Форум » Схемы » Светодиод или стабилитрон в катоде драйверной лампы. » Ответить

Светодиод или стабилитрон в катоде драйверной лампы.

U.L.F.: Эта тема уже вскользь затрагивалась на этом форуме, но, тем не менее, на мой взгляд, достойна отдельной ветки. Обычно, в драйвере применяют автоматическое катодное смещение на резисторе или резисторе зашунтированном конденсатором. Иногда вместо резистора ставят стабилитрон или светодиод. В чём преимущества и недостатки такого решения? Очень хотелось бы услышать тех, кто использовал такие решения на практике.

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 5 All

Бокарёв Александр: автосмещение с резистором удобнее в том плане, что можно этот резистор накрутить по минимуму искажений. Это раз. Также резисторное автосмещение малочувствительно к смене ламп. а в мощном выходном каскаде- это ещё и долгая безаварийная работа вплоть до полного издыхания лампы. .Но вот шунтирующий конденсатор что-то меняет в звуке в плане выпирания средины. Поэтому не всегда этот вариант лучший. Теперь светодиод. В принципе- это фиксированное смещение, поскольку напряжение на диоде практически не меняется. Изменить смещение мы не можем, только менять тип и марку диода, то есть ступенями. Разброс лампы проявится больше. Можно не найти нужного диода. И ток через диоды обычно невелик, 10-20ма. Но вот сам я давно и с успехом ставлю светодиоды в катод и доволен . Заодно освещение получается бесплатно.

aluma: Преимуществ два,вернее три. :) 1.Нет "грязи" эл.литов. 2.Меньше проводов,выше устойчивость ус-ля. 3.Меньше денежки требуется. С уважением. Александр Улановский.

oleg_s: У меня в катоде 6С45П через светодиод течет 40 ма, уже года 2 как...


U.L.F.: Бокарёв Александр пишет: Изменить смещение мы не можем, только менять тип и марку диода Не поделится ли кто-нибудь, из своего опыта, какие марки светодиодов - какое смещение задают. Нужно примерно 40-45ма/2В.

Бокарёв Александр: Ставьте три кремниевых диода подряд. Светодиодов на 40 ма я не знаю. Стабисторы есть, кс 433, там 3.3 вольта, может есть и меньше, не знаю Инфракрасный имеет 1.2 вольта, красный 1.5-1.85, жёлтый -2 вольта, зелёный- 2.25-2.5 белый- 3 вольта, синий тоже три.

aluma: Бокарёв Александр пишет: Ставьте три кремниевых диода подряд Ой, я бы так не делал, диф. сопротивление большое будет. И у стабилитронов оно неприличное-десятки ом. С уважением. Александр Улановский.

Бокарёв Александр: Да, виноват, про это не подумавше.... Можно впараллель набрать светодиодов, отобрав их по одинаковым вахам. Я так делал подсветку, линейку из 20 в ряд, по 5 штук в параллель. Сидел, мерил каждый, записывал рядом: 2. 27, 2.32, 2,24 , 2.35 и т.д. потом параллелил примерно одинаковые.

aluma: Была мысль измерить Uкэ_нас транзисторов для этих целей,но руки не дошли. :)

Бокарёв Александр: Один вариант есть: падение на низкоомном катодном резисторе при пропускании тока от внешнего источника. Можно плавно менять это смещение. Этот вариант годится и для светодиода, если ток самой лампы мал для выхода диода на линейную часть вахи.

oleg_s:

illarionovsp: Именно так, дорогой Олег, в древних приёмниках минус получали. Там, правда, резистор стоял, класс А, всё-же. Личная просьба. На трансформаторе не ставьте плюс, минус. Начало обмотки точкой маркируйте. Я от безделья и фанаберии маленьким квадратиком отмечаю . Ни в коем случае не ПП диоды. Чисто термодатчик. Только СД. С уважением, СП.

oleg_s: Пюсы прокол, это я на скору руку, в микрокапе наляпал. А вот резистор в этом месте смущает - повышает внутреннее сопротивление Источника Питания, тот же микрокап показывает явныйрост искажений при повышении сопротивления ИП. Желтый суперъяркий светодиод (торгаши на базаре так и не сказали имя) тянет 40 мА и падает на нем 1.95Вольт. Но есть нюанс, поскльку у меня источник тока в аноде, то больше тока, вродене течет, если делать резистивную анодную нагрузку остается вопрос...

Бокарёв Александр: Если меняем источник тока в аноде на резистор, то задача установить резистором такой же ток покоя через лампу. Никакой сложности.

oleg_s: Возможно, но ИТ дает гарантию не превышения Io (или я брежу), а резистор дает Io +-Im и тут есть возможность выпалить сначала светодиод, потому, как при Io=40мА, сумма может достигнуть в пределе 80, и выдержит ли это СД, не ведомо, при этом, если нет разделительного конденсатора, потенциально выгорает источник сигнала - лампа с оторванным катодом нэхороший прибор

Сергеев Сергей: Точно у сверхярких светодиодов ток больше. Есть даже 300ма и более.Но это однако только для белых. неоднократно использовал светодиоды в корректорах. Негатива не заметил ни я, ни заказчики.

U.L.F.: oleg_s пишет: Желтый суперъяркий светодиод (торгаши на базаре так и не сказали имя) тянет 40 мА и падает на нем 1.95Вольт. Он стандартного размера(5мм) или увеличенного?

oleg_s: U.L.F. пишет: Он стандартного размера(5мм) или увеличенного?Сейчас перевернуть усь не могу - опутан проводами, а запасных не нашел , решайте по картинке, если и увеличен по диаметру, то не более 1мм. Панельки обычные 9-пин, в них воткнута 6с45п [img]http://i030.radikal.ru/0912/de/7ddaef45affe.jpg[img]

Бокарёв Александр: Есть предел тока через светодиод,он цвет меняет и лапы у него греются. Можно найти разумное превышение и страшного ничего не будет. Лампа с оторванным катодом- ничего страшного нет, на сетке крутой минус и она заткнута наглухо.

aluma: Даташит на диоды.Есть с 2В при 50мА,но типовое 1,7В (ок. 32 кБ) http://slil.ru/28407610 С уважением. Александр Улановский.

Бокарёв Александр: Ну так это же инфракрасы?- там в импульсе- амперы.

aluma: А нормальные 20мА http://www.sunled.com/index1.php

Wavebourn: Бокарёв Александр пишет: Ну так это же инфракрасы?- там в импульсе- амперы. Да многие держат амперы, если период импульсов гораздо короче тепловой постоянной времени, а средняя мощность не перегревает выше предела.

Бокарёв Александр: У меня была дурная идея запитать светодиоды подсветки видеокамеры от импульсов строчной развёртки, чтоб в импульсе давать побольше тока, но идея непроверена на практике.

Wavebourn: Сейчас много фирм выпускает микросхемы для светодиодов -- импульсные стабилизаторы тока, с ШИМ. Ярче они от этого не светятся, просто источник питания используется экономичнее, меньше потерь на ограничении тока. А вот гасить их во время обратного хода луча -- идея интересная, хотя много ли мощности таким образом можно выиграть?

Бокарёв Александр: Собственно, задача была сэкономить и чтоб не моргали на экране монитора, думаю что даже кадровый синхроимпульс можно применить, может быть сдвинув его на полтакта. Может я и перемудрил.

Hiperpotam: Сергеев Сергей пишет: Точно у сверхярких светодиодов ток больше. Есть даже 300ма и более.Но это однако только для белых. Для любых. Белый - это синий с жёлтым люминофором. До 1 ампера на кристалл в долговременном режиме. От красных до ультрафиолетовых. Прямое падение на красных и жёлтых порядка 1.7-2.2 вольта. На зелёных, синих и УФ - порядка 3.1-3.6 вольта. Диф. сопротивление у мощных светодиодов значительно меньше одного ома. Например, в имеющемся под рукой светодиоде Cree (Royal Blue, 1 ампер) оно составляет порядка 0.4 ома при изменении тока с 0.3 до 1 ампера. ПС: в качестве бонуса можно получить очень яркую цветную подсветку комнаты, поскольку КПД современных светодиодов приближается к 50%, а у лучших моделей - до 60%. Бокарёв Александр пишет: Может я и перемудрил. Однозначно. Прикиньте длительность обратного хода и его относительную долю в общей длительности строки или кадра. Экономия пустяковая получается.

aluma: Hiperpotam пишет: в качестве бонуса можно получить очень яркую цветную подсветку комнаты, Если речь о источнике смещения, есть риск вторым бонусом получить приёмник,например фона от освещения. :) С уважением. Александр Улановский.

Mark V: >в качестве бонуса можно получить очень яркую цветную подсветку комнаты кстати слегка помигивающую в такт музыки с лампами типа ECC82 очень не плохо на слух - лампа точнаяя а светодиод слегка мылит

aluma: Mark V пишет: с лампами типа ECC82 очень не плохо на слух - лампа точнаяя а светодиод слегка мылит А это естественно. Ri порядка 7кОм,у хорошего драйвера такой Rа дОлжно быть. :) Плюс завал на ВЧ из-за ненулевого дин. сопротивления светодиода. С уважением. Александр Улановский.

Hiperpotam: aluma пишет: Если речь о источнике смещения,есть риск вторым бонусом получить приёмник,например фона от освещения. :) Современные светодиоды видимого диапазона на основе гетероструктур фотоэффекта практически или совсем не имеют. Я проверял. А вот инфракрасные - запросто.

illarionovsp: aluma пишет: Плюс завал на ВЧ из-за ненулевого дин. сопротивления светодиода. А чего так? Ёмкость светодиода приличная... С уважением, СП.

aluma: illarionovsp пишет: Ёмкость светодиода приличная... Пример. ИК диод L-7113SF7BT,ёмкость 30пФ. Красный L-113HDT,ёмкость 40пФ. Что такое пикофарады при ед. ом в катоде? Нужны десятки нанофарад, чтоб пост. времени выровнять. И того-же порядка ёмкость, но сопротивления порядка тысяч ом в анодной цепи. Постоянные времени слишком разные. С уважением. Александр Улановский.

aluma: Hiperpotam пишет:Современные светодиоды видимого диапазона на основе гетероструктур фотоэффекта практически или совсем не имеют. Я проверял. А вот инфракрасные - запросто. Фотоэффект имеют и обыкновенные диоды в стекляном корпусе,и получить прибавку фона при их использовании весьма Вот,например,об этом на сайте Analog Device: http://www.analog.com/en/content/rarely-asked-questions/raq_diodes_issue45/fca.html С уважением. Александр Улановский. Об этом

alexanderzas: Вот прочитал всю ветку. а так же другие ветки, и накопилось пару вопросов. 1. Есть ли у кого опыт построения српп-каскада со светодиодами сразу в двух этажах? Я вот попробовал, и пока что сильной разницы не заметил по сравнению с вариантом резистор в верхнем этаже и светодииод в нижнем. Пока что мыслей о противопоказаниях к такой схеме не возникает, и каскад получается очень элегантным ,например у меня вот 6н6п 250 вольт питания и четыре крассных светодиода и напряжение в окурат делитса между двух половинок Српп. 2) повозившись с корректором для головы МС ортофон мс15 и перепробовав различные лампы на входе остановился на 6н16 и 6н17. пробовал и нувистор 6с62н и 6с3п и 6ж5п все хорошо но каждая по свойму микрофонит. и только эти миниатюрные триоды даже на щелбаны по балону почти не отвечают звоном. самое интересное, что они даже не шипят при подключении мс головки без транса. Я так думаю, что вся малошумность 6с4п и нувисторов касаема высоких частот, а шумы на низких определяются микрофонным эффектом и тепловой модуляцией катода при нестабилизированном накале. У меня накал стабилизированный, поэтому слышен еле еле заметный шип, который много тише канавки пластинки. Например, в схеме Сергея Сергеева 6н17 в первом каскаде работает с нулевым смещением, а у меня этот вариант не прокатил. При подключении трёх каскадов два первых на 6н17 и выходной на српп 6н6п для мс головы усиления оказалось недостаточно. Два каскада и вместо первого из них МС транс дали примерно тоже усиление(у транса коэф трансформации 34 или 16 если первички последовательно) В начале была идея сделать выходной каскад на менее токовой лампе с большим усилением но не пройдёт по причине того что на входе моего уся никитинский регулятор громкости с сопротивлением 10 ком. В результате пришёл к такому решению используетса три каскада и транс с коэф 16. простая прикидка показывает ,что если напряжение на выходе головы 340 микровольт плюс перегрузочная способность 40дб а на низах и 60 дб и по этому на сетку первой лампы может прийт пик ту пик около 1 вольта. Кстати в таком трёхкаскадном варианте усиления оказалось некоторый перебор и пришлось притупить его установкой в катод резисторов прим 800ом и таким образом немного обратной связи и он же дал и нужное смещение в районе 1 вольта. режим лампы подправил анодным резистором и напряжением. Теперь главное исходя из того что усиления потребовалось меньше, и получаетса тут в акурат вписываетса вместо 6н17 6н16 а вместо катодного резистора инфракрассный светодиод(а может и крассный если удастса в режим нормальный вписатьса) Ток 6н16 около 6 ма а 6н17 ок 3 и я вот прикинул инфракрассный светодиод запитать дополнительным генератором тока через низкоомный резистор , чтобы через него гнало ма 15 тогда напряжение на нём 1.2 вольта. Кстати пробовал накал стержневых 1ж24питать таким образом ,между выводами накала инфракрассный светодиод и резюк 200ом на накал 6.3 вольт ,у этих ламп накал потребляет 13ма и лед в этом случае работает паралельным стабом отбирая на себя лишний ток и держа напряжение а заодно и делает напряжение смещения.

Сергеев Сергей: 1. Не вижу отрицаний. Если нет разницы на слух - делайте как вам удобней 2. У вас сигнал после транса довольно большой , поэтому нулевое смещение и не пошло. Я исходил из низкого питающего напряжения(100вольт). Если вольт 200-250. То и смещение нужно.

alexanderzas: Сигнал у меня действительно большой но сопоставим с обычной головой ММ . Стандарт на головы ММ 5 миливольт , а у моей МС 340 микровольт ,ну если его трансом в 16 раз усилить то то на то примерно и получитса ну может чуть больше. У мм головы 5 милливльт если прибавим 40 дбчто соответствует увеличению сигнала в 100 раз и получим 500милливольт но это на килогерце а на 20герцах ещё 20б , то есть как не крути а вольт или полтора пик ту пик получаетса если хотим без перегрузки работать. Питающее напряжение я могу сделать любое оптимальное ,стабилизаторы освоил и применяю давно и всегда. Самая главная уникальная фишка этой лампы в её почти нулевом микрофонном эфекте ,А шумов и фона при кристально чистом питании я не обнаружил ни у одной лампы и проблема в основном надуманная. Шипение идёт только от резисторов под напряжением но тут решения два , либо мощьная проволока , либо если лампы малотоковые смд резисторы повышенной мощьности . Остаётса два открытых вопроса , 1 Применение инфракрасного светодиода с подпиткой внешним током или крассного но тогда придётса уходить высокое питающее напряжение вольт в 400 к чему я и склоняюсь. 2 применение выходного српп каскада со светодиодами в обоих этажах, при питании 400вольт получаетса по три светодиода на этаж 6н6п , что хорошо скажетса на перегрузочной пособности. Извините Сергей не совсем внимательно прочитал ваш ответ на первый вопрос и поэтому в дагонку. На слух разницы я пока не обнаружил но и времени особо много не было послушать , да и интерессно чтобы паралельно ктото провёл экперименты. Во всяком случае нигде я пока что не встречал такого построения каскада , но получаетса всё очень элгантно и дико стабильно ,а главное резисторов совсем нет если не считать сопротивление утечки. Просто у меня две катушки смт светодиодов образовалось в каждой по 3000штук, при чём в одной трёхногие как маленький смд транзюк и общий катод а аноды один зажигает крассный другой зелёный светодиод, единственное неудобство они крохотные но мне с смд не привыкать работать.

ghoust: Резисторы нешунтированные в катоды не ставьте, звук грязный. Инфракрасные тоже могут ловить излучение, судя по постам выше. По поводу обычных светодиодов. Вот реальный опыт вчера. Драйверный каскад на 6Н9С (половинки в параллель) для раскачки EL36: Um вх = 1,2В Um вых = 40В. Епит = 260 В. В аноде 33 кОм (правильнее было бы39 кОм, но не было такого номинала) В катоде желтый светодиод диам. прим. 3мм (мутный). Uстаб = 1,92В при токе 7 мА. Uстаб = 1,82В при токе 2,5 мА. Динамическое сопротивление выходит на уровне прим. 22 Ом. Дополнительный ток в катодный светодиод получен от +Е пит доп. резистором 68 кОм, 2 Вт. Звук чистый. Никаких претензий.

aluma: ghoust пишет: Резисторы нешунтированные в катоды не ставьте, звук грязный. А А.Манаков наверное "не в курсе дела"!

ghoust: aluma пишет: А А.Манаков наверное "не в курсе дела"! Ваше замечание по теме вопроса? Причём здесь А.И.Манаков? Это из собственного опыта. Человек интересуется - я поделился. Ну и сосед. Прям слова не скажи.

aluma: ghoust пишет: Ваше замечание по теме вопроса? Причем здесь А.А.Манаков? Имея много больший опыт, А.И.Манаков в этом вопросе не делает столь категоричных выводов. Предлагает послушать, и - вполне обоснованно, по-моему. Отличие в звуке для варианта каскада с ООС и без (т.е. без шунта и с шунтом) зачастую вызваны не самим конденсатором, а ещё и другими причинами. Например топологией монтажа, особенностями ВАХ и т.д. С уважением. Александр Улановский.

ghoust: Вот именно. Я высказал СВОЕ личное впечатление от полученного результата. С уважением.

aluma: Хорошо бы сначала с резистором каскад настроить, а потом сравнивать с светодиодом. С чего бы звуку катастрофически меняться, если смещение и анодное остаётся прежним? С уважением. Александр Улановский.

oleg_s: aluma пишет: ЗЫ.А вообще Rа менее 2Ri, да ещё и с запаралеленными лампами... К примеру, пентодам не заказано

aluma: oleg_s, я про пример уважаемого соседа http://hiend.borda.ru/?1-0-200-00000181-000-20-0#025 с паралельными 6Н9С,где Ri порядка 18кОм и Rа=33кОм. Хотя,даже в таком режиме по ВАХ-м КНИ порядка 2,5-3%. Наверное,что-то другое "не срослось". С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: никто пока , что так и не откликнулся кроме Сергея Сергеева на предмет построения СРПП каскада со светодиодами или стабилитронами в двух этажах. Повторюсь нигде ни в одном источнике я пока что описания такого каскада не нашёл ,но как бы теоретически противопоказаний нет а в железе работает и не плохо. Прикидывая можно сравнить триод в катоде которого светодиод или зенер с источником тока на полевике, только в полевик дают на сетку положительное смещение или если это полевик типа кп 303 то просто резюк между истоком или землёй а то и затвор просто соединяетса с истоком. Лампе нужно отрицательное смещение и поэтому светодиод в катоде и сетка на земле даёт примерно эквивалент генератора тока на полевике типа кп 303. В транзисторной звукотехнике довольно часто применялся каскад в котором биполярный или полевой транзистор нагружался на динамическую нагрузку в виде такого полевика с резистором, например подгрузка операциоников для перевода вых каскада в режим А. Вот и сдесь получаетса , что нижняя лампа работает на такую вот динамическую нагрузку . Снимать сигнал в этом случае можно и с анода нижней лампы и с катода верхней, как впрочем и у обычного СРПП на резисторах.

ghoust: aluma пишет: Rа=33кОм Сорри, вы невнимательны. Я указывал ....Правильнее 39 кОм, но не было... Т.е. пока поставил то, что было под рукой. А ООС в аппарате нет.

aluma: ghoust пишет: Сорри, вы невнимательны. Я указывал ....Правильнее 39 кОм, но не было... Т.е. пока поставил то, что было под рукой. А ООС в аппарате нет. Это почему-же невнимательный? Старательно Ваши данные использовал! :) Но суть в том,что при расчёте по ВАХ и в реальности, для КНИ совершенно безразличен тип смещения. И гармоники зависят только от величины смещения, анодного напряжения и сопротивления нагрузки. Диоды ставим, что бы избавиться от "грязи" некачественных электролитов. Отсюда мои сомнения в причине радикального изменения звука в Вашем примере при замене "голого" резистора диодом. ООС в каскаде появляется, когда убираем конденсатор в катоде, это немного не та ООС, про которую говорит Wavebourn. ЗЫ. Епит в Ваших данных - это действительно питание, или это напряжение на аноде? Если питание, то маловато будет, а если на аноде, то для Ra=39кОм источник нужен под 600В.

ghoust: В том то и дело, что Епит. Просто уже стоят октальные панели, потому и попробовал 6Н9С. А всего питания таки 260В. Есть 6Н16Б - под такое питание в самый раз, но усиления маловато и выводы гибкие. Что бы такое применить из октальной серии, с усилением, как у 6Н9С, но с низким анодным?

aluma: ghoust Да,с 6Н9С драйвер совсем микротоковый получается. Я посмотрел-бы в сторону 6Ж4,6Ж8 и подобных,может и в триоде,если усиления хватит. 6Г2 ещё юзают,но под рукой ВАХ-и её нет. С уважением. Александр Улановский.

ghoust: Все на самом деле не очень катастрофично. 2,3мА на обе половинки - половина штатного тока. Спасибо. Буду что-то подбирать. С уважением.

oleg_s: ghoust 6Н7С? Мю ~ 35, Ri (аноды в параллель) ~ 4К, в анод ИТ

Wavebourn: aluma, ООС - она и в Африке ООС. Только в случае резистора в катоде она - по току, а значит выходное сопротивление каскада к тому - же ещё и возрастает.

aluma: Вот результаты моделирования обычного каскада на 6Н6П. Uпит=320В, Rа=10 кОм, Rk=100 Ом, Ua=110В, Ia=21мА, Um.вх=0,5В. Без Ск: Um.вых=6.0В, К2=0,14%, К3=0,003%. При Ск=10тыс. мкФ: Um.вых=6.9В, К2=0,18%, К3=0,004%. Остальные гармоники ещё меньше третьей. Хвоста при ООС (без Ск) не наблюдается.

aluma: А серьёзно - если-бы можно было описать работу ламп аналитически, т.е. не требовались бы ВАХи и графический расчёт... Поэтому, по-моему, решение примеров из предыдущего Вашего поста весьма далеки от реалий. Триод достаточно точно моделируется. С уважением. Александр Улановский.

oleg_s: Wavebourn пишет: Реалии таковы, что обратная связь - перммножение передаточной функции на часть от самой себя.Сигнал на выходе имеет задержку и с этой задержкой подается на вход, итерация повторяется над разницей на входе, это выглядит как многократное эхо... Какая ж тут "Элементарная алгебра" ? Александр не на ровном месте интрегалы-ряды всуе упоминает.

Wavebourn: oleg_s пишет: Сигнал на выходе имеет задержку и с этой задержкой подается на вход, итерация повторяется над разницей на входе, это выглядит как многократное эхо... Какая ж тут "Элементарная алгебра" ? Александр не на ровном месте интрегалы-ряды всуе упоминает.Это смотря о чём речь: мы обсуждали случай локальной обратной связи за счёт резистора в катоде. Фазовые искажения в этом случае играют гораздо-гораздо меньшую роль, чем элементарные нелинейности, о которых шла речь. В случае глобальной обратной связи - всё может быть с точностью до наоборот, в зависимости от постоянных времени в усилительном тракте. Но и фазовые сдвиги не имеют ничего общего с задержкой. Задержка в ламповом усилителе - исключительно за счёт конечности скорости света, так что про неё говорить не имеет никакого смысла.

Сергеев Сергей: oleg_s пишет: 6Н7С? Мю ~ 35, Ri (аноды в параллель) ~ 4К, в анод ИТ для 6н7с потребуется еще большее питание.

ghoust: to aluma В журнале Вестник АРА №6/2000 есть переводная статья из "Glass Audio" - "ГОЛОС МАШИНЫ: гармоники, стоящие за цифрой искажений". В ней один абзац называется "Вкл/Выкл шунтирующего конденсатора". Рекомендуется для прочтения на досуге. С уважением.

aluma: ghoust Спасибо,статья давно знакомая. :) Смотрим две верхние строчки таблички с нечётными гармониками. Для SRPP введение шунт. конденсатора на 2дБ увеличило уровень 3-й гармоники. С 0,12% аж до 0,16%. Для справки-уровень шума батарейки,которую иногда ставят для смещения,порядка -85дБ. Это по измерениям А.Манакова (на портале). Я могу выложить результаты моделирования схемы из статьи,но гармоник выше 3-й просто не видно на картинке. Измерить-же практически уровни ниже -80...85дБ в дом. условиях весьма затруднительно. С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Шум батарейки уменьшается, если её разряжать резистором.

Бокарёв Александр: А ещё лучче через этот разрядный резистор включить стрелочный прибор чтоб батарейку показывал , скока ей жить осталось. Как в том анекдоте: -Кукушечка-кукушечка, а сколько мне осталось жить?- КУ!....... Ой, а почему же так МА?!............

aluma: Зечем батарейку разряжать (например включённую между землёй и резистором утечки) не знаю,а элегантную схему контроля предлагал А.Резвой на портале. Светодиод,шунтированный резистором,в цепи анодной нагрузки (со стороны питания). С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Под нагрузкой у неё шум меньше.

aluma: Спасибо,понятно. ЗЫ.Собственно помянул батарейку в связи с цифирками,типа -100дБ ,в упоминаемой статье. Если батарейки на входе "кошерны",то на такую малость вполне "забить" можно,по-моему. С уважением. Александр Улановский.

Wavebourn: Я лично батарейки в сетки не пихал. Информация про шум - от тех, кто этим балуется.

aluma: Wavebourn пишет: Информация про шум - от тех, кто этим балуется. Противников! :) С указанием чем,как и что измерялось. С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет:С указанием чем,как и что измерялось. Мне чтото интуиция подсказывает , что нет такой апаратуры( во всяком случае доступной комуто сдесь) чтобы возможно было корректно измерить шумы батарейки. Субьективно можно её только послушать если взять хорошие наушники чувствительные и подключить к ним усилител на супер малошумящих микросхемах с прецезионными резисторами обратной связи внутри микросхемы. Например есть инструментальный усилитель INA103 бор брауновский у него перемычкой можно сделать усиление точно 40 дб а шумы самой микросхемы почти на технологической границе. Соединяем последовательно два или три таких каскада и получаес усиление 120дб. На выходе только нужно повторитель но в моём случае 600ом наушников ЭКГ можно и напрямую подключить потому как микросхема тянет 600омную нагрузку. Питание нухно сделать батарейное и по максимуму напряжения то есть плюс минус 25 вольт. всё это монтируетса в глухой железной коробке чтобы кроме белого (розового шума )в наушниках небыло слышно никаких помех. Затем ночью в глухой тишине слушаем перемычку на входе этого уся и батарейку подключенную ко входу , переключаем с помощбю прецезионного реле не паладиевых контактах. Если есть какойто шум от батарейки то он усилитса на 120дб и мы услышим или даже измеряем разницу между шумом перемычки и батарейки. Так можно тестировать на шумы любой компонент с двумя ногами. в последнем каскаде можно предусмотреть регулировку усиления ступенчатую по 10дб для расширения возможностей такого прибора.

GELIANIN: А как же постоянное напряжение, вырабатываемое батарейкой? Оно же тоже усилится на 120 дБ, и на выходе будет висеть практически напряжение питания?

alexanderzas: GELIANIN пишет: А как же постоянное напряжение, вырабатываемое батарейкой? Оно же тоже усилится на 120 дБ, и на выходе А ёмкосью на входе отрезать постоянку нельзя? А что касаетса дрейфа нуля то в тех микросхемах предусмотренно как его выставить. На входе должен стоять высококачественный конденсатор с никакой утечкой, а так как по входу инструментальника можно и нужно поставить мегаомный резистор ( проволочный ПТМН) то ёмкость конденсатора может быть небольшой , можно и воздушный кпё попробовать.

aluma: alexanderzas пишет: Мне чтото интуиция подсказывает... Я который раз предлагаю "заменить интуицию информацией",из первых уст. Посмотреть пост А.Манакова с указанием типа селективного вольтметра,полосы частот и прочими подробностями. Рад за Вас,что владеете таким замечатательным девайсом от ВВ,но для измерения (именно измерения) Ваш метод годится мало. Сравнить больше-меньше вполне. С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет: Рад за Вас,что владеете таким замечатательным девайсом от ВВ,но для измерения (именно измерения) Ваш метод годится мало. Сравнить больше-меньше вполне а зачем мне измерять ? вот если на работе задание дадут измерять и написать отчёт тогда да. А по скольку я апаратуру делаю лично для себя или для когото кому нужно слушать , мне вполне достаточно убедитса по типу шипит или не шипит . Мне извините пофигу , что например сигнал нойс моего корректора минус 80 или минус 90дб , если я включаю корректор ночью выкручиваю на полную регулятор громкости и слышу шипение ухом на пол метра возле колонки то это много а если полная мёртвая тишина то это отсувствие шумов.

aluma: alexanderzas С винилом статья особая,там и шипение может на пользу,для винтажности. Вот с сидюком сложнее,в паузах ЦАП может просто всё обнулять. А проверить систему тестовым фрагментом,ну разве не интересно? С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет: alexanderzas С винилом статья особая,там и шипение может на пользу,для винтажности. Пожалуйста, не записывайте меня в палату аудиофилитиков. При прослушке винила мне не нужна никакая винтажность и прочие понятия аудиофилитиков. Корректор, если к нему подключена головка, но не поставлена пластинка, просто должен давать мёртвую тишину, а шумы пусть слушают винтажисты. В случае сд и двд вообще данную проблему не рассматриваю по двум причинам: 1. СД на выходе даёт не 300 микровольт, а 1 вольт сигнала, и на его уровне даже минус 80дб услышать батарейку в принципе невозможно. 2. Более существенно, что в случае сигнала с СД не нужно делать смещение от батарейки. Я проверял систему и фрагментами и как угодно. Я столько разных тестов проделал когда работал в компании по разработке оптических микрофонов, что мне на всю жизнь хватит. В акустической комнате долго сидел и на Сони и на Сенайзере и на Экг, и на многих компаниях, что микрофоны разрабатывают...

aluma: alexanderzas пишет: ...В случае сд и двд вообще данную проблему не рассматриваю по двум причинам 1 сд на выходе даёт не 300микровольт а 1 вольт сигнала и на его уровне даже минус 80дб услышать батарейку впринципе невозможно... Тут вопрос исключительно практический. Есть тестовый 2-х разрядный файл.Есть результат его прослушивания на разных зв. картах. Есть результаты измерения шумов карт.Всё вполне сходится и соответствует. Отсюда вопрос о батарейках,шумах питания и т.п. Есть реальная возможность проверить свою сиситему и сверить своё субъективное восприятие с объективными конкретными цифрами. А надо,не надо,дело хозяйское. С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет: Отсюда вопрос о батарейках,шумах питания и т.п. Есть реальная возможность проверить свою сиситему и сверить своё субъективное восприятие с объективными конкретными цифрами. обьясните мне пожалуйста практическую необходимость таких измерений ? цыфры измерения красивые дальше что? а звук например как из ж или тоже красивые измерения и звук тоже красивый но разный. Ну естественно я не на слух а по измерениям апаратуру регулирую потому как если там есть искажения и шумы ,то и слушать не надо. Но вопрос какая мне разница батарейка шумит на минус 120 или 125 дб , если дин диапазон физиологический уха не более 94 и это по максимуму. Реально же если просто 100чел разных подходят ухом к динамику или в наушниках и не лышат шипения или не чувствуют разницу с бат или без то нафига такие измерения?

aluma: alexanderzas Чего тут объяснять? Способна Ваша система донести до слушателя звук с таким малым уровнем или нет. Всё предельно просто и однозначно. При чём тут "шипение из динамиков" и "красивые цифры"? Повторюсь: ЦАПы (по крайней мере - некоторые) принудительно устанавливают на выходе "0" чтобы "не шипело". Вы с ЮМ общались, его определение "разрешения" Вам должно быть знакомо. Вот его-то мы и определяем. Если не можем услышать,какой дальше может быть разговор о том,чего нет? ЗЫ.У меня такое впечатление,что Вы опасаетесь подвергнуть систему испытаниям. :) Меандром,2-х разрядным фрагментом. Я,собсно,и не принуждаю. Мне просто интересно наблюдать на форумах,как много говорят о красивом звуке и т.п.,в то-же время реакция "на меандр" похожа на Вашу:"Не может быть!" Тоже самое с этим фрагментом,делов на 5мин,но радостных воплей определивших исполнителей единицы. С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет: У меня такое впечатление, что Вы опасаетесь подвергнуть систему испытаниям. :) Меандром, 2-х разрядным фрагментом. Я, собсно, и не принуждаю. Мне просто интересно наблюдать на форумах, как много говорят о красивом звуке и т.п, а в то же время реакция "на меандр" похожа на Вашу: "Не может быть!" Тоже самое с этим фрагментом, делов на 5мин, но радостных воплей определивших исполнителей - единицы Что вы имеете в виду под системой? Я, например, за образец беру виниловую вертушку с СМ головой Ортофон, и ламповым корректором, работающим последним третьим каскадом прямо в наушники, вариант первый - с трансом на входе, вариант второй - без МС транса. Эту систему битами не испытаешь, а разрешение только на слух. Нет никаких трансов ни на входе ни на выходе три каскада на лампах на выходе наушники без транса и потенциометров,влияния внешней среды нет , вертушка запитана от акума на 6 вольт а там двиг постоянного тока и регулятор скорости всё просто и по стробоскопу потенциометром. Далее подключаем к усилителю либо это либо сд двд через селектор либо внешний цап.

alexanderzas: колонки у меня смею сказать тоже не плохие ,одни электростаты мартин логан , вторые магнепланы. Есть ещё гудмансы динамические танной , и ещё саббуферы сиас, да и морели через меня проходили. Регулятор громкости не альпс и не борнс а свой родной НИкитинский лестничный знакомый вам по аудиопорталу , в моём маломощьном усилке для души он для полной очистки совести без микроконтроллера на простом галетнике с диодной матрицей на контактах галетника а число ступеней сокращено чтоб лишних резюков небыло.

aluma: alexanderzas пишет: Что вы имеете ввиду под системой ... Александр,мне нечего больше добавить к тому,что уже сказал. И,в общем-то,без разницы,есть у Вас транс или нет. Я просто хочу обратить внимание коллег на нек. нюансы,о которых часто забывают. Так-же,как Вы обратили внимание на вибрации нитей накала,например. Вот такие "звенелки",по-моему,с одной стороны конечно "оживляют" звук,а с другой,словами ЮМ "делают аудиоокно мутным". С уважением. Александр Улановский.

alexanderzas: aluma пишет: Я просто хочу обратить внимание коллег на нек. нюансы,о которых часто забывают. Так-же,как Вы обратили внимание на вибрации нитей накала,например. Всё правильно вы говорите , но для меня звук компакт диска уже по определению мутней чем Винил или плёнка ( последняя теоретически потому как в жизни нет у меня катущечника да и зачем он) У меня ксть много винила настоящего 60х годов класика записанных на РСА эмай и других фирмах которые тогда писали с наивысшим качеством и которое не апевзошли и сегодня. В вертушке я могу повлиять от самого винила начиная от головки которая сама по себе качественная ОРТОФОН МС 30 и ими на студиях проверяли запись на качество звукорежи. Поэтому думаю что эта система обладает по жизнии(не по рекламным проспектам ) большим разрешением чем сд. НИ я ни много известных мне уважаемых людей не обнаружили там какого то либо влияния присувствия смещения от батареи на входе первого каскада прямо с головы. НА вибрации я обратил внимание когда запитал 6с33 при первых опытах с ней что ночью в тишине я слышу фон но не из колонок и очень слабенький почти не слышный отключил колонки анодное и всё равно фон , вот тогда я и взял в уши стетоскоп и сделал переключатель переменка постоянка . когда от постоянки я услышал тишину а от переменки как поют дрозды то сделал прецезионный стаб и больше уже никогда не делал по другому.

alexanderzas: aluma пишет: Вот такие "звенелки",по-моему,с одной стороны конечно "оживляют" звук,а с другой,словами ЮМ "делают аудиоокно мутным". Так вот я и нехочу ничего что оживляет или улучшает , мне надо чтобы ни накал не анодный стаб ни экранный и никакой никак не звучали вообще , мне нцжно чтобы просто сигнал на входе усиливался с мнимально возможными добавками со стороны системы потому как не существует в природе такой системы у котоой вообще нет отсебятины.

Бокарёв Александр: Звон нитей накала - согласен, его слышно. Питать накал стабильным током- это благо. Тем более это актуально для прямонакальных ламп. Но есть категория аудиофилов, что в упор не принимают выпрямленный накал, предпочитая слушать с фоном вместе, лишь бы не с кремнием в звуке. Доказывают, что даже в корректоре звук на голову лучше, если не прямить накал. Могу слабо вякнуть, что через накальную обмотку силовика вся вч грязь из сети прямиком чешет в схему и звуку от этого точно не попрозрачнеет.

suzi: Самое *смешное* с этими *ребятами* начинается еще ДО прослушиавия корректора - при включении,не услышав фона,они начинают *авторитетно* заявлять ,что со стабилизированным накалом ЗВУКА небудет! ,а те,кто не особо в *теме*,смотрят на них раскрывши рот и *мычат*,что тоже *где-то об этом слышали*... в общем пластинку можно уже не ставить -ребята уже *настроились*

alexanderzas: Бокарёв Александр пишет: Но есть категория аудиофилов, что в упор не принимают выпрямленный накал, предпочитая слушать с фоном вместе, лишь бы не с кремнием в звуке. Доказывают, что даже в корректоре звук на голову лучше, если не прямить накал. Могу слабо вякнуть, что через накальную обмотку силовика вся вч грязь из сети прямиком чешет в схему и звуку от этого точно не попрозрачнеет. Это не аудиофилы а как назвал мой один знакомый Аудиофилитики. :). Есть вещи, с которыми я могу соглашаться или нет, но тут особый случай. Мой мозг, интуиция, слух, и другие чувства наотрез отказываются понимать, как накал переменкой может быть для звука лучше, чем стабилизированная постоянка, особенно - для прямонакала. Связь индуктивная через питающие обмотки - это отдельная песня, но я про неё не знаю. Накальные трансы у меня сами по себе отдельно, да ещё и обмотка со средней точкой, и диоды шоттки. И стаб соответственно. Что касется прямонакалов, так я с ними мало имел дело, и только с низковольтными дробями 1ж29, но на входе корректора им даже со стабом не комфортно, и лучше всего оно работает от аккумов 2ач 1,2 вольта. Кстати, эти лампадки и разработаны именно для батарейного питания.

Сергеев Сергей: настрой это много. Но самое интересное , что люди в основном хотят "лампового" звука с ламповыми искажениями. Честный ламповый усил не дает окраса. И потому меньше нравится. вот такой парадокс.

geran2006: Я вот по поводу топового вопроса - ставить или нет диод в катод. Считаю, что этого никак нельзя делать, т.к. вся грязь шумов от перехода диода передастся на катод и будет усилена. И даже если диод шунтировать кондером, то всё равно будет отстой полнейший. Гораздо приятнее в катоде звучит никель-кадмиевая банка аккумулятора.

Бокарёв Александр: Шумы светодиода - это страшилка для детей. Я в своё время сочинил предусилитель для электрета, там в первом каскаде в эмиттере врезал красный светодиод. Эту схему применил мой знакомый, крутой электронщик, и он выдавил из неё максимум усиления, но лишнего шума там не обнаружил.Я специально у него узнавал про шум. Сказал: нет шума, нормально всё.Светляк-лучше. А предназначался этот усилитель микрофона для того, чтоб в элеваторе слушать шум грызущих зерно жучков-долгоносиков. Как пошёл шум- включаем обработку зерна. Усиление там было лютое. А сам я специально сравнивал по звуку светодиодное смещение с RC-цепью. Светодиод ничем не хуже .

suzi: Хотя я и с осторожностью отношусь к *камням* в ламповых конструкциях,могу с уверенностью сказать - шум светодиода в катоде - это просто бред - НЕТУ его там ,а все остальное вкусовщина -кому что нравится,но *поле для экспериментов* с RC-цепью *поширше* будет

geran2006: Есть там шум или нет-не важно. Важно другое, что звучать не будет. Лучше тогда сразу отказаться от схемы и собирать на какой-нибудь LM.

Wavebourn: Что значит - не будет? Звучит, и ещё как звучит.

suzi: geran2006 -ну опять "байки из склепа" Смею Вас уверить, что 10 из 1го даже не заметят разницы в звучании корректора со светодиодом в сравнении с RC если об ентом (что где и когда стоит)не знают заранее - сие проверено практикой

Сергеев Сергей: suzi пишет: geran2006 -ну опять "байки из склепа". Cмею Вас уверить, что 10 из 1го даже не заметят разницы в звучании корректора со светодиодом в сравнении с RC если об ентом (что где и когда стоит)не знают заранее - сие проверено практикой

Lokomotiv91: Хоть тема и про стабилитроны в катоде, сказано об этом не много. Заинтересовала схема из книги Торопкина (схему прикрепляю). Кто что может сказать по поводу подбора стабилитронов? В чём он заключается? В том, чтобы добиться заданных значений напряжения в контрольных точках? За счёт чего это достигается?

Shef: "Подбор стабилитрона" заключается в том чтобы он не шумел слишком сильно. Крутизну хар-ки сложновато померить на нужном участке, да и нужно ли? "Подбор" может также заключаться в банальном измерении/подборе точного напряжения стабилизации двух штучек для двух каналов, вот только.. любая лампа имеет разброс параметров на порядок выше. ПустОе это всё, пустопорожняя манаковская вода, чтобы ездить по ушам начинающим. Я полгода пытал эти дела так и сяк, собаку на этом съел, какая там ещё "нелинейность" на стабилизирующем участке, 0,001%? Практически как у простого резистора.. Во-первых, кондёр 4700 мкФ в параллель первому светодиоду.. А почему не 47000? Он там нужен как зайцу стоп-сигнал. Светодиод справляется без кондёра совершрнно отлично именно благодаря тому что он светодиод. Во-вторых, то же самое с кондёром 1000 на стабилитроне, зачем? У него хар-ка, действительно чуть более пологая, но шунт-конденсатор всё равно не нужен. Разве что плёнку/бумагу на 1 мкф чтобы стало получше с шумом (если он есть). Из личного опыта скажу, что стабилитрон в катоде играет грязнее всех прочих вариантов, поэтому: в-третьих, стабилитроны мутили в выхкаскад от нищеты. Нам самом деле нужно там стабилизировать не напряжение, а ток. И сейчас есть прекрасная ЛМ317 с фильтрацией в 60 Дб, никакой свдиод/стабилитрон даже близко не валялся. Ставьте ЛМ-ку и будет вам щасте. Но ей таки да, потребуется шунт-кондёр. Если найдёте где купить фирменную, берите LM317HV, на неё декларируют до 80 Дб фильтрацию.

Lokomotiv91: Какая радикальная точка зрения) Ещё бы схемку, катодной части, было бы круто

Shef: Я закончил РТФ и поэтому в состоянии в таких вещах досконально разобраться. По "шумам светодиодов" выше в этой же ветке А.Бокарёв уже высказался, что никаких шумов там в помине НЕТ, у меня совершенно аналогичный практический опыт. Даже скажу, что, по мнению западных камрадов с DIYA, в слабосигнальных цепях лучше звучат старые, допотопные и тусклые светодиоды.. это никак не объяснялось, просто кто-то отслушал их пару десятков штук. Я не знаю как это объяснить, но, действительно, тусклый светодиод из бумбокса 80-х годов оказался лучше остальных и на мой УхЪ тоже. Хотя, разница едва различима. На самом деле, вот как раз у старых светодиодов нелинейность каГбе "больше" - скажем, не 0,001% а 0,002% )) но благозвучнее. Впрочем, попробуйте сам. Схема включения ЛМ-ки тривиальна, там один резистор, погУглите хотя бы схему Локи на 6П6С и ТВЗ1-9. Резистор расчитайте на ток как указано в даташите, там формула типа 2 / 2 = Шунт.конденсатор будет достаточен на 220 мкФ, главное покачественнее BlackGate и т.п.

Lokomotiv91: http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=4842.0 Да, тут подробно рассмотрено использование lm317 в катоде. Интересно, можно смакетить и послушать



полная версия страницы