Форум » Схемы » SE усилитель на лампе КТ88 с УЛ и КО. » Ответить

SE усилитель на лампе КТ88 с УЛ и КО.

meloman_1986: Привет всем! Сегодня мне бы хотелось рассказать об интересном SE усилителе (пока макете) на лампе КТ88. Думаю, 99% читателей сразу подумали: как же можно слушать эту не хорошую, совершенно не музыкальную, двухтактную и гитарную лампу, да ещё и в SE? Я подошел к этому вопросу иначе. Во-первых, данная лампа в пентоде выдаёт до 14 ватт мощности, в УЛ около 12 ватт, в триоде 6 ватт. Не нужно делать PP усилитель. Во-вторых, никто даже и не пытается разобраться, а что можно сделать, чтобы лампа запела. Я таких статей и веток на форумах не встречал. В-третьих, и это самое важное: а почему бы не использовать данную лампу с выходным трансформатором с катодной обмоткой? Не так давно я познакомился на АудиоПортале с очень хорошим человеком по имени Леонид, он же Пермяк. Он мне очень доходчиво рассказал про катодную обмотку, минусов в таком решении я не обнаружил, разве что увеличенное напряжение раскачки выходной лампы, а значит - общее снижение чувствительности усилителя. Следовательно, надо либо менять входную лампу на лампу с бОльшим усилением, либо увеличивать количество каскадов, либо ставить на вход повышающий трансформатор. В остальном катодная обмотка даёт только плюсы, но самое приятное, что все ОС данного решения находятся в самом выходном трансформаторе. т.е. не нужно тянуть резистор от вторички выходника в катод входной лампы. Не долго думая, намотал пару выходных трансформаторов на железе М4. Никого обижать не буду, но я признаю только железо Hi-B, М4 и аморф, своих денег оно стоит. Вот несколько фоток намотки Т.к. катодная обмотка делает из пентода/тетрода "триод", то и выходники мотались триодные. Ведь УЛ и КО могли и не понравиться, так что всегда можно подключить выходники и в триодном исполнении. Я решил сделать отвод УЛ 43% и 2 обмотки КО по 4.3%, т.е. первый и второй слой первичной обмотки. Т.к. у меня есть намотные мной раньше межкаскадники на железе Hi-B индуктивностью 170 Гн, то первым делом я включил КТ88 в УЛ включении с лампой 6AC7 GT (6Ж4). Однако звук мне не понравился, чего-то не хватало, а кроме этого присутствовал сильный возбуд, обе лампы жутко микрофонили, даже звук подрегулировать было невозможно, всё отдавало в колонки, и я поставил вместо 6AC7 лампы 6N7 (6Н7С) с запараллеленными триодами. В итоге получилась такая схемка: По звуку я был сильно удивлён, наконец-то мои колоночки Altec с 15" НЧ заиграли. Ни 6С4С, ни 6CB5 (6П20С) так играть не могли. появилась динамика, скорость и прочие приятности Замерил выходное сопротивление на вторичке выходника, для выхода на 8 Ом вышло около 5 Ом. В таком исполнении я прослушивал макет несколько дней и удивлялся, как же так, КТ88, да ещё и 5 Ом, а такой звук? Далее я решил испробовать КО, про 4.3% писать не буду, расскажу сразу про 8.6%. Подключил КТ88 тетродом, т.е. просто перекинул 2 сетку с отвода 43% на питание. Схемка получилась такая, заодно несколько скриншотов измерений со спектралабом. С настройками я разобраться до конца не смог, но судя по замерам через RMAA, сигнал 1кГц находится на уровне -35 дБ, уровень гармоник думаю видно, они находятся ниже 60 дБ, и это на максимальной мощности. Я проверил на нескольких значениях выходной мощности, слева от схемки указаны КНИ в % скриншоты показывают КНИ при 14.6, 11.3, 4.5 и 1 Вт.. На первый взгляд, кажется, что всё очень плохо. На деле же, после обычного УЛ включения, тетродное включение с 8.6% КО добавило в звучание воздух и объём, выходное сопротивление снизилось примерно до 3.8 Ом. Через пару дней ко мне пришли двое знакомых, которые были сильно удивлены, когда я сказал, что играет тетрод Однако, кроме плюсов вылезли и минусы... появилось ощущение выключенного баса, будто самый низкий бас просто срезали, хотя выходники, как и межкаскадники, выдавали 20 Гц на одном уровне с 1кГц. Второй минус в том, что в звучании всё же присутствовала небольшая резкость, если мне не показалось. Надо будет опять переключить лампу в тетрод и проверить ещё раз. Спустя пару дней я решил всё-таки вернуть 2 сетку на УЛ отвод 43%, но на этот раз с КО 8.6%, очень уж было интересно. в итоге схемка вышла такая, так же смотрите на скриншоты спектралаба: Как видно из скриншотов, КНИ снизлись почти в 2 раза. звук при этом стал мягче, не потеряв воздуха, объёма и выходной мощности. Выходное сопротивление снизилось примерно до 3.2 Ом. Правда у меня вторичные обмотки вышли 0.6 Ом, что многовато, более толстым проводом мотать не получилось, места в оне не хватило. в идеале надо вторички мотать на 0.1-0.2 Ома, тогда и выходное снизится. Так же чутка прибавилось НЧ, но нижний бас по-прежнему отсутствовал. точнее он был, но если сделать погромче, что не совсем правильно. кроме всего прочего, входная чувствительность снизилась до 2.1в У меня имеются полочные 2-х полосные колоночки JVC с деревянными диффузорами, модель JVC SP-EXA15, чуйка 88дБ. КТ88 справляется с данными колонками совершенно без проблем, запас по мощности огромный. и звучат данные колоночки просто великолепно, не то, что со штатным ресивером завтра я продолжу писать о том, что произошло дальше. уверен, что многим будет интересно

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Бокарёв Александр: Очень похожий результат в плане спектра и звучания давали опыты с 6п6с и ООС по первой сетке (ПОКЕМОН) . Пока не получится спадающий короткий спектр без выпирающего "пуза" из нечётных гармоник, про мягкий звук можно забыть. Визжалка достанет и снова возврат к триодному включению или супертриодному(а-ла Покемон) Глубокая катодная оос даст в итоге тот же триод, но с высоким кпд. У меня проблема похожая, но немного в иной плоскости. Весной собрал и долго радостно слушал пробный макет однотактника на 6с4с с фиксированным смещением и двухкаскадным драйвером на 6н8с в идеологии Торопова Серёжи. Лучше звука было не найти. Но позже реализовал свою давнюю идею перевести схему на 2а3. Перевёл, получилась красивая изящная схема, и всё бы ничего, да что-то не очень чего. Звук 2а3 проиграл лампе 6с4с. Какой-то ясности в нём не хватает, прозрачности. Мурзилка с красивеньким звучком. Гламурная блондинка. Скорее всего, причиной тому автосмещение выходного каскада. Это первое. что в ум приходит.Вторая мысль- 6с4с играет интереснее, вернуть её обратно. Короче, счастья не получилось. Вот , пока в раздумьи, куда двигаться дальше.

RedStar: meloman_1986 пишет: уверен, что многим будет интересно Интересно. Красиво расписано и транс достойный. Есть вопрос по схеме с КО без УЛ: 1. Постоянное напряжение на аноде вых. лампы. 2. Смещение на первой сетке лампы. 3. Амплитуда напряжения на аноде (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). 4. Амплитуда напряжения на катоде (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). 5. Входная амплитуда (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). И если можно, скрины осциллограмм.

aur_100: meloman_1986, если индуктивность транса позволяет, поставьте 6н7с по половинке в канал, как ни подбирай, все равно отличаются. Может подгаживает... Бокарёв Александр, а не попробовать ли тебе обратно 2-х каскадный с емкостной связью? Я всю неделю мучил 12SN7 с 6с4с всяко-разно, победил драйвер(и безоговорочно) с двумя емкостями, Еа=500в. 12SF5 убрал в зад, 5 лет хватило, можно лучше, оказывается. Смещение только автомат, фиксу не ставлю много лет...


meloman_1986: aur_100 пишет: если индуктивность транса позволяет, поставьте 6н7с по половинке в канал, как ни подбирай, все равно отличаются. Может подгаживает... к сожалению, один триод 6Н7С имеет Ri около 30кОм, поэтому межкаскадный транс уже не справится. Даже 11кОм крайне много для межкаскадника, завал начинается с 16кГц, на 19кГц завал составляет примерно 0.5дБ, судя по осциллографу. сейчас я первым каскадом поставил другую лампу, сегодня чуть позже напишу более подробно, а также покажу новые скриншоты.

meloman_1986: RedStar пишет: Есть вопрос по схеме с КО без УЛ: 1. Постоянное напряжение на аноде вых. лампы. 2. Смещение на первой сетке лампы. 3. Амплитуда напряжения на аноде (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). 4. Амплитуда напряжения на катоде (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). 5. Входная амплитуда (при неискаженной синусоиде на выходе, приближенной к максимальной вых. мощности). И если можно, скрины осциллограмм. Я все показтели не записывал, скажу по памяти: 1. напряжение на аноде выходной лампы гуляет от 440 до 450в, т.к. сетевое меняется от 225 до 230в. на второй сетке примерно на 5в выше. 2. смещение на первой сетке было около -42в 3 и 4. Амплитуды я не замерял, но постоянное напряжение на аноде кажется было так же в районе 440-450в. что касается катода, то постоянное напряжение на КО было около 1в. сопротивление КО, если не путаю, около 6 Ом. 5. Максимальное входное напряжение с 6N7 было 0.9-1в. выставлял его по генератору ГЗ-118 и замерял милливольтметром В3-38. на 0.9 синус был ровный, ближе к 1 вольту верхняя полуволна нчинала чуть сплющиваться. с КО конечно звучит получше, и выходное сопротивление поменьше. мои колоночки на это особо не отреагировали, но колоночки, которым нужно выходное сопротивление около 0 Ом, могут быть недовольны уплывут частоты раздела кроссовера, и будет печально...

aur_100: Можно поставить 6ж11п, лучше -Е, отличная лампа, и мю~40. С 6н7с я уже посмотрел, совсем не годится...

RedStar: meloman_1986 пишет: что касается катода, то постоянное напряжение на КО было около 1в. meloman_1986 пишет:сопротивление КО, если не путаю, около 6 Ом. Так там действие КО совсем минимально, можно сказать, словно и нет его.

Пермяк: RedStar , товарищ пишет о ПОСТОЯННОМ напряжении на КО, в режиме покоя.

meloman_1986: Сопротивление КО хотелось бы конечно ещё меньше, но сделать это можно только более толстым проводом. Просто из подходящего железа у меня было М4 формата SE106b, 2 Ошки дают 13 квадратов, окно 25 х 59мм. Да и мотал я "красиво", прятал все пайки первички внутри катушки, из-за этого увеличилось вспучивание за счёт прокладок. К тому же я сделал отвод на 4 Ома, что тоже заняло немножко места. Первичка вышла 166 Ом, если бы все соединения вывел нарушу, то первичка вышла бы не более 130-135 Ом. Первичка моталась 0.315, вторичка - 4 раза по 0.53, размеры по меди. Но даже при такой намотке индуктивность через розетку с пересчётом на 100Гц вышла 38Гн. Зазоры подо всеми 4 разрезами Ошек 2 слоя офисной бумаги, т.е. 4 раза по 0.2мм.

Плюмбум: meloman_1986, сорри, коллега, но что такое Ошки - я не знаю, в первый раз слышу. Я понял так, что ваши трансформаторы - на ленточных сердечниках броневого типа, составленных из 4 шт. U-образных частей ("подков"). Немагнитный зазор образован прокладками толщиной 0,2*4=0,8 мм каждая. Так?

meloman_1986: раз уже начались обсуждения, то, пока не поздно, выложу окончательный вариант макета для начала расскажу о том, что есть такая удивительная лампа как 6Ф5М, её американский и более лучше звучащий аналог 6F5 GT (и 6А5 в металлическом оформлении). так же есть лампы 6SF5 GT и 6SF5, у них сетка перенесена с верхней пипки в ножку, что намного удобнее. с этой лампой я познакомился совершенно случайно, когда 3 года мучил 6С4С. по всем параметрам лампа не представляет из себя ничего интересного, но у неё есть 2 удивительные особенности. во-первых, коэффициент динамического усиления более 50, а при 220-250в на аноде он приближается к 65-70. во-вторых, это удивительный звук, лампа играет очень бодро, динамично и детально. некоторые сравнивают её звучание с 6П9 в пентодном включении. а ведь ток у лампы не более 1ма. как Вы догадались, я вспомнил, что в моих запасах есть такие лампочки, целых 6 штук 6SF5 в стеклянном оформлении. так же есть определённый запас хороших конденсаторов. я решил применить алюминиевые Jupiter 0.1uF, т.к. по отзывам одного моего хорошего знакомого, они играют даже лучше чем Jensen с медной фольгой в алюминиевом корпусе. при детальном изучении и сравнении Jupiter и Jensen можно придти к выводу, что алюминиевые Jupiter находятся на одном уровне с медными Jensen в картонном корпусе, но стоят подешевле, по размерам я их не сравнивал. медные Jupiter должны быть получше, но там и цена в 2 раза выше. кстати, алюминиевые Jensen многие сильно ругают. ёмкость 0.1uF выбрана не случайно, чем меньше ёмкость, тем меньше время заряда-разряда, а значит лучше динамика. а резистором 180К я выставляю значение ФВЧ на уровне около 7Гц, но думаю можно поставить и 220К, будет ещё ниже, но этого всё равно слышно не будет в 99% случаев. что касается кручения фазы, то я сильно не беспокоюсь, для себя я выбрал скорость и динамику. хотя как-нибудь попробую Jupiter 0.47uF, такие тоже имеются :) вобщем смотрите схемку и КНИ: сразу видно, что КНИ стали заметно больше, чем с 6N7, но за то пропал хвост гармоник. спектр стал более однотактный. в катоде 6SF5 стоит переменник, я выствлял смещение таким образом, чтобы напряжение было 2в, сопротивление переменника должно быть около 2.2-2.3кОм но слушать данный вариант я даже не стал, точнее не успел. сразу же начал подстраивать более оптимальный режим, чтобы снизить КНИ, и это у меня получилось. выставив значение смещения на уровне 1.7-1.8в я получил минимальные КНИ, но при этом вторая гармоника стала меньше третьей. смотрите скриншоты: и RMAA на максимальной мощности, что соответствует графике с 2.95% КНИ что касается звука, то теперь я доволен на 99%. звук абсолютно не поменялся, НО нашлись те самые низы о которых я писал выше. так же прибавилось немного детальности, но это заслуга именно лампы 6SF5. позже буду поводить данный макет до чистовика, напряжение питания я думаю буду понижать до 410в, чтобы на КТ88 было 400в х 90ма, думаю это должно чуть снизить 3 гармонику. хотя я уверен, что КО 15-20% её убрали до микроскопических уровней. если кто-то, смотря на ужасную 3 гармонику, думает, что звук грязный и резкий, то с удовольствием приглашу Вас в гости :) но при условии, что Вы принесёте с собой свои CD а можно и полочные колоночки принести, если кто-то не верит, что усилок их прокачивает. источник у меня такой: Victor XP-DA1000 + XL-Z1000 я не хвастаюсь, просто чтобы было понимание, что данные аппараты играют как надо и сразу выдают все слабые места и усилка, и акустики. вот ещё вспомнил, у меня есть пара ламп КТ88 Mullard 60-х годов с чёрными анодами. если поставить их вместо саратовских ламп, то звук становится заметно лучше. всё таки умели раньше делать :)

meloman_1986: Плюмбум пишет: сорри, коллега, но что такое Ошки - я не знаю, в первый раз слышу. Я понял так, что ваши трансформаторы - на ленточных сердечниках броневого типа, составленных из 4 шт. U-образных частей ("подков"). Немагнитный зазор образован прокладками толщиной 0,2*4=0,8 мм каждая. Так? Трансы, как видно на фотках, намотаны на ШЛ железе, т.е. 2 ПЛ на каждый транс, итого 4 подковки. так вот зазоры в стыках подковок по 0.2мм надеюсь никого не запутал

RedStar: Все же думаю, что действие КО при 6 Ом в обмотке, здесь не наблюдается. Спектры есть, а амплитуд с ослика - нет. Не в обиду.

meloman_1986: RedStar пишет: Все же думаю, что действие КО при 6 Ом в обмотке, здесь не наблюдается. . всё же думаю КО тут работает и очень даже хорошо. входная чувствительность с лампой 6N7 упала с 0.9в до 2.1в, звук стал заметно лучше. выходное сопротивление снизилось примерно в 2 раза. правда я бы сделал КО наверно 12-15%, чтобы входную чувствительность с лампой 6SF5 приглушить до 1.2-1.3в. тогда бы и КНИ выходной лампы ещё убавились в чистовике будут стоять входные аттенюаторы, с ними звук будет ещё заметно прозрачней и лучше, да и регулировка будет более плавная чем с переменником. ставить аттенюаторы в макет не хочу, т.к. и так всё наружу и фонит, а с ними будет ещё веселей.Спектры есть, а амплитуд с ослика - нет. Не в обидуВ скором времени достану приборы, прогоню всё по синусам и выстрою АЧХ по точкам. с 6N7 верха тянулись до 42кГц по -3дБ, синус сужался на 1/3

Плюмбум: RedStar пишет: Все же думаю, что действие КО при 6 Ом в обмотке, здесь не наблюдается. КО действует не Омами, не активным (паразитным!) сопротивлением, а ВИТКАМИ. Точнее - ампер-витками. КО является частью первички, перенесённой в катод - сто раз об этом говорилось. И через КО протекает тот же ток, что и через АО. Если в КО, скажем 10 % витков, то именно 10% общего анодного переменного напряжения присутствует на ней.

meloman_1986: кстати, подскажите кто-нибудь, а почему НЧ приподнялись после введения КО с межкаскадником ? без межкаскадника стало опять нормально

aur_100: А я после 5-летней прослушки убрал 12SF5 подальше, динамика с 12SN7 гораздо лучше...

Пермяк: По последней схеме (с межкаскадным конденсатором): Суммарная мощность, рассеиваемая анодом и экранной сеткой КТ-88 в режиме покоя, равна: 0,085А * 440В =37,4 Вт. По даташиту на КТ-88, если эта мощность превышает 35 Вт, резистор в цепи упр. сетки при фикс. смещении не должен быть более 100 кОм. А в схеме - 180 кОм. Рисковано. Но это ещё не всё. Выбирая режим драйвера, нужно всегда помнить, что нагрузкой лампы является не только резистор в аноде, но и резистор утечки сетки выходной лампы, причём резисторы эти по переменному току соединены между собой параллельно! К примеру, если у Вас в аноде 220кОм, а сеточный резистор 180 кОм, то при параллельном соединении их результирующее сопротивление равно 100 кОм! Вот так выглядит расчётный график каскада без внешней нагрузки, только с резистором в аноде: А так - с нагрузкой на резистор утечки: Резко возросла разница амплитуд положительной и отрицательной полуволн анодного напряжения. Т.е. искажения существенно возросли. Очевидно, что именно поэтому в даташите на эту лампу указан интервал допустимых сеточных сопротивлений 500-1000 кОм. А если поставить Rc =100 кОм (максимально допустимый для КТ-88 с фикс. смещением?... Нежелательно для таких ламп применять слаботочные драйверы.

meloman_1986: а мне почему-то казалось, что у КТ88 максимальная мощность на аноде именно 40 ватт, я ведь просмотрел много даташитов. про максимальный резистор в 100К в 1 сетке даже не знал, обязательно прочитаю. будет немного обидно, если придётся ставить 0.47uF, но ничего страшного. я бы поставил 0.22 или 0.33, но в наличии из нормальных только есть 0.1, 0.47 и 1uF 6SF5 я убирать не хочу, лампочка просто великолепная. звук перевешивает все её минусы, и это не только моё мнение. сегодня приходил знакомый и слушал Metallica - Black Album, так же Chris Rea - The road to hell, ему понравилось согласитесь, музыка не совсем однотактная. а кроме того, прошу местых в гости, послушаете сами подскажите где какие минусы. я пока вижу и знаю один недочёт, надо померять регулятор громкости 50К за 20 рублей на аттенюаторы. но мотать и ставить аттенюаторы в макет не хочу, будет ловить радио в чистовике, кроме аттенюаторов с обмотками по 40-60 Ом, будут ещё нормальные силовые трансы на Hi-B железе и нормальные дросселя. думаю иногда насчёт электронного дросселя, ибо у него сопротивление всего 1 Ом, но всё же это не наш метод.

meloman_1986: кстати, а подскажите какой резистор в аноде 6SF5 будет лучше ? думается, что ближе к 200кОм наверно ? хотя нет, выходит надо и в катоде надо напряжение менять. вот обижусь и как поставлю туда LM317 с конденсатором как источник тока :) а вобще, у меня в катодах пока стоят переменники, поэтому в любой момент могу подкрутить режимы. обидно немного, что межкаскадники убрались, но с ними уходил басок. а догадок никто сказать не может

RedStar: meloman_1986 пишет: с ними уходил басок. а догадок никто сказать не может Сами себе ответили: meloman_1986 пишет: с КО конечно звучит получше, и выходное сопротивление поменьше.

meloman_1986: RedStar пишет: Сами себе ответили а вот и нет, Вы не внимательно прочитали. сейчас повторю по порядку. 6N7 - транс - КТ88 УЛ, всё круто 6N7 - транс - КТ88 пентод КО, ещё круче, но пропал нижний бас, точнее заметно приподнялся. 6N7 - транс - КТ88 УЛ КО, то же самое, но звук плавнее и мягче. нижний басок совсем чутка вернулся обратно, еле заметно. 6SF5 - 0.1uF - КТ88 УЛ КО, бас вернулся обратно + прибавилось немножко детальности за счёт лампы 6SF5 т.е. с межкаскадником без КО всё было хорошо, и без межкаскадника, но с КО, тоже всё хорошо.



полная версия страницы