Форум » Схемы » Еще один пушпул на EL34 » Ответить

Еще один пушпул на EL34

redcat: Предлагаю уважаемым форумчанам обсудить. http://radikal.ru/F/i045.radikal.ru/0906/d2/e1c433a3296e.gif.html Было опробовано несколько вариантов драйверов и фазоинверторов на разных дампах, включений оконечных ламп, коэффициентов трансформации. Остановился на этом варианте. Ктр = 74. Трансформаторы пока ТАН106, очень уж "зелёные" удобны для макетирования, поскольку весьма симметричны, имеют низкое омическое и позволяют в больших пределах изменять Ктр коммутацией обмоток. Звук понравился; заметил, что после прослушивания некоторых дисков, которые раньше были у меня в числе не самых предпочтительных, стал их напевать видимо, вылезли зачатки эмоциональности. Параметры не измерял пока, вот, буду к Александру Бокарёву приставать, когда он посвободнее будет, у него измерительный комп весьма правдивый. Запас по усилению позволяет ввести общую ООС, при этом, уменьшив Ктр, получим бОльшую выходную мощность. Что будет со звуком - не знаю, не пробовал. Выходное сопротивление на 1 кГц, измеренное методом сравнения выходных напряжений на разных нагрузочных резисторах, дало результат 1.3 ома. Блок питания на мостике из КД640К, каждый из которых зашунтирован к73-17 47н х 630В, потом 6Д22С, потом первая ёмкость, затем дроссель в МИНУСОВОМ проводе, затем вторая ёмкость. Чуть позже изображу в сплане.

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

geran2006: Не нравится мне эта схема. У первой лампы в катоде аж 2 светодиода. Да они ж шумят!!! Выбросить и забыть, вместо них или резистор или если угодно аккумулятор. LM317 тоже нагружена на катоды фазоинвертора. А допустимо ли использовать интегральный стабилизатор без выходного конденсатора? ИМХО не допустимо, она тоже будет шуметь. Выход-вместо LM317 надо или резистор или лампу-стабилизатор тока. По моему схему испортил автор с транзисторным мышлением, без микросхем и завтракать не может.

redcat: Классика есть классика, я тоже был пуританином, когда начинал паять ламповые усилители. Но всё не так драматично с полупроводниками. Есть такая книга - "Морган Джонс. Ламповые усилители." Автор пишет: "Подчас, когда необходимы источники опорного сигнала с малыми шумами, можно использовать в их качестве светоизлучающие диоды, которые работают с прямым смещением... " (переводчику низачот, но смысл понятен) и приводит таблицу параметров различных светодиодов, из которой видно, что наименьшее внутреннее сопротивление при токе 10 ма у СИД красного свечения. Более того, автор рекомендует наиболее целесообразным применение СИД в катоде входных каскадов предусилителей и RIAA-корректоров, поскольку в таких каскадах выходной сигнал, а, следовательно, и искажения, вносимые СИД, минимальны. Источник же тока в смещении диф. пары он считает непревзойдённым из-за его большого сопротивления переменному току. Схема ИТ заимствована из первого тома "Искусства схемотехники" Хоровица-Хилла, стр. 335. Забавно, что именно англичанин отбил у меня привычку "любить" лампы в пуританской миссионерской позе

Сергеев Сергей: Согласен Иногда применение полупроводнико оправдано. Свето диоды не так страшны, в крайнем случае их можно зашунтировать конденсатором. Применял их в корректорах, шум не больше чем у резистора если не меньше. Поставить резистор вместо LM317. Тогда потребуется отрицательное напряжение, так как резистор нужен довольно большой. Лампу в качестве источника тока, также нужно отрицательное напряжение.


redcat: Маленькое добавление. Поскольку усилитель смонтирован так, чтобы с минимальными затратами времени вносить изменения в схему, вчера установил в драйвер-ФИ 6SN7-GTB вместо 6Н6П с 27 кил в анодах и смещением 6 вольт. Гитара стала звучать красивее, а верха приглаженнее. Тоже вариант, имеющий право на существование. Кому как нравится впрочем, попробую сегодня RC параллельно первичке (трансы-то не ахти), отслушаю, что она даёт.

Владимир Константино: Добрый день! Усилитель для гитары? 6Н6 - самый то.

redcat: Добрый день. Усилитель не для гитары, честно говоря, даже если и слышал "гитарный" звук, то не знал, что это он Что Вы имеете ввиду - АЧХ на краях диапазона, определенный спектр и характер гармоник, или что еще? Неудачный выбор ламп или их сочетания? Что порекомендовали бы поставить?

Grigori: Я бы сделал регулировку смещения раздельной.

Grigori: Может примерно так(но это мое мнение) Я думаю и 34ки пойдут в эту схему.

Самоделкин: 6П3C-Е EL34 похожи своим происхождением от 6L6.

redcat: Подойдут, конечно. Мощность увеличится. В этой схеме всё усиление ложится на плечи девятки, по моему мнению, запас по перегрузке входного каскада маловат. Туда бы питание вольт 500. Только шуршат девятки чаще восьмёрок при таком питании... С квартетом EL34 у меня движки потенциометров каналов находятся практически посередине.

geran2006: redcat автор рекомендует наиболее целесообразным применение СИД в катоде входных каскадов предусилителей и RIAA-корректоров, поскольку в таких каскадах выходной сигнал, а, следовательно, и искажения, вносимые СИД, минимальны. Сомнительный какой-то автор. Полупроводники шумят и с этим ничего не поделаешь, можно только попытаться блокировать эти шумы конденсаторами. В высокочувствительных схемах типа RIAA корректоров вообще по моему нельзя их в катод ставить. Уж лучше аккумулятор. Забавно, что именно англичанин отбил у меня привычку "любить" лампы в пуританской миссионерской позе А вы попробуйте ламповую камасутру как у Макарова. Сергеев Сергей Поставить резистор вместо LM317. Тогда потребуется отрицательное напряжение, так как резистор нужен довольно большой. Лампу в качестве источника тока, также нужно отрицательное напряжение Да, потребуется. Но по моему источник отрицательного напряжения это не лишний элемент, особенно если задумано фикс. смещение вых. каскада. Лампу в качестве стаба тока-да, это и нужно если такая затея. Но если автор предполагает ввевсти общую ООС то ИМХО можно не обсуждать все эти LM и светодиоды. Звук будет обыкновенный, как у других распространенных усилителей, ну может чуточку лучше если глубина ООС будет небольшой. redcat попробую сегодня RC параллельно первичке А это ещё зачем? Срежет диапазон частот сверху.

redcat: Пардон, ерунду сморозил про цепочку параллельно первичке. Спасибо за подсказку. Перечитал главу Войшвилло, не для того пролетариата эта цепь Обратную связь городить не собираюсь, она мне ни к чему. Просто если в каких-то случаях нужна бОльшая выходная мощность, то, при уменьшении Ктр и/или переводе в чисто пентодный режим, она, мягко говоря, не помешает. На камасутру а ля Макаров я не готов, там усилитель - только верхушка айсберга, а дальше - стабы, кабели, комната... ну, это всё уже давно описано и все про это читали, достаточно было сказано и про, и контра. Не готов я также ставить прямонакалы в тактовые генераторы ЦАП. Мне пока хватает того, что домашний звук переигрывает всякоразный ширпотреб из салонов типа NAD, Sherwood и т.п. Но это не значит, что я успокоился. Поэтому благодарен каждому слову критики, поскольку когда что-то докумекаешь сам, когда что-то подскажут, всё можно пробовать и делать собственные выводы. Шо вы думаете, я не попробую лонгтейл? Легко, и после отпишу разницу в звуке благо сам намотал поканальные силовые трансы с кучей обмоток специально для экспериментов. Как раз на 110 вольт переменки лишняя обмоточка есть. Всё относительно, и всё познаётся в сравнении. Аккумулятор в катоде, увы, не впечатлил... в сетке последовательно и параллельно тоже; в сетке, кстати, хуже, в катоде - не было разницы. Светодиоды в катоде стоят и в однотактном усилителе у моего друга, у него звук очень хорош. Лучше пока я не слышал, правда, и слышал-то немного, но уже поймал то ощущение какого-то экстатического состояния, которое приходит при классном звуке. В гостях у друга такое состояние у меня и появлялось, особенно, когда он подключал виниловый источник. А там - о, Мадонна! - в первом каскаде корректора тоже светодиод Любой элемент в схеме влияет на результат и позитивно, и негативно. Думаю, важно понимать, как увеличить количество мёда и уменьшить содержание дёгтя в нашей бочке , влияние какой-нибудь бяки недопустимо, а на что-то другое можно и начхать. А это понимание приходит с опытом, которого я и пытаюсь набраться

illarionovsp: Вообще, не сильно понятно, имея источник отрицательного напряжения LM ставить? Как источник тока проектировать. ИМХО ставлю КТ940А. Сравнивал с 6Н1П, с 6Ж1П. Разницы никакой. Оно и понятно. Стабилизатор ничего не усиливает. Три года назад обещал светодиоды отслушать. А до селе не собрался. Запущу SEшник, сделаю. С уважением, СП.

redcat: Сергей Павлович, здравствуйте! С ЛМ-кой на один конденсатор меньше, вот и выбрал её. Плюс хотелось попробовать такой ИТ на практике. Я же говорил, что люблю всё ушами испытывать Фикса в оконечнике чуток динамичнее автомата, поэтому и применил. Источник смещения в лонгтейл - там последовательно входному сигналу ФИ ёмкость фильтра смещения включается, со всеми вытекающими, поэтому не лежит душа.

illarionovsp: Рад приветствовать. Не заметил режима EL. A или AB. О каком конденсаторе в хвосте идёт речь. По схеме Костина (Радио 4/1998, стр. 18), для конкретности. LM на 6 В будет сильно нелинейным элементом, ИМХО. С уважением, СП.

Mark V: 6Н8С это типа копия или аналог от 6SN7 с 6SN7 не експерементировал - но 6Н8С(и 6П6С) не шумит от светодиодов в катоде вААще. а вот если зашунтировать светодиоды электролитами вылазит шум. LM в катоде мылит звук сверху - причем сильно. может именно в этом кайф этой схемы. автор тоже не дурак - сделал именно так как хотел.

redcat: Понял Вас, Сергей павлович, в схеме, упомянутой Вами, тоже нет "еще одного" конденсатора, но уже в другом месте - непосредственная связь входного каскада с ФИ. Но первый триод, по понятным причинам, с автоматическим смещением, и в катоде тоже ёмкость. Пардон, не указал напряжение смещения, у меня выходные лампы в классе А. В хвосте конденсатор - это если делать вот так (обвёл в кружок). Плюс в сетке правого триода ещё один "обкладочный" живёт. Я так понял, Вы имеете ввиду, что на КТ940 линейнее? Возможно, ЛМ-ка - ахиллесова пята. Вон и Юрий Юрьевич её ругает, и geran2006. Думать, паять и слушать надобноть, однако. Mark V Так точно, восьмёра - копия (или, если политкорректнее, - аналог) 6sn7. Только половинки в баллоне поровнее, восьмёры отбирать тщательнее нужно. Пару лет назад я был полным дураком, а сейчас - думаю, полудурок. Про мыло от ЛМ-ки не знал, спасибо, подумаю. Опять попробую для сравнения небалансный ФИ. Но очень уж хочется не более трёх конденсаторов, оконечник-то с фиксой.

Бокарёв Александр: Схемы с источником тока на LM317 вроде как простые и изящные. Сомнение закралось в беседе с одним грамотным человеком, он сказал: а ты учитываешь частотные свойства этого прибора? это же не резистор, а сложная схема с глубокой ООС. А тут вот товарищи и подтвердили эту самую правду. За что вам спасибо. Хотя в самых примитивных схемках можно использовать этот short-tail

Mark V: Достойные внимания источники тока на 780х фирмы JRC или Motorola. У них найменьший уровень собственных шумов. LM317 оригинальные(давних годов выпусков) хороши - но их не купить. А нынешние по цене 0.01$ это сплошной Сунь-Хунь. 6Н6П я бы заменил на более линейную и быструю типа ЕСС82,85 - чтоб 6SN7 зря не трудилась.

redcat: Mark V Спасибо за подсказку про lm-ки! Я шестёры уже сменил на 6sn7. Точнее, вернул на место, они там до 6н6п стояли. Пробовал ecc85 (без входной лампы, источник на сетку левого триода ФИ), абсолютно те же впечатления - резвая лампа. Только усиления, увы, чуть не хватает. Не могу никак определиться - у 85-ки нравится быстрота, но звук резче, а у октала - деликатность, что ли... жанровые дела. гляжу на вахи, у 6н8с при -4в сетки в обе стороны от рабочей точки отрезки нагрузочной прямой симметричные, у 85-ки - не совсем. И это при всего лишь 1-1.5 вольт её смещения. Маловато... но мне она нравится в буфере tda1541 с нулевым смещением. Но там другая бяка - выходное сопротивление не очень маленькое по сравнению с 6с45п, например.



полная версия страницы