Форум » Схемы » Мой Вильямсон на 6п45с » Ответить

Мой Вильямсон на 6п45с

serj: Всем здравствуйте. Вот решил построить мощный пушпул усилитель на доступных (бюджетных) деталях. Выбор пал на схему А Манакова на 6п45с. Собрал макет одного канала, работает отлично. Вот характеристики: выходная мощность 30 ватт, диапазон воспр. частот 20-40 000гц, входное напряжение 0,22 вольта, выходное сопр. 0,86 ом. В построении усилителя принимали активное участие Леонид Пермяк и Илларионов С.П., за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

Ответов - 106, стр: 1 2 3 4 5 6 All

serj: В процессе конструирования обнаружился недостаток - слишком высокая чувствительность усилителя, и как следствие - неудобство при регулировании громкости. Было решено ввести неглубокую общую ООС. После чего чувствительность снизилась до 0,5 вольт, и регулировка громкости стала более удобной и плавной. Конденсатор из катода первой лампы убрал. Также после введения ООС уменьшилось вых. сопротивление до 0,365 ом. Звучит усилитель с перемотанным трансформатором ТСА-270, расчитанным С.П. Илларионовым, прекрасно: http://hiend.borda.ru/?1-0-0-00000381-000-40-0#001.001.001

odinss20: Так а чего ей не работать-то ? Знаменитая схема Вилимсона перелопаченная на более новые пальчиковые лампы. У меня эта схема работает в оригинале, так сказать, вых трансы сделаны так же с помощью СП. Мой вариант на лампах 6н8с, вых лампы EL34, анодное 420 вольт. С чувствительностью проблем нет, она порядка 350 мВ, схема работает без ООС, регулятор громкости 33 ком Пробовал ООС (чувствительность становилась около 1 в), но ее использование пока под вопросом: доделываю колонки, там в комплексе видно будет. Кстати, в оригинальной схеме кондера в катоде первой лампы не было.

serj: odinss20 пишет: Кстати, в оригинальной схеме кондера в катоде первой лампы не было Я же собирал по варианту А.Манакова, а у него есть. На ОС думаю поставить выключатель и использовать по обстановке.


odinss20: Манаков, спору нет, мастер авторитетный, но увы, все модернизации схемы Вилимсона ни к чему хорошему не привели. В оригинальной статье от 1947 г (если не ошибаюсь), да и в переводе, подробно расписана идеология построения схемы, все описано покаскадно я долго игрался со схемой на макете пробовал и кондер в первом каскаде и разные номиналы межкаскадных кондеров но увы оригинал взял свое сожалею что не сумел достать ламп КТ66 на выход

serj: odinss20 , прочитайте пожалуйста наверху. Там я написал:"На доступных (бюджетных) деталях. А Вы говорите о КТ66.

Пермяк: Надеюсь, что со временем, Сергей воплотит свой проект в металле, выложит нам фото, и расскажет поподробней о конструктиве.

serj: Так и будет. Пока готовлю шасси.

Бокарёв Александр: Объясните мне, дубарю, какой смысл перевода выходных ламп в триодное включение, если весь усилитель охвачен ООС ? Может, я ещё не дорос до авангардных решений?

Пермяк: Бокарёв Александр пишет: какой смысл перевода выходных ламп в триодное включение, если весь усилитель охвачен ООС ? Известно, что ООС тем эффективней и "безопасней", чем линейнее и широкополоснее охватываемый ею усилитель. Именно потому, что исходная схема имеет ужЕ хорошо задемпфированный триодами и относительно широкополосный выходник, позволило без опасений ввести общую ООС, первоначально - с целью снизить коэфф. усиления до требуемого. Поскольку Сергею надо было снизить Ку всего в два раза, то глубина ООС небольшая, всего около 6 дБ. Именно такую глубину ООС рекомендовал, например, Д.Андронников в своих статьях. Как бонус автор получил при этом субъективно прирост качества звука, и выходное сопротивление, обеспечивающее Кд около 10. Ну, и ещё причина - как можно точнее приблизить топологию к Вильямсону. Так что, Сергея вполне можно понять.

Бокарёв Александр: Я хорошо помню слова Анатолия Лисовского и его картинку с искажениями в зависимости от глубины оос. И при неглубокой оос есть очень нехороший эффект резкого роста искажений усилителя в целом, исчезающий при увеличении глубины оос. Поэтому мне эта идея общей неглубокой оос с триодами на выходе показалась странной.

illarionovsp: Анатолий Лисовский грамотный человек, только роста искажений быть не может. Равно как и изменений в звуке при ОООС глубиной 2 раза. Установка необходимой чувствительности с помощью такой ООС - рациональное решение. Вообще разработка Сергея очень достойна. И тем боле ценна своей полнотой. Достали УНЧи пушпулы на зелёных трансформаторах ТАН с кпд 0.75. Сергей не указал с каким завалом полоса пропускания 20 Гц .. 40 кГц. А завал всего 2% (!). Кому нужны понты, поставьте 6SL7GT, 6SN7GTB и KT88. Будет дороже. Я бы только вместо 6Н3П применил 6Н23П, цоколёвка, правда, другая. Но это сугубое ИМХО. Остальное сделано идеально. ЗЫ. КТ66 вообще не в тему - получим 3 Вт выхода (шутка).

serj: Диапазон частот 20-40 000, это без завала на максимальной громкости. Завтра посмотрю по -3дб.

odinss20: illarionovsp откуда же Вы взяли-то 3 Вата ?????????????? В оригинальной схеме при 450 В анодного на КТ-66 - 12 ватт, причем в триоде! У меня в этой схеме ЕL 34 выдают 10 вт.

illarionovsp: У Сергея 30 Вт чистейшего звука. Это очень много. Я сразу посоветовал такой усь сделать широкополосным и автор согласился. Роскошный получился агрегат.

Бокарёв Александр: Полностью согласен, потому что сам делал пушпулл на 6п45с в триоде и получил 25 ватт с анодным питанием 320 вольт.

serj: Ниже 10гц посмотреть не могу, т.к. генератор такой. на НЧ: при 20 Гц и ниже спада нет, при 10-15 Гц наступает насыщение сердечника при МАКСИМАЛЬНОЙ амплитуде на выходе. На ВЧ: - до 40 кГц - без спада, далее - плавный спад, и на 100 кГц -спад -3дБ.

illarionovsp: Блеск. Высший стандарт качества. Какой смысл Прибой переделывать? Или пользовать как есть, или уже делать новый по всем правилам. Сергей, а БП какой? По прикидке получается железо от ТСА-270 или тор 300 Вт, мост на ультрафастах, входной конденсатор 470 мкФ, два дросселя 1 .. 2 Гн и выходные по две шт || 470 мкФ. Если конденсаторы чуть больше будут, хуже не будет. Но больше 1500 мкФ смысла нет.

Пермяк: Сергей Павлович, вот сейчас придёт Виталий Мажордом, и напомнит нам, что в РР ток сигнала через БП не идёт, а пульсации сами лампы давят, и что такие большие ёмкости как бы и не нужны.

illarionovsp: сейчас придёт Виталий Мажордом Пускай приходит. Виталий Мажордомыч - человек серьёзный, разговоры ради разговоров не любит. Итак, что мы имеем. Триоды на выходе, а в триоде сигнал отлично модулируется анодным напряжением. Пушпул. Если бы плечи работали одинаково и в классе А, то мы бы имели компенсацию. У нас что? Пока сигнала нет - компенсация есть и фон от источника в нагрузку не попадает. А если сигнал есть и большой? Смотрим симметрию плеч. Через запираемую лампу пойдёт 20 мА анодного тока, через отпираемую - 260 мА. Если учесть, что ток покоя 70 мА, то про запираемую можно забыть. Можно считать каскад эсешным. Будут большие пульсации, будут лютые интермодуляционные искажения. А сам сигнальный ток течёт через БП или как? Потом, никто не отменял провалы в сети. Глобальные провалы поддержкой БП не исправить, а короткие, типа холодильник включился, вполне даже можно. Так что ёмкость в БП лишней не бывает (в пределах разумной достаточности). Я ясно излагаю? Или нужны ?

Пермяк: Я ведь только ПРЕДПОЛОЖИЛ, что скажет Виталий... Впрочем, посмотрите на его усилитель "Зимний", он питает пушпулл от ИСТОЧНИКА ТОКА, и никто не возразил ! Разве не читали его тему? http://hiend.borda.ru/?1-0-40-00000377-000-0-0-1372141879 А на этой странице - отчёт о звучании. http://hiend.borda.ru/?1-2-0-00000109-000-40-0#026

majordom22: Сергей Павловмч всё уже рассказал. Действительно, модуляция сигнала при изменении питания выходного каскада, это факт. И пульсации 100 Гц то же самое творят. Можем это наблюдать в первых звуковых фильмах. В паузах фона нет, а только Наталка, или пан Возный начинают петь, как сразу их голоса становятся вибрирующими с частотой пульсаций БП. Точно так же размазывается нижний бас в современных системах при ИНЧ колебаниях недостаточно энерговооружённых БП. Я как-то писАл, эстрадники попросили меня поменять комплект ламп в их передранном с Маршала усиле. Так, коробок хорошо скопировали, а внутренности от балды. Из-за того, что ёмкость БП была ерундовая, а постоянная времени цепи смещения просто большущая, тОки ламп настолько сильно "мотылялись", что я не смог выставить ток покоя при помощи измерения мультиметром падений на катодных резисторах. Пришлось возвращаться домой за скопом, потОм выпаивать с платы конденсатор что-то тысячи две мкф, определявший инерционность источника смещения и менять его на скромный 47 мкф. После этого броскИ тока покоя выходных ламп поубавились. Не думаю, что звуку было комфортно до этого в такой нервной обстановке . А здесь мы имеем усил с широкой полосой по низу и с большим потреблением тока по анодно-экранным цепям. Если хотим хороший, хайфайный бас, нужно емкостей в БП не жалеть. ЗЫ и нужно уделить осбое внимание одинаковым постоянным времени цепи А-Э и смещения.

illarionovsp: Разве не читали его тему? Почему не читал, читал. Такое решение у него. Так отсимметрировал токи. Отслушал и отозвался положительно. Но выпрямитель-то у него знатный. А я самую простую схему предлагаю: Конденсатор С2 можно увеличить до 680 мкФ, а С4 до 1500 мкФ. Рабочий ток дросселя 200 мА. Зелёный можно поставить, небольшой. На схеме условно не показаны 4 обмотки накала. Две мощных для 6П45С и две маломощных под остальное.

Пермяк: Значит, решено: заварки не жалеть! электролиты ставить побольше.

serj: Сергей Павлович спрашивал о моём БП. На данный момент у меня макет усилителя и соответсвенно БП тоже макет. Усилитель и блок питания будут раздельными, из за большого веса. Сейчас пока вот что. Транс ТСА-270, мост на Д245, первая ёмкость 160мкф и далее по каскадам, всего 460мкф. Но даже при такой маленькой ёмкости (ухом в динамик) гудения практически нет. Пока ещё не решил как будет .

serj: Завершаю сборку усилителя. Сегодня включил два канала и обнаружил фон переменного тока. Проблема вокруг 6н3п. С накальной обмотки 6н3п и 6н6п на массу поставил резисторы по 270 ом. Если выдернуть 6н3п на ходу, то фон пропадает. Если отключить накал 6н3п на ходу, то фон тоже пропадает. Убрал с накала резисторы и фон исчез, но после получасовой работы усилителя появился еле слышный фон (слышно рядом с колонкой). Все параметры в норме. Как бороться с фоном?

Сухачёв Леонид: Попробуйте накал заземлить. 1 или 9 ногу у 6Н3П на землю.

majordom22: serj Земля "звездой"? Я очень отрцательно отношусь к схемам, где нет ни одного антизвонного резистора. Поставьте, хтя бы, с управляющей 6Н3П на ползунок РГ. Пусть там и будет, даже если фон не пропадёт. При смене межблочников великА вероятность возбуда. 680-470 Ом.

oleg_s: Это может быть возбуд по входу или по питанию. При закороченном входе фон е? От положения регулятора зависит? PS Кстати, если появляется со временем, может быть перегревается силовик и ....

odinss20: oleg_s так как повторял аналогичный усь но только по оригинальной схеме с фоном сталкнулся когда было в макете в реальном же устройстве был кардинально изменен монтаж накальные обмотки у меня без средней точки их 2 каждая на свой канал для устранения фона в накальную обмотку включен проволочный потенциометор на 150 ом а на среднюю его точку подается положительный потенциал с анодного плюс к этому все цепи накала разведины витой парой так же и цепи питания фона нет его не слышно даже ели ухо приложить к колонке вплотную

serj: oleg_s пишет: При закороченном входе фон е? Е.может быть перегревается силовик Нет.

oleg_s: Ну нельзя дважды войти в одну реку. Отключить провода от сетки к регулятору. послушать - может разводка. Врезать антизвоны выходным лампам ( бывает помогает). Или попробовать по каскадам. Поменять точку подключения основной земли к банкам питателя.. масса движений.

serj: majordom22 пишет: Земля "звездой"? Да.

odinss20: вот такой вариант у меня и применен только подключение не к выводу накала а к среднему выводу потенциометра по практике без потенциометра было немного заметно присутствие фона

Пермяк: Часто неплохо помогает не заземление накала, а подача на накал положительного смещения.

serj: Понял, буду пытать.

serj: Подал смещение на накал (как посоветал Пермяк) и всё прошло! Ухом в динамик - тишина. На 6п45с оставил как было, по 100 ом на массу. Сейчас думаю, стоит ли ставить антизвоны?

majordom22: serj пишет: стоит ли ставить антизвоны? Если не пользуетесь ремнями безопасности и не надеваете шлем, то не нужно

Пермяк: serj, поставьте. Хотя к фону переменного тока это и не относится, но - на всякий случай...

serj: majordom22 пишет: Если не пользуетесь ремнями безопасности и не надеваете шлем, то не нужно А посерьёзнее? В какой ситуации и что может произойти? Я понимаю, что могут появиться возбуждения, но откуда? Если сейчас до 100кгц и выше они не возникают. Ещё вопрос возник по лучеобразующим пластинам. Сейчас не подключены. Нужны или нет? Имеется в виду, влияет ли как-то это на звук?

odinss20: serj у меня антизвонники не стоят схему прокручивал до 80кгц дальше спад и все усь работает и с СД и с касетником и с вертушкой винила

majordom22: serj Предлагаю сделать так: вот, возьмём и спросим коллегу odinss20 , для чего в схеме умные люди включают антизвонные резисторы? Мне, честное слово, интересно, что он ответит Насчёт лучеобразующих , хотя, это такая деталь тетродов. Можете экспериментировать. Никто не запрещает. Можете сетки по одной исключать, если отчитаетесь о результате, будет совсем хорошо. Но, если просто желаете получить прогнозируемый результат, соизвольте включать лампы штатно.

odinss20: majordom22 я не против антизвонных резисторов и знаю для чего они нужны у меня была цель повторить усилитель Вилимсона по возможности ближе к оригиналу и мне это по возможности удалось например вот про лампы кт66 или 6п36 и им подобные даже настоятельно рекомендуют устанавливать антизвонные резисторы так как эти лампы склонны к возбуждению на ВЧ кстати к лампам КТ 66 это написано даже в таташите с указание номинала так что коллега ваш юмор мало уместен если усилитель достойно работает без нововведений то позвольте Вас спросить зачем пихать в него всякую лишнюю муть

serj: majordom22 пишет:Насчёт лучеобразующих , хотя, это такая деталь тетродов. Я догадался

odinss20: не хочу создавать новую тему если модераторы сочтут нужным перенести majordom22 вот неплохой материал о антизвонных резисторах http://forum.soundup.ru/viewtopic.php?f=9&t=517&sid=c39b90acfff2126e9c2bae5ac51932be думаю я ответил на Ваш вопрос что о них я знаю Извините, что воспользовался ссылкой, лень набирать трактат :)

majordom22: odinss20 пишет: думаю я ответил на Ваш вопрос что о них я знаю Не ответили. Прочитал я по Вашей ссылке изыскания автора, весьма продвинутого в сторону учения мэтра Лихницкого :). Хочу заметить по стилю. Это же ужасно, использовать такие дремучие обороты речи, как "ставлю в проход 300В 100 омный Драловид". Сразу становится жаль бедную 300В, и дальше уже не воспринимается текст. По содержанию. Так и не понял, знает ли автор о том, почему эти резисторы так зовутся? Он при помощи этих элементов схемы подбирал тембральный баланс. Вот, очень интересно, если бы во время его экспериментов возникла бы генерация на радиочастоте (когда он исключал антизвонники), куда сместился бы баланс? Придётся отвечать более подробно. Буду обращаться к odinss20 , но, конечно же, по большей части это ответ топикстартеру. Видели ли Вы такую схему кварцевого генератора? Не возникала ли у Вас мысль, каким образом осуществляется ПОС, необходимая для возникновения генерации? Ответ оказывается прост. В этой схеме используются межэлектродные ёмкости. В частности, ёмкость "сетка-катод". Вместе с фазосдвигающим конденсатором, от катода до земли, эта ёмкость создаёт условия для возникновения генерации. Замечу, что во многом из-за вероятности получить генерацию, я предпочитаю схемы, где катоды ламп напрямую присоединены к общему проводу. В этом случае генерация маловероятна. Теперь, давайте рассмотрим первый каскад, либо, УМ, когда РГ на входе отсутствует, либо интегрированного усила, с РГ на входе, но, пусть он находится в положении "максимум". Что мы видим? Та же схема, что и у кварцевого резонатора, только, вместо кварца сейчас наш любимый метровый межблочник, который, если присмотреться, есть не что иное, как обычный П-контур. Роль конденсаторов выполняет погонная ёмкость, а катушка - погонная индуктивность. При определённых значениях ёмкости монтажа и длины/толщины межблочника, генерация просто обязана возникнуть. Я однажды полдня на слух выставлял режимы и тембральный баланс в усиле, уже думал, что приболел на уши , пока не подключил скоп и не увидел чудесную синусоиду на 40 МГц с выхода первого каскада. Как же избежать этого малоприятного эффекта? Очень просто. Нужно уменьшить добротность системы "колебательный контур - лампа", тогда условий для генерации не возникнет. Включаем последовательно с нашим "контуром" резистор в районе 0.5-1 кОм, и генерации не будет. Можно сказать: "это - в положении максимальной громкости, а я так вообще никогда не слушаю" Подлость генерации в том, что, при возникновении её, она сама создаёт себе условия для жизни . Как вирус. Сдвигается режим лампы, при этом меняются номиналы межэлектродных емкостей, и Бог знает что ещё, но, если загенерил каскад, просто так он не затыкается. И, может так быть, что один раз за сеанс ты поставил РГ в максимум, каскад загенерил, а потом будет генерить уже и на средней громкости. Весь день . Насчёт того, как тут говорилось: "зачем ставить антизвонники, если не возбуждается?" Это с ныне подключённым межблочником не "поёт", а если завтра другой подключить? to serj. Это всё, что я понаписывал, касается генерации на радиочастоте. Она более-менее безобидная. Ибо трудно ей через выходной транец проскочить. Но, есть ещё паразитная генерация на ультразвуке, обусловленная скоростью пролёта электронов. Она - настоящий бич конструктора. Может преспокойно выплавить катушки пищалок в чужой дорогущей АС. Механизмы её возникновения намного сложнее тех, что я привёл относительно радиочастотной, я сам до конца не знаю их, но, хочу спросить: неужели Вы разоритесь, поставив по 200 Ом углерода в управляющие 6П45С, по 100 Ом в их экранные сетки и по 470 Ом в управляющие всех ламп в предусилителе? Помните, Ваш зверь несопоставим по мощности с 3-х ваттным усилочком на 2А3, и, поэтому, настолько же опасней. А там - думайте сами.

serj: majordom22 , убедили, спасибо. Несколько вопросов. 1. Углерод обязателен? У меня весь усилок на МЛТ, и ничего, мне нравится. 2. По 200 ом в упр. это понятно, а по 100 ом - в экранные, не понял. 3. Между половинками 6н3п тоже 470 ом?

majordom22: serj Типы резисторов, применяемых в усилителях слышно, уже, в очень прозрачных системах. Оцените сАми, остальные элементы тракта соответствуют титулу "высокая верность"? Если да, или, в перспективе возможно, то вперёд, на рынок, за углём . Если источник - встроенная звуковуха, шнурки - телевизионный РК, и на акустику "лапша" чёрно-красная по 30 р за метр, да конденсаторы "в проходе" (прости, Господи) МБГО, и продавать усил не будете, то, пожалуй, можно и МЛТ. ЗЫ насчёт антизвонника "между половинками" . Как-то у меня выходило, что ни разу эта цепь, с гальванической связью между каскадами, не вызывала возбуд. Вроде бы, и проводков скопище на одной панельке, и вообще, а не генерило. Я не ставлю там резисторов. Возможно, у кого-то есть обратный опыт? Пусть отпостится. ЗЗЫ 100 Ом в экранных 6П45С, помимо противовозбудной функции, выполняют роль предохранителей. Лампы по старости часто пробиваются по участку "экранная-катод". Сам не пойму, как при этом не участвует управляющая? Или, участвует, но взрываться нечему? Если в катоде единицы Ом, то всё равно, в экранную я бы сотню поставил. После такого пробоя, если выполнить мои рекомендации в теме "Ввод ламп в эксплуатацию", можно ещё заставить пару лет лампу успешно работать.

serj: majordom22 , даже не знаю, как насчёт "высокой верности". Источник у меня далеко не звуковуха, дорогие провода никогда не куплю (денег нет), да я их и не различаю, акустический не лапша чёрно-красная, а так китаёза 2,5мм кв. в силиконе. АС - самодельные, на советских динамиках. Кондёры К73-17 Мало того, РГ сделан на галетнике 20 положений, и чтобы подобрать 20 пар резисторов угольных - это просто нереально в моих условиях. У нас даже рынка нет.

majordom22: serj пишет:дорогие провода никогда не куплюДавайте по пунктам. У меня сейчас к акустике идут самопальные провода из серебра. Захожу, как-то, к знакомому в НИИ покурить, выпить кофе с коньяком и за жизнь погутарить (курить я сейчас бросил ), а он хвастается, что раскурочил списанный измеритель наносекундных импульсов (отечественный, кончно), из-за того, что нашёл в спецификации, что в нём около 0.5 кГ (или, больше? не упомню...)серебра, "химически чистого" . Это оказался мощный соленоид из проволоки диаметром 1.25 мм. Спрашиваю, что будешь с этим делать? Сказал, что выльет пепельницу. Ну, я давай упрашивать, мол, продай. Со скрипом согласился. тут же по компу вышли в инет, узнали, по чём серебро на лондонской бирже, и я приобрёл. Обошлось это мне 800 гривен. Тогда гривна была ещё крутая, пусть, доллар стОил 4.30, и того 186 долларов. Если переводить на цены акустических проводов, то это глубоко внизу ценовых категорий. Так, я сотворил два акустических кабеля по 3 м, и ещё остался немалый кусок на разводку земли в хороших проектах. Получается, меньше 100 зелёных за кабель! Это вообще дешёвка. А я спокойно соревнуюсь с кабелями до $1000. Причём, не забывайте, у меня два таких кабеля. считай, два по 1000 . Кстати, купил 1 метр моножилы Аудионотовского, самого лучшего, 1.05 диаметром, откусил по кусочку от него и от того, что я приобрёл в институте и отдал на спектральный анализ. Так, лаборанты возмущались, мол, нахрена два одинаковых образца дал ? Я к чему это всё. Можно найти пути для изготовления хороших проводов. И не платить за них килобаксы. Вон, Макаров, антифазные свои делает. Я не был у него в гостях, но не могу не верить, что покупные дешевле $30.000.00 и рядом не валяются. Главное, чтобы система и уши позволяли услышать.АС самодельные на советских динамикахЕщё нужно поискать такие покупные АС, чтобы сравнились по разрешению с отечественными бумажными динамиками. Я пошёл от обратного, и сначала приобрёл АС малоизвестной фирмы ДАНТАКС за 2500 зелёных. Радости не было предела. Где-то с год . Потом стал замечать недостатки этих высоких, с мой рост (1.83) колонок, стал делать уклоны в сторону открытых систем, закрытых ситем на совэтских ГД. Был удивлён. Не смотря на кривизну АЧХ бумажных 2ГД40, пердача пространства и нюансов тембра просто поразительная! Это я к тому, что советские динамики - не приговор. Скорее, объём работы по извлечению из них хорошего звука.РГ сделан на галетнике 20 положений. Что бы подобрать 20 пар резисторов угольных, это просто нереально в моих условияхНулёвку в руки, и пилим, пилим. Из 1.9 килоома можно запросто сделать 2.0000 килоома. Вот, наоборот, это трудно . Не забыть только лаком для ногтей, без люрекса, желательно, замазать место подпилки

odinss20: majordom22 коллега ВЫ правы по моей ссылке малость красноречиво написано но суть то одна и таже ,только вы расписали на более техничном уровне тут все понятно спору нет и трицать сее написанное бесполезно но вот как все это связать с тем ,что каждый лишний элемент на пути сигнала это своего рода помеха веть такие высказывания присутствуют и довольно часто . Скорей уж тогад надо вопрос поставить малость по другому ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ли антизвонные резисторы или нет , веть я же неспроста написал что есть лампы склонные к возбуждению на вч ,значит есть и обратные

majordom22: odinss20 пишет:есть лампы склонные к возбуждению на вч ,значит есть и обратные По логике вещей, должны быть. Но, я таких не знаю. Разве, что, кенотроны (шутка).

illarionovsp: Ну почему-же. Лампы с приличной крутизной и разработанные для ВЧ воэбуждаются в полтык. 6С3,4П, 6Н3,23,24П. А 6Н2П попробуй, запусти генератором. Ой, как не очень...

OlegR: serj пишет: Звучит усилитель с перемотанным трансформатором ТСА-270, расчитанным С.П. Илларионовым, прекрасно: http://hiend.borda.ru/?1-0-0-00000037-000-40-0-1356550315 посты 2758, 2762 Обновите, пожалуйста, ссылку - уже не действует.

Пермяк: to OlegR Вот расчёт выходника для топовой схемы, проведённый С.П.Илларионовым с помощью его программы: illarionnovsp пишет: Из расчёта выходного каскада имеем: Ua0=350 В, Uam=305 В, Iam=265 мА, Raп=1150 Ом, Raa=4*Raп=4600 Ом. Pвых=40 Вт. А где взять Iа0? А нигде. Нет у нас ВАХов на большие напряжения, нет и напряжения смещения и точку покоя определить мы не можем. Так она и не особо нужна. Можно по звуку выставить, можно, чтобы лампу не пережигать. Можно по спрямлению ВАХ, но для триодов это трудно. Сердечник ПЛР 26х45х100, от ТСА-270. Измеренное окно 101х42 мм. Реальная ширина сердечника 25 мм. Каркас: гильза АхБ 30х50 мм, окно по каркасу ВхГ 95х18,2 мм. Толщина материала каркаса 2 мм. Исходные: Umaa=610 В. Raa=4600 Ом, Rn=4 Ом. Br=1.1 Тл на 25 Гц. Первичка: на каркасе 150 втк в слое 11 слоёв = 1650 втк, провод 0.57 мм по лаку. Общее акт.сопр. 73 Ом. Вторичка: 99 втк слой, провод 0.89 мм по лаку. На катушке 8 слоёв. Всего на трансформаторе 16 слоёв, все - впараллель, акт.сопр. 0.053 Ом. Секционирование: 3I+4II+5I+4II+3I. Прокладки: межслойная первички 0.08 мм, остальные 0.16 мм. Остаётся щёлка 0.5 мм. Кпд транса 0.97. Индуктивность первички 37 Гн. Полоса низ по синусу (никому не интересная) 2.9 Гц. По верху 100 кГц. Трансформатор аццкий, соответствует самым крутым требованиям.

serj: Выкладываю процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

majordom22: Может, туплю, бо сонный ? Уважаемый serj , сидел, считал по пальцам. Выходных ламп - четыре, значит, два канала? А трансформаторов только два ... Не от адаптера же сетевого питается ?

serj: majordom22 , усилитель изначально планировался как НЧ часть в трёхполосной системе, поэтому транс БП будет общий для всей системы. Естественно, он будет отдельным. А сделать усилитель широкополосным было решено на случай, если вдруг трёхполоска не пойдёт или не понравится. Ну и естественно вес агрегата. Он уже тяжёлый, а если ещё пару трансов пристроить, то поднять или перевернуть одному трудновато будет. Там на одном фото ТСА-270 рядышком стоит, вот от него пока и питается.

serj:

serj: Вот мой аппаратик.

vladimir 1478: Симпатично,поздравляю! А что за провод подключен к анодным колпачкам,не подгорит со временем? С уважением,Владимир.

serj: Спасибо. Провод от телевизора высоковольтный, вроде бы не плавится. Сижу слушаю Рода Стюарта в формате DVD-AUDIO, звук прекрасен.

Сергеев Сергей: serj Поздравляю!!! Отлично выглядит!

serj: Сергеев Сергей, спасибо за поздравления.

седой: serj - скромно встряну... а почему в виде моноблоков каждый канал не получилось соорудить? Так вроде и конструктивно проще, и функциональнее. А то получается ... монстры получаются - в отдельном корпусе два питалова, куча соединительных проводов, потом от них два канала усиления... чегой-то я не догоняю, сложно как то все. Обьясните пожалуйста, почему такой конструктив выбран, из каких соображений?

majordom22: седой пишет: почему в виде моноблоков каждый канал не получилось соорудить? Так вроде и конструктивно проще, и функциональнее Хотелось бы узнать, как Вы представляете лучшую функциональность при двух УМ? Моё мнение - и не проще, и не функциональнее. Всё упирается в вопрос: как регулировать громкость? Два РГ в системе - чепуха. Само по себе, за два приёма изменять громкость системы - уже неестественно, но, это, уж, ладно. А как Вы сможете выставить одинаковый уровень выхода каналов? По рисочкам? Или "по часам" , на пол одиннадцатого, или на двенадцать обе ручки РГ поставить? Ничего не выйдет. При каждом изменении громкости, Ваша система будет настроена по разному. Единственный выход, как суррогатную замену стерео регулятору, вижу в регуляторах на реле с цифровой индикацией. По одному в моноблок. Типа никитинской схемы. Но, её же нужно изготовить? Или купить, и, даже, не знаю, чтобы я выбрал. Устройство непростое, нужен подбор пар резисторов. И не МЛТ, желательно. Плюс хорошие звуковые реле, не РЭС-10 Так и получается, при варианте раздельных УМ, регулировку нужно организовывать в третьем коробке, предварительном усилителе. Добавьте сюда, сразу же удвоенное количество межблочных кабелей, и, поймёте, что я лучше буду тягать (катать на колёсах) один стереоусилок, чем сделаю два моноблока. Хороший вариант, это отдельный БП, что у serj и сделано. То, что на фотке, это голый услитель, а под столом ещё к нему...

illarionovsp: УНЧ получился уникальный. У нас долго говорили об мощном пушпул УНЧе высшего разряда. Триоды на выходе, без ООС, роскошные ПЛ трансформаторы и проч. А Сергей ничего не говорил, а взял и сделал. С нуля самого. С идеи. Ну здорово просто. Я только немного не осознал, откуда 4 дросселя внутри. Вроде два д.б. И хотелось бы их видеть на витых сердечниках. Прога у меня разработана, рассчитаю в свист. А намотать как, не Сергея учить. Конструктив. Для уникальных систем стандартов нет. Этажерку всё равно делать придётся. Поэтому всяко хорошо. И БП отдельный, и два моноблока со своими реглерами. И пред с громкостью и тембрами (тембры или ламповый эквалайзер обязателен. Теперь положение обязывает.) Да, великая вещь. На моей памяти такого роскошного агрегата не было. Вот "Прибойцы" обидятся...

ГДН: majordom22 пишет: А как Вы сможете выставить одинаковый уровень выхода каналов? По рисочкам? Или "по часам" , на пол одиннадцатого, или на двенадцать обе ручки РГ поставить? Ничего не выйдет. Как раз так и выйдет! На крайняк ухи подскажут! А ты свои любимые АЛЬПСЫ на разбаланс сопротивлений измерял? Тоже не супер-пупер доложу я табе, а "выставлять" нечем ужо! Ну или регулятор баланса ставить. Лет 10 ужо как, я пользую два регулятора! Руки тоже две и уха два, проблем не вижу в упор! К тому же там галетник, и сопротивления, вероятно, подобраны из хорошей группы точности, иначе не стоило и огород городить. Впрочем, разброс и в 10 % это меньше децибела ....

majordom22: ГДН пишет: ты свои любимые АЛЬПСЫ на разбаланс сопротивлений измерял? Измерял, прямо при покупке. Если имеется в виду разбаланс по сопротивлениям от "горячего входа" до "земляного провода", это есть, в педелах одного-трёх процентов. Те, которые отличались на 10 и более процентов, я не покупал. Но, величина деления при разных поворотах ручки, практически нулевая. Если запараллелить обе секции стерео РГ Альпс, подать на вход 1-5 вольт от генератора и замерЯть от ползунков до земли, то при любом положении оси, только третяя цифра после запятой моего милливольтметра разбегается. И то, не всегда. Руки тоже две и уха два, проблем не вижу в упор! Сцена-то одна. И на ней, бывает, один солист. Одно ухо лишнее ЗЫ и вообще, ГДН, такое чувство, что Вы опять на излёте сюда заглянули. Прочтите внимательнее. Я не отвергал дискретные регуляторы. Наоборот, как заумную альтернативу одноосному РГ я считаю приемлимым. Хоть, по щелчкам, если нет цифровой индикации, можно ориентироваться. А вот, два плавных есть полная .... ЗЗЗЫ по любому, два плавных РГ в канал - только для систем с низким разрешением

ГДН: majordom22 пишет: ЗЫ и вообще, ГДН, такое чувство, что Вы опять на излёте сюда заглянули. "На излете" чего, я дико извиняюсь, канешна? Те, которые отличались на 10 и более процентов, я не покупал. Ага, значится все правильно, я тоже не покупал, но их, мать их так, все таки делают и продают! А вот, два плавных есть полная .... и нормальная регулировка громкости/уровня, особенно полезна, если не находишься не в зоне "максимального стереоэффекта" PS. А если имеем галетники, то вообще не понятно о чем разговор! Щелчки не обязательно считать, смотреть "на носики/клювики/риски" не пробовал?

serj: седой пишет: . а почему в виде моноблоков каждый канал не получилось соорудить? Могу соорудить как угодно, но в моноблоках не нравится (как уже указывалось выше) раздельное регулирование громкости. Первый свой ламповик я сделал с двумя РГ, но вскоре переделал на РГ и баланс, хотя баланс и никогда не крутил, но дырку надо было заткнуть.седой ,Вы пожалуйста поконкретней спрашивайте, что Вас интересует и что не понятно в конструктиве, а я постараюсь ответить. illarionovsp пишет: Я только немного не осознал, откуда 4 дросселя внутри. СП, я поставил по два дросселя на канал. Они у меня были заводские от цв. телевизора. Тот что побольше первым, который поменьше вторым. Тем самым я хотел снизить пульсацию. Не знаю, может это и лишнее, но гудения в колонках нет, просто нет и нет. Рег. громкости у меня на галетнике. 20 положений. Резисторы правда простенькие (МЛТ), но подобраны с максимально возможной точностью.

Yurik_V: Чтобы фонил РР - это надо постараться. :) Симпатично получилось!

illarionovsp: Сергей, в пушпулах без сигнала фона не бывает. Вне зависимости от пульсаций в БП. А проявится он в виде интермодуляции на сигнале. Ну, Наталка с паном Возным промодулированы фоном будут. Дроссель после 355 В не нужен. RC фильтра достаточно. И конденсаторы в CLC нужны достаточно большие. Конденсатор в 355 В не 2, а мкФ 1000 д.б. Дорого, знаю. Джамиконов 470 мкФ 450 В дешевле 180 руб не бывает. На 4 шт. 720 руб насобирать надо. Но делать нечего. Других путей хорошую динамику получить нет.

majordom22: illarionovsp В верхнем блоке места нет. Под стол, в БП, разве что.

serj: illarionovsp пишет: Конденсатор в 355 В не 2, а мкФ 1000 д.б. Да нет, тут просто в схеме Манакова не нарисован был конденсатор. Вероятно он остался в схеме БП. После диодов у меня 450 мкф, потом дроссель, потом 300 мкф, ну и вот здесь в параллель 2 мкф и далее по схеме. Я не знал, что пушпул не фонит, по этому и пристроил второй дроссель. Перед этим делал SE, а он как раз фонил. Там установка второго ДР решила проблему фона. Ну я думаю от того что два ДР хуже не будет.

illarionovsp: majordom22 пишет: В верхнем блоке места нет. Под стол, в БП, разве что. Вторые дроссели не нужны, а первые перенести в БП. Конденсаторы на две части разделить. 470 мкФ в УНЧ, 470 мкФ в БП. serj пишет: Я не знал, что пушпул не фонит, по этому и пристроил второй дроссель. Перед этим делал SE, а он как раз фонил. Там установка второго ДР решила проблему фона. Именно так. SE фонит явно, а РР тайно. Что ещё хуже. Но в любом случае, энергетика БП д.б. достойной.

serj: Ёмкость можно добавить, установив в БП.

Бокарёв Александр: РР фонит тайно. Крепко сказано, браво.

serj: illarionovsp , Вы меня заинтриговали большими емкостями. Я решил внести изменения в систему питания. Дроссели поставлю, как Вы предложили, в БП. На ихнее место можно добавить конденсаторов. Если после ДР поставить по 1000мкф в канал, то сколько надо перед ним, то есть после диодов? И ещё вопрос:" Почему Вы предлогаете именно ленточный сердечник для ДР?" БП предположительно будет такой. Какие выдержки времени будут предпочтительными для РВ-1 и для РВ-2?

illarionovsp: Перед дросселем достаточно 470 мкФ на два канала. Дроссели ленточные: 1. Излучают меньше (не важно). 2. Красивее. Все индуктивные ленточные. Каждый умник спросит: - Чего это? Всё ленточное, а дроссели шихтовка. Непорядок. Я б один анодный включаталь поставил. Общий. Как накалы нагреются, так и аноды подавать. А рявкнет силовик, ничего с ним не случится. Если у тебя диоды стоят класса UF507, их никакими пусковыми токами не пробьёшь. Хороши диоды HER607. Все они не дороги и в продаже есть.

volli: Судя по всему, это только часть БП - анодная. Накал отдельным трансформатором? Вопрос - какую роль играет РВ1 (к1)? В данном варианте вполне хватит РВ2 (к2). Если использую два трансформатора ТА и ТН, то предпочитаю задержку включения ТА делать по первичной обмотке трансформатора, так как высоковольтные реле более дефицитные. Время задержки зависит от времени прогрева катодов, у различных ламп оно разное. Как правило, чем мощнее лампа, тем время прогрева больше. На мой взгляд, для 6П45С надо не меньше минуты.

serj: volli пишет: Вопрос - какую роль играет РВ1 (к1)? В данном варианте вполне хватит РВ2 (к2). Но тогда заряд конденсаторов будет происходить сразу при включении.

Jaster: serj Можно подобрать резистор так, чтобы полный заряд происходил уже после прогрева ламп, а далее резистор закорачивался.

illarionovsp: Виктор, сделать так невозможно. Резистор этот даст просад напряжения и никогда оно не достигнет номинального. А служит такой резистор для уменьшения пускового тока. Который для нас имеет третьестепенное значение.

serj: Jaster ,анодного напряжения на непрогретой лампе не должно быть в принципе. А служит резистор - СП написал для чего.

Jaster: illarionovsp Так если нет потребления (лампа холодная), то просада особо и не будет же? serj Воля Ваша.. Я с этим не парюсь на обычных пальчиковых лампах вообще (за почти 2 года активного юзания самого первого усилителя на 6с45п их параметры не изменились, хотя никакой задержки там нет и стоит обычный полупроводниковый мост), возможно на 6п45с это важно.

serj: illarionovsp, есть вот такое железо. Ширина полосы=32мм Высота окна=50мм Ширина окна=20мм Толщина керна=20мм Если использовать на дроссели, сколько надо виточков?

serj: Если великоваты, то я найду поменьше.

illarionovsp: Это ШЛ. Желательно ШЛМ. Можно ПЛМ или ПЛР и дроссель сделать двухобмоточный и двухкаркасный. Будет меньше габаритами, легче и излучать меньше. Но не сильно это важно.

serj: Есть ещё такой магнитопровод. Ширина навивки 25мм.

serj: Непонятная ситуация получается. БП усилителя в стадии строительства. Усилитель я свой питал от ТСА-270. Транс конечно слабоват и решил я намотать трансик помощнее. Нашёл тор подходящий и намотал на нём. Все напряжения скопировал один в один, но вот оказия-пошёл фон переменного тока. Не пойму от чего. Какие будут соображения.

fakel: экран между обмотками есть?

serj: fakel пишет: экран между обмотками есть?Экрана нет. В ТСА-270 его тоже нет.

fakel: в ТСА - есть

serj: В моём нет.

Пермяк: Серж, измерьте ток холостого хода первички при ненагруженных трансах, ТСА и тора.

majordom22: Пермяк пишет: измерьте ток холостого хода первички Надо бы описАть процесс подробнее, а то предохранитель в тестере иногда ставят и покрепше . Серж, перед измерением ХХ тока силового транса, тестер нужно сначала включить на 10 А. Когда убедитесь, что ток мал, можно переключить на миллиамперы. Причём, необходимо параллельно тестеру подключить закорачивающий тумблер. Всякий раз, перед переключением предела тестера, или перед включением (выключением тоже, ибо возможен дребезг в контактах) в сеть, тумблером нужно тестер закоротить. Иначе броски тока, в начальный момент, выжгут Вам прибор.

fakel: Лучше осциллом проверить на наличие клыков, а то средний ток может и небольшим оказаться. Или в сети постоянка?

serj: Точно не помню. У ТСА ток большой, они все недомотаные, а у тора получилось мало. Как бы не соврать от 50 до 100 ма. Если так принципиально важно, то вечером измерю.

ALSS: Для тора 50-100 мА много даже для несколькосотваттного... Я измеряю зависимость тока холостого хода от напряжения в диапазоне от 150 до 250 В - очень показательно! Если начало укладывается в прямую с некоторым наклоном, то затем идет (когда сглаженный, когда скачком) переход на более крутую прямую. Точка пересечения этих двух прямых указывает на предельное напряжение для этого трансформатора в принятой мною практике. К сожалению, от 220 В у промышленных трансформаторов эта точка отстоит далеко, поэтому "зеленые" использую только на -127/220- и включаю всю первичку, иногда добавляя что-то из вторичек.

Folk: Фон пропадает при отключении накала или анодки на работающем усилителе?

serj: Так, с током я действительно наврал (памяти нет совсем). Ток ненагруженого транса = 16 ма. Фон пропадает при отключении накала пред.ламп. Дописал позже. Нашёл. Заменил 6н3п и фон пропал, но несовсем. Наверное пробой между накалом и катодом. Остался лёгкий фонок ухом в динамик, раньше небыло. Лампы пробовал менять все. В принципе не напрягает, но убрать надо. Сейчас при отключении накалов фон не пропадает.

vladimir 1478: Может быть, теперь - наводки? Попробуйте покрутить тор вокруг оси. С уважением,Владимир.

serj: У меня тор в другом корпусе, отдельно от усилителя. Folk пишет:Фон пропадает при отключении накала или анодкипри отключении накала не пропадает, а при откл. анода пропадает.

fakel: Зашунтируйте вторичку емкостями и ср точку на землю

serj: Друзья, всем спасибо за отзывчивость и полезные советы. Причина нашлась. Я не посадил на землю минус "вспомогательного выпрямителя" 24 вольта для питания реле. Сейчас заземлил и всё пропало, но самое интересное, что на ТСА тоже было незаземлено, а фона не было.

Резидентс: Всем здравствуйте,возможно кто использовал в этой схеме лампу ГУ19-1 тоже в триодном включении ,было бы интересно узнать как она в звуке по сравнению с 6п45с ? На 6п45с я не смог сбалансировать ток покоя оконечного каскада , балансировка достигается (при которой не фонит оконечный каскад) при разном анодном токе 6п45с ( напряжение получается на измерительных резисторах +0.07v и 0.03v)



полная версия страницы