Форум » Схемы » Двухтактный усилитель на 6С3П-6П41С. Горнов Дмитрий (U.L.F.). » Ответить

Двухтактный усилитель на 6С3П-6П41С. Горнов Дмитрий (U.L.F.).

Сергеев Сергей: Схема данного усилителя идентична двухтактному усилителю на 6П3С(EL34) разработки А.И. Манакова («Радихобби» №5 2006г) . Но, в силу ряда обстоятельств, по техническому заданию на разработку и создание данного усилителя, есть ряд особенностей. Усилитель создавался под набор определённых требований: 1. При том, что усилитель ламповый, вся конструкция должна была уместиться в, имеющийся в наличии, достаточно низкий корпус (480мм Х 380мм Х 120мм). 2. Должен обеспечивать достаточную громкость при работе с бытовыми промышленными акустическими системами(86-90дБ) в комнате прослушивания, площадью 20-24кв.м. 3. Иметь яркое, динамичное звучание с хорошо контролируемыми НЧ и прозрачными ВЧ, а также быть всеядным, справляясь с распространёнными направлениями музыки. 4. Должен быть создан на недорогой комплектной базе, с применением отечественных ламп.

Ответов - 59, стр: 1 2 3 All

Wavebourn: В том числе и самим слуховым аппаратом. Кроме того - все вибрирующие, отражающие, передающие звук среды в природе вносят свои собственные нелинейности, и спектр искажений зависит от амплитуды колебаний. Бог ли сотворил человека, или эволюция его таким сделала - не важно, но все эти искажения на слух не воспринимаются, как таковые. Поэтому если искажения электронного тракта замаскированы под эти нелинейности, то их вроде-бы и нет, хотя намерять можно воз и маленькую тележку. А вот когда, скажем, при затухании звука искажения увеличиваются и спектр их расширяется, то даже если этих искажений и очень мало, то всё равно они режут слух, как серпом по фаберже.

Владимир Константино: Добрый день! U.L.F. пишет:Гитарную и телевизионную. Дмитрий, пожалуйста не иронизируйте. Именно звуковую. Не называют же выходные трансформаторы - гитарными и кадровые трансформаторы ТВК редко используют как звуковые. А то, что ЕL-34 широко используется музыкантами , говорит в первую очередь об ее надежности и приличной мощности. У меня действительно есть опыт создания усилителя на 6П41С. Вот только использовать 6С3П в драйвере я не догадался. Жму Вашу руку в благодарность за идею А 6П41С я критикую только за то, что она не поддалась, когда я пытался на нее навалить. Дмитрий, еще вопрос, если у Вас шильдик на усе металлический. то как делали надписи, моЩное производство помогает? или на коленках? У меня сейчас это серьезная проблема. www.radio-profi.ru

U.L.F.: Владимир Константино пишет:Дмитрий, пожалуйста не иронизируйте. Именно звуковую. Не называют же выходные трансформаторы - гитарными и кадровые трансформаторы ТВК редко используют как звуковые. А то, что ЕL-34 широко используется музыкантами , говорит в первую очередь об ее надежности и приличной мощности. Это вовсе не ирония. Просто в аудиофильской среде есть сложившееся мнение что радиодетали стоит разделять на "звуковые" и все остальные, для звука якобы не пригодные. Вы правильно заметили про надёжность и приличную мощность. Только тогда напрашивается вопрос: а как тогда с мощностью и надёжностью у военных, высокочастотных и, в том числе, телевизионных ламп? На Ваш взгляд, там дела обстоят хуже? Не думаю. Условия эксплуатации этих приборов куда более тяжёлые, оттуда и способность телевизионных ламп при работе в звуковых усилителях рассеивать на аноде мощность выше паспортной. Упомянутые 6П41с вполне переваривают до 20 ватт, 6П31С - до 18-19 ватт, 6П36С - до 30 ватт. Как прочитал на одном форуме, не помню чьё конкретно изречение, но звучало оно примерно в таком контексте, что "звуковыми" , т.е. с приставкой "аудио" изготовители называют компоненты, которые ни в какой другой области, кроме банальной бытовухи, к применению не пригодны (а наш любимый хайенд именно к бытовухе и относится)... Полностью поддерживаю это мнение. ЕЛ34 - это не более, чем умощнённый клон 6L6, вернее её более современной родственницы 6П3С (5881). ВАХ у них похожи, т.е. кривоватые они у них, для РР ещё годны, а вот применение в однотактах уже малоперспективно ввиду высоченной второй гармоники. Что касаемо телевизионых ламп, то их применение в звуке более чем перспективно. Некоторые модели, по линейности приближаются к прямонакалам. Если говорить конкретно про 6П41С, то не испытываю к ним каких-то особенных пристрастий. Лампы эти мне когда-то посоветовал попробовать Женя Гришин (Локи), я попробовал... сначала, правда, как-то вроде и не раскушал, а потом удивился... чудесные лампочки. Почему у Вас с ними не заладилось... даже и не знаю.если у Вас шильдик на усе металлический. то как делали надписи, моЩное производство помогает? Это лазерная маркировка по нержавейке.


KAFED: Прокомментируйте назначение резистора R24. И еще. Можно ли применить в качестве выходного ТВЗ-1-6? R5,6,7 и R11,12,13 в параллель "навеяно японскими мотивами" и принципиально влияет на звук или можно поставить по одному проволочному 11 Ком 5 Вт? Насколько критичны номиналы R1, R15 и R19, и в каких пределах их допустимо изменить? Можно ли уменьшить емкости межкаскадных конденсаторов (под ТВЗ-1-6) и перевести выходной каскад в режим автосмещения (токи маленькие)? Или при всех этих изменениях это уже будет другой усилитель и другой звук?

U.L.F.: KAFED пишет:Прокомментируйте назначение резистора R24. "Сливной" резистор. Предназначен для разряда емкостей в блоке питания, после выключения усилителя. На звук не влияетМожно ли применить в качестве выходного ТВЗ-1-6? Не знаю подробных параметров ТВЗ1-6, но сопротивление первичной обмотки по переменному току у него вроде как больше раза в полтора, чем обозначено в схеме. Да и параметры у него, судя по классу тех изделий, где он применялся, значительно хуже. Т.е. схема конечно работать с ним как-то будет. R5,6,7 и R11,12,13 в параллель "навеяно японскими мотивами" и принципиально влияет на звук или можно поставить по одному проволочному 11 Ком 5 Вт? Не знаю ни о каких "японских мотивах", если проволочный резистор устроит по звуку, то можно поставить. На анодном резисторе, в данной схеме, рассеивается около 1,5 ватта мощности. Три штуки запараллеленных резисторов МЛТ-2 были установлены, исходя из принципа "то что было".Насколько критичны номиналы R1, R15 и R19, и в каких пределах их допустимо изменить? Для работоспособности схемы они не критичны. Это "антизвонные" резисторы, для предотвращения возбуда. Лучше их ставить минимального номинала. Но, в принципе, в некоторых промышленных схемах установлены такие резисторы даже и вплоть до 1кОм, и никто не жалуется.Можно ли уменьшить емкости межкаскадных конденсаторов Можно и уменьшить, естественно при этом будет соответствующее сужение полосы по НЧ. и перевести выходной каскад в режим автосмещения (токи маленькие)? Конечно можно. При этом придётся повысить питание на величину напряжения смещения и подобрать соответствующий резистор в катоде. Правда при этом выходной каскад сможет работать только в "А" классе.Или при всех этих изменениях это уже будет другой усилитель и другой звук? Это будет на 100% другой усилитель и другой звук. К вышеуказанной схеме, полученное изделие, будет иметь отношение разве что лишь по типу применённых ламп.

ALSS: http://shot.qip.ru/00PnlW-36fjZ4r7F/

U.L.F.: KAFED пишет:Можно ли применить в качестве выходного ТВЗ-1-6? Кстати, по поводу ТВЗ1-6. Неужели так сильно привязаны к нему? Вон сейчас, Василий-Карта из Ростова на Дону вроде как окончательно наладил на местном трансформаторном заводике выпуск выходных трансформаторов на разрезных торах. Цены пока приемлемые. Хотел и сам у него осенью заказать, но по срокам не срасталось, заказ был коммерческий, пришлось самому быстренько мотать. Вроде как пара обойдётся около 4400-4500руб. Может всё-таки стоит заказать, чем связываться со всеми этими "советскими неликвидами"?

Бокарёв Александр: ТВЗ1-6 ещё найти попробуйте. Не находются они. Редкие очень. Из недорогих двутактных- лучшие.

Romm: Александр, Вы-то и сделали их редкими... со своими макетами... А народ и не знает, что это просто было в тумбочке с краю, так в руку и попалось))) Насмотрелись на хай-энд, да и расхватали всё. А продаваны еле успели цены взвинтить. А что это неликвид, так поди кому скажи - в драку полезут, защищая потраченные деньги...

KAFED: Спасибо, Дмитрий, за ответы на мои вопросы. Я их задал потому, что в схеме А. И. Манакова на которую Вы ссылаетесь были и трансформаторы "Симфонические" (типа ТВЗ-1-6) и емкости в два раза меньше а отзывы в интернете о звуке просто восхитительные. Я собрал эту схему точь в точь по всем компонентам но ожидаемого результата по звуку (при всем уважении к автору) к сожалению не услышал. У меня как-то с SE получается приятный звук а с РР не очень. Попробую собрать Вашу схему, детали отобраны, ТВЗ на ТОРах. Когда-то заказывал под 6П41С, правда в другую схему. И еще. Вы не ответили на вопрос Ден 123 об отсутствии развязки в питании драйвера. Так задумано?

Вадим Пузанов: KAFED пишет:Я их задал потому, что в схеме А. И. Манакова на которую Вы ссылаетесь были и трансформаторы "Симфонические" (типа ТВЗ-1-6) и емкости в два раза меньше, а отзывы в интернете о звуке просто восхитительные. Я собрал эту схему точь в точь по всем компонентам, но ожидаемого результата по звуку (при всем уважении к автору) к сожалению не услышал. У меня как-то с SE получается приятный звук, а с РР - не очень Вы знаете, можно смеяться, НО у меня аналогичные ощущения. Совсем недавно, тут на форуме, я заморочился двухтактником, потому что мой, по схеме Манакова, не прозвучал должным образом. Мой однотакт на 6K5GT+E235L просто другой уровень звучания. Мне тут накидали схем, спасибо всем откликнувшимся, осталось только выбрать. Выбрана была схема с драйвером на 6Н1П с разделённой нагрузкой и ПОС, и выходной каскад на 6П3С с одним резистором в катодах не шунтированным электролитом. Включил. Ну что сказать, шикарный звук. Он другой, по сравнению с однотактником, но ничуть не хуже. Плотный объёмный звук, шикарный низ и динамика. По рекомендации Саши (Бокарёва) подбирал выходные лампы в пАры. По резистору 560Ом в катод каждой 6П3С и вольтметр, с автоматическим пределом измерений, на эти же катоды. В идеале, вольтметр должен показать 0. Как показал, перемыкаем верхние концы резисторов (катоды 6П3С), получая один общий резистор на 280Ом. Схема получилась простой до безобразия.

Вадим Пузанов: KAFED пишет:И еще. Вы не ответили на вопрос Ден 123 об отсутствии развязки в питании драйвера. Так задумано? Отвечу за Диму. Резистор развязки по питанию, вместе с последующим после него электролитом на крпус, создают Г-образный фильтр, призванный уменьшить помехи по питанию драйвера. НО, это было актуально. когда электролиты в блоке питания применялись ёмкостями по 20мкф. А у Димы 1400,0мкф. Поэтому этот фильтр, если не нужно уменьшать величину анодного напряжения для драйвера, просто незачем. Я в своих схемах его практически вообще старался никогда не применять.

a139st: Вадим Пузанов пишет:По рекомендации Саши (Бокарёва) подбирал выходные лампы в пАры. По резистору 560Ом в катод каждой 6П3С и вольтметр, с автоматическим пределом измерений, на эти же катоды. В идеале, вольтметр должен показать 0. Как показал, перемыкаем верхние концы резисторов (катоды 6П3С), получая один общий резистор на 280Ом. Схема получилась простой до безобразия. Вадим, можете чуток подробней, что и как подключать. А вольтметр какой, с нулём посередине, как подключить? Задаю вопросы потому, что мне тоже предстоит такая работа. Да и знать не помешало бы. Спасибо!

U.L.F.: Romm пишет:Александр, Вы-то и сделали их редкими... со своими макетами... Да это ещё до Александра, Гэгэн постарался. KAFED пишет:...вопрос об отсутствии развязки в питании драйвера... Ошибки в схеме нет. При использовании источника питания в точности как в схеме, развязка не принципиальна. Внутреннее сопротивление и энерговооружённость источника питания здесь таковы, что и пульсации питающего напряжения при изменении тока нагрузки и паразитная обратная связь ничтожны настолько, что развязкой можно пренебречь. Причём не только можно, но и желательно для звука. Но если очень хочется, то можно и поставить дополнительный RC фильтр на питание драйвера-фазоинвертора,работать будет и с развязкой. И ещё... Если Вам категорически не понравилась схема Манакова, то и эту собирать не советую. Чуда точно не произойдёт. Всего лишь другие лампы при сходной концепции. Качество усилителя в любом случае будет очень сильно зависеть и от качества выходных трансформаторов , от самого конструктива и от других применённых деталей. Схема тут лишь помощник и руководство к действию. Ну, и последнее. Вы задаёте вопросы на форуме, даже не утруждая себя регистрацией на нём. Это даже как-то неуважительно по отношению к участникам форума. Успехов в творчестве.

Вадим Пузанов: a139st пишет:Вадим, можете чуток подробней, что и как подключать Вот слова автора. http://radiolamp.ucoz.ru/load/bokarjov_a_podbor_vykhodnykh_lamp_dlja_dvukhtaktnogo_usilitelja/1-1-0-181 Вольтметр со стрелкой посередине или цифровой с автоматическим выбором предела измерений.

KAFED: U.L.F. пишет:Качество усилителя в любом случае будет очень сильно зависеть и от качества выходных трансформаторов , от самого конструктива и от других применённых деталей. Схема тут лишь помощник и руководство к действию. Согласен. Некоторые считают, что даже акустические кабели должны быть направленными. Но на самом деле у каждого свой вкус и музыкальные пристрастия. Наверное поэтому при полном соблюдении предложенных автором компонентов и конструктива, полученный звук не оправдал моих ожиданий. Я собрал несколько схем А. Манакова и В. Пузанова. Что-то понравилось, что-то не очень. Наверное, придется сначала собирать макеты на универсальном шасси, слушать, дорабатывать и только после этого принимать решение о "чистовом" изготовлении. До сих пор я этого не дела, а полагался на мнение "гуру". Спасибо за комментарии. Замечание по регистрации принимается. Уже исправился. Просто некоторые форумы при регистрации задают много не нужных вопросов, вплоть до экзаменационных по физике и радиотехнике.

Бокарёв Александр: a139st , вот у вас два резюка в катодах, на них какое-то напряжение. Вам его нужно измерить. Обычным стрелочным тестером. Как вы это будете делать? Уж наверное. начнёте с высокого предела-мало ли...Потом на более чувствительный переходите. увидели, что там что-то есть, но стрелка идёт не в ту сторону. И что вы сделаете дальше? ....Я прав?

aur_100: Для KAFED: соберите на ТВЗ1-6 РР по этой схеме, но с вых. лампами 6п6с, 6ф6с, 6п43п, ЕЛ86. Для них достаточно тока 35-40мА, и Ктр=40.

Пермяк: Обсуждение "рисовалок" перенёс в соответствующую тему: http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000022-000-20-0-1451908584



полная версия страницы