Форум » Схемы » Помогите разобраться » Ответить

Помогите разобраться

bobb.nadd: В ламповой технике-новичок. Из собранного-усилитель 6н9с+6п6с и фонокорректор. Наткнулся в сети на такую схему: Попробовал собрать. Подключил. Сразу измерил анодный ток выходной лампы. Увидел показания-200 мА и сразу выключил. Проверил, вроде всё по схеме (только вместо 6н8с-6н1п, а на выходе 6п1п). Где искать проблему? Всё ли в порядке со схемой? Повторно включать боязно (сильно нагрелся резистор в БП и дроссель). Буду рад любой подсказке.

Ответов - 62, стр: 1 2 3 4 All

Maxx: Помогите пожалуйста вот по какому вопросу. Для примера, возьмём схему однотактного усилителя на 6п13с В.Пузанова. В этой схеме, как и в аналогичных, ёмкость конденсатора С1 равна 220 мкФ. Как она расчитывается? Можно ли установить туда ёмкость 470мкФ и чем это грозит? Блок питания у меня внешний, собран с применением УЗФ С.Сергеева, на выходе ёмкость 470 мкФ. Можно ли исключить таким образом конденсатор C9?

r9о-11: Установить ёмкость 470 мкФ можно. Если на выходе УЗФ стоит ёмкость 470 мкФ, то исключить С9 можно.

bataev-boris: Если БП внешний, я бы оставил С9


ALSS: Если УЗФ без Др1 и Др2, то С9 в каналах удалить можно. Если не интересует поддержка огибающей НЧ-звуков.

Maxx: Без Др1 и Др2, УЗФ по схеме ниже, только вместо ёмкостей по 220 мкФ стоят 470 мкФ. А что такое огибающая НЧ-звуков?

ALSS: Посмотрите по осциллографу на медленной - 20-100 мс/дел - развертке воспроизведение какой-нибудь классической пьесы. Огибающие линии сверху и снизу покажут как изменяется уровень сигнала и можно заметить, что изменения этого уровня длятся десятки, а то и сотни миллисекунд. Современные популярные записи пишутся с динамическим диапазоном едва 5 дБ, так что неинформативны. Да, конденсатор питания подзаряжается 100 раз в секунду (ДППВ), да еще и УЗФ стоит - но если посмотреть на переменную составляющую анодного питания (через делитель, конечно), то заметим ее синхронность с огибающей и даже провалы на пиках, которые в основном на НЧ. Вот эту амплитудную модуляцию и желательно исключить, если позволяет акустика, которая должна воспроизводить (по крайней мере) 55 Гц по минус 3 дБ. Если существенно выше, то все это не имеет значения. Однако в гитарном усилении такое даже используется для получения специального комбового звучания. Возвращаясь к огибающей - чтобы не было проседания и модуляции, емкость конденсатора должна сглаживать эти времена, т. е. не 10 (20) мс, а 100-500 мс. Макаров Ю. А. (wizard), исходя из теории обработки импульсных сигналов, предлагает брать конденсатор из расчета С=50 х I/U (Ф, А, В). Я обхожусь на порядок меньшей емкостью, где это возможно. Для усилителей мощности есть и другой критерий - это энергия, приходящаяся на 1 ватт выходной мощности. Если меньше 0,1 Дж/Вт - звука нет, т. е. нет насыщенности, чувства мощности, основы. От 1 до 10 Дж/Вт положение улучшается и сильно. Свыше 10 Дж/Вт уже требует акустики и комнаты, способных поддержать воспроизведение на таком уровне.

Виктор Я: ALSS пишет: Да, конденсатор питания подзаряжается 100 раз в секунду (ДППВ) Александр, єто речь о конденсаторе С10, С11, а конденсатор С8, С9 заряжается после того, как разрядится на первичную обмотку вьіходного трансформатора, т.е. каждьіе пол периода формирующей огибающую частотьі. Если его емкости достаточно, чтобі передать пол периода - то не важно, какой длительности будет огибающая.

ALSS: Посчитаем для полупериода 0,15 с - вполне часто встречающееся значение в поп-музыке - и просадки 2% при токе 0,06 А. Уносится заряд 0,06*0,15=0,0009 к. Заряд конденсатора для просадки 2% должен быть в 50 раз больше, т. е. 0,045к, что при напряжении 300 В соответствует емкости 0,045/300=0,00015 Ф=150 мкФ - все отлично согласуется с предложенной схемой. А теперь возьмемся за классику с секундными взлетами и падениями...

Виктор Я: ALSS пишет: Посчитаем для полупериода 0,15 с - вполне часто встречающееся значение в поп-музыке Вьі берете 0.15 с, єто огибающая, а єту огибающую формируют около 10 периодов частотьі 60 Гц (из них несколько периодов с возрастанием амплитудьі в начале и несколько периодов с убьіванием амплитуді в конце), поєтому в расчете нужно брать 0.015 с (60 Гц я взял условно) И еще нужно помнить о трансформаторе: больше єнергии, чем он может принять за пол периода мьі в него загнать не сможем, поєтому расчет нужно вести от конца, от мощности усилителя и о дросселе Др1: на какой стадии разряда С9 дроссель добавит єнергии

Виктор Я: Вот нашел в архиве подобній сигнал, не помню из какой композиции, но єнергичньій такой, с "ударом в грудь" (на серьій квадратик слева не обращайте внимания)

ALSS: Очень давно я выставлял на АП картинки прохождения подобного сигнала через цепь, ограничивающую нижние частоты (может и найду, тогда выставлю). Да, синус остается синусом, но огибающая, начиная с её фронта, искажается, а атака - главное в распознавании звука, еще в первых опытах с магнитофоном ученые немцы отрезали фронты - и музыканты не узнавали свои инструменты. Если цель подобных Вашим рассуждений состоит в экономии деталей, то желательно вспомнить, что время уникальности конденсаторов 20 мкФ (и аж 40!) на 450 В давно прошло, а частотный диапазон записей с 80 Гц гарантированно съехал на 32 (ладно, 40) - не нужна экономная экономика в воспроизведении музыки.

Виктор Я: ALSS пишет: Если цель подобных Вашим рассуждений состоит в экономии деталей, Александр Степанович, Вьі же понимаете, что я не об єтом. Я об єтом ALSS пишет: Возвращаясь к огибающей - чтобы не было проседания и модуляции, емкость конденсатора должна сглаживать эти времена, т. е. не 10 (20) мс, а 100-500 мс. Макаров Ю. А. (wizard), исходя из теории обработки импульсных сигналов, предлагает брать конденсатор из расчета С=50 х I/U (Ф, А, В). Что за теория обработки импульсньіх сигналов в акустике?

Виктор Я: ALSS пишет: Да, синус остается синусом, но огибающая, начиная с её фронта, искажается, а атака - главное в распознавании звука, еще в первых опытах с магнитофоном ученые немцы отрезали фронты - и музыканты не узнавали свои инструменты. С єтим я согласен, в атаке частоті горазо вьіше. Лучше всего такие сигнальі с атакой передает широкополосньій динамик, т.к. для него не нужньі фильтрьі и "швейньіе машинки" для "правильного" сшивания полос в симуляторах, а затем многополосньіе колонки из разніх точек с разньіми фазами на разньіх частотах отправляют нам все єто в уши Вот атака вьішеприведенного сигнала (укрупненно тот левій квадратик)

ALSS: Виктор Я пишет: Что за теория обработки импульсньіх сигналов в акустике? У-у-у как все запущено Виктор, музыка - это случайный импульсный сигнал, даже не набор синусоид. То, что можно посмотреть/рассчитать спектр - это всего лишь частный случай наблюдения на ограниченном временнОм промежутке. И относиться к звуковому сигналу музыки надо как к импульсному, тогда становится понятным и полоса как минимум 6 Гц - 66 кГц как минимально необходимая для воспроизведения что винила что компакт-диска (кстати, у них одинаковые возможности в части представления сигнала, но весьма разная реализация - на виниле сигнал честно записан, а на компакте от сигналов свыше 5 кГц только набор синтезированных форм в цифровом фильтре). В студенчестве, притащив свой усилитель на кафедру посмотреть на экран осциллографа, был несколько удивлен отсутствием синусоид. В начале работы, ознакомившись с диссертацией шефа по опознаванию целей, понял, что музыка - импульсный сигнал в ограниченном - но не 20-20, а гораздо шире - частотном диапазоне. И всю жизнь, занимаясь усилением и обработкой сигналов, исходил из того, что сигнал импульсный, пусть по виду и синусоида, тогда и становились понятны задержки в тракте обработки. Все это было описано в 50-ые в книгах Теумина, Ицхоки и иже с ними исходя из требований радиолокации, например. Но время нарастания фильтра с полосой 100 Гц одинаково что с центральной частотой 100 Гц, что 100 МГц. Так что можно применять что в радиолокаторах, что в лидарах, что в виниловом фонокорректоре.

Виктор Я: ALSS пишет: У-у-у как все запущено Никогда не поздно По поводу конденсатора: оставим єто, или договоримся о методике и проверим єти 2% и цифру 50 в расчете С (как и на что єто влияет)? Кстати, сегодня официально 100000/200

ALSS: 100000/200 - рубеж, но это надо понять и осознать - бабы могут и не успеть народить... По поводу конденсатора - Виктор, мне абсолютно все равно кто какие конденсаторы ставит и на каком уровне систем. Если Audio Note Zero, то там и 100 мкФ хватит, а если 47Lab, то там и фарадами баки забивают. 0,17 дБ (2%) просадки питания за 1 с проявились на форумах более 15 лет назад, равно как и более 10 Дж/Вт, проводить раскопки? неохота. Я на своем опыте убедился в улучшении качества воспроизведения даже на системах начального уровня (ламповые однотактники, виниловый тракт уровня 200 долларов за каждый компонент - проигрыватель, головка, фонокорректор да и компакт-диск проигрыватель того же уровня) и отойти от этого направления могу только в сторону дальнейшего улучшения - это более мощный SE и более изысканный фонокорректор - то и другое собственной разработки и изготовления. Акустика и комната меня удовлетворяют (и не только меня). Так что тему выбора емкости конденсатора я оставляю. Кстати, не пытайтесь высказываться в духе - ушел, дескать, от ответа, не хочет доказывать свою точку зрения, отказывается от разработки методики - мне троллинг не интересен.

Виктор Я: ALSS пишет: Так что тему выбора емкости конденсатора я оставляю. Кстати, не пытайтесь высказываться в духе - ушел, дескать, от ответа, не хочет доказывать свою точку зрения, отказывается от разработки методики - мне троллинг не интересен. Эта тема, похоже, здесь была интересна только нам, поэтому я и предложил остановиться Александр Степанович, я вас очень уважаю и ни в коем случае не хотел задеть, тем более троллить (не заметил, что дал повод так подумать. Простите)

ALSS: Виктор, тема интересна очень многим, но, точнее, была интересна 10-20 лет назад. Как всегда, приобщение идет волнами, поэтому темы вновь и вновь поднимаются. Если не принимается моя точка зрения, скажите - спасибо, но я пойду своим путем, а не - докажите, разработайте методику и т. п., не уподобляйтесь не к ночи будь помянутому RedStar. Я не зря упомянул несколько имен. Если есть желание глубоко разобраться - можно найти и соответствующую литературу, я это сделал в силу профессиональной потребности. Если же надо решить для себя какую-то задачу исходя из текущего момента - выбираете устраивающее Вас в этот момент решение с тем, возможно, что потом вернетесь и к другим вариантам, уже зная где искать. Так что сделаете, послушаете, может, попробуете на слух - кто его знает, может, у Вас и так все будет хорошо. Но подвесить снаружи гирлянду все-таки как-нибудь надо будет (это я уже Вас "троллю" ) С моей подачи так начинался путь у одного моего знакомого 12 лет назад (и очень быстро под усилитель был сделан подвал с конденсаторами)...

Shef: А что, то был дополнительный подвал добавлен? Может лет надцать назад было не так вольготно с кондёрами, но судя по высоте шасси, сейчас вполне можно недорого прикупить и вдоль боков набить коротких бочонков на пару миллифарад на канал.

Виктор Я: ALSS пишет: Но подвесить снаружи гирлянду все-таки как-нибудь надо будет (это я уже Вас "троллю" ) Возможно, есть у меня определенньіе планьі (если найду пару хороших шириков)



полная версия страницы