Форум » Схемы » SE на 6П45С по схеме Подарка » Ответить

SE на 6П45С по схеме Подарка

majordom22: Долго лежала "под сукном" схема Покемона с межкаскадным трансформатором https://hiend.borda.ru/?1-2-1606515291051-00000166-000-0-0#000 которую независимо друг от друга мы на одних и тех же лампах придумали, с интервалом в год, с коллегой Олегом Чернышевым http://audioportal.su/showthread.php/2430-Проект-Покемон?p=792032&viewfull=1#post792032 Приятно отметить мой приоритет [img class=smile" src=/gif/smk/sm5.gif] . Поскольку чувствительность обоих моих АС невысокая, ни о какой 6П6С, и подобных, речь не идёт. Выбор пал на 6п45С. Крайне капризная лампа, но мощная и достаточно благозвучная. Капризная - из-за её "недержания" режимов. С фиксированным смещением в классе А, можно сказать, не работает. Режимы всё время плывут. На режим выходит вечность. Или, вообще не выходит [img class=smile" src=/gif/smk/sm40.gif] . Не достигает тока покоя, выставленного до выключения. А если гридлик выбран более 15-20 кОм, легко уходит в саморазогрев. Тем не менее, решил делать на ней. Вот схема Обычно на этом наши коллеги и заканчивают топ. Ну, ещё обязательная строчка : "Звук прекрасный. Лучше в моей комнате ничего на звучало..." и т.д. [img class=smile" src=/gif/smk/sm38.gif] . Но, поскольку я применил монстрика 6П45С и надеюсь, что кто-нибудь захочет повторить Подарок на ней, то опишу мою конструкцию подробнее. Главные усилия мои были направлены в двух направлениях: 1 обеспечить устойчивость режима 6П45С по постоянному току 2 добиться хороших параметров По первому пункту. Я использовал следящее смещение. Вопреки подобным схемам, исследуется не ток, а напряжение на аноде. Логика такова: чем сильнее открывается лампа, тем больше ток и тем больше падение напряжения на внутреннем сопротивлении ИП. Если смещение будет пропорционально напряжению анода, то лампа будет держать режим. Вот что вышло. То есть, вроде бы работает. На режим выходит минут за 10. Пока лампы свежие, приходится подстраивать время от времени, но всё реже. По второму пункту. Параметры. Нужно заметить, что временно используется ТВЗ, предназначенный для ламп 211, которые стоЯт в Онгаку. И даже можно сказать, что эти мои дешёвенькие ТВЗ являются родственниками онгаковских. Далёкими [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] . Те на серебре и на никелиевых сплавах, а мои, скорее всего, на кремнистом железе и на простой меди. Весят по 8.5 кг против 10 кг от Онгаку. Что вышло по параметрам? Я использовал только 8-и Омную вторичку, поэтому для всех нагрузок выходное сопротивление одинаковое, и равное 0.75 Ом. Даже для нагрузки в 4 Ом, это нормально 4/0.75=5.3. Хорошая Альфа. Особенно, если учесть повышенный актанс обмоток. Мощность на выходе перед клиппингом при напряжении сети 220 В. 8 Ом----------8.8 вт 6 Ом----------11 вт 4 Ом----------16 вт То есть, аппарат одной мощности с Онгаку [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] Даже, круче [img class=smile" src=/gif/smk/sm52.gif] . Выяснили уже, что заявленные 27 вт на канал в классе А2 для Онгаку есть "залипуха". Там хорошо, если два канала вместе выдадут 27 вт. Коэффициент гармоник. По мере прогрева (уж, не знаю, каких элементов) этот параметр всё время улучшается. Поначалу на резисторе 6 Ом (сейчас такая АС) перед клиппингом Кг укладывался в 0.5%. Сейчас уже уверенно 0.25%. Чувствительность по входу 130-140 мВ RMS. То есть, ещё есть запас по углублению обратной связи, но я пока оставлю, как есть. Реакция на прямоугольник не очень, есть "подзвонка" на 45 кГц. Но, окончательную настройку буду делать после недельного, как минимум, прогрева. Полоса частот. При 1 кГц и начальном уровне в 3/4 от максимальной мощности, спад по низу -3 дБ на 8 Гц. Спад -0.17 дБ по верху на частоте 35 кГц. Для скромного ТВЗ от Квортрупа [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] считаю, неплохо. Вот полная схема. Блок питания. Наследие от Зимнего усилителя [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] Что сказать о первом впечатлении? Слышно, что агрегат сильный [img class=smile" src=/gif/smk/sm19.gif] . Инфраниз слышно сразу после включения. Это радует. Выходники долго стояли на полке. Жду хороших результатов по басу, судя по опыту работы с ТВЗ от АудиоНот. С прогревом этот параметр у них улучшается во много раз. Отмечу смягчённые ВЧ. Но, это всё не окончательно. буду слушать и наблюдать.

Ответов - 82, стр: 1 2 3 4 5 All

Вольдемар: majordom22, поздравляю с окончанием проекта. Это действительно серьезная вещь. Фазировка трансформаторов правильная, но иностранцы рисуют точку у нижних выводов катушек, может попробовать, и будет лучше?

majordom22: Вольдемар Всегда думал, что ёмкость обмотки относительно керна больше, поэтому желательно туда подключать холодный конец, но знаю, что есть и другие мнения на сей счёт.

ALSS: Буквально в начале лета были эксперименты по концам обмоток и здесь и на АП, и в итоге подтвердилось описанное в статье Шишидо (перевод в Вестник А.Р.А. №4-1998, с. 6-10) и использованное в топовой схеме подключение.


majordom22: ALSS Мне тоже звук посвежее кажется при таком включении бифиляра.

illarionovsp: Виталий, а с полярностью ОС источника смещения при изменении сетевого напряжения всё ОК? Думать лениво, а тут сам автор дивайс представляет...

majordom22: illarionovsp Ну, давайте вместе подумаем . На сетке КП 6Н1П сходятся два напряжения - нестабилизированное -180 В и нестабилизированное анодное, пусть +450. Они образуют два анализируемых контура. Один, с -180, традиционное фиксированное смещение. Другой - с ИП анода, который имеет какое-то внутреннее сопротивление, в моём случае повышенное, из-за кенотронов. С первым контуром всё ясно, Напряжение в сети повышается, повышается питание анода, но, вместе с ним увеличивается и напряжение -180 В, тем самым не давая увеличиваться току анода. Рассмотрим более хитрый второй контур. Его задача - обеспечить быстрый выход на рабочий режим 6П45С. Первая стадия, щелчок тумблера "сеть" и вых. лампа стала нагреваться. Пока ток через неё мал, напряжение ИП анода высокое, и на управляющей 6Н1П, и, соотв. на управляющей 6П45П смещение небольшое. Создаются предпосылки для быстрого увеличения тока анода. Стадия два. 6П45С приближается к номинальному тОку. Напяжение ИП анода подсаживается за счёт падения на своём внутрсопроте. Это приводит к смещению напряжения на управляющей в отрицательную сторону. Набор тОка вых. лампой замедляется. Стадия три. Лампа прогрелась. Ток её анода номинальный. В точке, где суммируются напряжения двух контурОв, смещение соответствует выставленному при наладке. Всё. Думал, Вы спросите насчёт постоянных времени. Загадочная история. С управляющей 6Н1П по расчёту должен стоЯть конденсатор ок. 2 мкф на общий провод, определяющий инерционность изменения напряжения смещения. В этом случае постоянные времени ИП анода и смещения прибл. равны. Но, при отсутствии сигнала, луч скопа, подключённого к нагрузке, "ездил" вверх-вниз, синхронно с колебанием сети! Взял, для пробы, влупил туда 10 мкф, нарушив всю логику, и луч стал, как вкопанный. Пришлось так и оставить. Не могу это объяснить...

U.L.F.: Виталий, поздравляю с интереснейшим проектом. Не смотря, что у самого сейчас усилитель на 6AV5G на стапеле, очень захотелось всё отложить и повторить твой проект, только уже с ГУ50 на выходе... Оформи в виде статьи с фотками в железе. Войдёт в золотой фонд! Всего несколько вопросов: 1. Для чего 26кОм на рег громкости? Этот резистор ведь будет менять характеристику регулятора в не совсем благоприятную сторону. 2. Какова объективная необходимость в такой организации питания первого каскада? 3. У 6П45С не пришлось ещё и в анод колечко или дросселёк ставить? Помнится у меня с 6П36С не обошлось...

majordom22: U.L.F. Спасибо, Дмитрий. Давай так: доделывай свой аппарат на экзотитке, а я к тому времени, возможно, удалю "узкие местА" в своём проекте. Возможно, появится альтернативный вариант Подарка. Хоть сейчас всё работает, и по мере прогрева звук улучшается (особенно порадовал сегодня Георг Отс богатством обертонов ), но ещё есть, что улучшать. И, поскольку этот усилитель, по большому счёту, является испытательным стендом, N раз перекроенным , показывать его "кишкИ" уважаемому обществу я вряд ли решусь По этому поводу один мой друг, талантливый разработчик в обл. электроники, говорил: "Я создаю печатную плату, устанавливаю все детали, затем фотографирую, и только после этого приступаю к наладке". Видя моё непонимание, он засмеялся и сказал: "После наладки аккуратная платка, ранее сияющая зелёным блеском, становится похожей на причёску мужика на похмелье" Пока писАл ответ, появились вопросы: несколько вопросов: 1. Для чего 26кОм на рег громкости? Этот резистор ведь будет менять характеристику регулятора в не совсем благоприятную сторону. 2. Какова объективная необходимость в такой организации питания первого каскада? 3. У 6П45С не пришлось ещё и в анод колечко или дросселёк ставить? Помнится у меня с 6П36С не обошлось...3) У меня сложилось впечатление, что 6П45С менее подвержена возбуду, чем 6П36С. Ты как-то меня спрашивал, есть ли опыт работы с 36-й? Я бодро ответил, что есть. И не учёл, что весь опыт мой с этой лампой был при напряжениях менее 300 В. В этих режимах она почти пай-девочка. А если у неё - в триодном ли включении, в пентодном ли - на электродах больше 400 В, то она сразу превращается в мисс Гарпию ! Каких ужасов я от неё только не насмотрелся! Ферритовые кольца взрывались, чуть глаза мне не выбили, лампы самоуничтожались, и т.д. 45-ка только одна погибла при невыясненных . Подозрение, что при коммутации на стенде получился емкостной контур между входом и выходом через корпусА приборов. 2) Питание подгонялось под существующие напряжения силовика. Я его один раз перемотал, за сутки, а потом неделю с хвостом собирал. Гудит, сволочь, и всё! Поэтому я понял, что ещё одной перемотки или я, или он не переживёт . Вот, поэтому и пришлось так изворачиваться. Могу согласиться, что подключать к простейшему стабу на повторителе и экранную сетку выходной лампы, и драйвер/УН не есть безупречно. Я ж и говорю: "доделывай свой аппарат на экзотитке, а я к тому времени, возможно, удалю "узкие местА" 1) Обвеска постоянными резисторами потенцоиметра РГ есть общераспространённое явление. Раньше я возмущался, рассматривая чужие схемы: "ну, нахрена тебе резистор на корпус от ползунка 100 кОм, когда сам потенц. 20 кОм???" Но, в одном месте на каком-то форуме натолкнулся на обсуждение. Далее мои рассуждения. Вот, если подумать, какой ток бежит через контакт ползунка на управляющую лампы? Почти никакого. А мы все точно знаем, что для любого контакта это самый тяжёлый режим. Все реле отдельно регламентируют минимальный ток через контактную группу. В РГ - то же самое. Как с этим бороться? ставим с ползунка резистор либо на корпус, либо на фазу , и обеспечивам работу контакта в классе А . И вообще, мои АЛЬПСы все от 50 кОм, поэтому и шунтирую

illarionovsp: majordom22 пишет: ...мы все точно знаем, что для любого контакта это самый тяжёлый режим... ставим с ползунка резистор либо на корпус, либо на фазу.., и обеспечивам работу контакта в классе А Виталий, мы с тобой этот вопрос обсуждали. Дело в том, что ты в это веришь. Ползун живёт с подложкой полноценной жизнью и ток какой-то персонально-дополнительный проводить ему не надо. Надо смазать спецвазелином для контактов. Как лепестки в разъёмах. И всё. Резистор твой может только динамический диапазон регулировки уменьшить и больше ничего. От лукавого это всё. И всёж интересно посмотреть работу системы стабилизации 6П45С через ЛАТР. +-10%.

majordom22: illarionovsp пишет: интересно посмотреть работу системы стабилизации 6П45С через ЛАТР. +-10%Так я же привёл таблицу в топике. Это усреднённые данные. В процесс регулировки вмешивается нестабилизированное напряжение накала, и данные при увеличении напряжения сети, от 200 В, неск. отличаются от данных при уменьшении, от 240 В. Типа, гистерезис Но, в среднем где-то так. Лампы почти прогрелись. На ночь не выключал, только, на всяк случай, сбрасывал ток покоя до 75 мА. Тепло! Зато классно спится под тихую оргАнную музыку

ГДН: majordom22 пишет: Долго лежала "под сукном" схема Покемона с межкаскажным трансформатором http://hiend.borda.ru/?1-13-0-00000038-000-200-0#145Виталь, я как поклонник коротких, сверхкоротких и ультракоротких трактов, а также, как человек крайне настороженно относящийся к разным сервосистемам (тяжелое наследие работы в отделе, где надежность ставилась во главу угла), хочу спросить: а чего ты ушел от "авто" и пришел к этим наворотам с "фиксой"? "Звуковые сигнатуры", или что-то еще?

majordom22: ГДН Хороший вопрос. Я, вообще-то тоже поклонних коротких трактов (ультракороткие мне не нравятся из-за уймы компромиссов). Может ты замечал, что чем путь сигнала короче, тем больше инфраструктуры ? Истоников питания, сервосистем и пр. Вот, хотя бы схема в топике. Тракт содержит две лампы. На входе усилитель напряжения/драйвер, и выхкаскад. Если по Лихницкому, то всего два "мутных стекла" на пути света (сигнала). Меньше уже невозможно, без утраты параметров. Зато вокруг полнО источников питания . И, обрати внимание, катод выходной лампы сидит на земле. За это пришлось заплатить добавлением сервокаскада на 6Н1П. А что поделать ? Где найти хорошо звучащих конденсаторов на ёмкость 70-100 тыщ микрофарад на канал (напомню, полоса по низу сейчас 8 Гц)? На данный момент схема сабжа имеет статус рабочей и законченной, и пока не выявятся какие-нибудь существенные недостатки, таковой и останется. Но, после открытия этой темы, у меня появилось желание создать альтернативную схему, более лаконичную, с компромиссными решениями, типа классического автоматического смещения, и т.д. Плохо, что я не смогу сделать следующий вариант, не разломав нынешний. ТВЗ только пара, и по любому параллельное сравнение не получится. Придётся всем интересующимся поверить мне на слово, а мне довериться своей долговременной слуховой памяти. Не исключено, что в итоге я восстановлю существующий вариант. Но, всё это после прогрева.

Сергеев Сергей: Виталий! а как Вам вариант комбинированного смещения? как здесь- http://tubeaudio.ucoz.ru/publ/odnotaktnyj_usilitel_na_lampakh_6p14p_i_6p45s/1-1-0-1 С подачей смещения через стабилитроны. Несколько лет работал . Ток не изменился.

majordom22: Сергеев Сергей, разница между Вашим методом и моим в том, что катод выходной лампы в моём случае подлючен непосредственно к земле и не требует батареи конденсаторов шунта. Если полоса аппарата сейчас по -3 дБ равна 8 Гц, RC цепь должна обеспечить собственный спад не менее 4 Гц. Дабы сильно не подрЕзать полосу. Рассчитать эту цепь трудно, ввиду того, что неизвестна крутизна 6П45С в РТ. Но, единицами тысяч микрофарад не обойтись, точно. Коллега ГДН высказал опасение деградации следящей системы смещения со временем. Но, дело в том, что усиление в петле ОС в Подарке меньше единицы, поэтому уход параметров сервисной лампы 6Н1П и резисторной обвязки не должен сказаться на эффективности работы. А что до уходов параметров самой 6П45С со временем, так и при любом фиксированном смещении для других, даже более дисциплинированных ламп, нужна коррекция с течением времени. С прогревом время выхода на режим уменьшается. Сейчас это занимает минуты 4-5. А потОм ток через лампу начинает чётко отслеживать шатания сетИ. Время сериалов, к примеру . К одному каналу у меня подключены вольтметр анодного напряжения и микроамперметр. Испытываю удовольствие от работы смещения не меньше, чем от звучания аппарата .

U.L.F.: Виталий, какая глубина ОС сейчас? Как рассчитывали? Не возникает ли паразитная связь по второй сетке из-за питания от одного источника с драйвером? Хотя, если никаких артефактов не зафиксировано, то и так понятно, что не возникает... Спрашиваю по той причине, что уж очень просится выкинуть нафик всё между драйвером и вых. каскадом. Запитать их от одного источника с простой RC развязкой, а к сорокопятке - банальную фиксу(ну может рассеиваемую мощность чуть снизить придётся)... Просто интересно именно Ваше мнение, как разработчика конструкции. Насколько сильно мотивировано делать именно так, как сделано?

majordom22: U.L.F. пишет: какая глубина ОС сейчас? Как рассчитывали?... Спрашиваю по той причине, что уж очень просится выкинуть нафик всё между драйвером и вых. каскадом. Запитать их от одного источника с простой RC развязкойС удовольствием напомню Вам и всем интересующимся принцип Подарка. Слева экв. схема Покемона, такого, который мы в теме "Аспекты..." в шутку прозвали "трезвенником" . То есть, драйвер в токовом включении. Подарок тОже относится к такой конфигурации, но имеет существенные отличия. В чём особенность? Rос является активной нагрузкой для выхкаскада. То есть, по умолчанию съедает часть вых мощности. Поэтому как угодно мАлым этот резистор не сделать. Я считаю пределом приличия сопротивление Rос не менее 10*Ra выхкаскада. Добиться высоких параметров можно олько засчёт достаточной глубины ОС. Смотрим опять на левую схему. Для углубления ОС нужно увелчить или все сразу, либо одно из Ri, Ra, Rg, которые являются нижним плечом делителя сигнала ОС с анода вых.лампы. В случае "трудных" ламп сделать это не просто. Например, 6П45С. Попробуйте увеличить сопротивление гридлика, хотя бы. Как же быть? А не проще ли вообще убрать Ra и Rg? Так и родилась идея Подарка. Эквивалентная схема справа. На средних частотах Ra драйвера стремится к бесконечности, благодаря трансформаторной нагрузке каскада, Rg вообще отсутствует, его роль выполняет вторичка межкаскадного транса, сопротивление которой по постоянке равно её актансу, а по переменке на средних частотах стремится к бесконечности. Т.о. остаётся только Ri пентода. А оно, как известно, великО. Тем более, я выбрал пентод с высоким Ri даже среди пентодов. Впрочем, 6П14П тоже справляется с ролью драйвера в Подарке, с более скромными параметрами на выходе и более низкой чувствительностью по входу. Для тех, кто поленился пройти по ссылке и не прочёл о Подарке в теме "Аспекты Покемоновской ООС" (раздел "Теория"), объясню, как в Подарке я добился широкой полосы межкаскадного трансформатора. Дело в том, что если подключить резистор между анодом и управляющей сеткой пентода, то, поскольку это инвертирующий каскад, между управляющей и землёй синтезируется довольно низкое сопротивление, являющееся входным для этого каскада. Величина его равна Rос/(1+Ку). Ку здесь - Коэффициент усиления пентодного каскада до охвата его ООС. У Подарка Rос=126 кОм, а Ку порядка 40 (в посте ниже вычисление). Считаем. Rвх=126/(40+1)=3 кОм. Вот этот виртуальный резистор и приложен ко вторичке бифилярного межкаскадного трансформатора. Сюда же подключается и Ri драйвера. Итого, около 2800 Ом шунтируют межкаскадный трансформатор, обеспечивая его полосу. Отсюда становится понятным, почему в драйвере выходной пентод с хорошим током покоя: ему нужно обеспечить полтора десятка вольт аплитудного на нагрузке в пару-тройку килоом. Приходится забыть про все 6Ж... . (Хотя, можно попробовать 6Ж52П, 6Ж43П, но, у них низкое Ri. И избыточное усиление). Итак, по входу 130 мВ. Чуть позже попробую уменьшить Rос и посмотрю, что становится с устойчивостью (реакцией на меандр). U.L.F. пишет: Не возникает ли паразитная связь по второй сетке из-за питания от одного источника с драйвером?Меня воодушевляли работы японского мастера Сакумы. Питание драйвера и экранных сеток выхкаскада от одного ИП в его творениях неоднократно встречаются. Хотя, соглашусь, не шибко красиво. Но, пока клиппинга нет, опасаться нечего. Возможно, я уйду от этого решения.к сорокопятке - банальную фиксу Можно и так. Хотя, считаю схему Автофикса полуфабрикатом. Из-за того, что используется одна полуволна нпряжения на тОковом резисторе, динамика этой схемотехники отвратительна. Как показали симуляции нашего коллеги oleg_s, в момент прогрева накала образуется хороооший всплеск тока из-за инерционности Автофикса. Я тогда же предложил ОППВ-детектор заменить на схему удвоения напряжения, дабы использовать обе полуволны. Впрочем, поскольку мне эта схемка неинтересна, а всех использующих её всё устраивает, воз и ныне там. ЗЫ обратите внимание на смещение вых.лампы в Подарке. В начальный момент, на управляющей присутсвует -180 В (6Ц4П очень шустрые), и только после прогрева 6Н1П смещение уменьшается. То есть, всплеска тока анода вых.лампы при включении заведомо не будет.

majordom22: Насчёт глубины ОС в Подарке. Как Вы поняли, коротко не получится . Она напрямую зависит только от одного фактора - Ri драйвера, которое, в свою очередь напрямую зависит от крутизны этой лампы и тока через неё. Поэтому, начнём "с конца". Я измерил Rвых Подарка, оно равно 0.74-0.75 Ом по факту. Зная Ктр, высчитаем сопротивление Ri св, то есть, с учётом обратной связи. Актанс вторички равен 0.25 Ом, актанс первички равен 150 Ом. Ктр по сопротивлению равен 1250. Будем считать по существу. 0.75-0.25=0.5 (Ом) Это есть результат сложения Ri лапы с актансом первички, поделённое на Ктр. Считаем. 0.5*1250=625. Отнимаем 150 Ом, и получаем 475 Ом, что является значением Ri св. Теперь выясняем Ri. С помощью ВАХ. К сожалению, есть только для напряжения на экранной 140 В. В Подарке больше. Но, что имеем Проводим пунктирную линию, касательную к ВАХ -21 В в точке 450 В 90 мА, соотв. режиму в схеме. Потом переносим эту линию в начало координат. Напряжение 1900 В соответсвует 90 ма (совпадение). Деление даёт величину Ri в 21 кОм. Учитывая, что в Подарке напряжение на экранной выше, задумываемся и принимаем Ri вдвое меньше, т.е. 10 кОм. Считаем 10000/475=21 (раз). Приблизительно во столько обратная связь уменьшила Ri 6П45С. Отсюда можем вычислить Бетта. Для этого нам нужен Ку. На том же графике бардовая линия обозначает нагрузку 7.5 кОм, какая в данный момент наличествует. Ку получился 48 единиц. С увеличением напряжения на экранной он поуменьшится. Пусть будет 40 единиц. Пользуясь формулами из темы о КО http://shot.photo.qip.ru/1047ZUw.gif и произведя арифметические преобразования, получим Ri св=Ri/1+Бетта*Мю. Подставляем вычисленные ранее значения 475=10000/1+Бетта*40, или 1+Бетта*40=10000/475=21. Отсюда Бетта*40=21-1=20. Отсюда Бетта=20/40=0.5. Извиняюсь, что так подробно. Это, чтобы самому не запутаться Итого, Бетта=0.5. Это означает, что порядка половины (!) выходного напряжения поступает на управляющую сетку 6П45С (это соответсвует паспортным данным на 6П15П, её Ri обещано в пределах 100 кОм). Хоть и не рекорд - можно ещё увеличивать глубину ОС, запас есть, но даже такая цифра не встречалась мне при описАнии выходных каскадов с общим катодом. Фактически, по этому параметру, имеем однотактный аналог цирклотрона. С более удобным питанием, и вообще ЗЫ Дмитрий, про ГУ-50. Она плохо становится в Покемон. Из-за малого Ку. От режима его величина лежит в пределах 16-24, причём 24 - высоковольтный режим, с высоким сопротивлением нагрузки. Я бы не взялся.

U.L.F.: Виталий, спасибо за развёрнутый ответ. majordom22 пишет: Дмитрий, про ГУ-50. Она плохо становится в Покемон. Из-за малого Ку. От режима его величина лежит в пределах 16-24, причём 24 - высоковольтный режим, с высоким сопротивлением нагрузки. Я бы не взялся. Да, жалко... Хотя, Бокарёв вон на 6П6С "покемонил" и вроде неплохо вышло. Уменьшить глубину ос... Просто, лампа имеет более оптимальную, как сигнатуру, так и архитектуру, и пентодную линейность, в сравнении с сорокопяткой. Хотя, это всё мои пустые рассуждения, до таких экспериментов когда ещё доберусь...

седой: majordom22 , а если 45-я достаточно стабильна, можно ее по первой схеме из топа применить, без излишних стабилизирующих наворотов? Я свои 45-е по схеме Сергея Евгеньевича делал, режимы держат как вкопанные (мож хоть с ними повезло), хотя отзывы о них самые противоположные слышал. На Ваше мнение, стоит попробовать? (А то выходник мотать для экспериментов надо, причем с дальним прицелом - если нормально пойдет, второй такой нужен, а если нет... провод загублен, жаба не спит, однако).

majordom22: седой пишет: если 45-пятка достаточно стабильна, можно ее по первой схеме из топа применить, без излишних стабилизирующих наворотов? Мне попадались экземпляры 6П45П просто высокого класса. Обратного тока первой сетки почти нет, держат режим. Но, увы, это редкость. Их сестрички того же производителя, с разницей в пару лет - совершенные хулиганки. седой пишет: свои 45-е по схеме Сергея Евгеньевича делал, режимы держат как вкопанные Это комбинированное смещение? Пробуйте. Только не забудьте шунтировать катодный резистор приличной ёмкостью. Для меня, по сложности эти смещения одинаково "навороченные".

illarionovsp: Катодный конденсатор - электролит, вещь крайне не желательная. Если в маломощных схемах (пару ватт), учитывая достоинства автосмещения, КК допустим, то чем больше, мощность, тем хуже.

U.L.F.: illarionovsp пишет: Катодный конденсатор - электролит, вещь крайне не желательная.Вы вообще против конденсаторов в катоде или только электролитические мешают? Если только электролитические, может предложите достойную замену электролитам в катоде? А то как-то голословно получается. Пусковой полипропилен только не предлагать, для шунтов по питанию пригоден, а в катодах - гадость редкостная, как и отечественные метало-бумажные. ИМХО, только электролитам в катоде и место. Просто нужно ставить хорошие. Лучшие, на мой вкус, это BG серии N или NX, но в по цене сильно кусаются даже низковольтные для драйверных каскадов... Очень неплохи Филлипсы и Роэ, но им желательно шунтирование качественной плёнкой небольшой емкости.

majordom22: U.L.F. Думаю, Сергей Павлович имел в виду катод выходной лампы на общем проводе.

U.L.F.: majordom22 пишет: Думаю, Сергей Павлович имел в виду катод выходной лампы на общем проводе Из его поста ЭТО понять невозможно. В этом случае просто следовало бы написать, что фиксированное смещение предпочтительней. Такого же мнения придерживаюсь.

majordom22: illarionovsp пишет: надо в источник смещения антистаб припаять Ставил. Как С.Е. в своём усилителе на 6П45С. Запускал напряжение смещения на управляющую 6Н1П через стабилитрон. РТ держит хорошо, но медленный выход на эту РТ остаётся. Минут 25-30 "грубо", потом ещё с полчасика "точно". Вот, нужно спросить у С.Е., как обстоит дело с этим параметром в его усилителе?

U.L.F.: Виталий, раз усилитель макетный, может всё-таки как нибудь поэкспериментируете с ГУ50, с уменьшением глубины ос?

Stan Marsh: Странное дело, про "саморазогрев" 6П45С узнал только из форума, собственный опыт ничего подобного не выявил. И ток в полампера, и мощность близка к предельно допустимой, и класс А, разумеется. И всё нормально. Никоим образом не ставлю под сомнение результаты majordom22, но, возможно, это какие-то не такие сорокопятки, образца конца эпохи, например. Или их так пугает высокое анодное... В конце концов, я бы, вероятно, плюнул на тип лампы, в угоду идеологии схемы, а не наоборот.

majordom22: U.L.F. пишет: может всё-таки как нибудь поэкспериментируете с ГУ50 Даже не придумаю, как. Ладно, панельки поменяю, но ГУ-50 не сможет работать с таким наклоном: Не хотел дикообраза показывать недоделанного, но ладно. Изменится внешний вид, заменю фото. К тому же, Дмитрий, судя по всему, с Покемонами Вы не общались непосредственно. Они, как музыкальный инструмент - требуют соответствия своих деталей друг другу. Отклонился чуть в сторону, и вышел пентодник SЕ, со всеми вытекающими. Как я Вам писАл ранее, есть возможность запустить ГУ-50 в Покемоне, типа Подарок . Ориентировочно, это режим 800 В на аноде, 100-130 В на экранной и с приведённым первички ТВЗ 12-15 кОм. Могу поточнее исследовать сей вопрос. Но, в эту конструкцию она никак не станет. ЗЫ впрочем, у меня есть ещё макеты. Если согласитесь чуток полождать, закончу интересную тему, Бог даст, черз недельку-полторы и смогу отмакетить ГУ-50 в схеме Подарка с замером параметров, но, увы, без отслушивания. Напишите, приемлем ли для Вас высоковольтный режим?

majordom22: Stan Marsh пишет: И ток в полампера, и мощность близка к предельно допустимой, и класс А, разумеется. И всё нормально. Мне всего две штуки таких попалось. Это исключения. Все остальные, много-много штук, которые я перещупал, ведут себя одинаково, и так, как я писАл: с саморазогревом.

Stan Marsh: Засада, однако. Есть ещё 6П42С - продукт высоких технологий. Эх, смайлик поставить не могу, беда! Не хватает инженерного образования для работы на этом форуме. А вот ГУ-50 лёжа, действительно, никак. Даже "исключив" провис сеток.

majordom22: Stan MarshЗасада, однако Так, почему? Может Вам повезло и у Вас хорошие? ЗЫ не имею опыта работы с 6П42С.

U.L.F.: majordom22 пишет: ЗЫ впрочем, у меня есть ещё макеты. Если согласитесь чуток полождать, закончу интересную тему, Бог даст, черз недельку-полторы и смогу отмакетить ГУ-50 в схеме Подарка с замером параметров, но, увы, без отслушивания. Напишите, приемлем ли для Вас высоковольтный режим? Скажу честно, на 800В не готов. Проблема не в самой высоковольтности, а лишь в конструктивных проблемах, которые она за собой тянет (последовательное соединение электролитов в питании и т.д.). Имел опыт "общения" с Покемонами. Лет 8 тому назад, сразу после того, как Олег выложил свою схему. В дикий восторг тогда не пришёл. Вообще не люблю звучание пентодов, схемы на триодах лаконичны и звучат для меня более естественно.

illarionovsp: ГУ-50 с МА работать не будет. Виталий прав, крутизны не хватит. Я, конечно, понимаю, простых путей мы не ищем, но, всё же. В забугорье по 3 шт EL34 в параллель SE сандалят. Или 6550, КТ88. У нас свободно Светлановские продаются. Цены разумные.

majordom22: U.L.F. пишет: В дикий восторг тогда не пришёлПрошу обратить внимание, в Подарке резистор ОС подлючен непосредственно между анодом и управляющей. Без всяких реактивных элементов между! ВАХ по чесноку выстраиваются по триодному . Фирменное отличие от остальных Покемонов: там звук сильно зависит от конденсаторов в цепи ОС. Конечно, в Подарке тоже стоИт бифилярник, но после углеродного резистора ОС, состоящего из трёх двухваттных ВС

U.L.F.: illarionovsp пишет: ГУ-50 с МА работать не будет. Виталий прав, крутизны не хватит. А 6П6С будет? Если тоже нет, то... Бокарёву расскажите. А "МА", это что-такое, случайно не ругательство?? majordom22 пишет: Прошу обратить внимание, в Подарке резистор ОС подлючен непосредственно между анодом и управляющей. Без всяких реактивных и активных элементов между! ВАХ по чесноку задираются по триодному . Фирменное отличие от остальных Покемонов. Там звук сильно зависит от конденсаторов в цепи ОС. Конечно, в Подарке тоже стоИт бифилярник, но после углеродного резистора ОС, состоящего из трёх двухваттных ВС Виталий, конечно я ЭТО заметил, потому и интерес...

majordom22: U.L.F. пишет: 6П6С будет? Работет, красавица. При напряжении за 400 В на аноде, с приведённым первички ТВЗ побольше. Это для неё то же, что и 900 В для ГУ-50 "МА", это что-такое? Так порешили покемоновскую ОС называть, МежАнодной. Хотя, в Подарке это выражено неявно.

majordom22: Десять дней, почти без выключения и умолкания проработал усилитель, пришла пора отчитаться, что же получилось в итоге? В общих чертах, оцениваю свою поделку, как достойную права на существование. Не всё идеально, но преимущества перевешивают недостатки в значительной степени. Что можно отнести к недостаткам? Горячий . Вертикальная компоновка, удобная для "оперативного вмешательства" в опытный экземляр, способствуен тому, что тепло, выделенное лампами и силовиком, как снежный ком нарастает по направлению к верхней точке конструкции. Нет ни одной металлической детали, включая железную ручку РГ, коснувшись которой бы, не понимал, что "мощща" . Только ТВЗ, стоЯщие на отшибе, чуть тёплые. Подшумливает TL431. Приложив ухо к пищали, слышно ш-ш-ш-ш... Этот дефект я изначально предвидел. Но, звуковые качества этого чипа и удобство применения склонили меня к его использованию. Конденсатор БГ 220 мкф, параллельно ему, всего лишь немного сдвигает спектр шума в среднечастотный диапазон, делая шум менее заметным. Что ещё? "волосяная" настройка тока выходных ламп. Благодаря конденсатору 10 мкф, подключённому к управляющей 6Н1П, существует задержка по времени при выставлении тока покоя, что весьма неудобно. На будущее нужно уменьшить потенциометр 330 кОм, подкорректировав номиналы других резисторов делителя. Вот, пожалуй, и все недостатки. Остальное можно смело отнести к особенностям Надо сказать, что до сегодня я старался не тестировать аппарат. Слушал в основном музыку фоново. Когда озвучивались фильмы, специально не находился в зоне стереоэффекта. Это всё для того, чтобы сохранить свежий взгляд на звучание. Сегодня большую часть дня я тестировал Подарок. Никуда не денешься, придётся написАть сакраментальную фразу: до этого ни мои конструкции, ни приносимые, в моей КДП так не звучали . Самое главное впечатление: офигенительный бас, и по уровню и по разборчивости. Это нЕчто! На фонограммах с наличием инфраниза, бас просто пульсирует и иногда основательно потряхивает за лацканы . Причём, непонятно, откуда он взялся? Предыдущая конструкция на этих ТВЗ была пятиваттный СЕ на запараллеленных по две в канал 6С4С. Ri такое же, как и сейчас у одной 6П45С. И я гордился "тем" басом. Но, он не идёт ни в какое сравнение с подарочным . Можно было бы назвать бас избыточным, если бы он чему-то мешал. Так нет же. Никакого сваливания в кашу, даже на сложных басовых пассажах! Причём, может на любителя (а я большой любитель инфры в музыке), такая подача музыкального материала усиливает вовлечённость в события на сцене. Ещё что может быть негативного? Если перетащить систему из моей маленькой КДП в более большую, возможно, такое количество баса испортит впечатление. Но, то что слышу, находясь в 14 квадратиках , весьма и весьма. Что слышу, то и пишу. Скажу больше. Мне такой бас в жизни считанное количество раз приходилось слышать. Танной порадовала, помню, величиной с бабушкин комод, в Москве, Гранд Утопия, там же, но в другом салоне, и ещё пару-тройку раз такое было. А тут, вот оно Про стерео. Сначала провёл тест на проникновение из канала в канал. Межкаскадники стоЯт бок о бок, поэтому могло быть всякое. Как положено, отключил один из входов, и один из выходов. Поставил трек с обилием духовых. И что? сначала показалось, что слышно, но потом оказалось, что это ТВЗ без нагрузки запел . Буквально, засунув голову в динамики, услышал едва различимое попискивание, на уровне шумов. Выходник намного громче издавал звук . Значит, моя экранировка бифиляров работает. Медной лентой замкнутый виток вокруг сразу двух каркасов ПЛ сердечника и провод от экрана на винт крепления ТСЗ на корпус. О самОй звуковой сцене. Всё отчётливо, мощно, с размахом. Звуки не живут в колонках. Я давно заметил, что звуковая сцена стремится принять геометрию комнаты прослушивания. У меня АС стоЯт по длинной стороне. Поэтому глубина саундстейджа небольшая обычно, зато ширина большущая. На электронной музыке с эффектами иногда кажется, что справа и слева по футбольному полю у меня . Так вот, Подарок основательно добавил эшелонирования, и не только вглубь (вперёд). За моими ушами, которые каких-то 40 см до стенки находятся, на некоторых композициях образовалось пространство, метра два-три, наполненное послезвучиями и эхом. На диске Yello Eccentrix Remixes, трек 7, хорошо записана вертикальная составляющая звуковой сцены. По кругу летает голос вокалиста Бориса Бланка (как сказал один мой друг "чувак на проволоке мотыляется") , то под потолком, то опускаясь до уровня глаз. Если раньше конкретная высота этого КИЗ больше угадывалось, то с Подарком напрягаться не нужно. Очень хорошо всё "видно". Получается, "в высоту" тоже эшелонов добавилось. Не могу вкратце не повториться про бас. Бард Борис Родионов записывал свои песни, видимо, не в крутой студии, и марлевая шторка на микрофоне, видимо, отсутствовала. Кааакие буквы Б и П слышно было! Приблизительно так: "На вашем П!разднике огня...я должен Б!ыть всенеП!ременно, извольте П!ригласить меня..." До лёгкого физического ощущения толчка воздуха. Заметьте, я слушал усИл 10 ватт на акустике 82-84 дБ чувствительностью (точно никто не знает, но оч. тупая) Теперь о том, что не очень понравилось. Почему-то Квин звучали чересчур дисциплинированно , и чувствовалась лёгкая окраска. Хз, может оно так и есть, только раньше не слышал. Женский вокал, тяжёлое испытание для цифрового тракта, на удивление красиво прозвучал, эмоционально, но без выпячивания сибилянтов, с приятным грудным оттенком. Просто здорово! Самое главное. Симфоническая музыка. Приходится признать, что в этом жанре 6С4С не отдали первенство. Подарок прилежно всё исполнил, слушать было приятно, но той тонкой нюансировки и эмоционального надрыва (Дворжак), какой демонстрировали прямонакалы, я не услышал. Но, не расстраиваюсь. Главнейший компонент, межкаскадные трансформаторы, намотаны на железе от ТС-180. Сегодня появилось желание потратиться и заказать коллеге Аркадию из Германии англицкое железо, которое, по его объявлению, один в один подходит к катушкам от ТС-180. Я почувсвовал, что аппарат этого достоин. Тем более, сетевой провод был простой от компа, и т.д. То есть, видно, куда двигаться. ЗЫ чуть не забыл. Подарок реабилитировался на рок-н-ролле! Офигеть! ноги сами подпрыгивали . В жизнь так прямонакалы не смогли бы!

majordom22: Есть мысли для объяснения звуковых свойств Подарка. В последние годы. по отношению к УМЗЧ, появилось такое понятие, как среднегеометрическая чатота полосы пропускания. Что оно есть такое? Если рассматривать УМЗЧ, как полосовой фильтр, то, по аналогии, есть частота, при которой фазовый сдвиг такого фильтра равен нулю. Эта частота считается так: sqrt(Fн-3дБ*Fв-3дБ). Fн и Fв - нижняя и верхняя частОты полосы пропускания, при одинаковом спаде по амплитуде мощности. Для примера. "Классическая" полоса пропускания 20 Гц - 20 кГц имеет среднегеометричекую частоту sqrt(20*20000)=632 Гц. Поднял свои записи, нашёл замеры пятиваттника на сдвоенных 6С4С, на этих же ТВЗ. По-3дБ было 23 Гц - 45 кГц. Вполне прилично, как мне казалось. Возросшее значение Fн связано с межкаскадными конденсаторами 0.22 мкф, а более высокое значение Fв - с тем, что безООСный усил на 6С4С имел более пологий спад по ВЧ, чем Подарок, охваченный сильной ООС. Посчитаем среднегеометрическую частоту. sqrt(23*45000)=1017 Гц! Вдвое выше, чем у "классики". Теперь, что получается в Подарке? sqrt(8*35000)=523 Гц. В два раза ниже, чем у классического усилителя, и аж в 4 раза (!) ниже, чем у 6С4С. Нужно сказать, что я всегда скептически относился к этому параметру. Действительно, ведь при записи-сведении музыкальный сигнал проходит через множество усилительных устройств, каждое со своей среднегеометрической частотой. Причём, таковая обязана наличествовать и у АС! И в этой каше, чтобы сильнее всего остального влияла, именно частота нашего домашнего горячелампового любимца? Мне такое казалось маловероятным. Но, вот, слушаю Подарок и отмечаю бас, которого раньше в своей КДП не слышал. И другого рационального объяснения, чем вышеосвещённый параметр, нет. Прошу высказаться участников, вероятно ли влияние среднегеометрической частоты на величину и качество баса, а также тембральный баланс в целом? ЗЫ Макаров рекомендует это значение в пределах 500-600 Гц.

illarionovsp: majordom22 пишет: В последние годы, по отношению к УМЗЧ, появилось такое понятие, как среднегеометрическая чатота полосы пропускания Мне что-то кажется, что не в последние, а в древние (дохайфаевские). Средняя частота УНЧа смысл имеет, если его полоса пропускания уже спектра входного сигнала. Тогда на слух сбалансированная полоса должна соответствовать канонам (СГ 600 Гц, например). Если полоса пропускания УНЧа заведомо шире спектра входного сигнала, то до фени, насколько и в какую сторону перекос. Не всё равно, с 2 Гц система воспроизводит или с 20, если на вход всё равно с 40 Гц сигнал поступает. Не? ЗЫ. 3 дБ - это 1/sqrt(2)=0.707 по амплитуде или 0.5 по мощности. ЗЫ2. А что, 6Н1П с сеточными токами работает? У неё на сетке напряжение больше, чем на катоде, вроде. ЗЫ3. В смещении есть фильтр, грубо 100 кОм 10 мкФ, который даёт дополнительную задержку при броске напряжения питания. А как-же концепция о равенстве пост. времён БП анода и смещения?

kozij: majordom22 пишет: Прошу высказаться участников, вероятно ли влияние среднегеометрической частоты на величину и качество баса и тембральный баланс в целом? А это можете легко проверить с моими компенсационными конденсаторами на регуляторе громкости. Раздвинете полосу УМ вверх, sqrt повысится, как это скажется на звуке сами услышите, и с нами поделитесь

majordom22: illarionovsp пишет: 3 дБ - это 1/sqrt(2)=0.707 по амплитуде или 0.5 по мощности Правильно, я опечатался. 0.5 по мощности. В посте исправил. illarionovsp пишет:что, 6Н1П с сеточными токами работает? У неё на сетке напряжение больше, чем на катодеКорректировался рисунок, перепутались цифры. Спасибо. illarionovsp пишет: В смещении есть фильтр, грубо 100 кОм 10 мкФ, который даёт дополнительную задержку при броске напряжения питания. А как-же концепция о равенстве пост. времён БП анода и смещения?Наконец Вы обратили внимание на сей казус. Я Ваше мнение спрашивал ещё на первой странице:Думал, Вы спросите насчёт постоянных времени. Загадочная история. С управляющей 6Н1П по расчёту должен стоЯть конденсатор ок. 2 мкф на общий провод, определяющий инерционность изменения напряжения смещения. В этом случае постоянные времени ИП анода и смещения прибл. равны. Но, при отсутствии сигнала, луч скопа, подключённого к нагрузке, "ездил" вверх-вниз, синхронно с колебанием сети! Взял, для пробы, влупил туда 10 мкф, нарушив всю логику, и луч стал, как вкопанный. Пришлось так и оставить. Не могу это объяснить...

illarionovsp: Виталий, пока макет, может весь БП смещения переделать? Диоды поставить, дроссели исключить, оставить CRC, а раз так артефактно пост времени играет, так и хорошо, можно подобрать. В сеть транс 20 В поставить и включать тумблером. Создаём скачёк и смотрим реакцию тока 6П45С. Да что я тебя учу, ты эту технологию лучше всех знаешь. А вот про симфоническую музыку молчу. я её ценю, по ТВ программе "Культура" всегда слушаю, особенно Венский Филармонический, а через свою преимущественно джаз. Рекомендуешь Дворжака? Прямо сейчас послушаю...

majordom22: kozij пишет: можете легко проверить с моими компенсационными конденсаторами на регуляторе громкости. Раздвинете полосу УМ вверх, sqrt повысится, как это скажется на звуке сами услышите, и с нами поделитесь Если честно, то у меня вообще нет таких мелких конденсаторов. Подстроечные воздушные есть, но, как-то их туда тулить не совсем удобно. А почему Вы думаете, что полоса вверх увеличится? Убеждён, что полоса ограничена частотой среза трансформаторов, как ТСЗ, так и ТВЗ, и наложением их АЧХ друг на друга, влияние которого усиливается наличием ООС. ЗЫЗЫЗЫ просьба ко всем, у кого отстроена система и есть Земфира . Похоже, что Подарок продолжает эволюционировать . На слушанном-переслушанном диске З. на треке Почему в припеве: "Я зыдыхаюсь от нежности...помню все твои трещинки (чудо андеграундное)", отчётливо стал слышен мужской бэк-вокал. Раньше нигде не слышал. Может, что у меня со слухом? Если не в напряг, проверьте, плз.

majordom22: illarionovsp пишет: В сеть транс 20 В поставить и включать тумблером. Создаём скачёк и смотрим реакцию тока 6П45С. Да что я тебя учу, ты эту технологию лучше всех знаешь Не скажите, Сергей Павлович. Ещё так не делал. У меня сеть такая чудная, что не нужно никаких тумблеров. Скачет, аки блоха по конской гриве А почему Вы предлагаете в источник отрицательного напряжения залезть? Его влияние сильно ослаблено наличием каскада на 6Н1П. Причём, этот каскад выкинуть никак нельзя, ввиду того, что он создаёт полюс низкого сопротивления (по модулю) на холодном конце вторички ТСЗ. Даже лёгкие токи сетки не ушАтывают РТ 6Н1П. Я ещё подумаю над Вашим постОм.

Flying Snow: majordom22 пишет: ЗЫЗЫЗЫ просьба ко всем, у кого отстроена система и есть Земфира . Похоже, что Подарок продолжает эволюционировать . На слушанном-переслушанном диске З. на треке Почему в припеве: "Я зыдыхаюсь от нежности...помню все твои трещинки (чудо андеграундное)", отчётливо стал слышен мужской бэк вокал. Раньше нигде не слышал. Может, что у меня со слухом? Если не в напряг, проверьте, плз.Послушал на ютубе - ага. И на словах "ну почему...ла-ла-лай..ну почему...ла-ла-лай" тоже. Кагбэ что-то есть похожее на.

majordom22: Flying Snow Огромное спасибо. Значит, не глюки . Рад был видеть Вас в моей теме.

majordom22: illarionovsp пишет: Рекомендуешь Дворжака? В частности Славянский танец соч. 72 №2. Особенно хорошА запись в исп. Лейпцигского оркестра под упр. Курт Мазур на диске Favourite Classics, пришедшего ко мне с журналом S&V. Там половина треков смело можно заносить в золотой фонд цифровой записи.

kozij: majordom22 пишет: Если честно, то у меня вообще нет таких мелких конденсаторов. Подстроечные воздушные есть, но, как-то их туда тулить не совсем удобно. А почему Вы думаете, что полоса вверх увеличится? Удобно мелкие NP0 . Общая полоса УМ может и не поднимется, но с т.з. ПСН ,(каждый предыдущий каскад ,звено более широкополосны, чем последующий) должно быть правильней, это слышно. P.S. У меня два диска Земфиры "П.М.М.Л." и "Спасибо" на них песни Почему нет

illarionovsp: Послушал Земфиру по ютубу. Там, вроде, только в последней части, а в начале, середине, не учухал. Виталий, я про смещение только БП и исключительно для упрощения схемы. Схему с 6Н1П сохранить необходимо. Сеточный ток 6П45С не шуточный, без повторителя не обойтись. И потом, не только моя просьба. Доведи усилитель до законченного вида. Я знаю, тебе не интересно. Но будет базовой УНЧ. Будет с чем дальнейшие разработки сравнивать. Да и друзья свои опусы притащут, есть с чем сравнить. Ещё про тепературные процессы. 20 .. 40 минут, это постоянная времени установки температуры трансформаторов. Значит, влияют температурные изменения актсопров обмоток. А не должны. Тоже предмет для размышлений.

majordom22: illarionovsp Есть желание привести в божеский Вид. Смущает то, что ТВЗ не совсем подходят. Ri св=450 Ом прибл., а Raкт первички 150 Ом. Треть. Не кошерно, ИМХО. Хотя, если судить по анодной нагрузке, 10-5 кОм, то вроде бы ничего. Чтобы реализовать возможности этой схемотехники, хотелось бы актсопрот не более 90 Ом (20% Ri), да ещё навернуть слегка индуктивности. Думаю, Вы понимаете, что я намекаю на Макаровские ТВЗики . Две тележки на колёсиках , это ладно, а, вот, где бы железо найти достойное? Сейчас какое-то хорошее стоИт. Неохота скатываться до ОСМ. Как говорится, с Беломора на бычки . Умыкнуть гденить cварочников пару ? ЗЫ с инетом проблемы. Проводной ещё днём отключился, сейчас на мобильном, и тот скисает. Страница грузится 3-5 минут. Временно отключаюсь.

U.L.F.: majordom22 пишет: ЗЫЗЫЗЫ просьба ко всем, у кого отстроена система и есть Земфира . Похоже, что Подарок продолжает эволюционировать . На слушанном-переслушанном диске З. на треке Почему в припеве: "Я зыдыхаюсь от нежности...помню все твои трещинки (чудо андеграундное)", отчётливо стал слышен мужской бэк вокал. Раньше нигде не слышал. Может, что у меня со слухом? Если не в напряг, проверьте, плз. Земфиры нет, но вообще, это типичное свойство пентодных однотактов "вытаскивать сопли из носа". Виталий , нисколько не в обиду, Вашей конструкции. Просто, сколько до этого имел дел с пентодниками, все пытаются вытащить мелкие звуковые детали дальнего плана, на первый план. Сначала, это забавляет и удивляет, потом начинает утомлять. Понимаешь, что не может покашливание звукорежиссёра за звукоизолирующей перегородкой и поскрипывание пола, быть такими громкими. Но, не исключаю, что Вы совсем другое имеете в виду, применительно к Земфире, просто своё мнение высказал.

Stan Marsh: Тут пентод с ООС, это, представляется, не совсем пентод, или совсем не... А по поводу выпячивания разных ненужных деталей пентодным УНЧ - верно, но не в данном случае.

majordom22: U.L.F. пишет: сколько до этого имел дел с пентодниками, все пытаются вытащить мелкие звуковые детали дальнего плана, на первый план Класс! Я это люблю. Если слышу у себя то, что не слышит кум на чисто каменном тракте, испытываю гордость. А так, всЁ равно, что купить плазму с маленьким количеством пикселов, и смотреть на ней БлюРей (реальная ситуация с моим другом. Даже не Эйч Ди Рэди!). U.L.F. пишет: Понимаешь, что не может покашливание звукорежиссёра за звукоизолирующей перегородкой и поскрипывание пола, быть такими громкими А c чем сравнение? С запарллеленной 6Н9С и 100 кОм ? Думаю, знать "как должно быть", не может никто, даже звукореж, сводивший фонограмму. Кстати, Дмитрий, Вам доводилось слушать мониторы ближнего поля, которыми пользуются в студиях? Слушал как-то давно, активные двухполоски, не упомню название. Там детальность - мама не горюй! Фостекс курит! Я к тому, что может быть, режиссёр как раз и слышал "звуки второго плана" так явственно. Нужно Андрея Даккомпа спросить.

Stan Marsh: В мониторах нет выпячивания несущественного на уровень существенного, или выше. На то они и мониторы.

electrostatic owl: majordom22, послушал, есть бэк-вокал! Слушал на совсем триодном усилении, так что пентоды тут ни при чем. Кстати если хочется уж прям супер детальности и прозрачности тогда надо электростатику + высоковольтный директдрайв.

majordom22: electrostatic owl Спасибо. Для электростатиков у меня КДП маленькая

electrostatic owl: С полноразмерными метровыми панелями большей проблемой будет усилитель на несколько киловольт Проще всего стаксы(наушники) + использовать обычный усилитель(подключать к выходникам в режиме дросселя через кондер), а потом если понравится то можно и отдельный собрать.

U.L.F.: majordom22 пишет: Для электростатиков у меня КДП маленькая ИМХО, для них и далеко не любые уши подходят...

majordom22: Первая доработка. В процессе эксплуатации выяснилось, что использование одного источника отрицательного напряжения -180 В на два канала нежелательно. Существует хоть и не драматическое, но всё же заметное влияние регулировки одного канала на другой. Чтобы устранить этот эффект, но не усложнять БП, я просто перевёл выпрямители в ОППВ и разделил поканально. Теперь источники имеют теоретическую связь только по падению напряжения на общем проводе . Фон не появился, взаимовлияние регулировок тока покоя исчезло.

Qbiq: majordom22, простите, может я что-то упустил, а чем вызван выбор такого относительно высокого анодного?

majordom22: Qbiq, по двум причинам. 1- тупостью АС, для которых и 50 ватт не очень много . А, как известно, чем выше анодное, тем больше можно снять мощности. 2- перекликающаяся с первой, наличие ТВЗ с Ктр=35.

Qbiq: majordom22, спасибо за ответ. А на какой ток рассчитан провод высоковольтной обмотки? Заранее спасибо.

Kodak: majordom22 А покажите пожалуйста подвал вот этого унча. Очень интересно посмотреть на Ваш монтаж... :-)

majordom22: Kodak Ни за что! Неужели не видно, что "шапка не по Сеньке" ? Не помещается этот усил в этот корпус. Было задумано собрать здесь РР усил, с небольшими ТВЗ. А для 16 ватт СЕ явно тесно, поэтому и в подвале палец пропихнуть между проводами и деталюхми трудно . Бог даст, эта схема найдёт себе более просторный корпус, а здесь будет 12 ваттный РР.

majordom22: Qbiq Пересматривая тему, увидел, что пропустил Ваш вопрос. 0.35 анодная вторичка, с "хитростью", в виде лишних 7 вольт на внешней половине обмотки, для компенсации потерь на увеличенное активное (поленился разбить вторичку на 4 секции ). Приборами трудно установить, сработал расчёт, или нет . Силовик на сдвоенном железе ОСМ-0.16. Небольшое сечение окна определяет небольшую мощность, относительно сечения железа. Планировалась на выход 6П36С, а поскольку сейчас 6П45С, то летом этому силовичку жарко. Иногда скупая восковая слеза капала . Зато, в крещенские морозы всем хорошо .

majordom22: Вчера Подарок прошёл мелкий ремонт. На время настройки в катоды 6П45С я поставил, в т.ч. и в кач. предохранителей, контрольные резисторы 1 Ом, состоящие из 2х2 Ом МЛТ 0.125. Так они и прижились там. А вчера в левом канале сгорели. Я понял, что настроечный период можно считать оконченным и заменил их на УЛИ 0.5. И сразу началось интересное. Выше в теме я описывал изменение тембрального баланса от громкости воспроизведения. Т. ск. слишком усердное следование характера подачи звука пресловутым кривым равной громкости. Кроме элементов схемы, на подозрении в причинах сего была и сильная местная ООС в вых. каскаде. Недавно по телефону ломали копья с коллегой ferrum на эту тему. Он доказывает, что такое положение дел, когда при уменьшении громкости пропадают НЧ и ВЧ, есть естественный процесс и избавиться от него можно только хитроумными схемами тонкомпенсации. Я же, с юности создававший, в основном СЕ без ОООС, и даже иногда без ООС , и не догадывался про такую бяку. Даже на 6П3С/6П6С и СП-3, с подвижным контактом из угля, на входе. Правда, был период упадка и ТДА7293/94, там сей эффект в наличии. Но, на общем фоне бедности звучания, не слишком заметен. Так вот, после замены МЛТ на УЛИ, я сразу заметил, что сабж заиграл по другому. При уменьшении громкости не происходило такой катострофической потери тембров, как прежде. Я включил радио джаз с компа и оставил аппарат "греться". Сейчас ночь. Что сказать? Как будто другой тракт звучит. Даже на "безопасной", для ушей соседей, громкости, всё слышно. И инфразвуковую гитару, и щёточки на тарелке, и даже на мембране барабана! Трудно по памяти сравнивать с подобным по параметрам усилителем на 6С4С, но именно подача звука при изменении положения ручки РГ теперь весьма схожая. Вечером слушал вокальные композиции, могу заявить, что на любой громкости артикуляция и интонационная точность на голосе улучшилась. А казалось бы, всего лишь изменился тип парочки резисторов ... Ранее в роли подозреваемых были межкаскадные ТСЗ, собранные с технологическим зазором (встык, без прокладок) для тока в 15 мА, тогда, как схема затребовала 25 мА. Выходит, бифиляры рулЯт , даже и в неоптимальном режиме!

Пермяк: ОФФ. Должен отметить, что в исследованиях нашего коллеги majordom22 удивительным образом совмещаются инженерный поиск и эзотерические результаты. Думаю, что будут форумчане, которым его крайний пост не понравится

U.L.F.: majordom22 пишет: Недавно по телефону ломали копья с коллегой ferrum на эту тему. Он доказывает, что такое положение дел, когда при уменьшении громкости пропадают НЧ и ВЧ, есть естественный процесс и избавиться от него можно только хитроумными схемами тонкомпенсации.Так вот, после замены МЛТ на УЛИ, я сразу заметил, что сабж заиграл по другому. При уменьшении громкости не происходило такой катострофической потери тембров, как прежде. Я включил радио джаз с компа и оставил аппарат "греться". Сейчас ночь. Что сказать? Как будто другой тракт звучит. Даже на "безопасной", для ушей соседей, громкости, всё слышно. И инфразвуковую гитару, и щёточки на тарелке, и даже на мембране барабана! Очень интересное наблюдение. Никогда не отслушивал резисторы на разной громкости... Даже не верится, что "контрольные" МЛТ в катодах с "фиксой вых каскада", могут так влиять. Когда-то пробовал ставить параллельно им тумблерочки, чтоб подключать резисторы только на время настройки, но когда убедился, что разницы между включенным тумблером и отключенным не слышу, то бросил это дело... Правда, хочу оговорться, что и МЛТ 2Х0,125Вт никогда туда не ставил, просто не попадались под руку маломощные "омники". В основсном стараюсь воткнуть туда С5(закупил когда-то мешочек для этих целей)... или в крайнем случае МЛТ 1-2ватта, если совсем бюджетная конструкция. Но, всё-равно интересно...

kozij: Эт точно, С5- там самое место. Есть , таки это влияние типа резистора, как на меня МЛТ и др мет.пл. хуже благородного угля , а вот проволочные (не китайские кирпичи) такого номинала ,как в сабже абсолютно прозрачны, тоже проверял тумблером.

DELL: Уважаемые форумчане,поделитесь полной схемой ,пожалуйста.

Пермяк: для DeLL Вставил схему в корневой пост. Там же вставил схему БП, а также обновил первую ссылку.

DELL: Спасибо большое. Полную схему можно?

DELL: majordom22 пишет:Главные усилия мои были направлены в двух направлениях: 1 обеспечить устойчивость режима 6П45С по постоянному току 2 добиться хороших параметров По первому пункту. Я использовал следящее смещение. Вопреки подобным схемам, исследуется не ток, а напряжение на аноде. Логика такова: чем сильнее открывается лампа, тем больше ток и тем больше падение напряжения на внутреннем сопротивлении ИП. Если смещение будет пропорционально напряжению анода, то лампа будет держать режим. Ну, давайте вместе подумаем . На сетке КП 6Н1П сходятся два напряжения - нестабилизированное -180 В и нестабилизированное анодное, пусть +450. Они образуют два анализируемых контура. Один, с -180, традиционное фиксированное смещение. Другой - с ИП анода, который имеет какое-то внутреннее сопротивление, в моём случае повышенное, из-за кенотронов. С первым контуром всё ясно, Напряжение в сети повышается, повышается питание анода, но, вместе с ним увеличивается и напряжение -180 В, тем самым не давая увеличиваться току анода. Рассмотрим более хитрый второй контур. Его задача - обеспечить быстрый выход на рабочий режим 6П45С. Первая стадия, щелчок тумблера "сеть" и вых. лампа стала нагреваться. Пока ток через неё мал, напряжение ИП анода высокое, и на управляющей 6Н1П, и, соотв. на управляющей 6П45П смещение небольшое. Создаются предпосылки для быстрого увеличения тока анода. Стадия два. 6П45С приближается к номинальному тОку. Напяжение ИП анода подсаживается за счёт падения на своём внутрсопроте. Это приводит к смещению напряжения на управляющей в отрицательную сторону. Набор тОка вых. лампой замедляется. Стадия три. Лампа прогрелась. Ток её анода номинальный. В точке, где суммируются напряжения двух контурОв, смещение соответствует выставленному при наладке. Всё. Думал, Вы спросите насчёт постоянных времени. Загадочная история. С управляющей 6Н1П по расчёту должен стоЯть конденсатор ок. 2 мкф на общий провод, определяющий инерционность изменения напряжения смещения. В этом случае постоянные времени ИП анода и смещения прибл. равны. Но, при отсутствии сигнала, луч скопа, подключённого к нагрузке, "ездил" вверх-вниз, синхронно с колебанием сети! Взял, для пробы, влупил туда 10 мкф, нарушив всю логику, и луч стал, как вкопанный. Пришлось так и оставить. Не могу это объяснить... Это относится к полной схеме

J.Impro: Помогите разобраться. Сравните выходное сопротивление с Дросселем и с МКТ. Для правильно работы узла ООС какое должно быть вых. сопротивление первого каскада? Обязателен ли пентод? Виталий писал о необычной энергичности Подарка. Это результат двух пентодов?

Пермяк: to J.Impro Юрий, я Вас категорически приветствую! :) Редкий гость в наших палестинах... В данном случае, учитывая, что в аноде 6п15п - трансформатор с Ктр 1:1 , выходное сопро драйвера равно Ri пентода. Поскольку акт. сопротивления обмоток невелики по сравнению с пентодным Ri, то ими можно пренебречь. Получается, что в формулу "покемоновской" ООС (параллельная ООС) должно входить именно Ri лампы. Если Вы сможете измерить это самое Ri при условии Ua=Uэ=175 вольт и Uс=-4v, тогда всё в порядке. Если такой возможности нет - тогда надо попробовать получить его, хотя бы приблизительно, расчётным путём по ВАХ, но это несколько трудоёмко....

J.Impro: Леонид, рад что откликаетесь! Еще бы Виталия оживить, с таким-то именем! Когда-то проводил опыты с дросселем в аноде 6н6п и мне показалось, что все очень здорово. И безо всяких ухищрений в намотке. Сейчас эти дроссели прикидываю на перемотку под МКТ, но это чревато с моим теперешним зрением. Может не стоит на попробовать? Что я потеряю без МКТ? Добавится емкость и это все ухудшения? Насчет пентода я не очень понял. Обязательно пентод? Учитывая, что на выходе должны быть два пентода 14, это это мне нравится, хотя в компенсацию уже не слишком верю.

Пермяк: J.Impro пишет:Обязательно пентод? В общем случае - не обязательно. Но тут такая штука: драйвер работает как источник тока, работающий на довольно низкое входное сопротивление вых. лампы. (почти) и его внутреннее является составной частью цепи ОС, и создаёт нужную её глубину. В том и фишка Покемонов. М-да, тут в двух словах трудно объяснить...

J.Impro: Но пентод с его искажениями испортит драйвер ради покемонной ООС, а нельзя ли ему так же обустроить рабочее место, как выходному пентоду?) Что я говорю, ведь был таким противником ООС! Идеология чистого драйвера нарушается, вот в чем дело.И так в схеме. Леонид, а можно ли заменить драйвер входным повышающем трансформатором? Источник имеет небольшое сопротивление.

Пермяк: J.Impro пишет:можно ли заменить драйвер входным повышающем трансформатором? Источник имеет небольшое сопротивление.Вам так уж очень хочется поставить там трансформатор?

J.Impro: Больше чем пентод с трансформатором). Крайний пентод вычищен ООС, а первый - одна надежда на пологую линию нагрузки. Слабая надежда. Логично выглядит гибридная раскачка с нулями процентов.

Пермяк: Юрий, я вижу - Вы человек твёрдых, устоявшихся воззрений на схемотехнику. Убеждать Вас в чём-то, приводить какие-то там формулы - дело бесперспективное, и в условиях форумского общения - невозможное. Увы. Могу предложить Вам посмотреть эту тему, для общего впечатления: https://hiend.borda.ru/?1-26-1606535484088-00000106-000-40-0#000

J.Impro: Твердо знаю только одно, смысла в РР больше нет. Сомнения, начиная с ООС. Опыты с ООС показали, как схлопывается звук в АС в точку и как он без нее раскрывается в пространстве. Поэтому ООС(короткая)вынужденно, иначе долго слушать однотактный без октавного пения в ушах вряд ли возможно. Даже завидую. Как бы сподобиться и познать, наконец, в чем же его преимущество? Схему Проворова на "бархатных" лампах видел.



полная версия страницы