Форум » Схемы » Ещё один, 1001й драйвер для 6с4с » Ответить

Ещё один, 1001й драйвер для 6с4с

Бокарёв Александр: После удачного варианта драйвера для 6с4с, а именно - српп на девятке или 1579, пытался я найти что-то похожее по звуку, но на других лампах. Первым в длинной веренице претендентов был взят аудионотовский драйвер на 6н8с. Но его слишком большое усиление и малый запас по перегрузке перевесили все его плюсы. Пытаясь улучшить эту схему, долго возился с потенциометрическим делителем для снижения уровня, вроде получилось, но переходные процессы были в этой схеме очень нехорошие, а усложнять не хотелось. Плюнул на эту схему и пустился во все тяжкие, включая покемон на 6п6с и прочие легкомысленности. И звук по мере углубления в поиски становился всё хуже. Зашёл в тупик. Последней каплей в чаше моей глупости был пентодный драйвер на 6ж8. Я долго его слушал, первое впечатление было заманчивое: поразительная детальность, красивая срединка, необычный звук, непохож на триодный, нечто иное. Но с прослушиванием нарастало недовольство: на малых уровнях всё отлично, а стоило накрутить ручку- звук менялся , становился ярковатым или ярким, щётки , дудки и тарелки уже лезли в лицо. Вовремя приехали друзья, знающие мою систему наизусть. Послушав пентод, скривились оба, сказали: триод-лучче. И вот сегодня, улучив пару часов, решился, как тот профессор Преображенский. И не пожалел, что решился. ПОЛУЧИЛСЯ ЗВУК. Это стало ясно как всегда, с первой ноты, как только зазвучала музыка. Схему с режимами выложу чуть позже с помощью коллег, а мой комп не умеет пока этого делать. Принцип такой: два каскада усиления на половинках 6Н8С, гальваносвязанные через делитель напряжения на резюках .Делитель убирает лишки постоянного и переменного напряжений в сетке следующего каскада и лампа работает с приличным анодным и нормальным током. А главное - вернулся такой привычный и знакомый триодный звук, что нет предела моей радости. И чутья хватает.

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Бокарёв Александр: Нужно сперва вырулить режим второго триода по приборам, а то в основном по интуиции рулил. Осталось отшлифовать схему и найти возможность поднять питание драйвера хотя бы до 450 вместо теперешних 405. Уже вижу, что в анод второго триода нужно не 15 а 20 кил.

Бокарёв Александр: Сейчас есть время отсимметрировать схему и глянуть полосу и усиление драйвера покаскадно и в общем. Звук утром практически тот же, что и ночью, но шум с улицы мешает сильно. Вообще, меняя драйверы, слышу, как меняется характер подачи звука, а именно: кто вперёд выскочит из колонки, отпихивая остальных. Пентод - там впереди всех летят тарелки и щётки, а контрабас только угадывается. Триодный звук- он на фундаменте, все на месте, играют вровень, никто не торчит и не провален. Мне такое точно по душе.

Бокарёв Александр: Итак, скорректированная схема, уже после замеров. Полоса драйвера и в самом деле ограничена сверху, на 20 килогерцах спад 2дБ, на 10 кгц 1.8 дб, на 100кгц 12 дБ. При желании резистор анод-делитель (200килоом) шунтируется подобранной ёмкостью , устраняющей завал на вч. Второе. Усиление покаскадно: 1 й триод-12,5, второй-14. Делитель давит сигнал с первого триода в 3 раза, в итоге с 1 вольта на выходе получаем 56 вольт эффективных или 79 вольт пиковых. Что явно достаточно для раскачки 6С4С(смещение 65 вольт) с 1 вольта на входе. Третье. Спектр исходной схемы был не самый лучший, но после замены анодного резистора второго триода на 20 килоом вместо 15, спектр заметно очистился. Выросла и неискажённая мощность всего усилителя. Хотя, 18 кил было бы лучше, но резисторов таких нет у меня. Звук меня радует, несмотря на скромные параметры схемы в целом. Думаю,что чего-то добился в итоге. Спектры мерил на нагрузке 8 ом. Спектр на 1 вольте на 8 омах(250милливатт) Спектр на 1 ватте. Спектр сигнала 4 вольта эффективного(предел чистого сигнала)


illarionovsp: Замечательно. Особо радуют все виды фона. 50, 100, 150, 200 и тд. Интермодуляция сигнала этим фоном...

Бокарёв Александр: . Рассказываю, откуда фон. Наспех выкинутый Покемон сменила королева звука 6С4С, но пока греется переменкой, отсюда - все вытекающие. Для счастья нужно вспомнить в очередной поход на радиобазар купить банку(точнее - пузырёк) на 10 тыс мкФ 16в. Тогда лампа перейдёт на выпрямленный нагрев. И всё. Кстати, когда драйвер был на слаботочной лампе. фон был сильнее, а прожорливый на 6н8с сам фонит и этот фон вычитается на выходе. Как ни странно, но факт: в динамиках - ПОЧТИ тишина.

Бокарёв Александр: Грустно, не нашёл схемы, потерялась в море бумажек. Но сейчас выложу на память, сам принцип- помню.

Charm: Эта? Или эта? http://www.circuit-finder.com/categories/audio/audio-amplifier/507/audio-note-conquest-power-amp-with-300b

illarionovsp: Фона не слышно, это хорошо. Меня интермодуляция смущает. Которая на несущей весь спектр фона представляет. Как у бюджетного пушпула. В паузах тишина, а на звуке кашица. Значит, морока с питанием прямонакала. А 6B4G косвеннонакальную или 6А5, понятно дело, не достать...

ALSS: illarionovsp пишет: Как у бюджетного пушпула. В паузах тишина, а на звуке кашица. Однажды, лет так 45 назад, на выезде в тяжелых условиях сельской местности из-за питания от местного агрегата взорвались конденсаторы в "Моно-25". Ну, выдрал остатки, убрал КЗ, включаю - тишина. А с микрофона голоса как промодулировались! В общем, пришлось наполовину курочить второй усилитель... По теме Столкнулся (уже писал) с высокой чувствительностью прямонакальных ламп по накалу - его приходится стабилизировать (или сеть стабилизировать +-8 В, не хуже). И в то же время желательно оставить переменный ток (на слух). Бареттер в накальный трансформатор (в первичку) можно, но есть искаженная - со срезанной верхушкой - "синусоида" в сети, т. е. с кучей нечетных (ввиду симметричности) гармоник, пролезающих в цепь накала. Регенератор на накал?! "Студно туково"(с)АБС, "Трудно быть богом" В общем, застрял немного, для "развлечения" делаю регенератор 47-51 Гц для Garrard 401 (заказ) - может, и не так страшно выйдет?

Бокарёв Александр: Светлана, спасибо за схему, это один в один аудионотовская от Конквеста, но у Конквеста в отличие от Квеста две трёхсотки в параллель. А так всё совершенно то же. .. Ага, в схеме Конквеста по ссылке-неточность: накал драйвера там выпрямленный, -мост и банка, подано вольт 8 кажись. А трёхсотки греются 5-вольтовыми стабами , привинченными к днищу. Провода очень короткие, при разборке могут отвалиться ноги у микросхем. Что и случилось, после чего искал настоящие а не китаецкие крены на 5 вольт.

Yoika:

Бокарёв Александр: Мост непонятно зачем, если есть средняя точка, хватит и двух диодов. А вообще всё верно.

Yoika: Бокарёв Александр пишет: Мост непонятно зачемДля симметрии.

Бокарёв Александр: Вспомнил. Делали именно так, трёхсотку грели выпрямленным током, обмотка со средней точкой. получили мощный неустранимый фон. В итоге выкинули среднюю точку и сделали её искусственную, на резюках с выводов катода И фон пропал. Не делайте по этой схеме, что на картинке. В ней катод 100 раз в секунду отрывается и подключается к катодному резистору. а мост-коммутатор. Мультипликативная помеха порождает зверский фон.

illarionovsp: Бокарёв Александр пишет: Делали именно так ... фон неустранимый...А чего так? Вроде не откуда фону взяться. Может транс кривой? Раз по теории фонить не должно, значит не должно. Значит надо искать расхождение теории с практикой. Как правило, не в пользу практики... ЗЫ. Ёмкость конденсаторов м.б. недостаточна.

Бокарёв Александр: Сергей Павлович, обмотка была бифилярная, 5 вольт со средней точкой, на лампе ровно 5 вольт, но фон лютый. Хотя, отличие, всё же было: у нас банка была одна и впаяна параллельно накалу лампы. А здесь-две банки, привязанные и к катоду и к средней точке вторички. УГУ. Может быть, может быть..... Хазаин, может быть, этот колор?

illarionovsp: Ну вот. А ларец, вроде, открылся просто... ЗЫ. Но симметрия д.б. идеальная. Мост Шоттки нужен интегральный. Или две пары: npn и pnp. ЗЫ2. С одним конденсатором схема нерабочая. Совсем. При запертых диодах(в паузе заряда) катод от сигнала отвязан.

Бокарёв Александр: Продолжая тему начатой ветки, отмечу, что теперь при каждом удобном случае включаю музыку, ставлю любую наугад пластинку -и музыка не отпускает. Звук совершенно слитный, плотный и завораживающий. Думаю этим драйвером закрыть тему однотакта на 6с4с. Но есть идея поднять питание на драйвере, резерв есть, если сделать отдельный выпрямитель на кремнии и стаб на IRFG840S . Получу вольт 50 лишних. Хотя и так всё совершенно нормально. Вероятно, для данного трансформатора на выходе такой драйвер-самое то. По Хуану, так сказать, и сомбреро.

vizitors: Ув. АБ пожалуйста уточните с каким драйвером не отпускает .С тем у которого 200 кил. в сетке или который AN?.Лежит кверху брюхом уже месяц ,да больше,больше 6н9с српп-6с4с ,пробило что-то,ждёт решения,не как не могу определиться с драйвером-хочется новенького(хотя -бы сменить позу) .

Бокарёв Александр: Драйвер от AN с родным питанием вносил большие искажения задолго до вхождения выходных ламп в клип. И чувствительность его была совершенно неприличная, милливольт 250, что неудобно, учитывая отсутствие регулятора уровня на входе мощника и каких-либо индикаторов включения. Упалить пищалы , перетыкая провода, учитывая дурную мощу этих Конквестов- можно запросто. Поэтому речь тут идёт о моём скромном варианте, с делителем.

vizitors: Понятно.Ваш скромный вариант с 200ком в сетке ну никак не приемлю,(хотя абсолютно Вам доверяю )даже от 1ком в сетке стараюсь избавиться по возможности.Так что будем искать.

majordom22: vizitors пишет: вариант с 200ком в сетке ну никак не приемлю Если переживаете за ПСН, то Александр уже писАл, что резистор делителя от анода первой лампы до сетки второй шунтируется подстроечным конденсатором (я ставил с воздушным диэлектриком). При этом полоса по верху получается э... какую пожелаете . Но, для корректности, на выходе усила сигнал контролируется прямоугольниками, поданными на вход. Выравниваете фронты, чтобы и не зализывались, и не звенели, и можете спать спокойно. ПСН, не хуже, чем у Макарова . При хорших угольных резисторах в делителе, звук достойный, особенно... Но, здесь это ОФФ ТОП

Бокарёв Александр: А меня звук этот устраивает и без ПСНа.( Навеяло Петрушевскую, Лингвистические сказочки: Псня-за псню! Некузявость-за некузявость! " Не псни- и не пснённый усяпаешь!" То есть- не суди-и не судим будешь. )

vizitors: Не имея качественных резисторов(ВээСы по мне шумят безбожно),плюс имея собственные предубеждения,так и буду вслушиваться в этот делитель и коррект.кондёр.Мне и межкаскадных емкостей для этого хватает.Извиняйте моё ИМХО.

majordom22: vizitors Нееет, мы Вам руки выкрутим, и, таки, примЕните сей драйвер!!! Это шутка. Как пел Градский, каждый выбирает по резисторам . Кстати, попробуйте пентодный. Мне нравится

vizitors: Пробовал 6ж8,6ж4- слушал не долго.Српп 6н9с на 2 головы лучше.

electrostatic owl: Не совсем в тему, но раз уж выше зашла речь о выпрямлении 2а3, подскажите пожалуйста как максимально правильно сделать выпрямление. Накальную обмотку намотаю любую. До последнего времени слушал с переменкой, но в новом проекте задача именно выпрямить.

Бокарёв Александр: Есть варианты из прошлой жизни, сейчас найду. Это раз.. это два это три Крена эта на 5 или 7.5 ампер, лоу дроп, сейчас есть улучшенные версии, имя забыл. LT1084 LT1083 её родители.

Бокарёв Александр: А насчёт дурных резисторов. портящих звук- так есть у нас фирма одна, там водятся прецизы С2-29 , вот их и врежу. Если питание драйвера поднять, то делитель можно изменить, с 3 к 1 сделать 1 : 1 или 1 : 2. Тогда ёмкость не нужна уже.

illarionovsp: vizitors. Без резисторов и без конденсаторов УНЧ не сделать. Тут выбирать надо: либо УНЧ спаять и музыку слушать, либо комплектацию ругать. Ругать проще...

Бокарёв Александр: У меня другое развлечение: всё про новый драйвер знаю, а слушаю-и балдею. И за этот звук прощаю ему все его недостатки. Следующий шаг-заменить восьмёру на 6н16б , она более приспособлена к пониженным анодным напряжениям, чем 6н8с. Мне про неё один наш форумчанин подсказал. Чую- добрая идея!

Yoika: illarionovsp пишет: Но симметрия д.б. идеальная. СП может конденсаторы С11,С12 по схеме, шунтировать выравнивающими резисторами? Емкость большая возможен разброс, с перекосом?

ghoust: vizitors пишет: буду вслушиваться в этот делитель Если оставлять межкаскадный конденсатор, но уменьшать выходной сигнал 1-й лампы, то можно ее анодный резистор составить из двух. Например, 3 кОм и 15 кОм. В этом случае из-за малых величин резисторов коррекция не нужна. А резисторы малошумящие - точно, это обычно прецизионные, например С2-29В.

majordom22: ghoust пишет: Если оставлять межкаскадный конденсатор, но уменьшать выходной сигнал 1-й лампы, то можно ее анодный резистор составить из двух. Например, 3 кОм и 15 кОм. В этом случае из-за малых величин резисторов коррекция не нужна Прошу прощения за вопрошение: а Вы так делали? Я делал. Звук сразу превращается в фигню. Словами не передам. Только междометиями .

ghoust: Я так делал, разницы на слух не заметил. Зато прекрасно слышно отсутствие блокировочных конденсаторов резистора автосмещения в катоде 1 лампы, как показано выше на схемах. Нет блокировки - звук хуже.

illarionovsp: Сергей Анатольевич. Выравнивать конденсаторы резисторами невозможно. Реактсопры наших конденсаторов на 100 Гц доли ома, как их выравняешь? А вот припаять в || меньшему конденсатору добавочку небольшую конденсаторную для выравнивания ёмкостей, зто можно. Вот нужно ли, это другой вопрос. Ставить делитель в анод не серьёзно. Тогда уж просто уменьшить сопротивление анодного резистора. Ku=S*Ra. А что со звуком будет, вопрос, конечно, интересный...

Yoika: illarionovsp пишет: ссылка на сообщение Отправлено: Сегодня 18:38. Заголовок: Сергей Анатольевич. .. - новое! Сергей Анатольевич. Выравнивать конденсаторы резисторами невозможно. Реактсопры наших конденсаторов на 100 Гц доли ома, как их выравняешь? А вот припаять в || меньшему конденсатору добавочку небольшую конденсаторную для выравнивания ёмкостей, зто можно. Вот нужно ли, это другой вопрос. Согласен. Хотя шунт не помешает. Ставить делитель в анод не серьёзно. С делителем, получаем ООС по току, аналогичную, нешунтированному катодному резистору, этакий лимитер.

majordom22: ghoust пишет: Нет блокировки - звук хужеСоглашусь. Мне такое не нравится. И вообще, стараюсь посадить катод на общий провод. Даже, путём усложнения всей схемы.

Бокарёв Александр: Я намеренно не шунтировал катодный резистор первого триода. Этим увеличил внутреннее лампы по переменному току, а для компенсации этого дела увеличил анодный резюк, чем и снизил анодное напряжение до нужного, 150 вольт. Иначе делитель получится дурной совершенно, тогда точно звук обвалится.

ghoust: illarionovsp пишет:что со звуком будетА что с ним особое будет? Емкость будет перезаряжаться через параллельное соединение внутреннего 7к+3к добавки || 15к = 6к, еще меньше внутреннего. Вот Александр и вовсе увеличил внутреннее, и все равно много доволен.

Бокарёв Александр: Для пущей важности при следующем внимательном замере сниму спектр сигнала , приходящего на сетку 2го каскада драйвера, то есть с анода первого триода. Осциллографом ткнул туда-чистейший-пречистейший синус. думаю, что Спектра будет того же мнения. Особое внимание уделю спектру искажений самого драйвера, в этот раз я его лишь отсимметрировал по максимальному неискажённому размаху, а можно ещё повозиться с режимом 1го триода, да и 2го тоже. (сами подумайте, какой спектр будет у каскада с питанием 405 вольт, током 5,8мА и размахом выходного сигнала 10-12 вольт?) Это я про первую лампу, до делителя.

illarionovsp: Я только к тому, что уменьшая анодный резистор мы поворачиваем нагрузочную и меняем спектр сигнала. А рабочую точку можно установить увеличивая сопротивление резистора фильтра, чтобы сумма анодного и фильтрового постоянной оставалась.

Бокарёв Александр: Можно и так, сказал товарищ Сталин. Очень хороший вариант при наличии свободного места в подвале. Имеется в виду подвал усилителя. Только места для лишней банки в подвале нет, питание обоих каскадов драйвера -общее. Посему схема как есть-так есть, играет лучше всех прочих , поэтому единственное, что сделаю- чуть подправлю режимы драйвера под увеличенное питание -и всё. Замена 6с4с на 2А3, думаю, не изменит характера звучания усилителя в целом. Тему закрываю. Точка.

Бокарёв Александр: Ну вот. Прошло куча времени, в течение которого слушал и слушал я свой унч с новым драйвером. И могу сказать, что звук этот мне нравится безоговорочно. Другое дело- в разные моменты времени звук иногда бывает на самый классный, но это явно сеть или эфир. Применил фильтр по сети на базе скоммутированного ТАН-106. Это фильтр мало что звук облагородил, так ещё и фон от невыпрямленного накала 6с4с убрал до минимума.

Вадим Пузанов: Решил написать сюда, несмотря на то, что у меня EL36 на выходе. Вопрос касается драйвера. Если помните, вначале у меня был драйвер на 6SJ7 (6Ж8). После того, как пришли 6K5GT я сделал драйвер на них. Великолепно звучит, претензий никаких, но обнаружилась одна странность. При воспроизведении с CD, всё отлично и верх и низ, более того триод звучит как-то поприятнее пентода. Бонусом является так же К усиления (динамический). Он около 50, вместо 40 у 6Ж8 (без катодного конденсатора). Подключаем корректор (винил). По сравнению с пентодом ощущается нехватка низа. Низ есть, и он красивый, НО в сравнении с 6Ж8 он менее весомый и плотный, а так быть не должно. Что делать, куда копать??

Charm: Копать обратно в сторону пентода но лучшего чем 6Ж8.

Вадим Пузанов: Света, привет. Что уже может быть лучше, чем 6SJ7 от RCA? Вопрос-то в принципе. Почему? Ладно, ток малюсенький у 6K5GT, выходное сопротивление каскада на ней в 2,5 раза выше, чем у каскада на 6SJ7, ПСН у пентода выше и т.д. и т.п. НО это всё сказалось бы на воспроизведении высоких, а с ними всё отлично в обоих случаях, понимаешь?? Причём, точно такой же эффект и у других (по Порталу сужу), кто применял каскад на 6K5GT.

Charm: Есть ещё понятие музыкальнее. Старый пентод 50х 6Ж4 не музыкальнее 6SJ7 ? Вадим называйте вещи своими именами, например что у Вас не 6П31С а EL36 Mullard, не 6Ж8П а 6SJ7 RCA. Я думаю это важно, во всяком случае мне.

Вадим Пузанов: Извините, просто когда думаешь о чём-то своём, забываешь, что другие-то об этом не думают и не помнят. Да, у меня EL36 от Mullard и 6SJ7 от RCA, спасибо что помните. По поводу 6Ж4 (именно отечественной 6Ж4). Когда я её пробовал, что-то не пошло, уже не помню что....

oleg_s: А как там Макаров трактовал - Меандр получается из ВЧ, а он в свою очередь и есть НЧ :) Потом упоминался корень из произведения НЧ на ВЧ... Меняем, меняется

illarionovsp: Вадим, привет. А как Вы определяли, есть НЧ или нет. Тестовым винилом и КД? Или на музыке? По слуху или осциллом? Если по слуху, позовите друзей и слепой тест проведите. Самому слушать безполезно. Звучать лучше будет та лампа, которая дороже. Или дефицитнее. Или навевает что-то личное. Но никогда не объективное.

Вадим Пузанов: oleg_s пишет: А как там Макаров трактовал - Меандр получается из ВЧ, а он в свою очередь и есть НЧ :) Потом упоминался корень из произведения НЧ на ВЧ... Меняем, меняется Олег, будь другом, поподробнее. Искать где чего Макаров говорил - лет 5 надо.

Вадим Пузанов: illarionovsp пишет: Вадим, привет. А как Вы определяли, есть НЧ или нет. Тестовым винилом и КД? Или на музыке? По слуху или осциллом? Если по слуху, позовите друзей и слепой тест проведите. Самому слушать безполезно. Звучать лучше будет та лампа, которая дороже. Или дефицитнее. Или навевает что-то личное. Но никогда не объективное. Сергей Павлович, привет!!. Для меня, что та лампа, что эта - обе дорогие. Обе покупал на Ебее. А слушали сначала я один, потом с соседом (он тоже любит музыку слушать, сам врач), потом с моим гитаристом (в то время, когда мы ещё играли, сейчас он юрист в банке). Мнения однозначны. С 6SJ7 бас красивее и сочнее. Это именно по слуху. Прибор, скотина, показывает всё ровно, никаких завалов по НЧ.

odinss20: Вадим Пузанов Вот Вы тоже задались таким же вопросом как одна и таже лампа или похожие а звучат совсем по разному у меня точно такой же эффект с лампами 6н8 и ее якобы прямым аналогом 6SN7GT аж от 62 года рождения фирмы BREMER у меня на буржуйских наоборот звук приятней и богаче чем на наших 6н8 с соседями и друзьями я не слушал но знакомый музыкант разницу заметил сразу и что удивительно прибор показывает на тестовом сигнале одинаково

Вадим Пузанов: odinss20 пишет:Вадим Пузанов Вот Вы тоже задались таким же вопросом как одна и таже лампа или похожие а звучат совсем по разномуДля меня это давно известный факт, что аналогичные лампы, но разных производителей, звучат по-разному. А спрашивал я совсем не об этом.

oleg_s: Вадим Пузанов Я боюсь уже чего-нибудь напутать "цитируя" Мэтра Он же сторонник максимальных слюрэйтов. Как я понимаю большая скорость нарастания, есть способность усиливать большую частоту, что позволяет максимально близко передавать например горизонтальную полку мендра. Ну и моей отсебятины - меандр это в некотором смысле Нулевая частота на коротком участке времени, а вот спектр её бесконечность... Такой философский бред-интерпретация. Меняя Fв - меняем "наполненность" меандра. А второе - это среднеквадратическая частота усилителя с полосой Fн и Fв, то есть Fs = sqrt(Fн*Fв), в зависимости от ее значения, ощущение музыки меняется и соответствует рокнролу-джазу-классике все вертится около любимых ухом 300Гц. Мы меняем пентод с малой входной емкостью на триод с бОльшей - меняем Fв, как минимум, соответственно меняетс Fs. По Макарову надо около 300 ;) И это довольно непросто.

Вадим Пузанов: Спасибо. Но получается. Берём пентод 6SJ7 и предположим диапазон 20-20000. Fs=632Гц. Ставим триод. Из-за бОльшей ёмкости по ВЧ имеем завал. Пусть верхняя частота будет 10000, а не 20000, как у пентода. Получаем Fs=447Гц. Т.е. установив триод, мы становимся ближе к частоте 300 Гц, а низа почему-то меньше. Никак не могу связать, понимаешь. Можно конечно взять нижнюю частоту 2Гц, а верхнюю 60000Гц, тогда Fs=346Гц. Т.е. уже близко к 300 Гц. Так, а если берём максимально (в разумных пределах) широкую полосу.... ????????? Т.е. ты хочешь сказать, что полоса мощности пентода 6SJ7 в драйвере гораздо шире полосы мощности триода 6K5GT, поэтому с ним звучание как-бы равномернее. Если так, то в принципе что-то вырисовывается.

oleg_s: Вадим Пузанов пишет: хочешь сказать, что полоса мощности пентода 6SJ7 в драйвере гораздо шире полосы мощности триода 6K5GT, поэтому с ним звучание как-бы равномернееНу что-то в этом роде, хотя это сказал ты сам Есть еще интересный момент. Я любитель источников тока в аноде, оно по моему мнению стабилизирует рабочую точку драйвера и "отрезает" от питания, вещь очень благоприятная в моем понимании. Так вот пентод это тоже ИТ! То есть схема дуально-похожа в этом смысле на мою, только ИТ поменян местами, пентод "поплевывает на источник питания" и сам стабилизирует. Может наличие ИТ сказывается?

Вадим Пузанов: М-да. Интересный момент. Надо его как-то спокойно осмыслить. Может ещё кто-нибудь что-то скажет по этому поводу.

Yoika: Перефразируя Олега, в триодном драйвере, генератором напряжения является участок анод-катод, а в пентодном - анодный нагрузочный резистор. Соответственно меняется межкаскадная связь.

Вадим Пузанов: Вот мой последний пост на Портале. Я сделал катодный повторитель, вернее весь выходной каскад с КП на лампе 6Н3П точно, как в Неофите Макарова, и вот что из этого вышло. Пока Вы тут говорили, я сделал такой каскад. Работает вполне неплохо, может быть даже хорошо. Звучит детально, низкие вполне нормальные, НО, звучание совершенно не трогает. Оно аналитично-механистичное какое-то, как раз именно такое, которое мне не нравилось никогда. Позвал соседа, который врач. Послушал-послушал и сказал прямо по русски - гуано, ты всё испортил (он же думает, что мне назад трудно вернуть) Никакого сравнения со звучанием каскада на 5687 и близко. Пропала вся красота и телесность звука, объём куда-то делся. Но поскольку с низкими всё в порядке, делаем простой и человеческий вывод. Нагрузку выхода корректора, если не используем КП, нужно увеличить. Иными словами, не нужно ставить на входе усилителя переменный резистор в 600 Ом или 1,0кОм. И 10кОм, как у меня сейчас, в общем-то маловато. 47кОм, а лучше 100, думаю вообще здорово будет. Сегодня уже сил нет, а завтра проверю. Во-первых верну назад каскад на 5687, а во-вторых увеличу переменник на входе УМ до 100кОм. Вот Вам бабушка и ПСН, на входе усилителя (Хрюн понял, о чём это я). Почти уверен, что всё станет как надо. Дело в согласовании, а не во входной лампе усилителя. Просто в моём случае (частном), пентод на входе усилителя лучше справлялся с достаточно большим выходным сопротивлением корректора.

Yoika: Вадим, на 6Н3П смещение что то в районе полутора вольт, посему перегрузочная способность получилась много ниже, чем на 6Н6П или 5687. Как говорится хвост вытянули, а нос упал. Может лучше было бы его реализовать на 6Н6П(СРПП или мю повторителем)? Хотя и не факт. По поводу резистора РГ, я тоже купил Альпс на 50К, но что то рука не поднимается перепаивать свой проволочный РГ на 10К(с ДВД звучит хорошо, при выходном 440 Ом), лучше в следующий проект на 2А3 поставлю.

Вадим Пузанов: Докладываю. Ларчик просто открывался. Увеличение номинала переменного резистора на входе усилителя до 47 кОм, устранило проблему полностью. Видно не для ламповых дел переменные резисторы на несколько килоом. Единственное, каскад на триоде 6К5GT на входе УМ, оказался очень чувствительным к типам элементов (их правда всего три). Если устанавливать что под руку попалось, такой же и звук будет. Очень хорошее звучание показали следующие элементы: в катоде 2,0 кОм Рикен Ом, шунтирован 1000мкф на 6,3 вольта ROE в аноде 160 кОм Аллен Бредли Смещение каскада в пределах 1,5-1,6 вольта.

Charm: А по моему я Вам писала копать по входу. Высокоомной лампе - высокоомный вход.

Вадим Пузанов: Света, спасибо. НО нужно же было проверить. Наверное, это касается триодов, так как 6SJ7 тоже ведь высокоомная лампа, но вполне хорошо работала у меня с переменным резистором в сетке 2,2 кОм. Никаких нареканий. Но пентод, он и в Африке пентод, сами понимаете.

majordom22: Вадим Пузанов пишет: Увеличение номинала переменного резистора на входе усилителя до 47 кОм, устранило проблему полностью. Видно не для ламповых дел переменные резисторы на несколько килоом Скорее всего, Вадим, у Вас нагрузочная способность цифрового источника выше, чем аналового. А самой лампе, хоть 100 Ом потенциометр ставь, только быстрее работает.

Вадим Пузанов: Бузусловно выше. Выходное сопротивление 100Ом при 2В на выходе, а у корректора чуть больше 1 кОм, пусть при тех же 2 вольтах. Вот и получается, что выход корректора "подсаживает" вход УМ. Увеличение входного спротивления УМ устраняет эту проблему.

Charm: Вадим Пузанов пишет: Бузусловно выше. Выходное сопротивление 100Ом при 2В на выходе, а у корректора чуть больше 1 кОм, пусть при тех же 2 вольтах. Вот и получается, что выход корректора "подсаживает" вход УМ. Увеличение входного спротивления УМ устраняет эту проблему. Не выход корректора подсаживает вход усилителя, а регулятор 10 ком подсаживал выход корректора, как поменяли на 47 ком - корректору легче дышать стало. Точно цифру не помню по-моему нагрузка на выходной каскад лолжна быть в 50 раз выше сопротивлением, чем выходное этого каскада.

Вадим Пузанов: Я обычно применял коэффициент 10. Точнее не менее 10. Вроде всегда хватало, а тут опа...и не хватило. Спасибо за уточнение. Конечно, резистор в 10 кОм подсаживал выход корректора. Света, но согласитесь, есть некоторая странность в том, что при пентоде 6SJ7 на входе УМ, почему-то переменный резистор на 10 кОм ничего не "валил", а при триоде 6K5GT ....ну я уже выступал.

Charm: У АМЛ тоже пентод и резистор аж в 500 ком. Гуру однако.

Вадим Пузанов: А Макаров (тоже Гуру, однако) призывает устанавливать на вход 600Ом, ну никак не больше 1 кОм. Самое интересное, что я проводил такие эксперименты и, действительно, с уменьшением номинала переменного резистора на входе УМ (до разумных пределов, как мы выяснили, чтобы не чрезмерно нагружать источник сигнала) звучание улучшается.

Charm: Подходы разные имеют право быть. Один всё выжимает из отечественных деталей, другой выбирает лучшее из заморских. Главное результат. И у одного и у другого люди слышавшие звук, восхищаются. Ну а нам грешным что Бог послал тому и рады.

Jaster: Я вот искал потенциометры на 1 ком анти/логарифмические.. кое-как нашел одиночные, недорогие Alfa. Более качественных не нашлось.. :( Взял парочку на пробу. Все от 10ком. А вообще в последнее время мне нравятся Г-аттенюаторы, даже на недорогих резисторах звучат ИМХО лучше чем ALPS RK27.

majordom22: Charm пишет: У АМЛ тоже пентод и резистор аж в 500 ком.Вермахт не делал РГ по 15 кил

Вадим Пузанов: Привет всем. Попробовал 100 кОм ALPS на входе. Тоже отлично. Все настройки поизводил после прогрева лампы 6K5GT в пределах 2-3 часов. А они 64 года Silvania. Прослушал пару пластинок, на завтра ещё пару. Включаю вчера вечером и обалдеваю. Насколько комфортно заработал этот триод. Равномерная звукопередача, масса нюансов, в басу "мяса" как надо. Вот никак не ожидал, что элементарный прогрев (8-10 часов) так (радикально) улучшит звучание. Кстати, все типы резисторов, оказались точно в тему и после прогрева. И это при токе через лампу 0,8ма!!!! У меня почему-то начало складываться мнение, что малотоковые (1-2ма) и с высоким внутренним триоды не очень хорошо звучат, а тут на тебе.

Jaster: Вадим Пузанов а EC91 не пробовали? Ток покоя 10ма, Мю 100.

Вадим Пузанов: Jaster пишет: Вадим Пузанов а EC91 не пробовали? Ток покоя 10ма, Мю 100.Нет. Пробовал 6AM4 и EC86. Не понравились именно подачей музыки.

Бокарёв Александр: Вот. Не прошло и пары лет, как данная схема вернулась в мой усилитель, в новом обличье. Упрощение коснулось катодной цепи второго каскада драйвера. Сейчас там вместо двух резисторов и двух электролитов- один мощный стабилитрон Д817а на 60 вольт.оба катода сидят параллельно на катоде стаба. Режим лампы вывожу переменным резистором в сетке 2го каскада, идушего в землю. Там навскидку 40 килоом. Звук драйвера красивый, ясный, всё на месте, ничего не торчит. Чутья больше, чем с 6Н9С.

odinss20: драйвер в студию пожалуйста!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Бокарёв Александр: мышь сломана, тачпадом нарисовать пробую-жуть одна. На словах нарисовать- ещё хуже))) Кстати, стабилитрон ШУМИТ. и шум этот слышен в колонках, если ухом в упор или ночью слушать. шунтировал электролитом на 100мкф, ROE, нет больше шума. Пробовал менять лампы и впервые услышал, насколько фирменные 6SN7 ровнее наших обычных восьмёрок по звуку. Ещё одна особенность выявилась: акцент. Наши лампы- подчёркивают трубы, а импортные -ударные инструменты, какие-то малые бумкающие барабанчики. Забавно.

odinss20: Бокарёв Александр каково анодное драйвера ?? есть 6sn7gt от brimar жалко тратить на пустяк анодного в наличие вольт 350 всего

Бокарёв Александр: Для 350 вольт анодного не получится повторить мою схему, у неё 60 вольт высаживается в катоде второго триода и ему остаётся мало. Питание данной схемы 400 вольт и этого маловато. Без выходной лампы драйвер дал размах сигнала 200в от пика до пика. То есть, 70 эффективного. Вечером послушал разные записи, -прилично звучит. Не игрушка , кагбэ)))) Жаль, что без электролита в катоде не обошлось. Будем думать)))

odinss20: Бокарёв Александр вот помудрил с блоком питания ,если отказаться от кенотрона оставив его только на выход, домотав чутка обмоточки в итоге сыскал 410вольтов буду макетировать пока время есть

Бокарёв Александр: можно подразгрузить первый каскадик, взяв делитель в сетку 2го триода не 100 и 50 килооом, а 150 и 75к, 200 ком уже много, звук притухает.

odinss20: Бокарёв Александр схемку видел попробую !!! Вопрос небольшой по конкретной лампе нет смысла сама идея вот к примеру наша 6Г2 или близкая 6Г7 мю 100 и 70 но очень маленький ток анода есть и буржуйские лампы мю 100 ток чутка больше чем у наших есть сдвоенный триод с большим мю тоже 100 имеют ли право на жизнь такие лампы в качестве драйвера к 6с4с что можно выжать с таких ламп реально

kozij: Конечно ,имеют право на жизнь. Еще добавлю 6ф5. Весьма приличное звучание, с ретро налетом, 6г7 чуть подрайвовей. Питания не жалеть, вольт 400 ,как минимум, и РГ не более 50кОм.

Бокарёв Александр: И 6г2 и 6г7 можно применить, если кил 100 в аноде.Но тогда в сетке 6с4с ставим 470 кил, и только автосмещение. Питание не менее 400в, всё верно. И регулятор не выше 50 кил, а лучше 22, проверено.

odinss20: Вопрос к спецам по 2а3 и 300В вот случайно наткнулся на такую вот схему http://file.qip.ru/office/tfLyMP3p/6EM7.html вот даташит на лампу интересная идея на первый взгляд один первый триод достаточно с большим мю ,а второй мощный триод

Бокарёв Александр: Всё равно позорно мало напряжения на втором триоде для полноценной раскачки трёхсотки. Я тут башку ломаю, что делать с питанием 400вольт и смещением на выходной лампе 60 вольт. И всё равно маловато, судя по замерам и картинке осциллографа

odinss20: Бокарёв Александр трехсотки-то у меня нет, даже для эксперимента, а вот 2а3 и 6с4с - этих есть, да и схема аналогичная попадается, но с другими режимами и анодным аж почти под 500. Тут головоломка в другом: к примеру, если 2а3 с фиксированным смещением, то предельное анодное, судя по паспортам, 360 вольт, ну падение на вых трансе, дросселе питания, т.е. с натягом 380 можно выжать, а дальше - суровый подбор драйвера или усложнение и огород с БП. А так, увы - Ваша правда: отмакетировав драйвер на 6н8 400вольт питания минимум лучше больше, тогда - поёт, а с меньшим - увы, звучание хреновое, на уровне хренового режима с пентодом. Вот и лезут разные мысли и руки чешутся...

Бокарёв Александр: питание 360 вольт просит драйвера типа Шишидо, с межкаскадником. Когда возился с драйвером для 2а3, вырисовалась примерная зависимость: питание драйвера грубо навскидку - 8 умножить на смещение сетки выходной лампы. 60 вольт на сетке - 480 вольт питание драйвера. Похоже и у Райчерта, у него 500в питание трёхстоки с автосмещением и драйвера на 6SN7.

odinss20: Бокарёв Александр, да, Вы правы: 500 и есть, тогда всё становится на свое место, в моем случае оптимальным получалось питание 400в, смещение -48, почти "8".

Бокарёв Александр: Сегодня послушал внимательно, да погромче, не понравилось. Вернул в схему любимую фаворитку 6С7Б, и звук порадовал. Одинсс верно пишет, что менее 500 вольт этому драйверу не давать, а то хуже будет. Имеется в виду Лофтин на 6н8с. Кому интересно, обвеска такая: в катоде 6с7б 560 ом, в аноде 39ком 2 ватта, питание 400в, катодное напряжение 2 вольта. анодное 245 -250в.Ток 4 ма. лампа эта успешно заменяет спараллеленный баллон 6н9с, но побивает девятку по ёмкости Миллера и по прозрачности и ясности звука .

Бокарёв Александр: Вечер посвятил винилу с новым драйверком на 6с7б. - Да супер! Вцепился в звук, не оторваться. День прошёл не зря. Сколько раз буду слушать- столько раз добрым словом вспоминать умного человека, который мне это чудо присоветовал.

Romm: ну да, кто бы в здравом уме применил такую невзрачную специализированную лампочку как эта? Только по совету )))

Бокарёв Александр: Лампа имеет длинные выводы. я нашёл тоненький тефлоновый кембрик, изолирую выводы по всей длине, затем распаиваю в октальную основу от железных ламп -окталок. Получается крепенько. Цоколёвку применяю ту же. что и у 6С2С-6С5С, можно для забавы перетыком слушать те и те. Надпись на баллоне "6А7" многих вводит в ступор, на что я небрежно говорю. что это особое, "ультрагептодное" включение известной старинной лампы. В ответ-стук падающего в обморок тела)))

VOICE: Бокарёв Александр пишет: Лампа имеет длинные выводы. я нашёл тоненький тефлоновый кембрик, изолирую выводы по всей длине, затем распаиваю в октальную основу от железных ламп -окталок. Получается крепенько. Цоколёвку применяю ту же. что и у 6С2С-6С5С, можно для забавы перетыком слушать те и те. Надпись на баллоне "6А7" многих вводит в ступор, на что я небрежно говорю. что это особое, "ультрагептодное" включение известной старинной лампы. В ответ-стук падающего в обморок тела))...Метод - класс !!! ..Ремонтируя один старенький немецкий ламповый приемник, столкнулся с проблемой отсутствия замены погибшего винтажно-раритетного триода С3а, пришлось аккуратно разобрать старый и вонзить под родной металлический корпус триода запаралл. 6Н17Б-В + LM317T (..на небольшом медном радиаторе хитрой формы +2-а 2-х ватт.резюка+2-а 100мкФх16в Танталовых кондера + 2-а К10-хх...) для запитки накала 6,3в с 12-ти родных..... И ниче так... забрали ... !!!! По сей день поёт...А главное никто и не догадывается ..об этом....

Бокарёв Александр: Нет октального аналога этой семёры, а жаль. Вот и пришлось рукосуйствовать))))

odinss20: Бокарёв Александр а какова чувствительность усилителя с лампой 6с7б

Бокарёв Александр: минус 2 вольта на сетке, значит, 1, 5 вольта до появления тока сетки. Минус 62 в на сетке 6с4с(2А3, 12 AV5 и др).Усиление драйвера примерно 50-60 по усилению- та же девятка , но с 2 вольтами на сетке вместо 1,2-1,5

odinss20: Бокарёв Александр прокоментируйте вот такое схемное решение и заодно вопрос малость не по теме параллельное включение триодов, как задавать данные для расчета каскада ? понятно что анодное не изменится, ток удваивается, а как с такими параметрами как емкость ,крутизна .....

Бокарёв Александр: Для 2А3 320в переменки с кенотроном- слишком мало , проверено. 350-360 вольт минимум нужно постоянного анодного питания. Для этого переменного нужно примерно столько же. Драйвер забавный, но катодник смущает. Не знаю людей, хваливших его. Была идейка сделать такое на 6н9с, но лень перевесила. Спараллеленный баллон: усиление-то же, в аноде и катоде- половинные резисторы(47-51к и 470-750 ом) Крутизна лампы удваивается, ёмкость Миллера удваивается, становясь дурной совершенно. Выходное сопротивление такого каскада усиления- то же самое, что и у српп, 15-20 килоом.

Пермяк: odinss20 пишет:параллельное включение триодов, как задавать данные для расчета каскада ? Ёмкость и крутизна удваиваются, внутр.сопро - вдвое меньше.

Stan Marsh: odinss20, нет, совсем не нравится. Ещё и полупроводник в аноде...

odinss20: Stan Marsh полупроводник ясно дело надо убрать да и режим можно и нужно подправить данная лампа в себе содержит два разных триода первый с большим усилением почти 70 вторая порядка 5 на ней и построен катодный повторитель так как все это дело находится в одном баллоне интересно как поведет и покажет себя катодный повторитель на входе 2а3 ведь судя по назначению катодный повторитель обладает весьма хорошими характеристиками Спасибо всем за разъяснение с параллельным включением триодов ,суть понятна



полная версия страницы