Форум » Схемы » Трассировка общего провода в усилителях. » Ответить

Трассировка общего провода в усилителях.

majordom22: Тема предназначается для начинающих. Возможно, после прочтения, количество случаев неправильной разводки проводов и деталей в усилителях, уменьшится. Пусть, дана схема лампового СЕ усилителя, построенного по принципу "двойное моно". Это самый лёгкий случай, ибо оба канала имеют только общее шасси, а все остальные компоненты и элементы питания у каждого стереоканала свои.. Схема полная, в смысле, нарисованы оба канала, несмотря на их идентичность, но для упрощения я обозначил элементы только в левом канале. В правом канале к их обозначению добавляется штрих. Поэтому большую часть обозначений в правом канале опустил. Схему я специально выбрал не самую простую, с регулировкой тембров (хоть сам такое не применяю) для демонстрации принципов трассировки в многокаскадных устройствах. Итак, что же мы видим? Обычная симпатичная схема. Казалось бы, паяй, как нарисовано и не мудрствуй. Но, всё не так просто. Что нужно учитывать при разводке земляных проводов? Эти провода одновременно и соединяют входные разъёмы с входными лампами, и соединяют негативные выводы конденсаторов БП с выпрямителями. Что мы знаем о токах, протекающих в источниках питания? От диодов выпрямителей и (в данной реализации) среднего вывода вторички в С1 (и из него) бегут весьма значительные токи. Они могут достигать амплитуды десятков ампер. Это создаёт на проводах, идущих к С1 падение напряжения достаточное, чтобы, при условии попадания на вход, создать сильный фон переменного тока, частотой 100 Гц. Причём, пилообразная форма тока в этой цепи обладает широким спектром, и может ощущаться во всём звуковом диапазоне. Касательно С2. Зарядно-разрядные тОки, текущие к его выводам намного меньше, благодаря сглаживающему эффекту дросселя, но тОже достаточны для того, чтобы при попадании на вход, обеспечить гул частотой 100 Гц. Поэтому уделить внимание разводке проводов к С2 тОже необходимо. Что ещё нужно помнить? Между корпусами сабжа и источника может быть разность потенциалов. Как ВЧ, при импульсных БП, так и частотой 50 Гц, например, в результате утечки, или наводке через паразитную межобмоточную ёмкость, между первичкой и вторичкой силового трансформатора. То есть, по проводу, соединяющему корпуса этих двух устройств, могут бежать значительные токи. Чтобы избежать аварии при коммутации межблочных проводов, применяется трёхпроводное соединение с сетью 220 В. Если это спасает от поражения током переключающего "оператора" и попадания напряжения на выходные устройства источника, то отнюдь не спасает от протекания тока через, например, экранирующий провод коаксиального межблочника. Задача конструктора обеспечить непопадание межкорпусного тока на вход устройства. Вот, с рассмотрения реализации входных цепей, нечувствительных к межкорпусным токам, и начнём. Допустим, что между земляным контактом источника и серединой вторички одного из силовых трансформаторов рассматриваемого усилителя бежит переменный ток 50 Гц. Допустим, мы распаяли входную часть Зоны 1 точно так, как на схеме. Присмотримся к отрезку провода m-n. На схеме он получился весьма коротким. Но, на практике, может достигать длины 15-20 см и больше. Если, для показательности, вывести РГ в "ноль" и представить, что по этому отрезку провода бежит ток 50 Гц между корпусом источника и серединой вторички силовика, можем заметить, что падение напряжения на этом проводе почти напрямую приложится к участку сетка-катод VL1, через RC в катоде. Эта ошибка трассировки иногда выражается в увеличении фона 50 Гц при уменьшении громкости. То есть, чем ближе ползунок потенциометра к земляному контакту, тем меньше шунтируется падение напряжения на отрезке m-n. Поэтому трассировку входных цепей и Зоны 1 можно выполнить так. Что же изменилось по сравнению с предыдущим вариантом? Где сейчас находится отрезок провода m-n? Благодаря соединению земляных проводов "Звездой" этот отрезок уменьшился до долей миллиметра и весь поместился внутри пайки звезды. Из-за уменьшения длины m-n до размеров точки, падение переменного напряжения от межкорпусного тока, по условию задачи, бегУщего по проводникам, отмеченных красными крестиками, уменьшается, практически до нуля и не прикладывается к участку "сетка-катод" первой лампы. Да, и остальных тОже. Пока прервусь.

Ответов - 115, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Бокарёв Александр: RootBoot Я такие кондёры усмирял своим способом: у них канавка есть на корпусе, туда укладываю кусок неизолированной медяхи, а концы скручиваю . К медяхе припаиваю минус.

kozij: Или полоска медной фольги, а поверх термоусадка.

majordom22: Даа, один совет круче другого. Всеодно ж кислород заберётся между медью и алюминием. Моё мнение, лучше избегать применения таких кондёров, ну, а коли уж деваться некуда, то от шасси изолировать, прикрутить, а потом негативный вывод выполнить в виде припаянного провода, желательно, с пайкой в области резьбы, дабы электролит не кипятить между обкладками и не перегреть резину, герметизирующую позитивный вывод. Флюсы для алюминия сейчас не дефицит и не очень дОроги.


Бокарёв Александр: Всё у вас, дяденька Виталий, слишком сурьёзно Навек. А про флюс по алюминию -не подумал, старею)))) ПрО ХОМУТ из жестянки- тоже))))

majordom22: Юрий Анатольевич Макаров в своей теме на АП по просьбе коллег выложил ссылку на схему Треумвирата на 6П3С http://old.tchernovaudio.com/?s=audioportal&sub=faq&view=0000000171 Внимательно присмотревшись к подробнейшей схеме (за тщательность респект автору), не в пример иным Гуру, я понял, что входную часть развёл бы по другому. Совершенно не учтено, что возможна разность потенциалов между корпусами источников и усилителя, и по проводам АС и ВС могут бежать ощутимые тОки, что приведёт к появлению фона на выходе. К тому же, разрывать земляной провод при переключении источников, на мой взгляд, есть ошибка. Внизу я разместил свой вариант трассировки.

U.L.F.: majordom22 пишет: К тому же, разрывать земляной провод при переключении источников, на мой взгляд, есть ошибка. Регуляторы громкости не относятся к усилителю. Там пассивный пред из коммутатора входов и регуляторов уровня. Поэтому и разрыв земли. Это всего лишь "схемка от руки", а не руководство к действию. Не придирайтесь, и не выискивайте каверзы на пустом месте. p/s: У Макарова фона нет, не смотря на обнаруженные majordom22 "косяки".

Пермяк: Бокарёв Александр пишет: Всё у вас, дяденька Виталий, слишком сурьёзно... Я думаю, что в данном вопросе коллега majordom22 прав. В этой теме он показывает максимальный вариант, дающий гарантию отсутствия помех. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Особенно начинающим. А если у кого-то помехи отсутствуют и при более слабом варианте заземления, так это - при определённой доле везения. В радиолюбительской литературе по ламповым конструкциям в своё время способ заземления "звездой" вообще не приводился, и я делал гитарные усилители (чувствительность по входу ~30 мВ!) с заземлением типа "шина". Где-то, как-то устраивало. Терпимо, одним словом. Позднее, по работе в НИИ, пообщался с "борцами с помехами и излучениями", они-то и открыли мне глаза , и даже подарили книгу Генри Отта.

majordom22: U.L.F. пишет: Это всего лишь "схемка от руки" Другими словами, достоверными могут быть лишь схемы в красивых редакторах ? Если бы так было. Пока чаще всего бывает наоборот. Чел собрал схему, запустил, работает. Ок! По быстрому нарисовал при помощи редактора, или даже симулятора, не проставил ни токов, ни напряжений, блок питания отсутствует, всё, можно выкладывать. Таких красивых схем 99.9%. Другое дело - схемы ЮАМ, взять хотя бы обсуждаемую. Везде обозначены токи, даже в не очень ответственных местах, и напряжения. А обратите внимание на грозди конденсаторов. Для каждого есть на схеме не только номинал, но и тип. Сделано максимум для того, чтобы конструкцию можно было повторить. Так, что, несмотря на вид "папируса", это серьёзная и подробная схема, которой можно доверять. Поэтому я ею и заинтересовался. U.L.F. пишет: Регуляторы громкости не относятся к усилителю. Там пассивный пред из коммутатора входов и регуляторов уровня. Поэтому и разрыв земли Давайте разбираться. Что есть пассивный пред? Это отдельный металлический (чаще всего) коробочек, в котором находятся селектор каналов и регулятор уровня. От источников к этому коробочку идут входящие кабели, выходящий чаще всего один (стерео) и идёт к усилителю мощности. В таком случае "разрыв по земле" может быть только при отсоединении одного из межблочников. Во-первых, не заметил я у Триумвирата отдельного преда, хоть пассивного, хоть активного; во вторых, на верхней схеме чётко обозначен переключатель в виде тумблера, коммутирующий как сигнальный провод, так и земляной; в-третьих, ЮАМ про этот тумблер упоминал неоднократно. Он поставлен для того, чтобы демонстрировать преимущества низкоомного РГ над высокоомным АЛЬПСом. Ну, и это лично моё мнение, для того, чтобы можно было подключить источник, который не тянет по току 1 кОмный РГ. U.L.F. пишет: Не придирайтесь, и не выискивайте каверзы на пустом месте. Неоптимальная трассировка, увы, в наличии. Это не означает, что я хочу выставить Юрия Анатольевича не совсем компетентным монтажником РЭА, просто мелкие недостатки могут быть в любых изделиях любых авторов. Даже гениальных. А со стороны, как известно, это виднее ЗЫ если бы не титаническая загрузка ЮАМ по усовершенствованию его цифрового источника , можно было бы спросить его самого, что он думает о нашей дискуссии?

kozij: Да, переключать земли в селекторе входов дело зряшное, был сделал так, при переключении такие бабахи появились. Бегом земли объединил

grat: majordom22 пишет: элиты с гайками устанавливались на изолирующие прокладки, а контакт с корпусом конденсатора осуществлялся через проводящую шайбу. В любом случае, контакт получался ненадёжным, гайки постоянно отпускались Не соглашусь. Мне 54 и сделано немало. Во всех изделиях применял, жаль заканчиваются, вот пример http://www.audioportal.su/showthread.php/15922-усилок-на-6-х-6п3с-Е?p=637297&viewfull=1#post637297 кондеры на оцинкованном шасси, проблем с фоном нет и не откручиваются. 4х ламповая версия в количестве 10шт уже 7 лет работает на репетиционных точках и проблем нет, а имеют их там... Тут вопрос, какая резьбовая часть, алюминий или капрон. А затяжка ослабевает из-за изолирующих прокладок и капроновой резьбы. Моё предпочтение, с алюминиевой резьбой и утолщенные гайки.

Пермяк: grat пишет: Тут вопрос, какая резьбовая часть, алюминий или капрон. А затяжка ослабевает из-за изолирующих прокладок и капроновой резьбы. Моё предпочтение, с алюминиевой резьбой и утолщенные гайки. Коллега, мне кажется, что процитированное Вами из поста Виталия, и Ваш комментарий относятся не к прямому вопросу темы, а к технологическим тонкостям, Вами применённым. А таковых тонкостей - великое множество.

grat: Леонид, какие МОИ технологические тонкости, всё согласно ТУ. В Риге, в советское время, было несколько предприятий п/я, где производилось соответствующее оборудование, в котором применялись те самые конденсаторы с гайками. И надо было попотеть, чтобы открутить гайки на кондерах при ремонте. А вопрос был задан коллегой RootBoot: ,,, как быть в случае применения в питании советских конденсаторов с гайкой, они устанавливались на корпус,который и будет в данном случае землёй,,,. В моём посте и ответ на вторую часть вопроса. Да, шасси используется как земля, но там определённая методика, о которой Вы знаете, расположения усилительных каскадов. Сочтёте за off, удалите.

Пермяк: to grat Александр, и дёрнуло же топикстартера написАть про ненадёжные контакты электролитов! Не оффтоп, конечно, но и не теория, так ведь? Шасси из оцинкованной стали, расположение каскадов на шасси, "рижские" гайки на применённых конденсаторах - всё это технологические особенности изготовления, которые - да, способствуют защите от помех. А вот СПОСОБ разводки земляных проводов и расположение точек заземления - это уже есть теория, одинаковая для всех материалов, гаек, и проводов, ОСОБЕННО - в изделиях самодельщиков. Нисколько не сомневаюсь в Ваших успешно работающих изделиях (о чём и читал на АП), но считаю, что лучше делать "правильно", чем "не совсем правильно". Такое вот моё имхо.

volli: Пермяк пишет: А вот СПОСОБ разводки земляных проводов и расположение точек заземления - это уже есть теория, одинаковая для всех материалов, гаек, и проводов, А вот "совмещение" этой теории с практикой для "всех материалов, гаек, и проводов" - это уже больше смахивает на "искусство"!

Пермяк: Никакого особого "искусства" не требуется. Делай, как нарисовано в уставе, и будет всё ОК. А уж как и где можно нарушать ПДД, каждый водитель определяет из опыта. В топ-посте ясно указано: Тема предназначается для начинающих.

atlas: majordom22 пишет: Charm Светлана, Ваша разводка мне нравится намного больше, чем исходная. Единственно, Вы не обозначили земляные провода от входных разъёмов, и землю от РГ я бы подключил прямо к звезде.http://f5.s.qip.ru/uFoPLUNa.png Уважаемые коллеги, мне не совсем понятна эта фраза: " земляные провода от входных разъёмов, и землю от РГ я бы подключил прямо к звезде. Как это выглядит в железе? Правильно ли я понял, что сигнальный провод тянем одиноким проводком от входного гнезда к РГ и далее ко входу усилителя?? Витая пара не здесь? А проводок в экран?

Пермяк: по-моему, нижний рисунок в топовом посте даёт представление.

technar: Я обычно с изолированного от корпуса входного разъема земляной провод в витой паре кидаю на РГ, а с него уже на звезду, расположенную рядом с входным каскадом. После этого ловлю отсутствие фона проводком, припаянным к звезде, касаясь им шасси (обычно где-то рядом), и там уже ставлю лепесток, к которому и припаиваюсь. Пока не промахивался.

atlas: Уважаемые коллеги! Извините, но мне не совсем понятно. То есть непонятно то, что на этом http://f5.s.qip.ru/uFoPLUNa.png рисунке звезда сильно удалена от РГ, и как конкретно, в данном случае, провести провода к земле и к РГ, что-то не понял... (с учётом этой фразы покойного Виталия "" земляные провода от входных разъёмов, и землю от РГ я бы подключил прямо к звезде.")

atlas: technar пишет: Я обычно с изолированного от корпуса входного разъема земляной провод в витой паре кидаю на РГ, а с него уже на звезду, расположенную рядом с входным каскадом. После этого ловлю отсутствие фона проводком, припаянным к звезде, касаясь им шасси (обычно где-то рядом), и там уже ставлю лепесток, к которому и припаиваюсь. Пока не промахивался Это ясно и понятно, спасибо! Я так тоже делал в предыдущих усилителях. Этот усилитель на 6П13С у меня подопытный, хочу понять кое-какие вопросы, связанные с монтажом и наладкой. И выжать с него максимум, всё, что только смогу. Такого рода оценки, как например, "фон совсем не слышно, поэтому его нет" меня не очень устраивают. Вот я и копаюсь...



полная версия страницы