меркурия

vovan_bk: Для исключения споров по входной ёмкости нужно сначала узнать у Леонида, в какой режим будет включена 6П1П? Об этом мы пока не знаем. majordom22 пишет: Пишу тем, кому тема пентодного драйвера интересна. Если есть желание создать хорошее устройство, необходимо стабилизировать напряжение, как минимум, на экранной сетке. А не получится ли то, о чём Вы писали вот здесь . Естественно при сильной просадке сетевого напряжения. Такое в нормальной сети почти никогда не случается, но у меня лет за 7 пару раз были просадки напряжения вольт до 100, комп и телевизор при таких просадках выключались. Если и стабилизировать режимы, то стабилизировать уже все.

Сухачёв Леонид: vovan_bk пишет: Для исключения споров по входной ёмкости нужно сначала узнать у Леонида, в какой режим будет включена 6П1П Поскольку разговор ведется именно в этой теме, предполагается, что выходной каскад будет такой же, как в первой схеме топикстартера.

vovan_bk: В таком случае, предварительный каскад на пентоде - самое то (по усилению). Боюсь, в этом случае Вам всё-таки придётся использовать в предварительном каскаде экстремальные режимы работы 6ЖхП (хотя в этих режимах усиление сильно упадёт) или использовать более мощные пентоды. Хотя возможно работать будет нормально и на линейке 6ЖхП, надо пробовать. Сам пробовать не смогу, т.к. у меня выходной каскад включён пентодом. Расчёты это хорошо, но полностью учесть все нюансы невозможно.

Сухачёв Леонид: vovan_bk пишет: Расчёты - это хорошо, но полностью учесть все нюансы невозможно.

majordom22: vovan_bk пишет: А не получится-ли то о чём Вы писали вот здесь Поставил Вам +1 за внимательность. Почему-то думал, что никто серьёзно не воспринял описанный мной частный случай угрозы жизни и здоровью любимым пентодам Не получится. Аргументирую. При параллельном параметрическом стабилизаторе напряжения в цепи экранной сетки, большая ёмкость от сетки до земли (катода) не нужна. А, как раз, она и есть фактор риска, потому, что способна создать большой разрядный ток. Обычно применяемые кремниевые стабилитроны, или газонаполненные стабиловольты обладают достаточно низким внутренним сопротивлением и с успехом выполняют роль шунта по переменке. Чтобы исключить проникновение шумов этих приборов в усилительный тракт, кремниевые стабилитроны обычно шунтируются конденсатором относительно небольшй ёмкости, 5-10 мкф, а стабиловольты и того меньше - в пределах 0.1 мкф. Такие ёмкости конденсаторов врядли смогут повредить остывающую лампу. Другое дело, если кто-то, почему-то станет применять последовательный стабилизатор напряжения экранных сеток. Да, ещё, при этом, и позаботится, чтобы сей последовательный стаб мог отдавать жуткий ток в экранную . Думаю, всёж, это из разряда фантастики. Хотя, соглашусь, всем будет легче на душе, если и анодная, и экранная цепи будут стабилизированы.

Rezvoy: Из собственного опыта могу сказать что стабилизированную Д817ми вторую сетку пришлось шунтировать - на низких частотах пульсация анодного напряжения попадала на вторую сетку , а из-за сдвига фаз на самых низких синусоида имела аж два горба, после шунтирования 150мкФ всё стало прекрасно, бас стал естественным. Лампы 6П9 работают уже двагода. Вывод: если не шунтировать стабилитроны то надо питать вторую сетку от отдельного, а не анодного источника.

Пермяк: Александр, так это - 6п9, неслабая лампочка, даже если Вы имеете в виду драйвер, а не оконечник. А если оконечник - то в нём ток э.сетки имеет ещё большую амплитуду, и параметрического стаба недостаточно. А здесь коллеги ведут разговор всего-лишь о драйвере 6ж1п с размахом выхода ±20В на аноде и единицы миллиампер на э.сетке.

Rezvoy: Это понятно, но драйвер раскачивает оконечную лампу, поэтому лучше учесть подобную возможность.

vovan_bk: majordom22 пишет: Поставил Вам +1 за внимательность. Почему-то думал, что никто серьёзно не воспринял описанный мной частный случай угрозы жизни и здоровью любимым пентодамСпасибо! Об этом читал в каком-то учебнике для ВУЗов (если не ошибаюсь) ещё в юности. И в голове эта информация отложилась, а на этом форуме встретил уже знакомую информацию. Ладно, не будем отходить от темы, мне например она очень интересна, правда уже особых мыслей по ней в голову уже не лезет (может - потОм). Буду ждать отзывов Леонида о результатах применения данной серии ламп, информации в интернете очень мало.

Сухачёв Леонид: Здравствуйте, коллеги. В общем, кое что уже можно сказать. С 6Ж3П любовь совсем не удалась... Впечатление сложилось, что зря я связался с подобными пентодами. С 6Ж5П - уже лучше. Думаю, смысл пободаться есть. Особенно вселяет оптимизм правильный, не жирный бас. Хотя испытываешь двоякое чувство - вроде хорошо так, и детально играет, но на громких и сложных сигналах присутствует НЕЧТО раздражающее. Особенно когда банда чуваков в фанфары дует. Пока вот так: Сразу оговорюсь, ничего не рассчитывал и не чертил, потому что сложно определиться на какие критерии ориентироваться. Номиналы обвязки взял "среднепотолочные" из соображения "надо же хоть с чего ни-будь начинать. Дальше двинусь, однако, как советует Виталий Мажордомович со стабилизации экранной сетки. Вот только не знаю как бы правильней организовать сие решение, и на какую величину ориентироваться... Ну и вообще, кто что думает в плане улучшений каскада? С благодарностью "выслушаю" предложения.

majordom22: Сухачёв Леонид пишет: как бы правильней организовать сие решение, и на какую величину ориентироваться Очень хорошо было бы, при наличии милливольтметра, увидеть нам величину сигнала, на управляющих при 3/4 от выходной мощности. Впечатление, что источник сигнала Ваш слабоват. Если приборов мало, хотя бы, величину смещения 6П1П и приведённое первички.. Организовать просто. Стабилитроны. Шунтануть конденсаторами во избежание наличия пульсаций, ёмкостью, сколько не жалко, или, какие есть . Ориентирование: если чувствительность желательно уменьшить, напряжение на экранной нужно увеличить, если чуйки мало, пару-тройку десятков вольт с экранной можно снять. При увеличении напряжения незначительно улучшается линейность драйвера. Фанфары чуток успокаиваются. Пентодный драйвер пропускает больше информации от источника до вых. каскада, чем триодный. Не всегда это есть благо. К примеру, в СЕ усиле маленький, или просто некачественный, ТВЗ, или АС с резким звуком. Не всякая система пентоду обрадуется.

U.L.F.: Сухачёв Леонид пишет: В свое время, с подачи Вадима Пузанова, осуществил такой трюк с 6Ж8, звуком остаюсь дюже довольный. Вадим тоже был доволен, пока не попробовал хороший триод. Непонятно, зачем к 6П1П, которой и нужно всего каких-то 15В для раскачки, ставить на вход пентод? vovan_bk пишет: Кстати, пентоды в УНЧ использовались и в этих конструкциях: Волга 3 Звезда-54 Старт Нашли пример. Это что, образцы высококачественного звучания? ИМХО: Пентод на входе нужен лишь только тогда, когда не удаётся добиться раскачки триодом и , конструкция не позволяет по экономическим показателям применить два триодных каскада.

majordom22: U.L.F. пишет: зачем 6П1П, которой и нужно всего каких-то 15В для раскачки, ставить на вход пентод? Дмитрий, а если источник не выдерживает Макаровские номиналы РГ? Вона, как я, сдуру понакупил "тогда ещё" супер потенциометров АЛЬПС от 50 до 250 кОм. Ладно, 50, ещё как-то можно использовать. А куда с 6Н8С, к примеру, на входе, 100 кОм РГ? А пентод позволяет. Расширение диапазона слышно при применении пентода даже с 22 кОм РГ. Не говоря, уже, о 33 у Леонида.

Сухачёв Леонид: U.L.F. пишет: Непонятно, зачем к 6П1П, которой и нужно всего каких-то 15В для раскачки, ставить на вход пентод? Да всё просто! Исключительно из любви к эксперименту. Всё же пентод звучит своеобразно, почему бы и не попробовать... А так... "на готове" всегда есть несколько триодных вариантов с заведомо отличными результатами. Виталий, спасибо. Приборы все есть. Пока ничего толком не мерил. Прошло-то всего часа три-четыре после окончания сборки. Со стабилитронами понял. Чувствительность в самом деле великовата. В наличии есть пара КС680. Буду пробовать с ними. Как раз Напряжение экранной сетки чуток увеличится.

U.L.F.: majordom22 пишет: Дмитрий, а если источник не выдерживает Макаровские номиналы РГ? Вона, как я, сдуру понакупил "тогда ещё" супер потенциометров АЛЬПС от 50 до 250 кОм. Ладно, 50, ещё как-то можно использовать. А куда с 6Н8С, к примеру, на входе, 100 кОм РГ? А пентод позволяет. Понятно, т.е. ещё одной причиной использования пентодов на входе можно считать наличие высокоомных регуляторов громкости, которые выкинуть жалко. Кстати, 6Н8С вполне неплохо с 100кОмным регулятором себя ведёт, ничего ужасного с частоткой там не будет. Сухачёв Леонид пишет: Да всё просто! Исключительно из любви к эксперименту. Всё же пентод звучит своеобразно, почему бы и не попробовать... Эксперимент это конечно интересно. только если слух есть всё равно к триоду вернётесь со временем.

Сухачёв Леонид: Еще забыл. Трансформатор: сечение 8 см.кв., I-2850 вит. ПЭЛШО 0.18, II-2X95 вит.(парал.) 0.67.

vovan_bk: Пентоды имеют меньшую нагрузочную способность в сравнении с триодами, поэтому их нагружают меньшей нагрузкой. Для сравнения 6Н1П имеет внутреннее сопротивление 11 кОм, а 6Ж5П — 240. Попробуйте увеличить сопротивления в анодной цепи и экранной сетке. U.L.F. пишет: Нашли пример. Это что, образцы высококачественного звучания? Просто привёл ссылки для информации, что-ж Вы к Эстонии-55 в таком случае не придрались?

majordom22: vovan_bk Вы, хоть бы, бегло просмотрели справочник, если мой пост 2707 не читали по этическим причинам. У него и так чувствительность излишняя. Куда увеличивать анодный резистор?? Нагрузочной способностью называют способность каскада отдать ток в нагрузку. Без учёта Ri и пр. То, о чём Вы пишете, называется выходным сопротивлением, или, сопротивлением эквивалентного генератора.

vovan_bk: Тут и справочника не требуется, чувствительность увеличится, по другому и быть не может, но и режим лампы будет другой. Думаю при увеличении данных сопротивлений характер звука должен поменяться.

U.L.F.: vovan_bk пишет: Просто привёл ссылки для информации, что-ж Вы к Эстонии-55 в таком случае не придрались? Вы не упомянули про Эстонию 55, я и "не придрался". А что к ней придираться-то? Очень неплохой "комбайн" для тех лет, с двухтактным усилителем, охваченным ООС. Но к современному хайэнду эта радиола отношения не имеет. Если Эстония 55 для Вас и сегодня образец звуковоспроизведения, то снимаю шляпу перед вашей непритязательностью.

majordom22: Просто реплика. Думаю, не стОит сравнивать радиоприёмники, даже имеющие электрофоны и магнитофоны на борту. с чисто звуковоспризводящими устройствами. Конструкторы приёмников активно боролись с атмосферными помехами. Это не только сужение полосы ПЧ, но, и уменьшение верхней полосы воспроизведения в УЗЧ. Отсюда цепи Цобеля в разных точках звукового тракта и пентоды с сотнями килоом в аноде. Слепо копируя приёмы построения звуковых трактов Эстоний и Балтик, мы не приближаемся к бескомпромиссному воспроизведению СиДи и винила.

Сухачёв Леонид: Сказано - сделано. Теперь вот так: Звуку однозначно и конкретно получшело. Грязные артефакты исчезли, даже кажется, что можно было бы ВЧ добавить. Может Rа уменьшить? Хотя, пока с выводами торопиться не буду. Справедливости ради, должен сказать, что на большой громкости не слушал. Завтра (если работа не помешает) погоняю на громкости и произведу замеры. Леонид, за "конденсатор" спасибо, обязательно так и сделаю. 150В. выставить в данный момент не могу - стабилитронов соответствующих нет.

Сухачёв Леонид: Леонид, Виталий, я что-то уже запутался, что мне дальше надо делать...

Пермяк: Попробуйте последовать моим советам. Пока - без стаба вообще, с RC-цепочкой, подбором резистора выставьте на сетке 150 В. И послушайте. А там дальше подумаем. Виталий выступит позже.

U.L.F.: Пермяк пишет: А Вы попробуйте всё же пока без стабилитрона (возможно он и гадит, выскакивая из режима стабилизации). Для маломощных пентодов всегда напряжение на э.сетке выставлялось подбором резистора с плюса питания. Всё дело в том, что ток второй сетки у подобных пентодов с короткой характеристикой настолько невелик, что надобности в стабилизации просто нет и стабилитрон там только вредит. Вот для каких-нибудь 6П9,ЕЛ83,ЕЛ84 - другое дело.

majordom22: U.L.F. пишет: надобности в стабилизации просто нет и стабилитрон там только вредит Дмитрий, Вы меня удивляете. У пентодов напряжение на второй сетке влияет, почти, как напряжение АРУ. Если сеть шатается, к примеру, изменяется напряжение на экранных, причём, если хоть немного в каналах пентоды с разными характеристиками, напряжение на вторых сетках меняется неодинаково, каналы разъезжаются по усилению и по тембральному балансу. Это жуткий гемор. Как Вы с Вашим опытом этого не прочувствовали? У меня, к примеру, этой зимой, в течение суток, сеть меняется от 230 до 210 В.

U.L.F.: majordom22 пишет: Дмитрий, Вы меня удивляете. У пентодов напряжение на второй сетке влияет, почти, как напряжение АРУ. Да, есть такое дело, влияет.Если сеть шатается, к примеру, изменяется напряжение на экранных, причём, если хоть немного в каналах пентоды с разными характеристиками, напряжение на вторых сетках меняется не одинаково, каналы разъезжаются по усилению и по тембральному балансу. Ну во первых, с чего бы ей "шататься"? А то, что разные пентоды... так подбирать нужно.Как Вы с Вашим опытом этого не почувствовали? В том-то и дело, что слышу. Гадят стабилитроны и ... стабиловольты - тоже гадят. Слышно это очень хорошо, а вот изменение напряжения в сети на 5-10%, хотя и влияет на ВАХ и АСХ, а в уши не бросается.

Fedor: U.L.F. пишет: Гадят стабилитроны и ... стабиловольты тоже гадят. Слышно это очень хорошо, а вот изменение напряжения в сети на 5-10%, хотя и влияет на ВАХ и АСХ, а в уши не бросается. Я хоть и новичок на этом форуме, но с высказыванием этим я шибко согласен.

majordom22: Вот, пообещал Пермяку, что не буду мешать исследованиям режима 6Ж5П, но очень, уж, любопытство обуяло. Коллега Fedor , не будете ли так любезны, описАть словами, или привести результаты измерений о влиянии стабилитронов на звучание, и, раз уж Вы "шибко" в теме, то, надеюсь, не откажетесь рассказать нам, в чём отличие влияния на звук стабилитронов от стабиловольтов?

Fedor: majordom22 пишет: не откажетесь рассказать нам, в чём отличие влияния на звук стабилитронов от стабиловольтов? К сожалению, у меня нет необходимых для исследования приборов. Приходится полагаться в основном только на свои уши. Так что рассказ мой получился короткий. Я всегда стараюсь избавляться от "лишних" деталей в схеме, особенно полупроводниковых. И у меня есть еще один недостаток: не признаю никаких других источников звука, кроме винила. Спасибо.

Пермяк: Решил проверить графически режим лампы 6ж5п, который применил Леонид. Вот его измеренные данные: напряжение анодного питания....250 В напряжение на аноде..................150 В напряжение экранной сетки........150 В Сопротивление в цепи анода........25 кОм напряжение смещения...................-2 В Определяю ток покоя лампы по падению напряжения на анодном резисторе: (250-150)/25 = 4 мА. Беру ВАХи для напряжения экранной сетки 150 В. Строю на графике линию нагрузки (синего цвета), и отмечаю на ней точку покоя: Удивительное дело: точка покоя оказалась не на линии Uc=-2В, как измерил у себя автор, а на линии -2,7 В, гораздо ниже, чем полагалось бы! Начал грешить на лампу: старая, потеряла эмиссию, или вообще брак от рождения. Заглянул для уверенности в "государственный" даташит, и вот что там прочитал: Оказывается, для КОНТРОЛЬНОЙ точки допускается разброс тока анода в диапазоне от 5 до 14 мА! В три раза! Для наглядности нанёс на тот же график контрольную точку на линию Uc=-2В, и показал стрелками, где фактически может располагаться эта линия. Ну и лампа! Оказывается, у Леонида лампа соответствует норме! Вывод: Применять расчёты режима для этой лампы бессмысленно, семейство ВАХ может быть расположено как угодно. Что же, тут как раз раздолье нашим практикам: подбирать режим методом тыка, пока не попадёшь в пристойный режим.

majordom22: Сразу прошу прощения за наполовину ОФФ, но, поскольку в теме критерий результата - субъективная оценка, хочу предложить начать с выходного каскада. Сухачёв Леонид думаю, меня поддержат участники этой темы. Дело в том, что непостижимым, лично для меня, образом, многие лампы лучше звучат, когда рабочие точки режимов находятся вплотную, или даже заходят за гиперболу максимальной мощности. А выбранный Вами режим располагается где-то на полпути к штрих пунктиру . В справочниках пишут. что 6П1П аналог 6П6С. Но, для 6п6с максимальное напряжение анода 350 В, а для 6П1П почему-то 250 В. Думаю, из этого Вы исходили, рассчитывая теперешний режим. Я предлагаю превысить паспортные данные для 6П1П. Результатом должно быть намного более яркое и живое звучание при увеличившейся на 35% вых. мощности (без уменьшения Альфа). Возможно, при этом может несколько сократится ресурс этой лампы. А может, и нет. Максимальная мощность-то превышена не будет. Что я предлагаю. Нужно изыскать резерв анодного питания виде 43-45 вольт переменки и подсоединить последовательно с анодной обмоткой силового транса. При этом под нагрузкой на выходе БП должно стать ок. 340 В, вместо 280. Учитывая падение на первичке ТВЗ, на аноде 6П1П должно быть 330 В. При этом смещение на управляющей нужно так отрегулировать, чтобы на катодном резисторе в 1 Ом стало 42 мВ. На сетке должно получиться ок. -25 В. Это всё, конечно, возможно, если конденсаторы БП рассчитаны на напряжение не менее 400 В. Рекомендации, это, конечно, не руководство к действию . Вот как выглядят два режима (см. аттач). Нынешний - красным, предлагаемый мною - зелёным. ЗЫ если есть возможность, было бы очень желательно плавно подать увеличенное анодное напряжение, например, временно запитав всё от ЛАТРа, и в течение 25-35 минут небольшими ступеньками довести от 280 до 340-350 В.

Сухачёв Леонид: В общем попробовал несколько раз 6ж5п в классическом включении - картинка 1 и со стабилитроном - картинка 2. Могу сказать, что со стабилитроном звук приятней. Но всё это касаемо малой громкости. При увеличении громкости или при резких "выпадах" в музыкальном сигнале - испытываешь решительный дискомфорт. Возможно, что-то можно исправить, как то: организовать отдельное стабилизированное питание экр. сетки, скажем, на полевике, или так как предлагает Виталий в усилителе "Зимний". Но встает вполне резонный вопрос, "а стоит ли овчинка выделки?"... Вокруг такой лампешки собирать такую "группу поддержки"? Да еще и выясняется, что характеристики 6ж5п могут отличаться от номинальных на плюс-минус "трамвайная остановка". В свете данных обстоятельств начинает приходить понимание, почему 6ж5п не используются в "нашем деле". Выходной каскад... оно конечно, там возможны какие то изменения в характере звука, но при таком очевидном влиянии драйвера, мне сдается, что это будет не так заметно. Да и лишних 43-45 В. нет. К тому же там (в вых каскаде) применена классическая, проверенная временем схемотехника. P.S. Полез ка я на антресоли за парой 6С3П...

majordom22: Сухачёв Леонид Мы с Пермяком предвидели такую развязку. Лампа для драйвера выбрана с бухты-барахты, неудачно, каскад вообще никак не рассчитывался. Лучше сразу было послушаться коллегу вован_бк и нагрузить пентод с крутизной 9 (!) на "типовой" резистор 200 кОм У Вас банальный клиппинг. ЗЫ насчёт "проверенного временем режима" 6П1П. Сильно сомневаюсь. Все расчёты СЕ, где линия нагрузки не касается гиперболы максимальной мощности триодов - дилетантщина.

illarionovsp: majordom22 пишет:Все расчёты СЕ, где линия нагрузки не касается параболы максимальной мощности триодов - дилетантщина.Абсолютно справедливо! Почему так, общеизвестно. Например, чем выше нагрузочная, тем линейнее режим, меньше внутр. сопр. лампы и т.д. А то, что в древних УНЧ 6П1П (6П6С) в лёгких режимах стоит, так других ламп не было. К динамику 1ГД5 больше 1 Вт всё равно подводить нельзя. Хрипеть он будет. Так чего лампу перегревать? Смысла 6П1П или 6П6С в триоде пользовать, не уразумею никакого. Остаточное 150 В, внутреннее 2 кОм. Хорошего ничего. 6Ф5П - остаточное 80 В, внутреннее 1 .. 1.1 кОм, великолепная звуковая сигнатура. И 3 Вт чистейшего триодного SE звука...

Пермяк: Топикстартер в результате обсуждения сделал свой выбор, отказавшись от пентода в драйвере: Сухачёв Леонид пишет: Полез-ка я на антресоли за парой 6С3П...



полная версия страницы