Форум » Схемы » Контрольный усилитель » Ответить

Контрольный усилитель

volli: Получил задание от сына - изготовить усилитель для контроля работы со звуком и к нему подобрать акустику (мониторы ближнего поля - так называется, если не напутал). Работать дома, большая мощность не нужна. Как я понимаю, требования к усилителю - высокая линейность, без "отсебятины". По уму, начать бы надо с акустики, кто что порекомендует? Из "бюджетного" желательно Смотрю на 6П13С. По отзывам - "чистая"лампа. На "раскачку" есть кое-какой выбор из октальных ламп. Жду советов и рекомендаций. С уважением Владимир.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Пермяк: Это, похоже, для звукооператорской работы, или я ошибаюсь?

volli: Да, видимо так. Он играет на гитаре, синтезаторе, губной гармошке, пробует что-то сочинять... . Приобрёл ноут APPL, вешнюю специальную звуковую карту и что-то там сводит... . Полутораватный "задохлик" на 6П1П с ТВЗ 1-9 уже не устраивает. Просмотрел информацию об 6П13С SE, должно хватить, вот только что применить в первом каскаде - не знаю. Есть 6Г1, 6Г2, 6Г7, 6Ж7, 6Ф2С, 6Ф5. Так как делается с "0", то трансформаторы могут быть изготовлены под схему, под необходимое питание. Стоит ли применять кенотрон? В общем, пока одни вопросы... .

Михалыч: На мой взгляд, на роль контрольного лучше подойдет двухтактный усилитель. Как минимум, не будет второй гармоники, третью по спектралабу минимизировать и вперед. Рекомендую 6н23п (е88сс) в первый каскад (с источником тока в катоде) и 6п31с (6AV5) на выход с нагрузочкой побольше (килоом 15 а-а). Макетил такое - звук исключительно нейтральный без прикрас.


majordom22: Михалыч Чувствихи будет мало. Если 6П31С (EL36), да с такой высокоомной нагрузкой, значит, высоковольтный режим. Пусть анодное 300 В. При 25 ватт на каждом аноде, это -50 В смещения. 6Н23П имеет Мю=36. Это, учитывая. что качать триод придётся, в анодах кил по 20, в обычном каскаде ОК, 21-22 единиц усиления. Если с длинным хвостом, то нужно ещё поделить на два. И того, Ку 6Н23П 10-11 единиц. Разделим 50 В на 11, получим 4.5 В амплитудного максимального, или 3-3.5 В эффективного. Учитывая среднее, по уровню записи, с СиДишника напряжение в 0.5 В эфф, то необходим, как минимум, ещё один каскад с Ку порядка 6-7 единиц. Даже 12-13 лишними не будут. На чём-то, типа 6Н8С . Меня тут другое смущает: и к нему подобрать акустику (мониторы ближнего поля - так называется, если не напутал). Люди, которые могут себе позволить подобрать акустику , а это занятие не из дешёвых, сродни созданию домашней системы с нуля, просто автоматически должны приобрести и готовый усилитель. Я бы рекомендова Денсен, средненький по цене. Вот, уж, где нейтральность! Цена в районе 3-х килобаксов. Сейчас, может, и подорожал. ЗЫ тут поступила критика со стороы А. Резвого, что я взял для расчёта чересчур тупые экземпляры ламп. ОК. Стираю первые 5 строчек поста и беру для грубого расчёта триодные ВАХ 6П31С с сайта коллеги AlexR. Исправленному верить

Rezvoy: majordom22 пишет: Если 6П31С (EL36), да с такой высокоомной нагрузкой, значит, высоковольтный режим. Это до -100 В смещения. А то и больше. 6Н23П имеет Мю=36. Это, учитывая. что качать триод придётся, в анодах кил по 20, в обычном каскаде ОК, 21-22 единиц усиления. Если с длинным хвостом, то нужно ещё поделить на два. И того, Ку 6Н23П 10-11 единиц. Разделим 100 В на 11, получим 9 В амплитудного максимального, или 6.5 В эффективного Прямо перл на перле ! Надо как то после праздников отходить !

majordom22: Rezvoy Ладно, давайте, уж правду-матку . Где что не так?

Rezvoy: Высокоомная нагрузка EL36 , тем более в триоде не нужна. Нормирована лампа на 250В ( наша на 300), смещение -100В для неё область микротоков, так что дальнейшее понятно...

majordom22: Rezvoy Видимо, Вы не прочли пост коллеги Михалыча. Он пишет Рекомендую 6н23п (е88сс) в первый каскад (с источником тока в катоде) и 6п31с (6AV5) на выход с нагрузочкой побольше (килоом 15 а-а) Т.е. про высокоомность, это не мой перл, если перл. А в своём посте, я , наоборот, критикую предложение коллеги Михалыч. Rezvoy пишет: Нормирована лампа на 250В ( наша на 300), смещение -100В для неё область микротоков, так что дальнейшее понятно... Если верить даташитам на строчные лампы, то у 6П36С 12 вт на аноде максимум. И 250 В на аноде и экранной. В пентодном режиме у знакомых музыкантов 6П31С хорошо и долго работают взамен ЕЛ36 при 750-800 В на аноде. В триодном включении 400 В вполне нормально. При 45 ватт рассеиваемой красные пятнышки кое-где по аноду . 25 ватт - вообще забава. Так совпало, что вчера жестчил 4 штуки EL36, до 400 В , с небольшим запасом (предполагаемое рабочее напряжение 330-350 В). Так, результаты по величине смещения для напряжения 400 В, при мощности анода 25 вт: -70 В; -75 В, -105 В, -115 В. Если есть недоверие к результатам измерения, две последние могу выслать Вам в подарок , для контроля.

Rezvoy: majordom22 пишет: . Так, результаты по величине смещения для напряжения 400 В, при мощности анода 25 вт: -70 В; -75 В, -105 В, -115 В. Если есть недоверие к результатам измерения, две последние могу выслать Вам в подарок , для контроля. Две последние можете оставить себе - они явно и сильно просевшие. А превышать одновременно и мощность и напряжение на аноде моветон и радиолюбительщина.

majordom22: Rezvoy пишет: превышать одновременно и мощность и напряжение на аноде моветон и радиолюбительщина. Для строчных ламп тоже? Ну, тогда все такие. Редко кто ограничивается 12 вт и 250 В на 6П36С. Когда я писАл про 45 ватт на 6П31С, это не означает постоянный режим. Посто, сравнивал с 6П3С по рассеиваемой. Где-то одинаково, по обратному току сетки, судя. А как поступать, если даташиты смешные?

Rezvoy: Я ещё застал радиолокаторы на лампах. Там все режимы были по ТУ, а лампы с военной приёмкой, однако, практически каждую смену приходилось какую-нибудь заменять - выходила за рамки, реже - полностью отказывала. EL36 по сути EL12 переработанная под теленужды, так что именно для неё 20Вт в триоде практически норма , ну и 360-400В то же, но 600-700 явное насилие .

ghoust: А зачем лампе с Ri порядка 800 Ом аж 15 к нагрузки? Из каких соображений? Анодное 250 В, смещение - 38 В Нагрузка 3-4к от силы. В триоде прекрасный чистый не подкрашенный звук.

majordom22: ghoust пишет: зачем лампе с Ri порядка 800 Ом аж 15 к нагрузки?Это к коллеге Михалычу. Так, мысль приблизтельно яснА, всёж, триоды в оконечнике (если мы все правильно его поняли), чем больше сопротивление нагрузки у триода, тем меньше гармоник. Но, я бы выбрал другой режим. Я ещё застал радиолокаторы на лампах. Там все режимы были по ТУ, а лампы с военной приёмкой, однако, практически каждую смену приходилось какую-нибудь заменять - выходила за рамки, реже - полностью отказывала А я ремонтировал радиостанции на лампах. Там иная картина. Гу-50, что меняй, что не меняй. В ЭсЭсБи работа, всю жизнь, как новые. А стержневые сгорали чисто по накалу. Газонул танк, реле-регулятор вместо 24 вольта 36 дунуло, и есть работа группе прапорщика Сидорова (в интересах безопасности, все фамилии изменены )

Михалыч: Все правильно, с такой нагрузкой гармоник меньше и ниже выходное сопротивление, соответственно проще будет акустику подобрать. А раскачивать выходной каскад по полной и не надо, этож контрольный усь для ближнего поля. К тому же, с профи звуковухи амплитуда поболе будет чем с сидюка. Это все мои наблюдения при макетировании двухтактника на трансах тв-417 от акм. Там вообще было 17 ком а-а. Варинт был хорош и по замерам и на слух. В итоге, мои эксперименты закончились двухтактом на 6п36с с нагрузкой 8.5 кил который и слушаю уже 4 года. Но такой вариант советовать не буду - дюже много хлопот по подбору 36-х и борьбе с возбудами.

majordom22: Михалыч пишет: раскачивать выходной каскад по полной и не надо, этож контрольный усь для ближнего поля Считается, если есть регулятор громкости, но источник не доводит усил, хотя бы, до начала клиппинга, расчёт непрофессиональный. Тем более volli пишет: Полутораватный "задохлик" на 6П1П с ТВЗ 1-9 уже не устраивает А Вы знаете, сколько на выходе, пусть, у 10 ваттного усила на "половине громкости" ? Логарифм, коллега...

Пермяк: Это называется "иметь запас по динамическому диапазону". Сынишка у volli собирается производить различные комбинированные записи, содержащие как звуки муз. инструментов, так и звуки немузыкальные, различные звуковые эффекты. Поэтому запас по дин.диапазону просто необходим. Отсюда требуемая мощность - не менее 12-15 Вт, даже и 20 Вт будут никак не лишними. И, безусловно, нужна высокая линейность усилителя, минимум гармоник, без так любимой всеми 2-ой гармоники. И предельно низкий уровень интермодов, это же ясно. Таким образом, выходим однозначно на двухтакт. И, видимо с ООС, только не тяп-ляп-воткнутую, а грамотную. Сложно. Уровень не хайэндовский, типа "два триода с батарейкой". Не знаю, задача непростая. Приборы нужны. А иначе - баловство.

Михалыч: Именно так построен усилитель от контрольных агрегатов АКМ. РР на 6п14п пентодом с обратной связью. Могу подогнать схему и данные выходника.

grat: volli пишет: изготовить усилитель для контроля работы со звуком Обратите внимание http://www.audioportal.su/showthread.php/48782-Усилитель-TESLA-на-EL34 Это реально контрольные мониторы, правда, в оригинале большие.

volli: Спасибо всем! Что-то начинает проясняться. Михалыч, можно подробности про РР на 6П14П (можно в "личку" или volliu@rambler.ru). Есть 6П31С, 6П41С, (а 6П7С не подойдут ?). Есть РР торы на выход от Василия ("карта"), правда не помню Rаа. Для повышения Rаа можно попробовать динамик с большим R. На силовик ( с перемоткой) есть ТС-ы (160-180-200-270), ТН можно отдельно (мне так больше по душе ). Минимум приборов есть - Г3-35, С1-76, В7-16, ВК7-9. Так же свободен комп, - надо бы заняться "спектр-лабом" и подобными программами. На акустику сын планирует 10т.р. Что можно подобрать на эту сумму?

ГДН: Пока одна мысль мне нравится. Пермяк пишет: Сложно. Уровень не хайэндовский, типа "два триода с батарейкой". Не знаю, задача непростая. Приборы нужны. А иначе - баловство. volli пишет: На акустику сын планирует 10т.р. Что можно подобрать на эту сумму? Сначала выяснить,что получается по Rвых усилка. Потом, боюсь, ничего подобрать и не получится. Мониторинг в студии это ее "альфа и омега", не проще микрофонов, а может и сложнее. Я с микрофонами работал с "таксебешными" и ничего, а вот на мониторинге недавно так лоханулся, пощас стыдно...

Михалыч: volli Выслал схему в почту.

Михалыч: volli Выслал схему в почту.

Flying Snow: А я б не заморачивался с лампами для мониторинга. Больше возни с самим аппаратом и непредсказуемый звуковой результат на выходе. Не факт, что будет адекватно звучать на современной технике. Наушники и две пары колонок - большие и маленькие. Наушники напрямую в пульт или звуковуху, колонки через усь типа ЛМ3886 в типовом включении.

ghoust: И динамики Монакор. Линейность, прозрачность и проч. гарантированы. Линейность предельно линейная. Рекомендую. И, самое главное, цены весьма приемлемы. Правда, в Украине. Не знаю, есть ли у вас.

volli: Михалыч, спасибо! Буду изучать. Понимаю, что получить профессионально-студийного качества не получиться. Задача - построить усилитель максимально "правдивый" - с минимальной "отсебятиной" (по возможности). На выход, по видимому, что-то из 6П13С, 6П31С, 6П41С. Может ещё есть какие "нейтральные" лампы? С них в РР класс "А" вполне можно снять 8-12 ватт. Для домашней работы, думаю, хватит. Для начала - попробую взять за основу вот эту схему - http://hiend.borda.ru/?1-0-20-00000176-000-0-0-1351696491 или - http://www.audioworld.ru/DIY/Tubes/ampl_03.html Лампы 6Н1П-ЕВ есть начала 50-х г.г. военной приёмки. Так же можно попробовать ЕСС-85. К 6П13С-6П31С в пару просится что-то из октальных, 6Н7С, 6Н8С. Начинаю комплектовать детали.

majordom22: volli В теме про ХайЭнд для начинающих есть значительное, на мой взгляд, упущение. Нет расчёта выходного каскада и данных выходного трансформатора. Неопределённость в рекомендациях ламп на выходе, на мой взгляд, перечёркивает шансы, именно, начинающих добиться успеха при повторении схемы. Опытному усестроевцу и схемы не нужно, и ТВЗ сам рассчитает. А, вот, именно конструкторам с небольшим опытом желательно подробнее всё показать и объяснить. Предлагаю Вам просить Сергея Павловича закрыть белые пятна в этой теме, и рассчитать ТВЗ именно для этого усила. И второе. В теме прозвучало в неск. местах сомнение в достаточной чувствительности этого аппарата. Сам автор даёт значение в 1.5 В эффективного. Это в три раза, как минимум, хуже необходимого, применительно к средне выдаваемому СиДи плейерами. Тем более, как Алума критиковал, в среднем положении РГ полоса будет подрезАться по ВЧ. Поэтому, если планировать эту схему, РГ нужно со входа убрать, и, как написАл сам СП По ВАХам чувствительность 1,5 В действ. Если мало, хочешь, не хочешь, пред ставь То есть, нужен будет предварительный усил, с регулировкой громкости, как минимум. ЗЫ и я за антизвонные резисторы, по управляющей первой лампы, обязательно, а дальше, уж, как получится.

Джем: majordom22 пишет: В теме прозвучало в неск. местах сомнение в достаточной чувствительности этого аппарата. Сам автор даёт значение в 1.5 В эффективного. Это в три раза, как минимум, хуже необходимого, применительно к средне выдаваемому СиДи плейерами. Ну если старичками какими, а современные бытовые дают под 2В, профессиональные - 1,23 В (это у них стандарт). Тоже и с катрами звуковыми - под 2 В. А если в студии заказчика есть хотя какой пульт, то там до 8...10В можно разогнать

majordom22: Джем Проводили ли Вы лично измерения по факту? Осциллоскоп на выход, регулятор чувствительности "Плавно" против часовой до упора, чтобы на экране размах изображения соответствовал эффективному напряжению, и самый тихий диск коллекции на испытание. Моя встроенная звуковуха выдаёт около 1.5 В эфф с тестового диска, 315 гц 0 дБ. Так, усилителю с чувствительностью 450 мв эфф. на некоторых фильмах чувствихи не хватает.

volli: Вечером попробую узнать характеристики звуковой карты (внешней) или хотя бы модель. Если что - кое-какой выбор ламп на вход есть, можно будет "поиграться". Трансформаторы РР на торах есть, надо только будет уточнить Rаа, первичная обмотка выполнена проводом 0,25, так что по току пойдёт. Если не изменяет память, Rаа трансформатора может быть великовата для этих ламп (от рекомендуемой). На сколько это критично?

volli: Вот такая карта - http://www.musicmag.ru/info/soundcards/maudio_solo.htm К сожалению информации по "выходу" не нашёл. Но вот что интересно - пара балансных (симметричных) главных выходов - можно это как то использовать? Выходные трансформаторы на торах Rаа в районе 6-6,5 кОм , с возможностью коммутировать вторичку на 4-8-16 Ом. Так что есть возможность "поиграться".

majordom22: О разговоре про чувствительность. Вот, что пишет Макаров о своём Императоре: мой тракт имеет три каскада УПТ при входной чувствительности 0,135 В амплитуды для получения полной мощности напомню, 135 мВ амплитудных, это есть 96 мВ эффективного напряжения. Округлённо, 0.1 В. Это, уже, перебор, ИМХО, ну, а 0.25-0.3, думаю, в самый раз.

ГДН: majordom22 пишет: ну, а 0.25-0.3, думаю, в самый раз. Тоже перебор! Тут усилок не для твоих любимых ДВД-смотрелок заказали, а для студийного мониторинга!!! 1 В СКЗ и не надо ему лучше. Лишнее усиление = лишние искажения, шумы, наводки... Парню еще придется бороться с перегрузками в сводящем редакторе ( ), так что сигнал все время будет под 0 dBFs, а для такой карты это не меньше + 4 dBu (1,23 В, как тут уже говорили)...

volli: Возникла проблема - Л3-3 "пустил дымок" с правой стороны . Завтра пропаду где то на неделю, по возвращению придётся заняться ремонтом . Тогда будет возможность подобрать лампы. Не даёт покоя вопрос - как бы использовать балансный выход карты - может "замутить" балансный вход (фазоинвертор)? Но с возможностью использования усилителя и с обычным, не балансным входом. Жаль, что нет у меня "бумажной" литературы на эту тему, что бы взять с собой для изучения вопроса. До встречи!

grat: volli пишет: Не даёт покоя вопрос - как бы использовать балансный выход карты - может "замутить" балансный вход (фазоинвертор)? Но с возможностью использования усилителя и с обычным, не балансным входом. Смотрите пост Гапонова http://www.audioportal.su/forums/showthread.php/13198-Типы-и-мощности-усилителей-для-трёхполосного-активного-усиления?p=267660&viewfull=1#post267660



полная версия страницы