Форум » Схемы » Контрольный усилитель » Ответить

Контрольный усилитель

volli: Получил задание от сына - изготовить усилитель для контроля работы со звуком и к нему подобрать акустику (мониторы ближнего поля - так называется, если не напутал). Работать дома, большая мощность не нужна. Как я понимаю, требования к усилителю - высокая линейность, без "отсебятины". По уму, начать бы надо с акустики, кто что порекомендует? Из "бюджетного" желательно Смотрю на 6П13С. По отзывам - "чистая"лампа. На "раскачку" есть кое-какой выбор из октальных ламп. Жду советов и рекомендаций. С уважением Владимир.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Пермяк: Это, похоже, для звукооператорской работы, или я ошибаюсь?

volli: Да, видимо так. Он играет на гитаре, синтезаторе, губной гармошке, пробует что-то сочинять... . Приобрёл ноут APPL, вешнюю специальную звуковую карту и что-то там сводит... . Полутораватный "задохлик" на 6П1П с ТВЗ 1-9 уже не устраивает. Просмотрел информацию об 6П13С SE, должно хватить, вот только что применить в первом каскаде - не знаю. Есть 6Г1, 6Г2, 6Г7, 6Ж7, 6Ф2С, 6Ф5. Так как делается с "0", то трансформаторы могут быть изготовлены под схему, под необходимое питание. Стоит ли применять кенотрон? В общем, пока одни вопросы... .

Михалыч: На мой взгляд, на роль контрольного лучше подойдет двухтактный усилитель. Как минимум, не будет второй гармоники, третью по спектралабу минимизировать и вперед. Рекомендую 6н23п (е88сс) в первый каскад (с источником тока в катоде) и 6п31с (6AV5) на выход с нагрузочкой побольше (килоом 15 а-а). Макетил такое - звук исключительно нейтральный без прикрас.


majordom22: Михалыч Чувствихи будет мало. Если 6П31С (EL36), да с такой высокоомной нагрузкой, значит, высоковольтный режим. Пусть анодное 300 В. При 25 ватт на каждом аноде, это -50 В смещения. 6Н23П имеет Мю=36. Это, учитывая. что качать триод придётся, в анодах кил по 20, в обычном каскаде ОК, 21-22 единиц усиления. Если с длинным хвостом, то нужно ещё поделить на два. И того, Ку 6Н23П 10-11 единиц. Разделим 50 В на 11, получим 4.5 В амплитудного максимального, или 3-3.5 В эффективного. Учитывая среднее, по уровню записи, с СиДишника напряжение в 0.5 В эфф, то необходим, как минимум, ещё один каскад с Ку порядка 6-7 единиц. Даже 12-13 лишними не будут. На чём-то, типа 6Н8С . Меня тут другое смущает: и к нему подобрать акустику (мониторы ближнего поля - так называется, если не напутал). Люди, которые могут себе позволить подобрать акустику , а это занятие не из дешёвых, сродни созданию домашней системы с нуля, просто автоматически должны приобрести и готовый усилитель. Я бы рекомендова Денсен, средненький по цене. Вот, уж, где нейтральность! Цена в районе 3-х килобаксов. Сейчас, может, и подорожал. ЗЫ тут поступила критика со стороы А. Резвого, что я взял для расчёта чересчур тупые экземпляры ламп. ОК. Стираю первые 5 строчек поста и беру для грубого расчёта триодные ВАХ 6П31С с сайта коллеги AlexR. Исправленному верить

Rezvoy: majordom22 пишет: Если 6П31С (EL36), да с такой высокоомной нагрузкой, значит, высоковольтный режим. Это до -100 В смещения. А то и больше. 6Н23П имеет Мю=36. Это, учитывая. что качать триод придётся, в анодах кил по 20, в обычном каскаде ОК, 21-22 единиц усиления. Если с длинным хвостом, то нужно ещё поделить на два. И того, Ку 6Н23П 10-11 единиц. Разделим 100 В на 11, получим 9 В амплитудного максимального, или 6.5 В эффективного Прямо перл на перле ! Надо как то после праздников отходить !

majordom22: Rezvoy Ладно, давайте, уж правду-матку . Где что не так?

Rezvoy: Высокоомная нагрузка EL36 , тем более в триоде не нужна. Нормирована лампа на 250В ( наша на 300), смещение -100В для неё область микротоков, так что дальнейшее понятно...

majordom22: Rezvoy Видимо, Вы не прочли пост коллеги Михалыча. Он пишет Рекомендую 6н23п (е88сс) в первый каскад (с источником тока в катоде) и 6п31с (6AV5) на выход с нагрузочкой побольше (килоом 15 а-а) Т.е. про высокоомность, это не мой перл, если перл. А в своём посте, я , наоборот, критикую предложение коллеги Михалыч. Rezvoy пишет: Нормирована лампа на 250В ( наша на 300), смещение -100В для неё область микротоков, так что дальнейшее понятно... Если верить даташитам на строчные лампы, то у 6П36С 12 вт на аноде максимум. И 250 В на аноде и экранной. В пентодном режиме у знакомых музыкантов 6П31С хорошо и долго работают взамен ЕЛ36 при 750-800 В на аноде. В триодном включении 400 В вполне нормально. При 45 ватт рассеиваемой красные пятнышки кое-где по аноду . 25 ватт - вообще забава. Так совпало, что вчера жестчил 4 штуки EL36, до 400 В , с небольшим запасом (предполагаемое рабочее напряжение 330-350 В). Так, результаты по величине смещения для напряжения 400 В, при мощности анода 25 вт: -70 В; -75 В, -105 В, -115 В. Если есть недоверие к результатам измерения, две последние могу выслать Вам в подарок , для контроля.

Rezvoy: majordom22 пишет: . Так, результаты по величине смещения для напряжения 400 В, при мощности анода 25 вт: -70 В; -75 В, -105 В, -115 В. Если есть недоверие к результатам измерения, две последние могу выслать Вам в подарок , для контроля. Две последние можете оставить себе - они явно и сильно просевшие. А превышать одновременно и мощность и напряжение на аноде моветон и радиолюбительщина.

majordom22: Rezvoy пишет: превышать одновременно и мощность и напряжение на аноде моветон и радиолюбительщина. Для строчных ламп тоже? Ну, тогда все такие. Редко кто ограничивается 12 вт и 250 В на 6П36С. Когда я писАл про 45 ватт на 6П31С, это не означает постоянный режим. Посто, сравнивал с 6П3С по рассеиваемой. Где-то одинаково, по обратному току сетки, судя. А как поступать, если даташиты смешные?

Rezvoy: Я ещё застал радиолокаторы на лампах. Там все режимы были по ТУ, а лампы с военной приёмкой, однако, практически каждую смену приходилось какую-нибудь заменять - выходила за рамки, реже - полностью отказывала. EL36 по сути EL12 переработанная под теленужды, так что именно для неё 20Вт в триоде практически норма , ну и 360-400В то же, но 600-700 явное насилие .

ghoust: А зачем лампе с Ri порядка 800 Ом аж 15 к нагрузки? Из каких соображений? Анодное 250 В, смещение - 38 В Нагрузка 3-4к от силы. В триоде прекрасный чистый не подкрашенный звук.

majordom22: ghoust пишет: зачем лампе с Ri порядка 800 Ом аж 15 к нагрузки?Это к коллеге Михалычу. Так, мысль приблизтельно яснА, всёж, триоды в оконечнике (если мы все правильно его поняли), чем больше сопротивление нагрузки у триода, тем меньше гармоник. Но, я бы выбрал другой режим. Я ещё застал радиолокаторы на лампах. Там все режимы были по ТУ, а лампы с военной приёмкой, однако, практически каждую смену приходилось какую-нибудь заменять - выходила за рамки, реже - полностью отказывала А я ремонтировал радиостанции на лампах. Там иная картина. Гу-50, что меняй, что не меняй. В ЭсЭсБи работа, всю жизнь, как новые. А стержневые сгорали чисто по накалу. Газонул танк, реле-регулятор вместо 24 вольта 36 дунуло, и есть работа группе прапорщика Сидорова (в интересах безопасности, все фамилии изменены )

Михалыч: Все правильно, с такой нагрузкой гармоник меньше и ниже выходное сопротивление, соответственно проще будет акустику подобрать. А раскачивать выходной каскад по полной и не надо, этож контрольный усь для ближнего поля. К тому же, с профи звуковухи амплитуда поболе будет чем с сидюка. Это все мои наблюдения при макетировании двухтактника на трансах тв-417 от акм. Там вообще было 17 ком а-а. Варинт был хорош и по замерам и на слух. В итоге, мои эксперименты закончились двухтактом на 6п36с с нагрузкой 8.5 кил который и слушаю уже 4 года. Но такой вариант советовать не буду - дюже много хлопот по подбору 36-х и борьбе с возбудами.

majordom22: Михалыч пишет: раскачивать выходной каскад по полной и не надо, этож контрольный усь для ближнего поля Считается, если есть регулятор громкости, но источник не доводит усил, хотя бы, до начала клиппинга, расчёт непрофессиональный. Тем более volli пишет: Полутораватный "задохлик" на 6П1П с ТВЗ 1-9 уже не устраивает А Вы знаете, сколько на выходе, пусть, у 10 ваттного усила на "половине громкости" ? Логарифм, коллега...

Пермяк: Это называется "иметь запас по динамическому диапазону". Сынишка у volli собирается производить различные комбинированные записи, содержащие как звуки муз. инструментов, так и звуки немузыкальные, различные звуковые эффекты. Поэтому запас по дин.диапазону просто необходим. Отсюда требуемая мощность - не менее 12-15 Вт, даже и 20 Вт будут никак не лишними. И, безусловно, нужна высокая линейность усилителя, минимум гармоник, без так любимой всеми 2-ой гармоники. И предельно низкий уровень интермодов, это же ясно. Таким образом, выходим однозначно на двухтакт. И, видимо с ООС, только не тяп-ляп-воткнутую, а грамотную. Сложно. Уровень не хайэндовский, типа "два триода с батарейкой". Не знаю, задача непростая. Приборы нужны. А иначе - баловство.

Михалыч: Именно так построен усилитель от контрольных агрегатов АКМ. РР на 6п14п пентодом с обратной связью. Могу подогнать схему и данные выходника.

grat: volli пишет: изготовить усилитель для контроля работы со звуком Обратите внимание http://www.audioportal.su/showthread.php/48782-Усилитель-TESLA-на-EL34 Это реально контрольные мониторы, правда, в оригинале большие.

volli: Спасибо всем! Что-то начинает проясняться. Михалыч, можно подробности про РР на 6П14П (можно в "личку" или volliu@rambler.ru). Есть 6П31С, 6П41С, (а 6П7С не подойдут ?). Есть РР торы на выход от Василия ("карта"), правда не помню Rаа. Для повышения Rаа можно попробовать динамик с большим R. На силовик ( с перемоткой) есть ТС-ы (160-180-200-270), ТН можно отдельно (мне так больше по душе ). Минимум приборов есть - Г3-35, С1-76, В7-16, ВК7-9. Так же свободен комп, - надо бы заняться "спектр-лабом" и подобными программами. На акустику сын планирует 10т.р. Что можно подобрать на эту сумму?

ГДН: Пока одна мысль мне нравится. Пермяк пишет: Сложно. Уровень не хайэндовский, типа "два триода с батарейкой". Не знаю, задача непростая. Приборы нужны. А иначе - баловство. volli пишет: На акустику сын планирует 10т.р. Что можно подобрать на эту сумму? Сначала выяснить,что получается по Rвых усилка. Потом, боюсь, ничего подобрать и не получится. Мониторинг в студии это ее "альфа и омега", не проще микрофонов, а может и сложнее. Я с микрофонами работал с "таксебешными" и ничего, а вот на мониторинге недавно так лоханулся, пощас стыдно...



полная версия страницы