Форум » Схемы » Двухтактный усилитель на 6С3П-6П41С. Горнов Дмитрий (U.L.F.). » Ответить

Двухтактный усилитель на 6С3П-6П41С. Горнов Дмитрий (U.L.F.).

Сергеев Сергей: Схема данного усилителя идентична двухтактному усилителю на 6П3С(EL34) разработки А.И. Манакова («Радихобби» №5 2006г) . Но, в силу ряда обстоятельств, по техническому заданию на разработку и создание данного усилителя, есть ряд особенностей. Усилитель создавался под набор определённых требований: 1. При том, что усилитель ламповый, вся конструкция должна была уместиться в, имеющийся в наличии, достаточно низкий корпус (480мм Х 380мм Х 120мм). 2. Должен обеспечивать достаточную громкость при работе с бытовыми промышленными акустическими системами(86-90дБ) в комнате прослушивания, площадью 20-24кв.м. 3. Иметь яркое, динамичное звучание с хорошо контролируемыми НЧ и прозрачными ВЧ, а также быть всеядным, справляясь с распространёнными направлениями музыки. 4. Должен быть создан на недорогой комплектной базе, с применением отечественных ламп.

Ответов - 59, стр: 1 2 3 All

redcat: ну, вот, вчера ради интереса спросил про эти лампы на радиорынке - у всех позаканчивались

Сергеев Сергей: Реклама Кому какие лампы надо продать ? пишите. Сочиним схему и т.д.

Wavebourn: Сергеев Сергей пишет:ну, вот, вчера ради интереса спросил про эти лампы на радиорынке - у всех позаканчивались У меня в сарае немного осталось. :D


GELIANIN: Они позаканчивались ещё тогда, когда схема на них была опубликована в Пагуо примерно в 89-90-91 году. Wavebourn пишет: У меня в сарае немного осталось. :D Всё сходится - в Калифорнии мало подписчиков журнала Пагуо PS - Пагуо=Paguo=Радио

U.L.F.: 6П41С совсем не дефицитные лампы. В Истоке они по 60руб., а вот по этой ссылке: http://lamps2006.narod.ru/bellamps.html и того по 50руб. Разве дорого? По моему вполне нормальная цена, сравнима с ценами на 6П14П... и это на лампу, гораздо более линейную и звучную чем 6П3С или раскрученные ЕЛ34. В статье написано про замены ламп. С 6П31С усилитель звучит не хуже... немного по другому, но ничуть не хуже. Можно и 6П36С поставить, с ними звук погрубее, подрайвовее, более напористый становится, больше подходят для рока и современных направлений. А 6П41С деликатно звучит, очень красивая подача музыки... 6П31С - чуть побасистей.

vlrk: U.L.F., а Вы не пробовали тетродное включение выходных ламп?

U.L.F.: На выходе мне больше нравится триод, он деликатнее и точнее подаёт музыку.

vlrk: U.L.F., еще забыл спросить про величину Ra-a. Почему Вы остановились на величине 5,4кОм?

U.L.F.: Это компромиссная величина. Если уменьшить, то выходное сопротивление увеличится, а если увеличить, то уменьшается выходная мощность, ухудшается динамика и выразительность звучания. В выбранном режиме выходного каскада, при начальном токе покоя в 35мА (класс "АБ") и анодном напряжении 275В, внутреннее сопротивление 6П41С составляет порядка 1кОм. При росте тока, соответственно будет ниже. При внутреннем сопротивлении ламп 1кОм, выбрана нагрузка Ra = 2,7кОм, для каждой лампы. Т.е. величина "альфа" приблизительно равна 2,7, что вполне оптимально для триодного РР усилителя. Если перевести усилитель в класс "А", подняв ток до 60-70ма, то внутреннее сопротивление Ri станет примерно 750ом, т.е "альфа" вырастет до 3,6. Для данного усилителя вполне подойдут трансформаторы с Ra первички равной 5-6кОм. Если использовать в качестве выходных ламп 6П36С, то можно брать 3,5-4кОм.

Бокарёв Александр: Жаль, поздно я очухался, забыл про такую классную лампу как 41-я, вот на ней и получится отличный однотакт или пушпулл, что будет более экономичным чем на ел-34 и более мощным чем на 6п14п. К тому же у неё нет этой противной пипки на макушке, контакт анодный.

U.L.F.: Александр, я их пробовал в однотакте. Звучат здорово. По параметрам, у этой лампы есть октальный близнец , это 6П31С(правда с "пипкой"). По звучанию и та, и другая(6П41С и 6П31С) вполне сравнимы с 6С4С, по параметрам в триодном включении, кстати тоже.

Бокарёв Александр: Интуиция мне говорит что вы совершенно правы. Когда я был молодой дурак, то выбрасывал красавицы 6П31С как старый хлам. Сейчас кусаю локти и сожалею о содеянном. Особенно когда вижу с цирконированными анодами лампы, вот картина! И мимо 30П1С тоже ходил морща нос, дурень.... Одно утешает- собирать дома склад -бессмысленно, для счастья нужно очень немного.Поэтому храню по чуть-чуть того-сего, на всякий случай, вдруг что в башку стукнет.

Ден 123: Развязка по питанию драйвера отсутствует, так задумано или на схеме не обозначилось?, Если его нет, значит есть весомый аргумент против развязки? - измерения или прослушивание?

Владимир Константино: Добрый день! Бокарёв Александр пишет: Жаль, поздно я очухался, забыл про такую классную лампу как 41-я,Знаете, а я в кадровой 41 немного разочаровался. Лампа туповата - высокое напряжение смещения требует. Отсюда и драйвер мощный вырастает. Анод больше 300 В не хочет - появляются сеточные токи. В общем, EL-34 как-то роднее.

U.L.F.: По поводу сеточных токов что-то не очень понял.... какая связь с напряжением на аноде? Больше 300В ей и не нужно давать. Как впрочем и 6П36С. Мощный драйвер?... Емкость почти не отличается от 6С4С , у 6П36С немного побольше будет. При субъективных экспериментах с зависимостью звучания от напряжения на аноде могу сказать, что лучше всего выходит в районе 260-280В для SE и 270-300в для PP. Лампа эта требует смещения на сетке примерно столько,как и 6С4С, не больше... не меньше. По внутреннему сопротивлению они тоже практически близнецы. Выкладывал здесь ВАХ Аркадия, мои лампы довольно точно соответствуют этим характеристикам. По сравнению с ЕЛ34, эти лампы слабее, больше 19-20ватт на аноде рассеивать не рекомендуется, хотя пробовал раскачегаривать их до 24ватт следов покраснения нет, на 26ваттах уже появляется тёмно малиновый оттенок на вогнутых частях анода. К конструктивным недостаткам следует отнести довольно тесный баллон. По сравнению с ЕЛ34 гораздо линейнее в триоде! В отличие от ЕЛ34 вполне подходят и для однотактников. Лампа пока ещё не раскручена аудиоснобами и поэтому дешевле чем ЕЛ34 примерно в 15-20раз, что для многих тоже немаловажно. Схема данного усилителя опубликована в апрельском номере Радиохобби за 2010год.

Владимир Константино: Добрый день! Да , извиняюсь, несколько не корректно сравнил 6П41 и EL-34. Звуковую и телевизионную. Почти неделю юзал 6П41 с подачи С.П. (кстати, куда-то Иларионов пропал?) и вот стойко выработалось не совсем положительное мнение. Хотел с ней поэкстрималить, но не далась. Вот именно на 300В и остановились. По линейности и по спектру гармоник из телевизионных ламп я бы отдал предпочтение 6П44 . Где-то слышал, что 44-ю выпускаю без верхнего анода. А где , в каких телевизорах применялась 41?

U.L.F.: Владимир Константино пишет:...несколько не корректно сравнил 6П41 и EL-34. Звуковую и телевизионную. Гитарную и телевизионную. По линейности и по спектру гармоник Уж чего-чего, а линейности 6П41С не занимать. По поводу спектра, предлагаю ознакомиться с первой частью статьи Е.Карпова "Спектры" : http://www.next-tube.com/articles/spectr/spectrRU.pdf Вообще, мой личный , пусть и не столь богатый опыт субъективных прослушиваний не выявляет строгой связи между спектральным составом искажений и качеством звучания. Вот например взять ту же 6П44С, по спектру она ненамного хуже тех же 6П41С и 6П36С, но по сигнатуре звучания, это худшие из телевизионных ламп. Её версию без колпачка 6П44М, пробовать не доводилось. Или взять к примеру 6Г2(с её спектром можно ознакомиться на том же сайте, во второй части статьи) по спектральному составу они хуже чем 6Н9С, а звучат интересней. ИМХО

Бокарёв Александр: С моей стороны я всегда сворачивал к любимой 6н9с, несмотря на совершенно негодные с точки зрения "гурятника" параметры. Спектр искажений и сама величина искажений тоже мало убеждают меня в последнее время. Гораздо важнее найти подходящую для души лампу и акустику к ней. Источник- это очень серьёзно, гораздо серьёзнее, чем я считал раньше.

Wavebourn: Важнее динамика изменения искажений в зависимости от уровня сигнала, чем статические измерения. То есть, насколько искажения прикидываются неизбежными механическими, которые ухо игнорирует (оно само такие искажения добавляет)

Бокарёв Александр: Вы имеете в виду субъективные искажения, порождаемые самим слуховым аппаратом? Там забавные вещи, спектр этих искажений -подозрительно ламповый, и это- не я придумал.



полная версия страницы